Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу представителя конкурсного управляющего ЗАО "ИпоТек БАНК" Валлена О.Э. на постановление мирового судьи судебного участка N 111 района Преображенское г. Москвы от 20 июня 2016 года и решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 111 района Преображенское г. Москвы от 20 июня 2016 года должностное лицо - представитель конкурсного управляющего ЗАО "ИпоТек БАНК" Валлен О.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 (триста) рублей.
Решением судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2016 года постановление мирового судьи судебного участка N 111 района Преображенское г. Москвы от 20 июня 2016 года оставлено без изменения, жалоба представителя конкурсного управляющего ЗАО "ИпоТек БАНК" Валлена О.Э. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Валлен О.Э. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, указывая на то, что вмененное ему вину нарушение сроков предоставления декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2015 г. образует объективную сторону ст. 15.5 КоАП РФ, а не ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, по которой его действия квалифицированы судебными инстанциями; ненадлежащее извещение налоговым органом о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении; отсутствие его (Валлена О.Э.) вины в нарушении сроков предоставления декларации, поскольку временной администрацией ЗАО "ИпоТек БАНК" не была своевременно передана вся необходимая финансово-бухгалтерская документация, что затруднило составление налоговой отчетности за период до введения в отношении ЗАО "ИпоТек БАНК" конкурсного производства; дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей в отсутствии Валлена О.Э., а также сведений о его надлежащем извещении.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы надзорной жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ административная ответственность наступает за н епредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи .
Как следует из материалов дела решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 июня 2015 г. ЗАО "ИпоТек БАНК" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год. Функции конкурсного управляющего ЗАО "ИпоТек БАНК", согласно названному решению, возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
Основанием для привлечения мировым судьей представителя конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" Валлена О.Э. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении N 14-21\345 от 26 мая 2016 г., составленном должностным лицом Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве (далее - инспекция), выводы о непредставлении названным лицом в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларации по налогу на прибыль за полугодие 2015 г. Вместо установленного законом срока 28.07.2015 г. фактически декларация представлена в инспекцию 15.10.2015 г.
Судья Преображенского районного суда г. Москвы с выводами мирового судьи согласился, оставив жалобу Валлена О.Э. на постановление мирового судьи без удовлетворения.
Между тем с таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться в связи со следующим.
Статьей 19 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан, в том числе представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность установлена законодательством о налогах и сборах.
На основании п. 5 ст. 23 Налогового кодекса РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством.
В силу п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Глава 25 Налогового кодекса РФ регулирует правила уплаты налога на прибыль организаций.
Согласно п. 3 ст. 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года ( п. 2 ст. 285 Налогового кодекса РФ).
Положениями ст. 15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Таким образом, объективной стороной статьи 15.5 КоАП РФ является нарушение установленных сроков представления налоговой декларации, в связи с чем, квалификация нижестоящими судебными инстанциями действий Валлена О.Э. по несвоевременному предоставлению в инспекцию декларации по налогу на доходы за полугодие 2015 г. неверно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Также считаю необходимым отметить следующее.
В силу ст. 189.77 Закона о несостоятельности (банкротстве), конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее Агентство).
На основании п. 13 ст. 189.77 Закона о несостоятельности (банкротстве), Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности.
Решением Правления Агентства от 27 декабря 2012 г. (протокол N 106) утверждено Положение "О представителе конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией", положениями п. 2 которого определены полномочия представителя.
Так в целях выполнения задач, предусмотренных п. 1.4 Положения, Представитель:
- обеспечивает прием, сохранность, инвентаризацию и оценку имущества ЛКО;
- организует мероприятия по поиску, выявлению и возврату имущества ЛКО, находящегося у третьих лиц;
- уведомляет работников ЛКО о предстоящем увольнении, а также увольняет, принимает на работу, поощряет и налагает на них дисциплинарное взыскание;
- предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед ЛКО, требования о ее взыскании;
- устанавливает требования кредиторов и включает их в реестр требований кредиторов, обеспечивает ведение реестра требований кредиторов ЛКО;
- обеспечивает возврат клиентам ЛКО - профессионального участника рынка ценных бумаг ценных бумаг и иного имущества клиентов, принятых и (или) приобретенных ЛКО за их счет по договорам хранения, доверительного управления, депозитарном и о брокерском обслуживании;
- передает на хранение документы ЛКО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также внутренними регулятивными документами Агентства;
- обеспечивает размещение информации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренними регулятивными документами Агентства;
- издает приказы, распоряжения и другие внутренние регулятивные акты ЛКО;
- распоряжается имуществом ЛКО в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о банкротстве Российской Федерации и внутренними регулятивными документами Агентства, в том числе: реализует имущество ЛКО, передает принадлежащее ЛКО имущество в счет погашения задолженности перед кредиторами;
- представляет ЛКО в отношениях с третьими лицами;
- организует работу по исполнению планов мероприятий и соблюдению сроков в ходе ликвидационных процедур в отношении ЛКО;
- направляет заявления о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных ЛКО, в том числе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 28 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", об истребовании имущества кредитной организации у третьих лиц, и совершает другие действия по защите прав и законных интересов кредитной организации и ее кредиторов, предусмотренные указанным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- заключает и расторгает договоры, заявляет отказ от исполнения договоров и иных сделок;
- привлекает для решения задач, возникающих в связи с осуществлением конкурсного производства (ликвидации), бухгалтеров, аудиторов, оценщиков и иных специалистов, осуществляет контроль исполнения условий заключенных с ними договоров. При этом контроль качества оказываемых услуг осуществляется структурными подразделениями Агентства, в компетенцию которых входят соответствующие направления деятельности.
Объем полномочий Представителя определяется выдаваемой ему Агентством доверенностью (Приложение 1).
В случае необходимости по представлению заместителя Генерального директора Агентства Представителю может быть выдана доверенность, содержащая иные полномочия.
Представитель запрашивает информацию, касающуюся всех направлений ликвидационных процедур, посредством направления служебных записок в ДЛБ.
В соответствии с п. 1 ст. 189.78 Закона о несостоятельности (банкротстве), конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены параграфом 4.1.
Изложенное выше свидетельствует о том, что именно Агентство юридически выполняет функции руководителя организации и управленческие функции как конкурсный управляющий, а его представители, выполняя функции, основанные на доверенности как физические лица к административной ответственности привлечены быть не могут, поскольку на них не распространяются используемые в административном праве понятия.
Таким образом, Валлен О.Э., являясь представителем конкурсного управляющего Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" на основании доверенности, отсутствующей при всем прочем, в материалах дела, не может являться субъектом административной ответственности предусмотренной как ч. 1 ст. 15.6, так и ст. 15.5 КоАП РФ.
Между тем, при вынесении постановления и решения мировым судьей и судьей районного суда указанные обстоятельства не были приняты во внимание.
Помимо изложенного, при рассмотрении данного дела и жалобы, а также в настоящей жалобы Валленом О.Э. последовательно приводились доводы о ненадлежащем извещении о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе ( ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу ( ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола ( ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в обязательном порядке должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По настоящему делу об административном правонарушении, положения указанных норм должностным лицом инспекции соблюдены не были.
Так в материалах дела отсутствуют данные о своевременном извещении Валлена О.Э. о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Уведомление с вызовом на составление протокола об административном правонарушении на 26 мая 2016 г. в 10 ч. 00 мин. направлено инспекцией Валлену О.Э. по месту его жительства и месту работы 16 мая 2016 г. (л.д. 3,5). Указанным уведомлениям присвоены почтовые идентификаторы *** и *** соответственно (л.д.4, 6).
Согласно официальному сайту Почты Россия указанные уведомления получены получателем 29 мая 2016 г. и 27 мая 2016 г. соответственно.
Таким образом, протокол об административном правонарушении , предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ составлен в отношении представителя конкурсного управляющего Валлена О.Э. в его отсутствие с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 названного Кодекса, поскольку он не был заблаговременно извещен о дате, месте и времени его составления. Тем самым лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Указанное нарушение является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Изложенное судебными инстанциями также оставлено без внимания, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 111 района Преображенское г. Москвы от 20 июня 2016 года и решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении представителя конкурсного управляющего Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу представителя конкурсного управляющего ЗАО "ИпоТек БАНК" Валлена О.Э. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 111 района Преображенское г. Москвы от 20 июня 2016 года и решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица - представителя конкурсного управляющего ЗАО "ИпоТек БАНК" Валлена О.Э. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.