Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
судей Лобовой Л.В., Рачиной К.А.,
при секретаре Утешеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Волосовой Наталии Владимировны
на решение Измайловского районного суда города Москвы от 20 марта 2017 года, которым постановлено:
Взыскать с Волосовой Наталии Владимировны в пользу Управления социальной защиты населения ВАО города Москвы, в лице ОСЗН района Измайлово города Москвы денежные средства в размере 160 288 рублей 28 копеек.
Взыскать с Волосовой Натальи Владимировны в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 4 405 рублей 76 копеек,
установила:
Управление социальной защиты населения ВАО города Москвы обратилось в суд с иском к Волосовой Н.В. о взыскании денежных средств, в обоснование иска указано на то обстоятельство, что Волосова Н.В. являлась получателем ежемесячной компенсационной выплаты (ЕКВ) к пенсии по старости в период с 08 сентября 2009 года по 31 октября 2013 года как неработающий пенсионер. С 01 января 2010 года вместо ЕКВ введена региональная социальная доплата (РСД) к пенсиям не работающих пенсионеров. Волосова Н.В. была уведомлена истцом о необходимости безотлагательно извещать орган, осуществляющий социальное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение или прекращение ее выплаты. В связи с поступлением сведений из ПФР РФ выплата региональной социальной доплаты ответчику была прекращена с 01 ноября 2013 года. Из представленных ответчиком документов о работе было установлено, что право на выплату городских доплат к пенсии ею утрачено с 01 февраля 2010 года. Ввиду несвоевременного сообщения Волосовой Н.В. о факте работы, образовалась переплата РСД за период с 01 февраля 2010 года по 29 декабря 2012 года в размере 127 457 рублей 74 копеек, в указанный период истец работала уборщиком в ФГУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального собрания РФ". В период с 01 февраля 2013 года по 21 декабря 2013 года истец работала уборщиком в ФГБУК "Государственный академический Большой театр России" среднемесячная заработная плата Волосовой Н.В. превышала 20 000 рублей, что также являлось основанием для прекращения выплаты РСД, за данный период переплата составила 34 830 рублей 54 копейки. Истец адресовал ответчику извещения с требованием возврата суммы незаконно полученных денежных средств, до настоящего времени сумма долга не погашена.
Представитель истца в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Ответчик в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик Волосова Н.В.
Выслушав представителя истца Терехову И.В., ответчика Волосову Н.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Волосова Наталия Владимировна, как неработающий пенсионер, являлась получателем ежемесячной компенсационной выплаты (ЕКВ) к пенсии по старости (с 01 января 2010 года региональная социальная доплата (РСД)) в период с 08 сентября 2009 года по 31 октября 2013 года.
14 сентября 2009 года Волосова Н.В. обратилась к истцу с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, как неработающий пенсионер, при этом, Волосовой Н.В. было подписано обязательство в десятидневный срок сообщить органу социальной защиты населения о поступлении на работу.
За период с 08 сентября 2009 года по 31 декабря 2009 года ежемесячная компенсационная выплата к пенсии Волосовой Н.В. производилась в соответствии с Положением о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств городского бюджета, установленного постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года N 1005-ПП.
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП с 01 января 2010 года взамен ежемесячной компенсационной выплаты (ЕКВ) введена новая региональная социальная доплата (РСД) к пенсиям неработающих пенсионеров.
Согласно Порядку назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП ответчику производилась выплата региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01 января 2010 года по 31 октября 2013 года, данная выплата была прекращена автоматически с 01 ноября 2013 года в связи с перерасчетом пенсии по страховым отчислениям, произведенным Пенсионным фондом.
24 января 2014 года Волосова Н.В. представила в Управление Социальной защиты населения ВАО г. Москвы следующие документы: трудовую книжку, из которой следует, что она работала в период с 11 января 2010 года по 29 декабря 2012 года в ФГУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания РФ" в должности уборщика производственных и служебных помещений"; справку ФГБУ культуры Государственного академического Большого театра России, из которой следовало, что Волосова Н.В. работает с 16 января 2013 года в должности уборщика служебных помещений; справку формы 2 - НДФЛ за 2013 год, согласно которой, среднемесячная заработная плата Волосовой Н.В. за период с 01 февраля 2013 года по 31 декабря 2013 года составила 30 063 рубля 44 копейки.
Положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии (РСД) взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии (ЕКВ).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N1268-ПП право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, а также предусмотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При этом и Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, и Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП как в редакции до 08.08.2012, так и в редакции постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N396-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП", предусматривают подписание пенсионером обязательства о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты.
В силу п. 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП при поступлении сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы вправе приостанавливать ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается.
В п. 33 указанного Порядка предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относится поступление пенсионера на оплачиваемую работу (заключение трудового договора) (пп. "з"), а также установлено, что если пенсионером в какой-либо из периодов утрачивалось право на получение региональной социальной доплаты, то при представлении им документов, подтверждающих вновь приобретение этого права, региональная социальная доплата назначается заново исходя из общей суммы его материального обеспечения на дату обращения.
Порядок возмещения ущерба, в случаях, когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму излишне выплаченных средств.
Пунктом 8 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, предусмотрено, что Ежемесячная компенсационная выплата к пенсии пенсионерам, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящего Положения, работающим в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, назначается, если работа осуществляется в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы или Московской области.
Пунктом 6, п.п. "г", п. 8(1) Положения предусмотрено, что право на ежемесячную компенсационную выплату к пенсии, имеют пенсионеры, получающие пенсию в городе Москве, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, занятые на отдельных должностях в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), отделах записи актов гражданского состояния, Государственном казенном учреждении города Москвы Центре занятости населения города Москвы, такая доплата назначается, если размер их среднемесячной заработной платы не превышает 20 000 рублей.
Судом было установлено, что с 01 февраля 2010 года по 29 декабря 2012 года истец работала уборщиком в ФГУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального собрания РФ". В период с 01 февраля 2013 года истец работала уборщиком в ФГБУК "Государственный академический Большой театр России" и в 2013 году среднемесячная заработная плата Волосовой Н.В. превышала 20 000 рублей.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Управления социальной защиты населения ВАО города Москвы, в лице ОСЗН района Измайлово города Москвы о взыскании с Волосовой Н.В. произведенной переплаты , учитывая, что истец, являясь получателем ежемесячной доплаты к пенсии, не исполнила установленную обязанность по своевременному сообщению в УСЗН сведений о наличии условий для прекращения такой выплаты. Расчет переплаты осуществлен верно, с учетом размера добровольно погашенной Волосовой Н.В. задолженности.
Доводы апелляционной жалобы Волосовой Н.В. о том, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что в период работы в ФГУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания РФ" размер ее среднемесячной заработной платы не превышал 20 000 руб., судебная коллегия признает необоснованными, поскольку, данному доводу ответчика была дана надлежащая оценка при вынесении решения, суд пришел к верному выводу о том, что работа ответчика в ФГУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания РФ" не дает права на получение городских доплат, поскольку указанное учреждение не относится к бюджетным учреждениям образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, библиотекам (архивам), государственным учреждениям и центрам занятости населения, отделам записи актов гражданского состояния, поименованных в п. 6 Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсии и единовременных выплат.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Измайловского районного суда города Москвы от 20 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волосовой Наталии Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.