Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Бурашниковой Н.А.,
судей: Курохтина Ю.А., Баранова В.В.,
при секретаре: Кулешовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саломова Алишера Хамрокуловича к Министерству юстиции РФ, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Тамбовской области, УМВД России по Тамбовской области об отмене распоряжения Министерства юстиции РФ от 13.04.2012 года N 748 - рн и заключения УФМС России по Тамбовской области об установлении личности от 10.03.2016 года
по апелляционной жалобе Саломова А.Х. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 мая 2017 г.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
установила:
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.2012 N 748-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" пребывание (проживание) гражданина Республики Узбекистан Саломова А.Х. в Российской Федерации признано нежелательным сроком до 23.02.2018.
Заключением УФМС России по Тамбовской области об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 10.03.2016 установлена личность Саломова А.Х., 09.11.1970, уроженца г. ***, Узбекской ССР, признана принадлежность к гражданству Республики Узбекистан (страна происхождения).
Саломов А.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации, УМВД России по Тамбовской области и просит указанные акты отменить.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 мая 2017 года в удовлетворении административных исковых требований Саломова А.Х. отказано.
Не согласившись с постановленным решением суда, Саломов А.Х. обратился в вышестоящий суд с апелляционной жалобой. В своей жалобе выражает несогласие с заключением об установлении личности, которым он признан гражданином Республики Узбекистан. Указывает, что приказ ФМС России от 8.11.2013 N473, регламентирующий порядок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства, предусматривает цель установления персональных данных, но вовсе не правовой статус лица. Считает, что была нарушена сама процедура проведения опознания. В нарушение п.8 названного приказа сотрудники миграционного ведомства при его фактической явке вместе со свидетелями предъявили свидетелям фотографию Саломова А.Х. наряду с двумя фото других лиц европейской внешности, самих лиц, изображённых на фото, не было. Кроме того, при привлечении к уголовной ответственности административный истец был дактилоскопирован, что, по его мнению, является самым точным доказательством личности. Таким образом, полагает, что не было необходимости проводить процедуру установления личности.
Ссылается на то, что Распоряжение Минюста о нежелательности пребывания/проживания в РФ принято с нарушением ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ст.4) и приказа Минюста N171 п.п. "а" и "б" п.4. в декларативной форме запрещающих выдворение граждан России. Из-за того, что при подготовке первичных материалов администрация исправительного учреждения не изучила и не проверила все обстоятельства, свидетельствующие о постоянном проживании Саломова А.Х. в РФ на день принятия Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Также на то, что являлся военнослужащим сверхсрочной военной службы российских вооружённых сил. Данное распоряжение также является незаконным, поскольку из утвержденной приказом Минюста РФ от 20.08.2007 N 171 Инструкции о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, следует, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации должно быть принято до освобождения осужденного. Вместе с тем распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.2012 года N 748-рн принято через 2 месяца после освобождения Саломова А.Х.
Указывает, что он был гражданином СССР и в период существования СССР в связи с призывом в декабре 1989 года на срочную действительную военную службу выбыл с территории Узбекской ССР. Военную службу, сначала срочную, затем сверхсрочную по контракту в составе Вооружённых Сил России он проходил до 15.12.1993 года в Мурманской области, являющейся территорией сначала РСФСР, затем Российской Федерации. Таким образом, на день принятия Федерального Закона "О гражданстве Российской Федерации" (06.02.1992г) находился на территории России, и должен быть признан в соответствии с положениями гл.VIII.1 данного Закона. Узбекистан не признаёт его своим гражданином. Саломов А.Х. остается нелегализованным на территории России, лишённый всех прав. Документироваться он не имеет реальной возможности без отмены обжалуемых Распоряжения Минюста и Заключения УФМС региона, потому что Распоряжением Минюста установлен срок нежелательности пребывания/проживания в РФ до 23.02.2018 года. Это срок погашения судимости Саломова А.Х. Административный истец в своей жалобе указывает, что он также обратился в суд с ходатайством о досрочном снятии судимости.
Просит отменить решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 мая 2017 года и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Проверив все материалы дела, выслушав Саломова А.Х., его представителя Шайсипову В.А., поддержавших жалобу, представителя УМВД России по Тамбовской области Копченкину Л.М., представителя Министерства юстиции РФ Мжельского А.В., считавших решение правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-Ф3 "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" Министерство юстиции РФ входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Полномочия Министерства юстиции РФ по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, содержатся в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства юстиции от 20 августа 2007 года N 171.
Как следует из материалов дела, и это правильно установлено судом первой инстанции материалов дела следует, что 15.09.2006 Саломов А.Х. осужден Черемушкинским районным судом г.Москвы окончательно по ч. 2 ст. 162 УК РФ сроком на 5 лет 10 месяцев лишения свободы. При этом из данного приговора следует, что Саломов А.Х. является гражданином Республики Узбекистан.
На основании представления ФСИН России от 15.03.2012 Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение от 13.04.2012 N 748-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы", согласно которому пребывание (проживание) гражданина Республики Узбекистан Саломова А.Х. в Российской Федерации признано нежелательным сроком до 23.02.2018.
В соответствии с представленными Министерству юстиции Российской Федерации документами, а именно: заключением УФМИН России по Рязанской области от 14.06.2011 (л.д. 83-84), опросного листа (л.д. 85), выписки из приговора Черемушкинского районного суда г.Москвы от 15.09.2006 (л.д. 86), постановления судьи Рязанского районного суда Рязанской области от 13.07.2011 (л.д. 87-89), Саломов А.Х. является гражданином Республики Узбекистан.
В судебном заседании суда первой инстанции Саломов А.Х. подтвердил, что опросный лист им подписан собственноручно. Согласно данных этого листа после освобождения Саломов А.Х. желал возвратиться в Узбекистан.
Утвержденной приказом Минюста РФ от 20.08.2007 N 171 Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, не предусмотрены конкретные сроки принятия Министерством юстиции Российской Федерации решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Поэтому сама по себе дата принятия оспариваемого распоряжения не является безусловным основанием для признания распоряжения незаконным.
Судом первой инстанции учтено также нахождение близких родственников Саломова А.Х. как на территории РФ, так и на территории Республики Узбекистан.
Согласно п. 1, 2, 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.05.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.
Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа.
Заключение составляется по форме, утвержденной приказом ФМС России от 8 ноября 2013 года N 473, и содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, месте его жительства (месте пребывания, фактического проживания), краткие биографические и иные сведения, фотографию.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Саломов А.Х. 08.12.2015 обратился с миграционный орган с заявлением об установлении личности в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона от 27.05.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
По результатам рассмотрения данного заявления 10.03.2016 УФМС России по Тамбовской области вынесено заключение, которым личность Саломова А.Х. была установлена, он признан гражданином Республики Узбекистан.
Из смысла ст. 10.1 Федерального закона от 27.05.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что целью реализации данной правовой нормы является установление личности иностранного гражданина или лица без гражданства, но не признание его гражданства.
Так, если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, о чем свидетельствует и утвержденная приказом ФМС России от 8 ноября 2013 года N 473 форма данного документа.
Поэтому довод Саломова А.Х., о том, что оспариваемым заключением признан гражданином Республики Узбекистан, является несостоятельным, поскольку вопросы о признании лица гражданином того или иного государства отнесены к компетенции именно этого государства.
В данном случае в резолютивной части оспариваемого заключения от 10.03.2016 года допущено некорректное изложение формулировки сведений о гражданстве Саломова А.Х.
Фактически резолютивная часть данного заключения содержит выводы по результатам проведенной процедуры об установлении личности Саломова А.Х. и о принадлежности его к гражданству Республики Узбекистан, основанной на приведенных сведениях описательно-мотивировочной части заключения и страны исхода Саломова А.Х
В изложенной ситуации оснований полагать о нарушении данным заключением прав и законных интересов Саломова А.Х., препятствующих, в том числе в установленном законом порядке разрешить вопрос о признании его гражданином конкретного государства, в том числе РФ, Республики Узбекистан, не имеется.
Как правильно установлено судом первой инстанции, сам Саломов А.Х. на протяжении длительного времени указывал о принадлежности его к гражданству Республики Узбекистан, что следует из содержания исследованных документов, и не обращался с заявлением о признании его гражданином РФ, либо о приобретении гражданства РФ, что также учтено судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 23 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Саломова Алишера Хамрокуловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.