Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Козловой Е.В.,
судей Лозовой Н.В. и Кустова А.В.,
при секретаре Соколовской А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
12 октября 2017 года
по докладу судьи Кустова А.В.
дело по апелляционной жалобе Бушуева С.Г. на решение Осташковского городского суда Тверской области от 20 апреля 2017 года с учетом определения об исправлении описки от 30 августа 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Бушуева С.Г. к Администрации МО "Мошенское сельское поселение", Овчаренко Г.Г. о признании недействительным постановления Администрации МО "Мошенское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГN "Об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N из земель, государственная собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала N"; признании недействительными результатов межевания и границ земельного участка с кадастровым номером N, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м., расположенном по адресу: "адрес" оставить без удовлетворения. ".
Судебная коллегия
установила:
Бушуев С.Г. обратился в суд с указанными исковыми требованиями к Администрации МО "Мошенское сельское поселение", Овчаренко Г.Г.
В обоснование требований истец указал, что он является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства из земель, собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала N, расположенном по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ. органом местного самоуправления Администрацией МО "Мошенское сельское поселение" принято решение об отказе в предварительном согласовании в предоставлении земельного участка в связи с тем, что на данном месте был предоставлен, в результате перераспределения, земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером N.
Площадь земельного участка Овчаренко Г.Г. с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" кв.м., образование земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. было произведено из земель, из которых возможно образование полноценного земельного участка, так как, согласно Правил землепользования и застройки МО "Мошенское сельское поселение" минимальный размер земельного участка составляет "данные изъяты" кв.м.
Однако уполномоченным органом произошло дополнительное образование земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. (согласно схеме расположение земельного участка возможно образование "данные изъяты" кв.м.).
Полагает, что образование земельного участка путем перераспределения было проведено незаконно, так как было возможно образование полноценного земельного участка, что нарушило его право на получение земельного участка.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра, Комитет по управлению и распоряжению имуществом МО "Осташковский район", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.
Представитель истца Соколов А.Б. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации МО "Мошенское сельское поселение" - глава администрации Валеева Л.Г. в письменном отзыве требования истца не признала.
Представитель ответчика Овчаренко Г.Г. по доверенности Овчаренко Г.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе на решение суда Бушуев С.Г. ставит вопрос об отмене решения суда.
В жалобе указывает, что при вынесении решения суда суд не учел, что в рамках рассмотрения дела были представлены доказательства возможности формирования самостоятельного земельного участка, что должно быть основанием для отказа в формировании путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N. На момент его обращения в уполномоченные органы власти он не знал о принятом решении об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель, государственная собственность на которые собственность не разграничена, на кадастровый учет он не был поставлен, в пользовании Ответчика не находился, т.е. отсутствовали основания для утверждения, что права Истца не нарушены, т.к. он имеет право на предоставление свободного земельного участка из государственных земель.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Овчаренко Г.Г. по доверенности Овчаренко Г.Р. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 113-118 ГПК РФ, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах судебная коллегия на основании статей 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения в виду следующего.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Судом установлено, что Овчаренко Г.Г. на основании постановления Администрации Мошенского сельского Совета Осташковского района Тверской области N от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым N.
ДД.ММ.ГГГГ Овчаренко Г.Г. обратилась в Администрацию
МО "Мошенское сельское поселение" с заявлением об утверждении схемы
расположения земельного участка на кадастровом плане территории
земельного участка по адресу: "адрес".
Постановлением Администрации МО "Мошенское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГN утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый номер исходного земельного участка N, расположенного на землях населенных пунктов в территориальной зоне "данные изъяты" Зона застройки индивидуальными жилыми домами, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами, жилыми домами малой этажности по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес" поставлен Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области на кадастровый учет.
ДД.ММ.ГГГГ Овчаренко Г.Г. обратилась на имя главы
Администрации МО "Мошенское сельское поселение" с просьбой
заключить соглашение о перераспределении земельного участка,
расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м. с
кадастровым номером N, полученного путем
перераспределения земельного участка с кадастровым номером
N, расположенного по адресу: "адрес"площадью "данные изъяты" кв.м. и земель неразграниченной государственной
собственности площадью "данные изъяты" кв.м. К заявлению Овчаренко Г.Г.
приложены, в том числе: копия свидетельства о государственной
регистрации права на земельный участок с кадастровым
N; кадастровые паспорта земельных участков с
кадастровым, номером N и N.
Бушуев С.Г. на основании постановления Администрации МО "Осташковский район" от ДД.ММ.ГГГГN является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ, после принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГN, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленная в целях перераспределения земель Овчаренко Г.Г., Бушуев С.Г., обратился в Администрацию МО "Мошенское сельское поселение" с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства из земель, государственная собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала N, расположенного по адресу: "адрес", предоставив схему расположения земельного участка.
Решением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Бушуева С.Г. об оспаривании решения главы Администрации МО "Мошенское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГN о невозможности предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. Бушуеву С.Г. по адресу: "адрес" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в данной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Обращаясь с исковыми требованиями, истец ссылался на положения статьи 304 ГК РФ, в соответствии с которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как указано в разъяснении в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда" Российской Федерации и Высшего 15 ^Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, "Возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, если имеется реальная угроза нарушения права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а с 01 января 2017 года в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", положения которого действовали в период спорных правоотношений, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое" имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Аналогичные положения установлены в пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
В соответствии со статьями 35, 36 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьями 35, 36 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ. При этом, кадастровый инженер обязан обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона.
Результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования (статья 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, статья 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
На основании пункта 2 части 1 статьи 22, части 12 статьи 38 этого же закона при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Аналогичные положения содержит и Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Проанализировав приведенные выше положения закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что сама по себе техническая документация, составленная по результатам межевания является документом, подготовленным коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем (кадастровая организация, кадастровый инженер) для целей кадастрового учета, и как таковой не может быть признана недействительной, поскольку недействительными могут быть признаны акты государственных и муниципальных органов и сделки в силу прямого указания закона.
Решением Совета депутатов МО "Мошенское сельское поселение" от 4 апреля 2014 года N15 утверждены Правила землепользования и застройки МО "Мошенское сельское поселение", согласно которым в пределах сельского населенного пункта для прогона личного скота и проезда грузового транспорта к придомовым участкам предусмотрен хозяйственный проезд шириной движения "данные изъяты" метра.
Согласно имеющимся в материалах дела схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, фототаблице, на которой отражено месторасположение земельных участков истца и ответчика, образование испрашиваемого Овчаренко Г.Г. земельного участка обеспечивает подъезд и подход как к земельному участку Овчаренко Г.Г., так и к земельному участку с кадастровым номером N, принадлежащему Овчаренко Г.Р. и земельному участку с кадастровым номером N со стороны земель общего пользования.
В с вязи с изложенным, судебной коллегией отклоняется довод жалобы о нарушении при перераспределении ответчику земельного участка подп. 9 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, поскольку сформированный для перераспределения по заявлению Овчаренко Г.Г. земельный участок полностью учитывает рельеф местности, возможность формирования подъезда к соседним земельным участкам.
Представленные суду истцом схемы границ предполагаемых к формированию земельных участков, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления. При принятии обжалуемого постановления Администрации МО "Мошенское сельское поселение" прав истца не нарушила.
Оспариваемое постановление не препятствует обращению Бушуева С.Г. в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка из свободных земель в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ.
Судом установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером N сформированы и поставлены на кадастровый учет без наложения на границы земельного участка принадлежащего на праве собственности истцу, распоряжение главы МО "Мошенское сельское поселение" об утверждении схемы расположения земельного участка образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель, государственная собственность на которые не разграничена, принято уполномоченным органом, право собственности Бушуева С.Г. на принадлежащий ему земельный участок, не нарушается.
Как следует из материалов дела, границы земельного участка с кадастровым номером N установлены в соответствии с утвержденной схемой земельного участка, при проведении кадастровых работ кадастровым инженером предусмотрены отступы от границ смежных земельных участков, в том числе земельного участка истца. Границы сформированы с учетом необходимого обустройства проезда для грузового транспорта в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО "Мошенское сельское поселение", а также особенностью рельефа местности, имеющего склон между участками.
Таким образом, истцом Бушуевым С.Г. не представлено суду доказательств того, каким образом постановление Администрации МО "Мошенское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГN и границы поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N нарушают его права.
Не основан на обстоятельствах дела и довод жалобы Бушуева С.Г. о возможности формирования отдельного земельного участка из площади, используемой при перераспределении земельного участка, поскольку формирование земельного участка из площади "данные изъяты" кв.м. невозможно, положения п. 9 ч. 9 статьи 39.29 ЗК РФ органом местного самоуправления не нарушены.
Иные доводы апелляционной жалобы истца основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и неправильном толковании норм закона, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Осташковского городского суда Тверской области от 20 апреля 2017 с учетом определения об исправлении описки от 30 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бушуева С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Козлова Е.В.
Судьи Лозовая Н.В.
Кустов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.