Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковелина Д.Е.,
судей Кучеровой Р.В.,
Хазиевой Е.М.
при секретаре судебного заседания Базловой Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил, ООО "УБТ-Сервис" о возложении обязанности,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Нижний Тагил на решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 21.06.2017.
Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Волковой М.Н., представителя ответчика Администрации города Нижний Тагил Зайцева Д.С., судебная коллегия
установила:
прокурор Дзержинского района г. Нижнего Тагила обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил, ООО "УБТ-Сервис", в котором просил обязать ответчиков привести состояние дороги по ул. Котовского в городе Нижний Тагил в соответствие с требованиями Технического регламента Таможенного союза 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а именно в срок до 01.08.2017 с учетом метеорологических и погодных условий устранить разрушения, повреждения, выбоины, посадки в покрытии проезжей части дороги, произвести выравнивание дорожного полотна.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности выявлены недостатки, подробно зафиксированные в акте от 26.04.2017. Данные недостатки являются нарушением п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" и пунктов 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному движению, допустимому по условиям безопасности дорожного движения". Указанная в акте проверки дорога по улице Котовского, протяженностью 1 329 м, расположенная по адресу: город Нижний Тагил, от ул. Луначарского до ул. Тобольской находится в муниципальной собственности. Обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в силу положений Федерального закона N 131 "Об общих принципах местного самоуправления", ч. 4 ст.6 ФЗ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 13 Закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно муниципальному контракту от 07.07.2015 N 34 на выполнение работ по эксплуатационному содержанию дорожно-уличной сети города Нижний Тагил на период с 01.07.2015 по 30.06.2017, заключенному между МКУ "Служба городского хозяйства" и МУП "Тагилдорстрой", последнее приняло на себя обязательства по выполнению названных работ в соответствии со сметной документацией и графиком производства работ. В перечень дорожно-уличной сети города Нижний Тагил для выполнения работ по эксплуатационному содержанию дорожно-уличной сети в период с 01.07.2015 по 30.06.2017 включена ул. Котовского. Между МУП "Тагилдорстрой" и ООО "УБТ-Сервис" заключен договор субподряда от 07.07.2015 на выполнение работ по эксплуатационному содержанию улично-дорожной сети, в соответствии с которым ООО "УБТ-Сервис" приняло на себя обязательства по выполнению указанных работ в соответствии со сметной документацией и графиком производства работ. Непроведение работ влечет нарушение права на безопасность дорожного движения неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Решением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 21.06.2017 исковые требования прокурора к Администрации города Нижний Тагил удовлетворены, а в удовлетворении его требований к ООО "УБТ-Сервис" отказано.
Оспаривая законность и обоснованность решения суда, представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил Зайцев Д.С. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении иска прокурора к ООО "УБТ-Сервис", считая Администрацию города Нижний Тагил ненадлежащим ответчиком, поскольку спорный участок дороги по ул. Котовского обслуживает ООО "УБТ-Сервис" в силу действующего на момент вынесения решения муниципального контракта. Выявление недостатков на дорогах входит не в компетенцию Администрации города Нижний Тагил, а в круг обязанностей ООО "УБТ-Сервис".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО "УБТ-Сервис" Златковский А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения является именно Администрация города Нижний Тагил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил Зайцев Д.С. поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Волкова М.Н. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика ООО "УБТ-Сервис" и представители третьих лиц ММУ МВД России "Нижнетагильское", МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" и МУП "Тагилдорстрой" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ООО "УБТ-Сервис" ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие, третьи лица причину неявки не сообщили.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено к слушанию на 03.10.2017 определением от 21.08.2017, извещение о дате и времени рассмотрения дела направлено участвующим в деле лицам простым письмом по почте 21.08.2017.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что неявившиеся лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах своей неявки, от ООО "УБТ-Сервис" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, третьи лица не ходатайствовали об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в свое отсутствие, не представили доказательств уважительности причин неявки, для проверки доводов апелляционной жалобы требуется только оценка правильности применения норм права, а участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, отсутствие не явившихся лиц не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 17 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения, предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221.
На основании пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Судом установлено, что в акте от 26.04.2017, составленном старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России "Нижнетагильское" Анисимовым А.В., зафиксированы следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автодороги: на участке от дома N 8 до дома N 16 по ул. Котовского разрушение покрытия из гравия и грунта в виде поперечных выступов и углублений; на участке от дома N 20 по ул. Котовского до пересечения с ул. Авангардная множественные разрушения асфальтобетонного покрытия в виде углублений разной формы глубиной от трех до десяти см; наличие на асфальтобетонном покрытии грязевых отложений, щебня; на перекрестке ул. Котовского и ул. Иркутская на проезжей части дороги просадка асфальтобетонного покрытия до 10 см; в районе домов N 57, 63, 67 по ул. Котовского наличие выбоин в асфальтобетонном покрытии проезжей части размерами: 100 см * 50 см * 10 см, 150 см * 72 см * 8 см; на пересечении улиц Котовского и Коровина повреждение асфальтобетонного покрытия в результате проведения земляных работ; на участке по ул. Котовского от ул. Салтыкова-Щедрина до ул. Омская множественные разрушения асфальтобетонного покрытия в виде углублений разной формы, наличие на проезжей части дороги отложений щебня, повреждения асфальтобетонного покрытия на краю дороги в результате проведения земляных работ; в районе домом N 115, 117 по ул. Котовского повреждение асфальтобетонного покрытия в результате проведения земляных работ. Перечисленные недостатки являются нарушением требований вышеуказанного ГОСТа и затрудняют движение транспортных средств, что не оспаривалось ответчиками.
Выпиской от 19.04.2017 N 762, кадастровым паспортом и свидетельством о государственной регистрации права от 09.08.2013 подтверждается факт включения дороги по ул. Котовского от ул. Луначарского до ул. Тобольской в реестр муниципальной собственности (л.д. 15, 16-22).
Таким образом, при разрешении заявленных требований, суд правильно руководствовался положениями п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст.4 и 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
В частности, пунктом 5 части 1 статьи 16 указанного закона определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 3 статьи 15 указанного Закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава города Нижний Тагил, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация в данном случае представляет интересы муниципального образования.
Довод автора апелляционной жалобы о том, что между Администрацией города Нижний Тагил и МУП "Тагилдорстрой" заключен муниципальный контракт N 34 от 07.07.2015 на выполнение работ по эксплуатационному содержанию дорожно-уличной сети МО города Нижний Тагил на период с 01.07.2015 по 30.06.2017, а между МУП "Тагилдорстрой" и ООО "УБТ-Сервис" заключен договор субподряда от 07.07.2015 N 292-2015, в приложении к которому указана ул. Котовского, отклоняется, поскольку данные обстоятельства не освобождают Администрацию города Нижний Тагил от выполнения возложенных на нее законом обязанностей по содержанию местных дорог, а также от обязанности контролировать исполнение условий муниципального контракта.
Заключение муниципального контракта и последующих договоров субподряда на ремонт и содержание муниципальных дорог не является безусловным обстоятельством, исключающим возможность возложения обязанности на орган местного самоуправления по приведению дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, поскольку за ним остаются функции по контролю исполнения контракта организацией, в том числе за содержанием автодороги.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих его отмену, нарушения норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 21.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Нижний Тагил - без удовлетворения.
Председательствующий:
Д.Е. Ковелин
Судьи:
Р.В. Кучерова
Е.М. Хазиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.