Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В., при секретаре Оленике П.А., рассмотрев 25 июля 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Невского районного суда города Санкт-Петербурга от 08 июня 2017 года в отношении
Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская Александровская больница" (далее СПБ ГБУЗ "ГАБ"), ИНН 7811018700, ОКПО 01932177, юридический адрес: Санкт-Петербург, пр. Солидарности, д. 4;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2017 года СПБГБУЗ "ГАБ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Вина СПБГБУЗ "ГАБ" установлена в том, что СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" совершило административное правонарушение выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), а именно:
06.04.2017 на 12:00 при проведении проверки в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская Александровская больница" по адресу места осуществления деятельности: 193312, Санкт-Петербург, проспект Солидарности, дом 4, лит. А, Б, Д, Ж, Т установлено, что на 06.04.2017 Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская Александровская больница" осуществляет медицинскую деятельность не связанную с извлечением прибыли с грубым нарушением лицензионных требований (лицензия N ЛО- 78-01-006813 от 26.05.2016), предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности и установленных п.п. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N291, "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" нарушила ч. 1 ст. 37 Федерального закона Российской федерации N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации", п. 27, приложение N 3 к Приказу Минздрава России от 15.11.2012 N 931н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нейрохирургия".
При проведении выездной проверки в период с 04.04.17 по 06.04.17 по требованию Прокуратуры (вх. В78-1980/17 от 29.03.17, В78-2125/17 от 04.04.17), установлено, что в нейрохирургическом отделении учреждения (где оказывалась медицинская помощь пациенту) отсутствует следующее оборудование, обязательное наличие которого предусмотрено Порядком, а именно: набор нейрохирургических инструментов большой; набор нейрохирургический экстренный; набор для измерения ликворного давления; аппарат искусственной вентиляции легких; дефибрилляторы; мониторы простые - ЭКГ, пульсоксиметрия, неинвазивное давление, конечно-выдыхаемый С02; монитор транспортный; доплерографическая установка с возможностью двухканального мониторинга; шпатель нейрохирургический двухсторонний различной ширины (8,15,20 мм); щипцы предохранительные для сверления черепа; инфузоматы и перфузоры; согревающие одеяла; оборудование для измерения внутричерепного давления с кабелем совместимости с мониторной системой; поручни в коридорах, ванных комнатах и туалетах; приспособления для умывания, отправления физиологических функций для кресельных больных. В недостаточном количестве отсасыватели хирургические - в наличии 5 из 28 положенных; противопролежневые системы - в наличии 4 из 14 положенных. Факт отсутствия оборудования подтверждается осмотром помещений нейрохирургического отделения на момент проверки, фотосьемкой, балансовой ведомостью, представленной учреждением, а так же пояснительной запиской администрации учреждения, в котором имеются данные об отсутствии вышеуказанного оборудования в нейрохирургическом отделении (где оказывалась медицинская помощь пациенту).
СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" нарушило ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 48 Федерального закона Российской федерации N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации", п. 25 приказа Минздрава России от 15.11.2012 N 931н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нейрохирургия".
При проведении выездной проверки в период с 04.04.17 по 06.04.17 по требованию Прокуратуры (вх. В78-1980/17 от 29.03.17, В78-2125/17 от 04.04.17), установлено, что согласно данным медицинской документации пациента (история болезни N 9042) в учреждении не проведен консилиум для определения дальнейшей тактики ведения и медицинской реабилитации больному после окончания срока оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" (сроки оказания медицинской помощи с 05.02.17 г по 07.02.17 г) - в нарушение ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 48 Федерального закона Российской федерации N323-Ф3 от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации", п. 25 приказа Минздрава России от 15.11.2012 N931 и "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нейрохирургия".
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона Российской федерации N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации", медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Согласно п. п. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан).
Осуществление медицинской деятельности с нарушением требований по соблюдению порядков (отсутствие оборудования) влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан при оказании им медицинской помощи (невозможность оказывать квалификационную медицинскую помощь, проводить диагностику и лечение, определять тактику ведения пациента).
Законный представитель СПБ ГБУЗ "ГАБ" Линец Ю.П. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу.
В обоснование доводов жалобы указал, что при рассмотрении дела районным судом не исследованы все обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ. Законный представитель указывает, что никакого умысла на совершение правонарушения у учреждения не было, никаких вредных последствий от правонарушения не наступило. У Учреждения не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, поскольку Учреждение является получателем бюджетных средств, и нецелевое расходование этих средств влечет предусмотренную законом ответственность. А потому, Учреждением принимались все возможные меры, направленные на соблюдение правил и норм. На отделении "нейрохирургии" оборудование, отсутствие которого вменяется в правонарушение, не требуется, такое оборудование имеется в профильных отделениях. Отделение для обеспечения своей деятельности использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которого оно организовано. Правонарушение не повлекло негативных последствий, грубое нарушение лицензионных требований не установлено. Поскольку негативных последствий не установлено, а Учреждение является бюджетным, законный представитель просит производство по делу прекратить ввиду малозначительности правонарушения.
Законный представитель СПБ ГБУЗ "ГАБ" в судебное заседание не явился, согласно материалам дела о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетеля должностные лица Территориального органа Росздравнадзора по СПб и ЛО " ... " О.Л., " ... " А.А. подтвердили обстоятельства, изложенные в протоколе по делу об административном правонарушении, так и установленные постановлением судьи районного суда, указав, что протокол об административном правонарушении имеет все необходимые сведения по факту выявления административного правонарушения, а постановление судьи районного суда является законным и обоснованным.
Защитник Хейфец А.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 06.04.2017 на 12:00 при проведении проверки в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская Александровская больница" по адресу места осуществления деятельности: 193312, Санкт-Петербург, проспект Солидарности, дом 4, лит. А, Б, Д, Ж, Т установлено, что на 06.04.2017 Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская Александровская больница" осуществляет медицинскую деятельность не связанную с извлечением прибыли с грубым нарушением лицензионных требований (лицензия N ЛО- 78-01-006813 от 26.05.2016), предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности и установленных п.п. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N291, "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" нарушила ч. 1 ст. 37 Федерального закона Российской федерации N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации", п. 27, приложение N 3 к Приказу Минздрава России от 15.11.2012 N 931н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нейрохирургия".
При проведении выездной проверки в период с 04.04.17 по 06.04.17 по требованию Прокуратуры (вх. В78-1980/17 от 29.03.17, В78-2125/17 от 04.04.17), установлено, что в нейрохирургическом отделении учреждения (где оказывалась медицинская помощь пациенту) отсутствует следующее оборудование, обязательное наличие которого предусмотрено Порядком, а именно: набор нейрохирургических инструментов большой; набор нейрохирургический экстренный; набор для измерения ликворного давления; аппарат искусственной вентиляции легких; дефибрилляторы; мониторы простые - ЭКГ, пульсоксиметрия, неинвазивное давление, конечно-выдыхаемый С02; монитор транспортный; доплерографическая установка с возможностью двухканального мониторинга; шпатель нейрохирургический двухсторонний различной ширины (8,15,20 мм); щипцы предохранительные для сверления черепа; инфузоматы и перфузоры; согревающие одеяла; оборудование для измерения внутричерепного давления с кабелем совместимости с мониторной системой; поручни в коридорах, ванных комнатах и туалетах; приспособления для умывания, отправления физиологических функций для кресельных больных. В недостаточном количестве отсасыватели хирургические - в наличии 5 из 28 положенных; противопролежневые системы - в наличии 4 из 14 положенных. Факт отсутствия оборудования подтверждается осмотром помещений нейрохирургического отделения на момент проверки, фотосьемкой, балансовой ведомостью, представленной учреждением, а так же пояснительной запиской администрации учреждения, в котором имеются данные об отсутствии вышеуказанного оборудования в нейрохирургическом отделении (где оказывалась медицинская помощь пациенту).
СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" нарушило ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 48 Федерального закона Российской федерации N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации", п. 25 приказа Минздрава России от 15.11.2012 N 931н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нейрохирургия".
При проведении выездной проверки в период с 04.04.17 по 06.04.17 по требованию Прокуратуры (вх. В78-1980/17 от 29.03.17, В78-2125/17 от 04.04.17), установлено, что согласно данным медицинской документации пациента (история болезни N 9042) в учреждении не проведен консилиум для определения дальнейшей тактики ведения и медицинской реабилитации больному после окончания срока оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" (сроки оказания медицинской помощи с 05.02.17 г по 07.02.17 г) - в нарушение ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 48 Федерального закона Российской федерации N323-Ф3 от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации", п. 25 приказа Минздрава России от 15.11.2012 N931 и "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нейрохирургия".
Согласно п. п. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан).
Перечисленные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт совершения СПБ ГБУЗ "ГАБ" административного правонарушения и вина в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: актом проверки N 78-376/17 от 06.04.2017 г., протокол об административном правонарушении от 06.04.2017 г., копией лицензии N ЛО-78-01-006813 от 26.05.2016 г., и иными материалами дела исследованными судьей районного суда.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований специального разрешения, если такое разрешение обязательно, то есть о наличии в действиях СПБ ГБУЗ "ГАБ" состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Вопреки доводам жалобы обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении, установлены верно. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией ч. 3 ст. 19.20 КОАП РФ. Действия СПБ ГБУЗ "ГАБ" обоснованно квалифицированы судьей районного суда по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что выявленные нарушения не являются грубыми, ошибочны.
Обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является грубое нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии).
В соответствии с примечанием к ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
При этом, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается Положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Пунктом 4 указанного Положения о лицензировании определены основные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Подпунктом б п. 4 указанного Положения к таким лицензионными требованиями, отнесено наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, предусмотренные пунктом 4 Положения, а также иные требования, в числе которых соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" с 01.01.2013 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. К названному порядку относится Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нейрохирургия" Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 931н.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, вывод судьи районного суда о доказанности наличия в действиях СПБ ГБУЗ "ГАБ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ является правильным, а довод жалобы об отсутствии его вины несостоятельным, а по названным выше обстоятельствам, оснований признания правонарушения малозначительным не имеется.
Постановление о привлечении СПБ ГБУЗ "ГАБ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2017 года, вынесенные в отношении Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская Александровская больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу законного представителя Линец Ю.П. - без удовлетворения.
Судья Куприк С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.