Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" Суровцева *** на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 29 августа 2016 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 10 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 29 августа 2016 года Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее также ГУП "Московский метрополитен", Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 10 ноября 2016 года постановление мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 29 августа 2016 года оставлено без изменения, жалоба защитника *** А.В. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник *** С.Л., выражая несогласие с названными судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, поскольку деятельность ГУП "Московский метрополитен" входит в сферу публичных интересов и направлена на выполнение социальных задач, в связи с чем исполнение должностных обязанностей инспектора отдела транспортной безопасности на станциях метрополитена, ранее работавшей дознавателем отделения дознания ЛО МВД России *** (***) А.А. не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизию публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью, а потому обязанность по уведомлению предыдущего работодателя о заключении трудового договора с *** (***) А.А. у ГУП "Московский метрополитен" отсутствовала.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 указанной статьи, является правонарушением и влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", распространяются на лиц, замещавших должность федеральной государственной службы, включённую в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, или должность федеральной государственной службы, включённую в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждённый руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557.
Приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 875 (действующим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности) утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей согласно приложению N 1 к названному Приказу (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 вышеназванного Перечня к таким должностям относится дознаватели всех наименований.
Как следует из материалов дела, Московско-Смоленской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе в ЛО МВД России на ст. Москва-Белорусская.
В ходе проведения проверки установлено, что 01 июня 2015 г. между ГУП "Московский метрополитен" и *** А.А. (после расторжения брака 10.02.2016 г. Казакова) заключен трудовой договор N ***, в соответствии с которым последняя принята на должность инспектора дистанции в отдел транспортной безопасности на станциях метрополитена/Дистанция8/Чеховская, о чем издан приказ N *** от 01.06.2015 и сделана запись в трудовой книжке.
Согласно записям в трудовой книжке в период с 29.09.2008 г. по 03.04.2015 г. ***) А.А. проходила службу в ЛО МВД России на станции Москва-Белорусская в должности дознавателя, включенную в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних для Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МВД России от 31.10.2013 N 875.
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции ГУП "Московский метрополитен" в установленный законом десятидневный срок не сообщил представителю нанимателя по последнему месту службы в органах внутренних дел *** А.А. о приеме ее на работу.
Указанные действия ГУП "Московский метрополитен" квалифицированы по ст. 19.29 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ГУП "Московский метрополитен" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением заместителя Московско-Смоленского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении; копией трудовой книжки на имя *** А.А.; копией трудового договора N *** от 01 июня 2015 г.; копией приказа о приеме работника на работу N *** от 01.06.2015; копией приказа N*** от *** 2015 года об увольнении *** А.А.; копией Устава ГУП "Московский метрополитен", а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУП "Московский метрополитен" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии в действиях (бездействии) Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, поскольку деятельность ГУП "Московский метрополитен" входит в сферу публичных интересов и направлена на выполнение социальных задач, в связи с чем исполнение должностных обязанностей инспектора отдела транспортной безопасности на станциях метрополитена бывшего сотрудника МВД - *** А.А., не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизию публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью, проверялись мировым судьёй и судьёй районного суда при рассмотрении дела и жалобы и обоснованно были признаны несостоятельными.
Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Федерального закона о противодействии коррупции, статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Так, пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно подпункту "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Из анализа пункта 1, подпункта "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции против коррупции, частей 1, 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо организации, которая выполняет его функции.
Согласно п. 1.5 Устава ГУП "Московский метрополитен" указанное предприятие являлось коммерческой организацией и несет ответственность установленную законодательством Российской Федерации, за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества - городом Москвой, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами (л.д. 38).
Целями и предметом деятельности Предприятия являются оказание услуг по перевозке пассажиров в целях удовлетворения потребностей города Москвы в пассажирских перевозках и получения прибыли (п. 2.1 Устава)
Основным видом деятельности Предприятия является организация перевозочного процесса по линиям метрополитена (п. 2.2 Устава)
Предприятие может осуществлять и другие виды деятельности перечисленные в пункте 2.3 Устава.
Таким образом, материалы дела содержат достаточные данные, указывающие на то, что ГУП "Московский метрополитен" является специализированной коммерческой организацией, осуществляющей деятельность, не только по организации перевозочного процесса по линиям метрополитена, но иные виды деятельности, направленные на получение прибыли.
При таких обстоятельствах, исполнение *** А.А. должностных обязанностей в ГУП "Московский метрополитен связано с коррупционными рисками и могло повлечь коллизию публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью на в органах внутренних дел, в связи с чем действия , связанные с несоблюдением работодателем обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции, в отношении бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в соответствующий перечень, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ГУП "Московский метрополитен" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и виновности ГУП "Московский метрополитен" в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ГУП "Московский метрополитен" не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ГУП "Московский метрополитен" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 19.29 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Порядок и срок привлечения ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 29 августа 2016 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 10 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении , предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина", жалобу защитника *** С.Л. без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.