судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.Н.,
судей Поддымова А.В. и Маншилиной Е.И.,
при секретаре Сутягине Д.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "Регион РС" на решение Задонского районного суда Липецкой области от 16 мая 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Регион РС", ООО "Прогресс" удовлетворить.
Запретить деятельность по реализации сжиженного газа на АГЗС, расположенной по адресу: "адрес", до устранения нарушений требований пожарной и промышленной безопасности, установленных в решении суда.
В удовлетворении исковых требования прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к ООО СПМК "Хлевенская" отказать.
Взыскать с ООО "Регион РС", ООО "Прогресс" государственную пошлину в доход бюджета Хлевенского муниципального района Липецкой области в размере 6 000 руб. солидарно.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Задонского района Липецкой области, с учетом заявлений об изменении исковых требований, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Регион РС", ООО СПМК "Хлевенская" и ООО "Прогресс" о запрете эксплуатации автомобильной газозаправочной станции (далее - АГЗС).
Свои требования истец обосновывает тем, что ООО "Регион РС" является собственником оборудования для АГЗС, находящегося на земельном участке с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Данный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО СПМК "Хлевенская". В соответствии с договором аренды земельного участка и договором аренды объектов АГЗС эксплуатацию АГЗС осуществляет ООО "Прогресс". По результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что деятельность АГЗС осуществляется с нарушением требований законодательства о пожарной и промышленной безопасности. Истец считает, что выявленные нарушения допущены вследствие бездействия ответчиков, создают опасность причинения вреда в будущем и нарушают права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель прокуратуры Хлевенского района Липецкой области исковые требования поддержала.
Представители ответчиков ООО "Регион РС" и ООО СПМК "Хлевенская" исковые требования не признали.
Представитель ответчика ООО "Прогресс" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО "Регион РС" просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным в части удовлетворения исковых требований к ООО "Регион РС" со ссылкой на то, что данное общество является ненадлежащим ответчиком по делу. Считает необоснованным вывода суда о том, что законодательством о промышленной безопасности предусмотрено требование о разработке специализированной проектной организацией проектной документации на установку, размещение и обвязку оборудования под давлением.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Выслушав представителя ответчика ООО "Регион РС" Антонову Е.А., представителя истца прокуратуры Хлевенского района Липецкой области Яковлеву Ю.В., изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу требований пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со ст.2 названного Федерального закона опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно подп. "а" п.2 приложения 1 "Опасные производственные объекты" к упомянутому Федеральному закону к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).
В соответствии с п.1 ст.6 указанного Федерального закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
В соответствии со ст.3 названного Федерального закона указанные виды деятельности должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства в области промышленной безопасности.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрено, что обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года N 116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее - ФНП).
Согласно п.2 ФНП они направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа): а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C); в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.
В соответствии с п.3 ФНП они предназначены для применения при разработке технологических процессов, техническом перевооружении опасного производственного объекта (далее - ОПО), а также при размещении, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации), наладке и эксплуатации, техническом освидетельствовании, техническом диагностировании и экспертизе промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (далее - оборудование под давлением), отвечающих одному или нескольким признакам, указанным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 2 настоящих ФНП: сосудов, работающих под избыточным давлением пара, газов, жидкостей (подп. "к"); баллонов, предназначенных для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов (подп. "л"); цистерн и бочек для сжатых и сжиженных газов (подп. "м").
Требования данных ФНП обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями (далее - организации) и работниками организаций, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, указанную в пункте 3 настоящих Правил (п.5 ФНП).
Согласно п.10 ФНП установка, размещение и обвязка оборудования под давлением на объектах, для применения на которых оно предназначено, должны осуществляться на основании проектной документации, разработанной специализированными проектными организациями с учетом требований законодательства в области промышленной безопасности и законодательства о градостроительной деятельности. Отклонения от проектной документации не допускаются.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
В соответствии с п.5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Согласно п.214 ФНП после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 настоящих ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением. Транспортируемые сосуды (цистерны) подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту нахождения площадки эксплуатирующей организации, на которой проводят работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию указанного оборудования.
В силу п.302 ФНП эксплуатация сосудов под давлением должна осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной руководством эксплуатирующей организации производственной инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов. В инструкции, в частности, должны быть регламентированы: а) сосуды, на которые распространяется инструкция, их назначение; б) обязанности персонала во время дежурства по наблюдению и контролю за работой сосуда; в) порядок проверки исправности обслуживаемых сосудов и относящегося к ним оборудования в рабочем состоянии; г) порядок, сроки и способы проверки арматуры, предохранительных устройств, приборов автоматики защиты и сигнализации; д) порядок пуска в работу и остановки (прекращения работы) сосуда; е) меры безопасности при выводе оборудования в ремонт, а также дополнительные меры безопасности для сосудов с рабочей средой группы 1 (в соответствии с ТР ТС 032/2013); ж) случаи, требующие немедленной остановки сосуда, предусмотренные настоящими ФНП, а также другие, обусловленные спецификой работы сосуда. Порядок аварийной остановки и снижения давления до атмосферного устанавливают в зависимости от конкретной схемы включения сосуда и технологического процесса; з) действия персонала при ликвидации аварийных ситуаций; и) порядок ведения сменного журнала (оформление приема и сдачи дежурства, проверка записи лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосуда).
На ОПО, на которых используется оборудование под давлением, должны быть разработаны и утверждены инструкции, устанавливающие действия работников в аварийных ситуациях. Инструкции должны быть выданы на рабочее место под роспись каждому работнику, связанному с эксплуатацией оборудования под давлением. Знание инструкций проверяется при аттестации специалистов и допуске рабочих к самостоятельной работе. Объем инструкций зависит от особенностей технологического процесса и типа эксплуатируемого оборудования под давлением (п.357 ФНП).
В силу п.360 ФНП оборудование под давлением, перечисленное в пункте 3 настоящих ФНП, должно подвергаться техническому освидетельствованию: а) до ввода в эксплуатацию после монтажа (первичное техническое освидетельствование); б) периодически в процессе эксплуатации (периодическое техническое освидетельствование); в) до наступления срока периодического технического освидетельствования в случаях, установленных настоящими ФНП (внеочередное техническое освидетельствование).
Согласно п.361 ФНП объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований в пределах срока службы оборудования под давлением определяется руководством (инструкцией) по эксплуатации и требованиями настоящих ФНП.
В соответствии с п.362 ФНП технические освидетельствования оборудования под давлением проводит уполномоченная в установленном порядке специализированная организация, а также ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования в случаях, установленных настоящими ФНП.
Согласно п.363 ФНП внеочередное техническое освидетельствование оборудования, работающего под давлением, проводят в случаях, если: а) оборудование не эксплуатировалось более 12 месяцев, а трубопроводы - более 24 месяцев; б) оборудование было демонтировано и установлено на новом месте, за исключением транспортабельного оборудования, эксплуатируемого одной и той же организацией; в) произведен ремонт оборудования с применением сварки, наплавки и термической обработки элементов, работающих под давлением, за исключением работ, после проведения которых требуется экспертиза промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
В соответствии с п.364 ФНП результаты технического освидетельствования с указанием максимальных разрешенных параметров эксплуатации (давление, температура), сроков следующего освидетельствования должны быть записаны в паспорт оборудования под давлением лицами, проводившими техническое освидетельствование. Срок следующего периодического технического освидетельствования не должен превышать срока службы оборудования, установленного изготовителем или заключением экспертизы промышленной безопасности, оформленным по результатам технического диагностирования при продлении срока службы оборудования.
Согласно п.17 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива" (утв. приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 N 559) эксплуатация, ремонт, проведение регламентных работ и вывод из эксплуатации технологического оборудования автозаправочных станций должны осуществляться в соответствии с требованиями нормативной и технико-эксплуатационной документации, разработанной, согласованной и утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.16,17,18 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (вместе с "ТР ТС 032/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением") техническая документация, прилагаемая к оборудованию, включает в себя: а) паспорт оборудования; б) копию обоснования безопасности; в) чертеж общего вида; г) паспорта предохранительных устройств (при их наличии в соответствии с проектной документацией); д) расчет пропускной способности предохранительных устройств (при их наличии в соответствии с проектной документацией); е) расчет на прочность оборудования; ж) руководство (инструкция) по эксплуатации; з) чертежи, схемы, расчеты и другая документация в соответствии с договором поставки (контракта). Паспорт оборудования является основным документом для идентификации оборудования. Наличие паспорта оборудования обязательно для обращения оборудования на таможенной территории Таможенного союза на всех стадиях жизненного цикла оборудования. Паспорт оборудования оформляется изготовителем. На паспорте оборудования проставляется печать изготовителя и указывается дата его оформления. В зависимости от вида оборудования паспорт оборудования должен содержать информацию в соответствии с пунктами 19 - 23 настоящего технического регламента.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно п.1.2 Свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" СП 156.13130.2014 (утв. приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221, введен в действие с 1 июля 2014 года) настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций, ограниченных принятой в настоящем своде правил классификацией.
Поскольку из материалов дела следует, что монтаж АГЗС был произведен до 1 июля 2014 года, и доказательства того, что после этой даты производился ее демонтаж и она вновь была установлена на указанном земельной участке, отсутствуют, поэтому в отношении данной АГЗС распространяются требования "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25).
Согласно п.94 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25) наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов, среди которых - устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.
Согласно п.40 НПБ 111-98* АГЗС следует оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87, но не ниже II категории.
В соответствии с п.31 НПБ 111-98* минимальные расстояния от АГЗС с одностенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, а также до зданий и сооружений предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, принимаются по таблице П.6.4.
В таблице П.6.4 НПБ 111-98* указано, что минимальные расстояния от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АГЗС с одностенными надземными резервуарами с СУГ производственных, складских и административно - бытовых зданий и сооружений промышленных предприятий должны составлять 100 м., до жилых и общественных зданий - 300 м..
В соответствии с п.4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" (утв. приказом МЧС России N 315 от 18.06.2003 года) в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
Согласно п.1.1 "НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования" (утв. ГУГПС МВД РФ, введены Приказом ГУГПС МВД РФ от 24.07.1997 N 46) применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации. Выбор вида, типоразмера, количества и мест расположения знаков, а также сигнальных цветов для конкретных условий должен осуществляться в соответствии с настоящими нормами, действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности в порядке реализации мер пожарной безопасности по согласованию с Государственной противопожарной службой (ГПС) МВД России.
В соответствии с п.1.3 НПБ 160-97 знаки пожарной безопасности следует размещать: на территориях предприятий (в зданиях, сооружениях и на других объектах), в помещениях, а также на рабочих местах и участках производства работ (услуг); в зонах селитебной застройки; в интерьерах средств транспорта и т.п..
Согласно п.43 НПБ 111-98* АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.
В соответствии с п.3 Приложения 6 НПБ 111-98* площадка зданий, сооружений и оборудования для приема, подготовки и хранения сжатого природного газа, а также складская площадка с резервуарами СУГ должны иметь самостоятельные ограждения, которые обозначают территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнены из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию. В местах въездов-выездов с территории указанных площадок должны быть предусмотрены ограничители проезда.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО "Регион РС" принадлежит на праве собственности автомобильная газозаправочная станция, состоящая из резервуаров для хранения сжиженных углеводородных газов, соединённых с газораздаточной колонкой для заправки автомобилей газом, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес".
Земельный участок, на котором расположена автомобильная газозаправочная станция, принадлежит на праве собственности ООО СПМК "Хлевенская".
Из Устава ООО "Регион РС", из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Регион РС" следует, что одним из видов деятельности общества является розничная торговля моторным топливом (к которому относится и сжиженный природный газ).
25 февраля 2014 года Верхне-Донским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдавалась ООО "Регион РС" бессрочная лицензия NN на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля. Адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности: "адрес".
Представитель ООО "Регион РС" в суде первой инстанции 14 марта 2017 года, а также в суде апелляционной инстанции, пояснял, что ООО "Регион РС" осуществляет эксплуатацию нескольких автомобильных газозаправочных станций в иных местах. Периодически общество производит замену емкостей, в том числе на спорной АГЗС путем их доставки с других АЗГС.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Регион РС" неоднократно сдавало в аренду указанное имущество различным арендаторам, заключая краткосрочные договоры аренды.
Из материалов проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ по факту осуществления незаконной предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем ФИО14 следует, что деятельность по эксплуатации указанной АГЗС и реализации газомоторного топлива ведется с января 2013 года.
В материалах указанной проверки имеются письменные объяснения ФИО11, ФИО12, работавших "данные изъяты" на АГЗС, согласно которым фактический владелец АГЗС им неизвестен. На работу они трудоустроились через "данные изъяты"ФИО13, работающего на АГЗС в г. "данные изъяты", который забирал полученные от продажи газомоторного топлива денежные средства. В письменных объяснениях индивидуальный предприниматель ФИО14 указала, что она в августе 2013 г. в г. "данные изъяты" познакомилась с мужчиной по имени ФИО19, который предложил ей заработать путем оформления ее в качестве индивидуального предпринимателя. Она согласилась и за регистрацию ее в качестве индивидуального предпринимателя она получила от него денежные средства в сумме 10000 руб ... При регистрации в налоговом органе она подписывала какие-то документы и передала их названному гражданину. Больше каких-либо документов она не подписывала, указанного гражданина не видела. Она не знает, какие виды деятельности указаны при ее регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. О том, что кто-то от ее имени осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации сжиженного газа по адресу: "адрес", она не знает. Никаких договоров об аренде земельного участка на территории ООО СПМК "Хлевенская" она не заключала. Кто может осуществлять от ее имени указанную предпринимательскую деятельность, она не знает. Какие-либо денежные средства от реализации газомоторного топлива она не получала. В дальнейшем в ходе проведения проверки были получены письменные объяснения от ФИО15, который указал, что он от имени индивидуального предпринимателя ФИО14 осуществлял реализацию газомоторного топлива на территории ООО СПМК "Хлевенская".
В материалах дела также имеются письменные объяснения ФИО11, данные им 2 мая 2017 года помощнику прокурора Хлевенского района, в которых он указал, что работает "данные изъяты" АГЗС. Ему неизвестно, кто в настоящее время является арендатором АГЗС. АГЗС эксплуатируется, газ в наличии имеется.
Из представленных ООО СПМК "Хлевенская" договоров аренды следует, что ООО СПМК "Хлевенская" передавало во временное владение и пользование земельный участок под АГЗС по договору аренды от 1 января 2015 года индивидуальному предпринимателю ФИО14, по договорам аренды от 1 сентября 2015 года и от 1 августа 2016 года - индивидуальному предпринимателю ФИО16, по договору аренды от 1 декабря 2016 года - ООО "Омега", по договору аренды от 18 апреля 2017 года - ООО "Прогресс".
Согласно договору аренды объектов АГЗС N от 1 декабря 2016 года с приложениями ООО "Регион РС" передавало ООО "Омега" во владение и пользование на срок до 31 октября 2017 года объекты АГЗС, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", с уплатой ежемесячной арендной платы в размере 5000 руб ... Из приложений NN1,2 к договору аренды следует, что ООО "Регион РС" передавало ООО "Омега" колонки (2 шт.), операторскую, емкость, трансформатор, насосный узел, сопутствующее оборудование АЗГС (10 шт.), замощение, ограждение (2 шт.), навес, платежный терминал, бочку с технологическим оборудованием, электрический щит, стеллу, радиостанцию, обогреватель, телевизор, стул (2 шт.), стол. Также в п.3 приложения N к договору аренды указано, что вместе с имуществом передана техническая документация, офисная мебель, оргтехника, торговое оборудование.
Из указанного договора аренды следует, что ООО "Регион РС" взяло на себя обязательства по передаче ООО "Омега" технической документации на оборудование АГЗС, осуществлению отдельных видов деятельности АГЗС - производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества. В случае прекращения обязательств арендодатель обязан принять имущество по акту приема-передачи.
В ходе судебного разбирательства представителем ООО "Регион РС" представлено соглашение о расторжении указанного договора от 17 апреля 2017 года и новый договор аренды объектов АГЗС N от 18 апреля 2017 года с приложением N, заключенный с ООО "Прогресс", в соответствии с условиями которого ООО "Регион РС" передало ООО "Прогресс" во владение и пользование на срок до 18 марта 2018 года объекты АГЗС, состоящие из емкости СУГ объемом 6 м?, колонки газораздаточной, надземного трубопровода, с уплатой ежемесячной арендной платы в размере 5000 руб..
28 апреля 2017 года к указанному договору заключено дополнительное соглашение, в соответствии с условиями которого ООО "Регион РС" взяло на себя обязательство произвести замену части оборудования АГЗС (указанного в акте приема - передачи от 18 апреля 2017 года), емкость для СУГ объемом 6 м? на емкость для СУГ объемом 9,96 м? в срок до 15 мая 2017 года.
Из указанного договора аренды с учетом дополнительного соглашения следует, что ООО "Регион РС" взяло на себя обязательства по передаче ООО "Прогресс" технической документации на оборудование АГЗС, осуществлению отдельных видов деятельности АГЗС - производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества; произвести замену части оборудования АГЗС. В случае прекращения обязательств арендодатель обязан принять имущество по акту приема-передачи.
Как видно из соглашения о расторжении договора аренды между ООО "Регион РС" и ООО "Омега" и актов приема-передачи имущества 17 апреля 2017 года АГЗС без ее демонтажа была возвращена ООО "Регион РС", которое 18 апреля 2017 года передало его в аренду ООО "Прогресс". Соответственно, в период с 17 апреля 2017 года по 18 апреля 2017 года АГЗС находилась во владении и пользовании ООО "Регион РС". Доказательств того, что в указанный промежуток времени эксплуатация АГЗС прерывалась, материалы дела не содержат.
ООО "Регион РС" представлен договор о проведении работ по независимой оценке пожарного риска, в соответствии с условиями которого данное общество заказало ООО "МИНЭПС" провести работы по независимой оценке пожарных рисков (аудит пожарной безопасности) на объектах защиты заказчика (АГЗС по адресу: "адрес") стоимостью 100000 руб. с целью подтверждения соответствия (несоответствия) объектов требованиям пожарной безопасности. По данному договору ООО "Регион РС" взяло на себя обязательства выполнить письменные рекомендации, предъявляемые подрядчиком, в целях обеспечения соответствия пожарной безопасности объектов заказчика, техническим регламентам, положениям национальных стандартов.
В судебных заседаниях, состоявшихся 14 марта 2017 года и 2 мая 2017 года, представитель ООО "Регион РС" указала, что в настоящее время ООО "Регион РС" меняет оборудование, и, соответственно, по новому оборудованию будет произведена оценка пожарного риска. Основные нарушения к соблюдению требований пожарной безопасности заключаются в соблюдении минимальных расстояний от АГЗС до жилых и общественных зданий. ООО "Регион РС" принимает меры к устранению данных недостатков, и затем будет производиться оценка пожарного риска.
Согласно условиям договора аренды объектов АГЗС от 18 апреля 2017 года в настоящее время указанное имущество находится во владении и пользовании ООО "Прогресс", которое взяло на себя обязательства соблюдать требования промышленной, технической, экологической, противопожарной безопасности, а также требования земельного, водного, природоохранного законодательства.
Из справки государственного инспектора межрегионального отдела государственного металлургического надзора, надзора за общепромышленными объектами и государственного строительного надзора ФИО17 и главного государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и взрывопожароопасными объектами по Липецкой области Руднева О.В. от 5 октября 2016 года, акта проверки государственного инспектора по Задонскому и Хлевенскому районам по пожарному надзору, дознавателя ОНД по Задонскому и Хлевенскому районам Липецкой области УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области от 11 октября 2016 года, справки помощника прокурора Хлевенского района от 25 января 2017 года и от 2 мая 2017 года, акта осмотра, составленного 29 сентября 2017 года помощником прокурора Хлевенского района, показаний специалиста ФИО17, схемой, подписанной 18 апреля 2017 года представителями ООО "Прогресс" и ООО СПМК "Хлевенская", фотографиям следует, что деятельность по эксплуатации АГЗС осуществляется с нарушением требований пожарной и промышленной безопасности:
-в нарушение п.10 ФНП в отношении АГЗС не разработана с привлечением специализированной проектной организации проектная документация на установку, размещение и обвязку оборудования под давлением;
-в нарушение п.2 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ, п.5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371, опасный производственный объект не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном порядке;
-в нарушение п.214 ФНП сосуды для сжиженных углеводородных газов не были поставлены на учёт в территориальном органе Ростехнадзора;
-в нарушение п.п.302, 357 не разработаны инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов и инструкция, устанавливающая действие работников в аварийных ситуациях.
-в нарушение п.п.360,361,362,363 ФНП не проведено техническое освидетельствование сосудов специализированной организацией в установленном законодательством порядке;
-в нарушение п.94 НПБ 111-98* АГЗС не обеспечена наружным пожаротушением не менее чем от 2-х пожарных гидрантов, установленных на кольцевой сети водопровода;
-в нарушение п.4 ч.1 ст.50 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.40 НПБ 111-98* не выполнена молниезащита АГЗС;
-в нарушение требований п.31 и таблицы П.6.4 "НПБ 111-98* не соблюдены требования пожарной безопасности о минимальных расстояниях от АГЗС с одностенным резервуаром до жилых и общественных зданий - 300 м., до производственных, складских и административно-бытовых зданий - 100 м.;
-в нарушение п. 4 НПБ 110-03 помещение операторной (сторожевой) не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации;
-в нарушение п.п.1.1, 1.3 НПБ 160-97 АГЗС не оборудована знаками пожарной безопасности;
-в нарушение п. 43 НПБ 111-98* на АГЗС не предусмотрена система громкоговорящей связи;
-в нарушение п.3 Приложения 6 НПБ 111-98* площадка АГЗС не имеет самостоятельных ограждений, обозначающих территорию;
-в нарушение п.17 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива" (утв. приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 N 559), п.п.16,17,18 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (вместе с "ТР ТС 032/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением") отсутствует нормативная и технико-эксплуатационная документация, разработанная, согласованная и утверждённая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации при эксплуатация технологического оборудования автозаправочной станции, в виде паспорта оборудования; копии обоснования безопасности; чертежа общего вида; паспортов предохранительных устройств; расчета пропускной способности предохранительных устройств; расчета на прочность оборудования; руководства (инструкции) по эксплуатации.
В ходе судебного разбирательства ответчиками доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, не представлено.
В связи с наличием вышеперечисленных нарушений осуществление деятельности на указанной АГЗС может создавать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Поскольку доказательств устранения вышеперечисленных нарушений требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности суду не предоставлено, поэтому суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части запрета ООО "Регион РС" и ООО "Прогресс" деятельности по эксплуатации АГЗС, расположенной по адресу: "адрес", до выполнения соответствующих мероприятий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Регион РС" является ненадлежащим ответчиком по делу со ссылкой на то, что эксплуатацию АГЗС не осуществляет, не могут повлечь отмену решения суда.
Из материалов дела следует, что ООО "Регион РС" по истечении предусмотренного договором срока аренды либо в случае его расторжения не лишено возможности осуществлять эксплуатацию АЗГС.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что в определенный промежуток времени АГЗС, расположенное по адресу: "адрес", находилось во владении и пользовании ООО "Регион РС". При этом эксплуатацией сосудов под давлением признаются, в том числе и случаи, когда в них находится газ. В представленных актах приема-передачи оборудования АГЗС не зафиксировано то, что оно передавалось в разобранном и демонтированном виде, а в емкостях - отсутствовал газ. Напротив, из материалов дела следует, что АГЗС не демонтировалась и не разбиралась на ее части. Собственником АГЗС неоднократно заключались краткосрочные договоры аренды со сменой арендаторов. В соответствии с условиями заключенного договора аренды, дополнительного соглашения к нему ООО "Регион РС" должно осуществлять и осуществляло отдельные виды деятельности АГЗС, на которые распространяются требования законодательства о промышленной безопасности.
Изложенное с учетом данных о том, что ООО "Регион РС" осуществляет деятельность по эксплуатации АГЗС и реализации моторного топлива, а также с учетом действий общества по заключению договора на проведение работ по независимой оценке пожарного риска с несением значительных расходов по нему и по фактическому выполнению работ по устранению выявленных нарушений, свидетельствует о том, что ООО "Регион РС" является надлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, для осуществления арендатором деятельности по эксплуатации оборудования АГЗС в соответствии с требованиями закона собственник оборудования должен передать имущество в технически исправном состоянии, пригодном для целевого использования, хранения и транспортировки природного газа. Оборудование (имущество) согласно требованиям ст.611 ГК РФ передается арендатору вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.). Таким образом, часть мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, могут быть выполнены лишь при передаче собственником оборудования нормативно-технической документации. Обязанность предоставить эту документацию лежит на ООО "Регион РС" как на собственнике оборудования, приобретшего его у завода - изготовителя.
Доводы представителя ООО "Регион РС" о том, что договор с ООО "МИНЭПС" заключен в интересах арендатора (на момент его заключения 10 марта 2017 года - ООО "Омега", в дальнейшем - ООО "Прогресс"), противоречат ее объяснениям о том, что общество сдает только имущество и то, где оно будет расположено арендатором, для ООО "Регион РС" значение не имеет. Согласно договорам аренды ежемесячная арендная плата составляла 5000 руб., а расходы по проведению работ по независимой оценке пожарного риска - 100000 руб ... Непосредственно ООО "Регион РС" взяло не себя выполнение обязательств по выполнению рекомендаций ООО "МИНЭПС" и осуществляет замену оборудования.
Представленные представителем ООО "Регион РС" копии паспорта модуля для заправки автомобилей сжиженным газом "Шель ... LPG", сертификаты соответствия разрешения, паспорта сосуда, работающего под давлением, объемом 9,96 м? надлежащим образом не заверены, представлены не в полном объеме. Согласно справке государственного инспектора межрегионального отдела государственного металлургического надзора, надзора за общепромышленными объектами и государственного строительного надзора Хальзевой М.А. и главного государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и взрывопожароопасными объектами по Липецкой области Руднева О.В. от 5 октября 2016 года на АГЗС имелись одна емкость объемом 12 м? и вторая - 5 м? без опознавательных знаков (таблички заводов изготовителей сбиты). В акте осмотра, составленном 29 сентября 2017 года помощником прокурора Хлевенского района, также указано, что на емкости отсутствует заводской номер. В связи с чем сопоставить представленные документы с расположенным по адресу: "адрес", сосудом под давлением не представляется возможным. Согласно акту осмотра, составленному 29 сентября 2017 года помощником прокурора Хлевенского района, в настоящее время по указанному адресу расположена одна емкость объемом 4 м?. Между тем, представителем ответчика был представлен паспорт на иной сосуд, работающий под давлением, - объемом 9,96 м?. Также представителем ответчика не были представлены доказательства того, что АЗГС по указанному адресу представляет собой изготовленный заводом - изготовителем единый модульный комплекс.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством в области промышленной безопасности не установлено требование по разработке с привлечением специализированной проектной организации проектной документации на установку, размещение и обвязку оборудования под давлением, являются несостоятельными. Данное требование установлено п.10 ФНП, из положений которого следует, что оно распространяется на все случаи установки, размещения и обвязки оборудования под давлением. Указания о том, что это требование распространяется при строительстве капитальных объектов, в данном пункте ФНП не содержится. Указание в нем об учете при разработке проектной документации требований законодательства о градостроительной деятельности означает установление дополнительных требований для объектов капитального строительства. Об изложенном свидетельствует анализ положений п.п.64,68,69,75,76,79,94,95,156,197, подп. "е" п.218, п.п.318,322,330, подп. "б", "в" п.385 ФНП.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с тем, что отсутствие договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, свидетельствует об опасности причинения вреда в будущем и является основанием для удовлетворения иска о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.
Также истцом не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что в нарушение требований, приведенных в таблице П.6.4 НПБ 111-98*, не соблюдены минимальные расстояния от АГЗС до автомобильных дорог общей сети в размере 100 м..
В резолютивной части решения суд не указал, до выполнения каких конкретных мероприятий, связанных с требованиями пожарной и промышленной безопасности, следует запретить ООО "Регион РС" и ООО "Прогресс" деятельность по эксплуатации АГЗС.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд взыскал солидарно с ответчиков в доход бюджета Хлевенского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере 6 000 руб..
Определяя ко взысканию с ответчиков государственную пошлину в солидарном порядке, суд не учел разъяснений, содержащихся в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении судебных издержек". В соответствии с п.1 ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Указанные условия в данном случае отсутствуют. Поскольку лица, не в пользу которых принят судебный акт, не являются солидарными должниками, поэтому государственная пошлина в размере 6 000 руб. подлежит взысканию с ответчиков в доход бюджета Хлевенского муниципального района Липецкой области в равных долях, то есть по 3000 рублей с каждого.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит необходимым изложить абзацы 2 и 4 резолютивной части решения суда в иной редакции.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Задонского районного суда Липецкой области от 16 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Регион РС" - без удовлетворения.
Изложить абзацы 2 и 4 резолютивной части того же решения суда в следующей редакции:
запретить ООО "Регион РС" и ООО "Прогресс" деятельность по эксплуатации АГЗС, расположенной по адресу: "адрес", до выполнения следующий мероприятий, связанных с требованиями пожарной и промышленной безопасности:
разработать с привлечением специализированной проектной организации проектную документацию на установку, размещение и обвязку оборудования под давлением;
зарегистрировать указанный опасный производственный объект в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном законом порядке;
поставить на учет в территориальном органе Ростехнадзора сосуды для сжиженных углеводородных газов;
разработать инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов и инструкцию, устанавливающую действие работников в аварийных ситуациях;
провести техническое освидетельствование сосудов специализированной организацией в установленном законодательством порядке;
обеспечить АГЗС наружным пожаротушением не менее чем от 2-х пожарных гидрантов, установленных на кольцевой сети водопровода;
установить на АГЗС молниезащиту;
устранить в соответствии с требованиями п.31 и таблицы П.6.4 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25) нарушение требований пожарной безопасности о минимальных расстояний от АГЗС с одностенным резервуаром до жилых и общественных зданий, до производственных, складских и административно-бытовых зданий;
оборудовать помещение операторной (сторожевой) системой автоматической пожарной сигнализации;
оборудовать АГЗС знаками пожарной безопасности;
установить на АГЗС систему громкоговорящей связи;
установить на площадке АГЗС ограждения, обозначающие ее территорию.
представить паспорт оборудования, копию обоснования безопасности, чертеж общего вида, паспорта предохранительных устройств, расчет пропускной способности предохранительных устройств, расчет на прочность оборудования, руководство (инструкция) по эксплуатации;
Взыскать с ООО "Регион РС" и ООО "Прогресс" государственную пошлину в доход бюджета Хлевенского муниципального района Липецкой области в размере по 3 000 руб. с каждого.
Председательствующий: /подпись/
Судьи /подписи/
Верно:
судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.