Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Лимоновой Л.Ф., судей Коренева А.С., Кайгородовой Е.В., при секретаре Микрюковой К.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора г.Нижняя Салда в интересах Люкиной (Уваровой) О.М. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению "Фонд жилищного строительства", Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Верхнесалдинскому району о постановке на учет и предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе ответчика - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Верхнесалдинскому району на решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от31.05.2017.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дубовских Т. В., судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Нижняя Салда обратился в суд в интересах Люкиной (Уваровой) О.М. с иском к администрации городского округа Нижняя Салда (далее - администрация ГО Нижняя Салда) о признании постановления администрации ГО Нижняя Салда от 07.12.2016 N 1084 незаконным; к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Верхнесалдинскому району (далее - ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Верхнесалдинскому району) об обязании поставить Люкину (Уварову) О.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Свердловской области как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создать условия для подписания Люкиной О.М. договора найма специализированного жилого помещения; к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о направлении средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для Люкиной О.М. не ниже установленных социальных норм, издании приказа о распределении Люкиной О.М. жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области; к Государственному казенному учреждению "Фонд жилищного строительства" (далее - ГКУ СО "Фонд жилищного строительства") об обязании разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для Люкиной О.М., заключить с Люкиной О.М. договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В последующем прокурор от исковых требований к администрации ГО Нижняя Салда о признании постановления администрации ГО Нижняя Салда от 07.12.2016 N 1084 незаконным - отказался, производство по делу в этой части прекращено, о чем Верхнесалдинским районным судом Свердловской области вынесено определение от 31.05.2017.
В обоснование оставшихся исковых требований прокурор г.Нижняя Салда указал, что по обращению Люкиной О.М. была проведена прокурорская проверка, в ходе которой установлено, что Люкина (Уварова) О.М., ... года рождения, относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением Главы администрации МО "город Нижняя Салда" от 02.07.1998 над несовершеннолетней Уваровой О.М. была установлена опека, опекуном являлась бабушка У.Л.Е., а мать Уваровой О.М. была лишена родительских прав заочным решением Нижнесалдинского городского суда от 29.10.1999, умерла ... , отца Уварова О.М. не видела, не общалась с ним после переезда из Грузии на постоянное место жительства в Россию. На основании постановления администрации ГО Нижняя Салда от 01.07.2009 N586 Уварова О.М. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей и включена во внеочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения. Постановлением администрации ГО Нижняя Салда от 07.12.2016 N 1084 Уварова О.М. была признана утратившей право пользования на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В ходе прокурорской проверки также было установлено, что в 2013 году учетное дело Люкиной (Уваровой) О.М. в Управление социальной политики по Верхнесалдинскому району не передавалось. Таким образом, несмотря на то, что Люкина (Уварова) О.М. в настоящее время имеет возраст более 23 лет, она не утратила основания, дающие ей право на внеочередное получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, отсутствие юридических знаний, а также вынесение постановления о снятии Люкиной (Уваровой) О. М. с учета только в 2016 году, свидетельствуют об объективных обстоятельствах, указывающих на уважительность причин пропуска ею срока для постановки на учет в Управлении социальной политики по Верхнесалдинскому району в качестве нуждающейся в предоставлении специализированного жилого помещения. Кроме того, Люкина (Уварова) О. М. не имеет иного жилого помещения ни в собственности, не по договору социального найма.
Решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 31.05.2017 исковые требования прокурора были удовлетворены.
С указанным решением не согласился ответчик - ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Верхнесалдинскому району, в апелляционной жалобе просил его отменить, как незаконное, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указал, что из смысла преамбулы и ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ), если лицо до 23 лет не обратилось с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, то оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что утрачивается одно из установленных данным законом условий - возраст заявителя до 23 лет. Поскольку Люкина (Уварова) О.М. с письменным заявлением в ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Верхнесалдинскому району до достижения возраста 23 лет не обращалась, соответственно право, установленное законом, не реализовала, следовательно в настоящее время отсутствуют основания для постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Заявитель также указал, что сама по себе подача заявления не влечет безусловную постановку гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда Свердловской области, первоначально проводится проверка наличия оснований для постановки на учет, по окончании которой выносится мотивированное решение о постановке на учет гражданина, либо об отказе.
На данную апелляционную жалобу были принесены возражения администрацией ГО Нижняя Салда, в которых указано, что доводы апелляционной жалобы указанного ответчика несостоятельны, Люкина (Уварова) О. М. имеет право на предоставление жилого помещения как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На апелляционную жалобу также поступили возражения прокуратуры г.Нижняя Салда, в которых указано на законность принятого судом первой инстанции решения, необходимости оставления его без изменения, поскольку Люкина (Уварова) О. М. не имела возможности реализовать право на постановку на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в Управлении социальной политики по Верхнесалдинскому району в связи с невыполнением администрацией ГО Нижняя Салда своей обязанности по передаче учетного дела Люкиной (Уваровой) О.М. в ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Верхнесалдинскому району.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В. в суде апелляционной инстанции доводы возражений на апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания путем направления телефонограммы от 16.08.2017, извещения от17.08.2017, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участвующие в деле лица знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Заслушав объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В., изучив материалы дела и имеющиеся в нем доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании постановления администрации ГО Нижняя Салда от 01.07.2009 N586 Уварова О. М. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей и включена во внеочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (ред. от29.06.2012, действующей на момент принятия истца на учет) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась также в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в редакции от 22.08.2004, действующей на момент принятия истца на учет.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ были внесении изменения, согласно которым указанным категориям лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, представленные сторонами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Люкина (Уварова) О.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент постановки ее на учет она не достигла возраста 23 лет, являлась нуждающейся в жилье и имела право на внеочередное предоставление ей жилого помещения.
Судом первой инстанции верно сделана ссылка на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, согласно которому до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В данном Обзоре также указан примерный перечень причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, которые могут быть признаны судами уважительными и указанный перечень не является исчерпывающим.
Таким образом, для удовлетворения требования о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, суду в каждом конкретном случае надлежит выяснить основание необращения в соответствующий орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
По данному спору судом было установлено, что Люкина (Уварова) О. М. состояла на учете в администрации ГО Нижняя Салда в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей и включена во внеочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. В 2013 году учетное дело Люкиной (Уваровой) О.М. подлежало передаче в ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Верхнесалдинскому району для дальнейшей организации работы по предоставлению истцу жилого помещения. Однако, данное требование закона администрацией ГО Нижняя Салда исполнено не было, учетное дело Люкиной (Уваровой) О.М. вместе с остальными учетными делами лиц указанной категории в соответствующий орган не было передано.
Более того, в связи с принятием Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ Люкина (Уварова) О.М. был признана утратившей право пользования на внеочередное предоставление жилого помещения на основании постановления администрации ГО Нижняя Салда от 07.12.2016 N 1084, т.е. спустя почти три года с момента вступления в силу данного федерального закона.
На момент принятия Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ Люкиной (Уваровой) О.М. еще не исполнилось 23 года и при своевременном реагировании муниципальных служащих администрации ГО Нижняя Салда либо предоставлении Люкиной (Уваровой) О.М. необходимой информации о снятии ее с учета нуждающихся в жилье во внеочередном порядке, истец могла бы уже реализовать предоставленное ей законом право на получение жилого помещения.
Установив данные обстоятельства, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления своих обязанностей, выразившееся в не передаче учетного дела истца для постановки на учет в Управление социальной политики г.Нижняя Салда, не должно препятствовать реализации законных прав истца на получение жилого помещения в льготном порядке.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Поскольку в настоящее время восстановление истца Люкиной О.М. на учете в качестве нуждающейся в жилье по категории детей-сирот в органе местного самоуправления невозможно в связи с изменившимся порядком обеспечения жильем указанной категории лиц, а также возложением обязанности по ведению учета нуждающихся в жилье детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на органы социальной политики, соответственно решение суда в части возложения на ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Верхнесалдинскому району обязанности поставить Люкину О.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, является обоснованным, правомерным и не подлежащим отмене по доводам жалобы заявителя.
Ссылка в апелляционной жалобы заявителя на то, что Люкина О.М. с письменным заявлением в ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Верхнесалдинскому району до достижения возраста 23 лет не обращалась, то есть право, предоставленное ей законом, не реализовала, в связи с чем в настоящее время отсутствуют основания для постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, судебной коллегией отклоняется как основанная на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от31.05.2017 - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Верхнесалдинскому району - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.Ф. Лимонова
Судьи: А. С. Коренев
Е. В. Кайгородова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.