Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
и судей Удова Б.В.,Исюк И.В.,
при секретаре Травиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе представителя истцовПривезенцева В.И., Привезенцевой О.И. по доверенности Старовойтовой Е.А. на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении всех исковых требований Привезенцева В.И. и Привезенцевой О.И. к Королевой М.М. и Антошиной Л.В. о признании права собственности на земельный участок площадью 1029 кв.м., кадастровый номер ***, по адресу: ***, - отказать полностью.
УСТАНОВИЛА:
Истцы Привезенцев В.И., Привезенцева О.И. обратились в суд с иском к ответчикам Королевой М.М., Антошиной Л.В. о признании за истцами права собственности по 1/2 доли за каждым на земельный участок по адресу: ***, с кадастровым номером ***, общей площадью 1 029 кв.м. согласно технического отчета ООО "ГеоМенеджер" от 14 ноября 2013 года в рамках абрисов узловых и поворотных точек границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований истцы указали , что на основании решения Солнцевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2014 года в редакции определения того же суда от 06 июля 2015 года они являются собственниками квартиры N 3 в жилом доме по адресу: ***. Указанное домовладение состоит из четырех квартир: квартиры N 1, N 2 принадлежат на праве собственности ответчику Антошиной Л.В., квартира N 4 - ответчику Королевой М.М. Поскольку домовладение расположено на земельном участке, выделенном правопредшественникам истцов, между собственниками сложился порядок пользования земельным участком, истцы обратились в Департамент городского имущества г. Москвы с запросом по вопросу предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: ***, однако получили отказ, в котором им разъяснено, что для приобретения права собственности все собственники домовладения совместно должны обратиться в уполномоченный орган. Ответчики от совместного обращения отказываются.
В судебном заседании представитель истцов Привезенцева В.И. и Привезенцевой О.И. по доверенности Старовойтова Е.А. поддержала исковые требования.
Ответчики Королева М.М., Антошина Л.В., представитель третьего лица Департамента городского имущества Москвы, о рассмотрении дела извещены, в судебное заседание не явились.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которогопросит представитель истцов Привезенцевых В.И. и О.И. по доверенности Старовойтова Е.А. по доводам апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку суд не установилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Изучив материалы дела, выслушавпредставителя истцовПривезенцевых Вж.И.и Е.А. по доверенности Старовойтову Е.А., представителя третьего лица Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Крылову Г.Г.,обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела видно , что решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2014 года в редакции определения об исправлении описок признано право собственности Королевой М.М. и Антошиной Л.В. на самовольные постройки и произведенные переоборудования домовладения по адресу: *** ; произведен реальный раздел домовладения по адресу: ***; в собственность Королевой М.М. выделена квартира N 4; в собственность Антошиной Л.В. выделены квартиры N 1 и N 2 ; в собственность Привезенцева В.И. и Привезенцевй О.И. выделена квартира N 3 ( по 1/10 доли каждому ) . Указанным решением установлено, что домовладение расположено на земельном участке, выделенном правопредшественникам истцов.
Разрешая спор о признании за истцами Привезенцевыми В.И. и О.И. права собственности на спорный земельной участок по ? доли за каждым, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как установлено судом, ответчики Королева М.М. и Антошина Л.В. по отношению к истцам являются смежными землепользователями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Привезенцева В.И., Привезенецевой О.И., суд исходил из того, что Антошина Л.В., Королева М.М. не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку не являются собственниками спорного земельного участка, истцами не представлено доказательств, что спорный земельный участок площадью 1029 кв.м сформирован с установлением границ в соответствии с Федеральным законом РФ N 221 -ФЗ от 24.07.2007 г. " О государственном кадастре недвижимости".
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна.
В силу пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ город Москва , как субъект Российской Федерации, осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.
Согласно пунктам 2,3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ ( в редакции Федерального закона от 08.06.2015 года N 142 -ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю :
к собственности субъектов Российской Федерации относятся : земельные участки , занятые зданиями, строениями , сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации ; земельные участки , предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации , а также казенным предприятиям , государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям , созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации ; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли;
к собственности поселений , городских округов , муниципальных районов относятся : земельные участки , занятые зданиями , строениями , сооружениями , находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований ; земельные участки , предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований , а также казенным предприятиям , муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления ; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу пункта 4 данной статьи к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт -Петербурга относятся земельные участки , указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2011 года N 137-ФЗ , распоряжение земельными участками , указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона , осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки , государственная собственность на которые не разграничена , не является препятствием для распоряжения ими ( пункт 1).
Распоряжение исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков , расположенных в границах указанных субъектов , если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя ( пункт 2).
Таким образом , права пользования , владения и распоряжения земельными участками , расположенными в границах города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена , в силу федерального закона перешли субъекту Российской Федерации в лице органа исполнительной власти - правительства Москвы.
С учетом изложенного, суд сделал правильный и обоснованный вывод, что спорный земельный участок, право собственности на который не оформлено и не зарегистрировано , и права на который заявляют истцы, в силу прямого указания в законе относится к собственности города Москвы.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства г. Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП (в редакции от 13 октября 2015 г.) "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим в том числе функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом г. Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
В силу п. п. 6.10., 6.31. Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, ответчиком по искам в судах о признании права собственности на земельные участки от имени города Москвы выступает Департамент городского имущества г. Москвы.
По смыслу приведенным норм иски о признании права собственности предъявляются к собственнику имущества, а Королева М.М. и Антошина Л.В., к которым предъявлен иск , собственниками спорного земельного участка не являются.
Вопрос о замене ответчика в силу ст.41 ГПК РФ обсуждался судом в ходе судебного разбирательства, однако представитель истца согласия на замену ответчика не выразил.
В силу ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики. позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством (п. 16).
На основании п. п. 1. 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату и бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
В силу ч. 1 ст. 38 указанного ФЗ N 221 межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Доказательств , что спорный земельный участок сформирован с установлением границ в соответствии с нормами действующего законодательства истцами не представлено.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку спорный земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет в том порядке , который требует действующее земельное законодательство, то в настоящее время он не может быть объектом спорных правоотношений и объектом права собственности.
Пунктом 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено , что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 той же статьи).
В соответствии с п. 4, п. 5, п. 8 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4). Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") (п. 5). Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (п. 8).
Согласно пункту 6 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, при отсутствии согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, образование земельных участков возможно только на основании решения суда.
В силу пункта 4 статьи 11.2 и пункта 6 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, наличие названной процедуры образования (раздела) земельных участков является обязательной в силу закона.
Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков установлены ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также предусматривают, что основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Частью 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, регулирующей приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлено, что лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из приведенным норм материального права, суд сделал правильный вывод, что право на приобретение в собственность земельных участков , находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости , которые расположены на таких земельных участках, а для лиц, имеющих в общей долевой собственности один жилой дом , обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Однако, остальные сособственники объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, ответчики Королева М.М. и Антошина Л.В. не обращаются совместно с истцами с требованиями о признании права собственности на земельный участок.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства , являющихся основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решением суда от 11 октября 1955 года за правопредшественником истцов Кротовым К.А. и истцами закреплен свой , отдельный участок 1060 кв.м , длиной 39.4 кв.м, шириной 26,9 кв.м , который зарегистрирован в установленном порядке в БТИ "Западное -2" г. Москвы 9 декабря 1996 года на праве собственности , а также о том, что фактически межеванием по землеустроительному делу - техническому отчету "Об инженерно-геодезических работах по установлению границ и определению площади земельного участка площадь отдельного земельного участка истцов составляет 1029 кв.м , на котором расположена квартира N 3 истцом , не являются основанием к отмене решения суда.
Спорный земельный участок, согласно исковых требований, имеет площадь 1029 кв.м, то есть иной размер, нежели указанный в решении суда от 1955 года.
Остальные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнительную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.