Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В., Федина К.А.
при секретаре судебного заседания Паначёвой О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Фоминой Ольги Владимировны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и возложении обязанности по выплате компенсации,
по апелляционной жалобе Фоминой Ольги Владимировны на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14.06.2017.
Заслушав доклад судьи Федина К.А., объяснения истца Фоминой О.В. и ее представителя Злодеевой Г.В., действующей по устному ходатайству, судебная коллегия
установила:
Фомина О.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и возложении обязанности по выплате компенсации.
В обоснование иска указала, что являясь членом семьи умершего ***, на которого распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 16.03.2017 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ей, как вдове инвалида вследствие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, однако получила отказ, мотивированный тем, что при жизни ее супруга право на выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на нее не распространялось. Ссылаясь на ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 751, постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 N 1189 и постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 N 88 просила обязать ответчика производить ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 01.04.2017 в размере 881 руб. 25 коп. с последующей индексацией.
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14.06.2017 в удовлетворении исковых требований Фоминой О.В. отказано.
С решением суда не согласилась истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Ссылается на неправильное применение судом норм Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в результате чего суд пришел к неверному выводу об отсутствии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить обжалуемое решение без изменения, полагая несостоятельными доводы апеллянта.
Истец и ее представитель в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда - www.ekboblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке. Явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции истец и ее представитель не возражали против рассмотрения гражданского дела при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Фомина О.В. со *** состояла в зарегистрированном браке с ***, который участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
*** являлся лицом, получившим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставший инвалидом. Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, *** были назначены и выплачивались: ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью; ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров; ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров; ежегодная компенсация за вред здоровью.
24.02.2017 *** умер.
16.03.2017 Фомина О.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ей, как вдове инвалида вследствие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, однако получила отказ, мотивированный тем, что при жизни ее супруга право на выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на нее не распространялось.
Отказывая Фоминой О.В. в удовлетворении исковых требований, суд, ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1; постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пришел к выводу, что правовых оснований для признания за истцом права на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров не имеется
Судебная коллегия считает возможным согласиться с такими выводами суда первой инстанции, полагая, что они основаны на правильном толковании и применении судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой названной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, распространяются на членов его семьи в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 этого Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа названных в п. 2 ч. 13 Закона), гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб.
В данной норме Закона определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров: сами граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (среди них инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), и не достигшие 14-летнего возраста дети, проживающие с ними. Другие члены семьи указанных граждан не названы в качестве субъектов, имеющих право на такую компенсацию.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П разъяснено, что исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, в частности, положения пункта 25 (в действующей редакции - пункта 15) части первой и части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ.
Положения части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" сами по себе не нарушают права членов семей инвалидов-чернобыльцев, обратившихся за получением ежемесячной компенсации после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, так как обеспечивают им равные условия получения соответствующих выплат в зависимости от установленной умершему кормильцу группы инвалидности.
Распространив в части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой данной статьи (наряду с иными мерами социальной поддержки), на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, законодатель исходил из того, что право на возмещение вреда, причиненного смертью пострадавшего вследствие воздействия радиации кормильца, посредством ежемесячных выплат, как и в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, должно быть обеспечено указанным гражданам на равных условиях с членами семей умерших инвалидов-чернобыльцев.
В то же время в части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, направленной на осуществление регулирования соответствующих отношений в условиях переходного периода (до определения размера ежемесячной денежной компенсации для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, непосредственно в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), для названной категории граждан сохранен прежний порядок выплаты ежемесячной денежной суммы.
Такое законодательное регулирование имело целью создание правового механизма реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации членами семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на период отсутствия в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положений, закрепляющих для них порядок исчисления размера ежемесячной денежной компенсации, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее права нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Этим не исключается право федерального законодателя установить иной способ определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, выплачиваемой семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни или иных заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, обеспечив при этом непротиворечивое правовое регулирование, согласующееся с Конституцией Российской Федерации и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П.
На основании статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В спорных правоотношениях, установленных судом по делу, истец имеет статус вдовы инвалида *** группы, который участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Поскольку право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, при их жизни, соответственно, оно не распространяется на них и после смерти инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Судом первой инстанций правильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям положения ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации названного Закона было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым утверждены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ("Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2015 N 190) (далее - Правила).
В п. 1 Правил перечислены лица, которым выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (далее также - компенсация). Жены и вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, в их числе не указаны.
С учетом того, что в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров выплачивается гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона, а также детям этих граждан, проживающим с ними и не достигшим 14-летнего возраста, в целях соблюдения прав детей на компенсацию после смерти кормильца из числа указанных граждан Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 751 в п. 1 Правил были внесены соответствующие изменения, касающиеся выплаты компенсации семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1.
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 751 круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, по сравнению с п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 не расширялся, как полагали суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора. Изменениями, внесенными данным Постановлением в п. 2 Правил, дополняющими перечень документов, на основании которых назначается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, не предусмотрено представление членами семьи умершего кормильца (а именно вдовой (вдовцом) заверенной копии свидетельства о браке, что являлось бы подтверждением того, что компенсация выплачивается в том числе и вдовам (вдовцам) граждан, перечисленных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1.
В силу положений п. 13 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 правовых оснований для признания за истцом права на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров не имеется, соответственно исковые требования не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, которым в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фоминой Ольги Владимировны без удовлетворения.
Председательствующий О.Г. Колесникова
Судьи: Е.В. Кокшаров
К.А. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.