Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" по доверенности Лопатенкова А.А. на решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от
01 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Постановление N от 00.00.0000 года по делу об административном правонарушении, вынесенное старшим государственным инспектором г. Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля ДПиООС в отношении ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно", оставить без изменений, жалобу представителя ГБУК "ГМЗ "Царицыно" - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля ДПиООС N от 00.00.0000 года ГБУК г. Москвы "Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник "Царицыно" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, по которому назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 01 декабря 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, представителем ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" - Лопатенковым А.А. подана жалоба в Московский городской суд, в которой он ставит вопрос об их отмене, прекращении производства по делу, по доводам, изложенным в жалобе, ссылаясь на ответственность подрядных организаций, с которыми у ГМЗ Царицыно были заключены соответствующие договора.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены решения судьи районного суда.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается в том числе деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Правовые основы гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.7.1322-03.
Согласно положениям п. 1.3 СанПиН 2.1.7.1322-03, требования правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
В соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.
Согласно положениям "Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", образование и накопление осуществляется непосредственно потребителем ртутьсодержащих ламп.
Под накоплением, согласно "Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", понимается хранение потребителем ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.
В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г. N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.
Ртутьсодержащие люминесцентные лампы отнесены к 1 классу опасности в соответствии с п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1386-03) и являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
Согласно п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03, накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом, хранение твердых промотходов 1 класса разрешается исключительно в герметических оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
В соответствии с положениями п. 14 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г. N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Согласно п. 17 вышеуказанных Правил, хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г. N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В соответствии с п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 г. N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п. 5 Порядка, и предоставляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Как усматривается из материалов дела, 00.00.0000 в 15 часов 30 минут по адресу: *****, в ходе проведения плановой выездной проверки (акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 28.06.2016 г. N 1106-1093/2016) в отношении ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" установлено, что Музей - заповедник, ведущее деятельность по адресу: ***; *****; ****; ****, при имеющейся возможности допустило несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в отсутствии разработанного и согласованного в установленном порядке Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ГБУК
г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" подтверждаются следующими доказательствами: постановлением N 1о назначении административного наказания от
00.00.0000 г.; Уставом ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно".
Оценив представленные доказательства, судья районного суда пришел к выводу о виновности ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 указанной нормы судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно, в частности, содержать установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения, а также мотивированное решение по делу.
Однако указанные требования судом первой инстанции выполнены не были.
Как видно из материалов дела, судом при рассмотрении жалобы ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" материалы административного дела истребованы не были.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, и в зависимости от установленного вынести решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 01 декабря 2016 года отменить, материалы дела направить в Нагатинский районный суд г. Москвы на новое рассмотрение.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.