Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Банниковой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N 3а-352/2017
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОЙЛ-ТРЭЙД"
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Управления муниципальным имуществом Администрации Режевского городского округа,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, равной их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
-представителя административного истца Бахарева В.Л., действующего на основании доверенности от 28 декабря 2016 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области неявился,
-представитель Управления муниципальным имуществом Администрации Режевского городского округа неявился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОЙЛ-ТРЭЙД" (далее - административный истец) обратилось с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд об установлении по состоянию на 01 января 2015 года кадастровой стоимости в размере рыночной:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 898000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N -852000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N 1676000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N 931000 руб.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости земельных участков, их рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке от 28 декабря 2016 года N 1438, нарушает права административного истца, являющегося собственником и арендатором земельных участков и соответственно, плательщиком земельного налога и арендной платы, которые могут быть защищены в судебном порядке.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях подтвердил дату определения кадастровой стоимости земельных участков и её размер.
Сообщил о внесении 24 октября 2015 года в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости спорных земельных участков по результатам очередной государственной кадастровой оценки.
В судебном заседании принял участие представитель административного истца Бахарев В.Л., который требование о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, поддержал.
После получения заключения эксперта и ознакомления с ним, административный истец изменил заявленные требования относительно размера кадастровой стоимости, равной рыночной.
Просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: N, в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2015 года в заключении эксперта от 09 августа 2017 года:
- в размере 813 000 руб. для земельного участка с кадастровым номером N;
- в размере 764 000 руб. для земельного участка с кадастровым номером N;
- в размере 1 451 000 руб. для земельного участка с кадастровым номером N;
- в размере 1 692 000 руб. для земельного участка с кадастровым номером N.
Иные лица, участвующие в деле, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление муниципальным имуществом Администрации Режевского городского округа - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле, после возобновления производства по делу определением суда от 06 сентября 2017года.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, а также заключение эксперта от 09 августа 2017года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
По материалам настоящего административного дела судом установлено следующее.
Административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
-N, общей площадью 1467 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект автотранспорта (автозаправочная станция), расположенного по адресу: ... ;
-N, общей площадью 1845 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект автотранспорта (автозаправочная станция), расположенного по адресу: ... ;
-N общей площадью 2617 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект автотранспорта (автозаправочная станция), расположенного по адресу: ...
Кроме того, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1920 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под открытую автостоянку, расположенного по адресу: ...
В силу статьи 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, сформирован по состоянию на 01 января 2015 года и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588.
В частности Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29сентября2015года N2588 по состоянию на 01января2015года утверждена кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровыми номерами:
-N в размере 9205821, 09 руб.,
-N в размере 4310110, 38 руб.;
-N в размере 13362663, 70 руб.;
-N в размере 9334156, 80 руб.
24 октября 2015 года сведения об оспариваемой выше кадастровой стоимости внесены в ЕГРН.
Поскольку административный истец является как арендатором, так и собственником земельных участков, соответственно размер кадастровой стоимости влияет на величину арендной платы и, соответственно, земельного налога, подлежащих уплате в бюджет.
Следовательно, результат пересмотра кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, напрямую затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе обратиться за защитой в суд.
Для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в Комиссию является обязательным.
В подтверждение факта обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Свердловской области, административный истец представил решение Комиссии от 26 января 2017 года об отклонении заявления Общества от 30 декабря 2016 года.
Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца.
Тогда как на административных ответчиков возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Административным истцом в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, и установлении кадастровой стоимости в размере, равном их рыночной стоимости, были представлены: отчет об оценке от 28 декабря 2016 года N 1438, составленный экспертом закрытого акционерного общества Многопрофильная Компания "ЛЕГИОН", и положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Деловой Союз Оценщиков" от 11 апреля 2017 года N 8665.
Согласно отчету рыночная стоимость по состоянию на 01января2015 года определена оценщиком:
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 898000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N - в размере 852000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 1676000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 931000 руб.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона N 135-ФЗ).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (пункт 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28).
Установленная отчетом рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года не была поддержана представителем административного истца, о чем свидетельствует заявленное письменное ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения по состоянию на 01 января 2015года рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N.
В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельных участков, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом было удовлетворено ходатайство о назначении экспертизы, приостановлено производство по делу и назначена судебная оценочную экспертизу, проведение которой было поручено эксперту ООО "Эксперт" Л..
Из поступившего в суд заключения эксперта от 09 августа 2017года усматривается, что рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2015 года установлена экспертом:
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 813000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N - в размере 764000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 1451000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 1692 000 руб.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным.
Между тем, заключение эксперта является одним из самых важных видов доказательств по делу, поскольку отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования.
Суд при наличии в материалах административного дела иных доказательств, не может пренебрегать ими, в связи с чем, законодателем в частях 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Таким образом, экспертное заключение оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы; соответствия заключения поставленным вопросам; его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертом не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Анализ заключения эксперта свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона N 315-ФЗ, статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В частности, в заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, занимаемая должность), которому было поручено проведение экспертизы.
Эксперт предупрежден в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Помимо этого, заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости.
Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Расчет рыночной стоимости произведен с использованием сравнительного подхода и метода сравнения продаж, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Вместе с тем в заключении эксперта от 09 августа 2017 года имеют места технические описки в части не указания на странице 5 даты по состоянию на которую экспертом произведен расчет рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 66N, а также указания о том, что в проведении экспертизы принимали участие специалисты ООО "Эксперт" (стр. 165 Приложения к экспертизе).
Однако по существу названные описки не свидетельствует о наличии порока заключения от 09 августа 2017 года, поскольку экспертом Л. к дате судебного заседания представлено заключение с исправленными недостатками.
Поскольку неточности (описки), допущенные при подготовке заключения, были устранены, по мнению суда, исправление допущенных технических ошибок не повлияло на результаты исследования.
Оценивая экспертное заключение в совокупности с предоставленными по делу иными доказательствами, суд считает, что заключение эксперта от 09 августа 2017 года отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, поскольку выводы эксперта основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Данных об иной рыночной стоимости земельных участков, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
На основании изложенного, суд считает возможным принять заключение эксперта от 09 августа 2017 года в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорных земельных участков, и положить в основу судебного решения выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию на 01января2015 года кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости:
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 813000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 764000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 1451000 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N в размере 1692 000 руб.
В случае изменения кадастровой стоимости земельных участков по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой внесения в ЕГРН кадастровой стоимости земельных участков, являющейся предметом оспаривания, является 24 октября 2015 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости является дата обращения административного истца с заявлением в Комиссию при Управлении Росреестра по Свердловской области - 30 декабря 2016 года.
С учетом изложенного, установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N в размере их рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, в связи с чем, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, поэтому расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение административного искового заявления в первой инстанции Свердловского областного суда подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ОЙЛ-ТРЭЙД" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1467 кв.м., расположенного по адресу: ... , в размере его рыночной стоимости 813 000 (восемьсот тринадцать тысяч) руб. по состоянию на 01января2015года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1845 кв.м., расположенного по адресу: ... , в размере его рыночной стоимости 764 000 (семьсот шестьдесят четыре тысячи) руб. по состоянию на 01января2015года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 2617 кв.м., расположенного по адресу: ... , в размере его рыночной стоимости 1 451 000 (один миллион четыреста пятьдесят одна тысяча) руб. по состоянию на 01января2015года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1920 кв.м., расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 1 692 000 (один миллион шестьсот девяносто две тысячи) руб. по состоянию на 01января2015года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 30декабря2016года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательном виде 25 сентября 2017 года
Председательствующий С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.