Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-648/2016 по административному исковому заявлению общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общероссийская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" 25 марта 2016 года обратилась в Московский городской суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 25 декабря 2015 года об отклонении заявления общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:09:0001025:1021, общей площадью 11 863,10 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, *.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что является собственником указанного объекта, который представляет собой нежилое здание, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером 77:09:0001025:1021, общей площадью 11 863,10 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва* составила * рублей.
Полагая, что установленная в отношении нежилого здания кадастровая стоимость является завышенной, общероссийская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" обратилась за проведением оценки в ООО "*"", в соответствии с отчетом которого рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001025:1021 составила * рубля.
Согласно экспертному заключению от 14 октября 2015 года N2571/1-15, подготовленному Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией оценщиков "Свободный оценочный департамент", отчет об оценке N АЮ-101-154/0815 соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
За пересмотром кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии от 25 декабря 2015 года заявление общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" было отклонено со ссылкой на то, что отклонение рыночной стоимости от кадастровой составляет более 30%, а именно 38 процентов, оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", положительное заключение не соответствует требованиям ФСО N 5 "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения".
Обращаясь в суд, представитель общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" настаивал на том, что принятое Комиссией решение подлежит признанию незаконным, поскольку в решении отсутствует указание на допущенные оценщиком нарушения, сам отчет об оценке и положительное экспертное заключение соответствуют требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
К участию в деле судом привлечены Правительство Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве", Департамент городского имущества города Москвы.
Дело рассматривается судом в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).
В судебном заседании представитель административного истца общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" (по доверенности) Чугаева Ю.И. требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве (по доверенности) Сухов Д.А. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва.
Представитель заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы (по доверенности) Вейн К.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители административного ответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве и заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве" в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы заявления и возражений на него, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе, посредством предъявления требования об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 (далее - Порядок).
В силу пункта 20 Порядка в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Исходя из приведенных положений Закона об оценочной деятельности, а также Порядка, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, в частности, соответствия отчета об определении рыночной стоимости статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судом, общероссийская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001025:1021, расположенного по адресу: г. Москва, *, что подтверждается свидетельством от 29 июня 2004 года N* о государственной регистрации права.
14 декабря 2015 года общероссийская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с просьбой о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше объекта.
Одновременно с заявлением представлены следующие документы: кадастровая справка, нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права, протокола общего собрания, отчет об оценке, экспертное заключение, копия доверенности и электронный носитель, содержащий электронные версии отчета и экспертного заключения.
Решением от 25 декабря 2015 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве отклонила заявление общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз".
Из содержания решения следует, что основаниями для отклонения заявления ассоциации послужило следующие: отклонение рыночной стоимости от кадастровой стоимости более чем на 30 процентов, а именно 38 процентов, несоответствие отчета об оценке требованиям статьи 11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете информации, используемой для проведения оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет об оценке не соответствует принципу однозначности и обоснованности, предусмотренному пунктом 4 ФСО N 3; несоответствие положительного экспертного заключения требованиям, установленным законодательством РФ, что выражается в том, что нарушены требования ФСО N 5 "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 июля 2011 года N 328, в части результатов проверки отчета об оценке на соответствие требованиям статьи 11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", федеральных стандартов оценки.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика Управления Росреестра по городу Москве о законности принятого Комиссией решения.
В соответствии с пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, факт отклонения рыночной стоимости объекта от кадастровой стоимости более, чем на 30% является основанием для отклонения заявления только в двух случаях: если заявителем не представлено на отчет положительное экспертное заключение саморегулируемой организации, и в случае, если содержание отчета не соответствует требованиям ст.11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", федеральным стандартам оценки.
Из материалов дела усматривается, что в Комиссию был представлен как отчет об оценке от 01 января 2015 гола N АЮ-101-154/0815, составленный ООО "*", так и положительное экспертное заключение от 14 октября 2015 года N2571/1-15 на данный отчет, составленное Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией оценщиков "*", членом которого является оценщик Редков А.Л., составивший отчет об оценке.
Таким образом, отклонение рыночной цены объекта от кадастровой стоимости на 38 процентов не могло являться основанием для отклонения заявления в соответствии с пунктом 20 Порядка.
Из содержания оспариваемого решения видно, что иным основанием для отклонения заявления послужило то обстоятельство, что Комиссия посчитала содержание отчета об оценке не соответствующим требованиям статьи 11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", федеральным стандартам оценки.
Между тем, приложением N 1 к Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, установлены требования, предъявляемые к содержанию решения Комиссии об отклонении заявления по основанию несоответствия отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
В соответствии с приведенными выше положениями нормативного акта, если Комиссия приходит к указанному выше выводу, то в решении указываются несоответствия оформления и содержания отчета об оценке с обоснованием и ссылками на положения нормативных правовых актов. Аналогичные положения указываются в случае, если положительное экспертное заключение не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Однако в нарушение нормативных положений Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, в тексте оспариваемого решения не указаны конкретные несоответствия, выявленные Комиссией, оформления отчета и положительного заключения, отсутствует указание на выявленные Комиссией несоответствия, на их обоснование, отсутствуют ссылки на положения отчета и ссылки на конкретные положения нормативных правовых актов, которым, по убеждению Комиссии, не соответствуют отчет и положительное заключение.
Отсутствие мотивировочной части решения исключает возможность вывода о соответствии решения действующему законодательству, нарушает права административного истца, исключая у него возможность узнать, по какой причине поданное им заявление было отклонено.
Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Пунктом 1 статьи 219 КАС РФ разъяснено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При проверке в судебном заседании вопроса соблюдения административным истцом срока обращения в суд установлено, что срок не пропущен.
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 25 декабря 2015 года об отклонении заявления общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов не соответствует по своему содержанию требованиям нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения, а именно Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 (Приложению N 1 к нему).
Такое решение подлежит признанию незаконным.
Пунктом 2 ст.227 КАС РФ разъяснено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В этом случае административный ответчик обязан устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии, в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления. Следовательно, судом не может быть предрешен вопрос о результате рассмотрения заявления Комиссией.
Удовлетворяя требования о признании незаконным решения Комиссии, суд учитывает, что в настоящее время в производстве Московского городского суда не находится дел по заявлению общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:09:0001025:1021 равной его рыночной стоимости. В настоящем деле таких требований административным истцом также не заявлялось.
Поскольку первоначальное заявление в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве подано 14 декабря 2015 года, суд обязывает Комиссию повторно рассмотреть ранее поданное заявление ассоциации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 25 декабря 2015 года N 51-7507/2015 об отклонении заявления общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 77:09:0001025:1021, расположенного по адресу: г. Москва, *.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве повторно рассмотреть ранее поданное (14 декабря 2015 года) заявление общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 77:09:0001025:1021, расположенного по адресу: г. Москва, *.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через суд первой инстанции.
Судья Московского
городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.