Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Волковой Я. Ю.,
судей Лузянина В. Н.,
Редозубовой Т.Л.
при секретаре судебного заседания Пермяковой Е. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксеновой Лидии Леонидовны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району об обязании установить и выплачивать компенсацию на коммунальные услуги
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 15 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения истца, представителя ответчика Кармановой И. В. (доверенность от 10 июля 2017 года N 41), возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Аксенова Л.Л. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району (далее по тексту ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по гор. Нижний Тагил и Пригородному району) о возложении обязанности установить и выплачивать компенсацию на коммунальные услуги, в том числе электроснабжение и отопление, с учетом приобретенного в соответствии с союзным законодательством правового статуса по категории "Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанности военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель и смерть которых наступила до 16 января 1995 года, в соответствии с п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественного войны и семей погибших военнослужащих, утверждённого Постановлением Совмина СССР от 23 февраля 1981 года N 209.
В обоснование иска истец Аксенова Л. Л. указала, что является матерью военнослужащего Аксенова О. Е., погибшего при исполнении обязанностей военной службы в Афганистане 29 ноября 1987 года. На основании Закона СССР от 01 августа 1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" у нее возникло право на льготы (компенсации) на коммунальные услуги в соответствии с п. 17 Постановления Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих". В силу вышеуказанной нормы закона ей предоставлялась компенсация в размере 50 % от установленной оплаты на коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, газ, электроэнергия).
Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 года определилмеры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (ст. 15) и членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (ст. 21), распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга или обязанностей военной службы.
В связи с вступлением в силу Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года в 1995 году в районном военкомате в удостоверении на льготы был поставлен штамп "статья 21". Истца, как родителя военнослужащего, погибшего до 16 января 1995 года, приравненного по льготе к участникам Великой Отечественной войны, неправомерно отнесли к статусу членов семьи, погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (статья 21).
При этом пункт 3 статья 11 Закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
Предоставление льгот на оплату коммунальных услуг в пределах установленного норматива незаконно.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации 07 декабря 2006 года N 524-0 положения пункта 6 в части признания утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утв. Постановлением Совмина СССР от 23 февраля 1981 года N 209.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать. Ссылался на то, что ТОИОГВ СО - УСП МСП СО не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку назначение и выплата спорной льготы осуществляется МКУ "Служба правовых отношений" на основании постановления Главы города Нижний Тагил от 01 ноября 2016 года N 3009-ПА "Об утверждении Положения об организации работы по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории города Нижний Тагил". Оснований для предоставления спорной льготы без учета норматива потребления не имеется.
Представитель третьего лица МКУ "Служба правовых отношений" в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск полагал об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Указал, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется истцу (льготная категория "члены семей погибших военнослужащих") в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5- ФЗ "О ветеранах".
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 15 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований Аксеновой Л. Л. отказано.
С указанным решением истец не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, его требования удовлетворить в полном объеме. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Полагает о своем праве на льготы в соответствии с п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественного войны и семей погибших военнослужащих (утв. Постановлением Совмина СССР от 23 февраля 1981 года N 209).
В возражениях на апелляционную жалобу (именуется как отзыв на исковое заявление) третье лицо указало о законности и обоснованности решения суда.
В заседание судебной коллегии третье лицо не явилось, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что для проверки доводов апелляционной жалобы личного участия и дачи объяснений третьего лица не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определилао рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанного лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Аксенова Л. Л. состоит на учете в ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по гор. Нижний Тагил и Пригородному району по категории "член семьи погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего", имеет удостоверение от 19 мая 1990 года серии ЖР N109660, которое выдано Дзержинским военным комиссариатом города Нижнего Тагила.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется истцу в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как установлено судами, иск мотивирован невыполнением ответчиком обязанности по предоставлению истцу льготы в соответствии с п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественного войны и семей погибших военнослужащих (утв. Постановлением Совмина СССР от 23 февраля 1981 года N 209).
При исследовании и оценке доказательств по делу в соответствии со 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что в соответствии с постановлением Главы города Нижний Тагил от 01 ноября 2016 года N 3009-ПА "Об утверждении Положения об организации работы по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории города Нижний Тагил" уполномоченным органом на территории муниципального образования город Нижний Тагил, осуществляющим переданные государственные полномочия Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и Российской Федерации по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является Администрация города Нижний Тагил в лице управления социальных программ и семейной политики Администрации города. При этом в силу п. 4 Положения Муниципальное казенное учреждение "Служба правовых отношений" организует прием документов граждан обеспечивает информирование заявителя в случае отказа в назначении компенсаций расходов ежемесячно формирует заявки на финансирование выплаты, представляет интересы Администрации города Нижний Тагил в судах по искам, связанным с предоставлением, начислением, отменой выплаты гражданам компенсаций расходов, на основании доверенности, выданной Администрацией города Нижний Тагил.
Таким образом, правильным является вывод суда о том, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, что влечет отказ в удовлетворении иска.
Согласно протоколу судебного заседания, истцу разъяснялось право на замену ненадлежащего ответчика, надлежащим. Истец данным правом не воспользовался (л.д. 63). Замечаний на протокол судебного заседания в установленном законом порядке не принесено.
В соответствии с Законом СССР от 1 августа 1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения"" (статья 7) на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного пребыванием на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон "О ветеранах" определилмеры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21).
В соответствии с подп. 10 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниями приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитываются исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Подпунктом 5 ч. 1 ст. 15 вышеуказанного закона Федерального закона от 12 января 1995 года установлены меры социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Анализ вышеуказанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг как лицам, указанным в ст. 21 Закона, так и лицам, указанным в ст. 15 закона, аналогичны.
Довод автора жалобы о том, что законом не предусмотрено ограничение в предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг пределами нормативом потребления, не основан на нормах действующего законодательства.
Ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", действовавшая до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ устанавливала, что расходы на реализацию прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом, по оплате коммунальных услуг, возмещались за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в ст. 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" были внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки, установленные ст. ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, стали являться расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в ст. 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" были внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки, установленные ст. ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, стали являться расходными обязательствами Российской Федерации.
Однако указанные изменения в законе не повлияли на определение размера мер социальной поддержки, установленной ранее.
Размер предоставляемой льготы законодателем ранее был определен в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, поэтому предоставление мер социальной поддержки истцу без учета установленных норм потребления не основано на законе.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", действовавшим до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было установлено, что расходы на реализацию прав и льгот, предусмотренных данным Федеральным законом по оплате коммунальных услуг, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона). Также были установлены меры социальной защиты участников войны в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг, в пределах нормативом потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления (ст. 15 Федерального закона).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в обоснование своих доводов. Они выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 15 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Волкова Я. Ю.
Судьи: Лузянин В. Н.
Редозубова Т.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.