Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе: председательствующего Волковой Я.Ю.,
судей Гайдук А.А. и Редозубовой Т.Л.
при секретаре Смущенко С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница город Кушва", Министерству здравоохранения Свердловской области об организации доставки больных транспортом до места проведения гемодиализа и обратно, финансировании соответствующих мероприятий
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Свердловской области на решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 25.07.2017.
Заслушав доклад судьи Гайдук А.А., объяснения представителя Министерства здравоохранения Свердловской области Соколова Д.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Удаловой К.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Кушвы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил обязать ГБУЗ СО "ЦГБ г. Кушва" (далее - больница) организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных хронической почечной недостаточностью от места их жительства до места проведения заместительной почечной терапии методом гемодиализа и обратно, возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по возмещению больнице расходов по доставке больных.
В обоснование иска указано, что на территории Кушвинского городского округа отсутствуют медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа. В связи с чем граждане, проживающие на территории указанного городского округа, страдающие хронической почечной недостаточностью и нуждающиеся в получении медицинской помощи, вынуждены три раза в неделю ездить в учреждения здравоохранения г. Екатеринбурга и г. Нижнего Тагила.
Ссылаясь на то, что субъект Российской Федерации обязан предоставлять специализированную медицинскую помощь (к которой относится, в том числе, процедура гемодиализа), обеспечивать организацию оказания населению специализированной медицинской помощи, финансировать за счет своих средств оказание специализированной медицинской помощи в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренных в территориальных программах обязательного медицинского страхования, при том, что транспортировка больных для проведения гемодиализа является частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, указывая на нормы Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", прокурор просил иск удовлетворить.
Решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 25.07.2017 исковые требования прокурора удовлетворены: на ГБУЗ СО "ЦГБ г. Кушва" возложена обязанность по организации и обеспечению доставки автомобильным транспортом больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории Кушвинского городского округа, от места их жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа; на Министерство здравоохранения Свердловской области возложена обязанность по возмещению ГБУЗ СО "ЦГБ г. Кушва" расходов по доставке больных хронической почечной недостаточностью от места их жительства к месту проведения заместительной терапии методом гемодиализа и обратною
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Свердловской области просит решение суда отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что транспортировка больных граждан в лечебные учреждения не является составной частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, относится к числу полномочий органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения муниципального образования с учетом необходимости обеспечения транспортной доступности медицинских организаций. Отмечает, что специализированная медицинская помощь при болезнях мочеполовой системы, включая проведение заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, за счет средств бюджета Свердловской области не финансируется.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Кушвы Мартынова Е.Е., представитель третьего лица администрации Кушвинского городского округа ... просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 154 - 156, 157 - 159).
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГБУЗ СО "ЦГБ г. Кушва", представитель третьего лица Администрации Кушвинского городского округа, представитель третьего лица ТФОМС по Свердловской области не явились, о слушании дела представитель ТФОМС по Свердловской области извещен телефонограммой от 22.09.2017, иные участники извещены почтой (исх. от 22.09.2017 N 33-18060/2017). Информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на сайте Свердловского областного суда.
С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные лица извещены о времени и месте судебного заседания за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области, проверив материалы дела и обжалуемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд руководствовался нормами ст. ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормами Постановления Правительства Свердловской области от 25.12.2014 N 1207-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Постановления Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 16-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства здравоохранения Свердловской области", приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1271-н, от 13.08.2002 N 254.
Установив, что транспортировка граждан в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не относится непосредственно к медицинской услуге, является составной частью мероприятия по оказанию услуги, охватывается понятием медицинской помощи, обязанность по организации которой, в силу закона, возложена на субъект Российской Федерации, интересы которого в области здравоохранения представляет Министерство здравоохранения Свердловской области, учитывая тот факт, что гемодиализ на территории Кушвинского городского округа не проводится, доступность медицинской помощи не обеспечена, такая услуга доступна только в г. Нижнем Тагиле, за 40 км. от места жительства таких больных, при необходимости получения ими данной медицинской помощи 3 раза в неделю, принимая во внимание тот факт, что расходы на транспортировку до лечебного учреждения, проводящего процедуру гемодиализа, в состав тарифа за счет средств ОМС не входит, суд правомерно пришел к выводу о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Свердловской области по финансированию транспортировки граждан до лечебного учреждения и обратно с целью оказания им специализированной медицинской помощи - гемодиализа.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании закона, а потому не могут являться основанием к отмене судебного акта и отказе в иске.
Утверждение ответчика о том, что транспортировка больных граждан в лечебные учреждения не является составной частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, а представляет собой оказание социальных услуг по транспортному обслуживанию, которое должно производиться за счет средств муниципалитета, не может быть признано обоснованным.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Таким образом, в понятие медицинской помощи включается комплекс мероприятий, при том, что медицинские услуги являются частью оказания медицинской помощи.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 34 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" специализированная медицинская помощь оказывается врачами - специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с п.п. 1, 5, 7 ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Из содержания п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе, специализированной медицинской помощи.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования).
В территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Постановление Правительства Свердловской области от 25.12.2014 N 1207-ПП) предусмотрено оказание специализированной медицинской помощи - процедуры гемодиализа. Письмом Минздрава России от 23.12.2016N 11-7/10/2-8304 разъяснено, что в тариф на оплату медицинских услуг за счет средств обязательного медицинского страхования не включены расходы на проезд пациентов до места оказания услуг.
Поскольку расходы на доставку пациентов к месту проведения гемодиализа (оказание услуги, транспортная доступность которой не обеспечена, так как отсутствует возможность оказания услуги на территории Кушвинского городского округа, удаленность от места проведения процедуры) не включены в тариф услуги по ОМС, а эти расходы являются необходимыми только для получения лечения применением процедуры гемодиализа, жизненно необходимой гражданам в постоянном режиме по графику, определенному лечебным учреждением, учитывая приведенные нормы закона, суд первой инстанции правомерно указал на обязанность субъекта Российской Федерации (на основании п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") финансировать такие расходы.
Данные расходы не могут быть отнесены к транспортным расходам, обязанность компенсировать которые возлагается на орган местного самоуправления (с учетом нормы об обязанности органа местного самоуправления организовать транспортное обслуживание граждан), поскольку расходы непосредственно связаны со специализированной медицинской помощью, необходимы исключительно для оказания такой помощи, а не являются необусловленными необходимостью лечения расходами на транспортное обслуживание граждан городского округа.
На орган местного самоуправления законом не возложена организация оказания медицинской помощи гражданам вне пределов городского округа, при том, что в настоящем случае такая медицинская помощь может оказываться только за пределами Кушвинского городского округа. Нормы, на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе, такой обязанности на муниципалитет не возлагают.
Доводы жалобы об отсутствии норм права о включении транспортировки больных для оказания специализированной медицинской помощи в состав специализированной медицинской помощи и в стандарт по оказанию такой помощи не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат ст. ст. 10, 11 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым оказываемая медицинская помощь, в том числе специализированная, должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения граждане лишены возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться бесплатно для гражданина.
Ссылки ответчика на то, что выделяемые Министерству здравоохранения Свердловской области средства являются целевыми и не могут быть использованы на иные цели, в том числе транспортировку больных для оказания специализированной медицинской помощи, не соответствуют п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которая предусматривает обязанность финансирования расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования, за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а также не согласуется с наличием у Министерства здравоохранения Свердловской области полномочий по организации населению Свердловской области специализированной медицинской помощи в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 16-ПП.
Реализация финансирования за счет бюджета области оказываемых больницей услуг по транспортировке истцов для проведения гемодиализа и обратно может производиться и в порядке ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Ссылки ответчика на данную норму не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку доказательств предоставления ГБУЗ СО "ЦГБ г. Кушва" субсидий на финансирование данных расходов при оказании медицинской помощи не представлено.
Отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке, неуказание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких расходов (ст. п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 25.07.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Я.Ю. Волкова
Судьи
Т.Л. Редозубова
А.А. Гайдук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.