Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Гапоненко Л.В.
судей областного суда: Дьякова А.Н., Черноморец Т.В.,
при секретаре Белодед К.О.
рассмотрела в судебном заседании 19 октября 2017 года
дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Омской области на решение Первомайского районного суда г. Омска от 18 июля 2017 года, которым постановлено:
"Включить Васеневу М. Е. в выслугу срока службы, дающего право на пенсию, период учебы в профессиональном нефтехимическом лицее г. Омска".
Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия
Установила:
Васенев М.Е. обратился в суд с иском к УФСИН России по Омской области о зачете периодов учебы в стаж для назначения пенсии, указывая, что он проходил службу в уголовно-исполнительной системе. До поступления на службу, в период с " ... " по " ... ", проходил обучение по очной форме в профессиональном нефтехимическом лицее г. Омска по специальности "Правоведение". По окончании обучения " ... " ему был выдан диплом о среднем профессиональном образовании, присвоена квалификация "Юрист". Ответчик период обучения не включил в выслугу срока службы, дающего право на пенсию, по причине того, что лицей не имел право предоставлять такое образование.
Просил зачесть период с " ... " по " ... " в пенсионный стаж.
В судебное заседание истец Васенев М.Е. при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика УФСИН России по Омской области Мурашова Т.В. требования не признала, пояснила, что в период обучения истца профессиональный нефтехимический лицей г. Омска относился к учреждениям начального профессионального образования, а в выслугу лет засчитывается обучение на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца обучения за один месяц работы.
Представитель ответчика УФСИН России по Омской области Олейник А.П. заявленные требования также не признала.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Омской области - Свотина Т.В. просит решение отменить, ссылаясь на доводы, приводимые в отзыве на иск и в судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав представителя УФСИН России по Омской области Свотину Т.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец проходил службу в Управлении федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области, последняя занимаемая должность - инспектор отдела безопасности ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области в звании капитан внутренней службы.
Приказом от " ... "Васенев М.Е. уволен со службы по п. "в" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию); выслуга лет по состоянию на " ... " в календарном исчислении составила 17 лет 06 месяцев 12 дней, в льготном исчислении - 21 год 00 месяцев 04 дня.
В выслугу лет Васеневу М.Е. не включено время обучения в профессиональном нефтехимическом лицее г. Омска с " ... " года по " ... " год.
Не включение времени обучения в выслугу лет УФСИН России по Омской области мотивировало тем, что в выслугу лет сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы может быть включен период обучения в средних специальных учебных заведениях. Профессиональный лицей относится к учреждениям начального профессионального образования.
Отказ во включении периода обучения в профессиональном нефтехимическом лицее послужил поводом к обращению в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования Васенева М.Е., суд исходил из того, что по результатам обучения в профессиональном нефтехимическом лицее г. Омска истцом было получено среднее профессиональное образование, период обучения и полученное им образование подтверждено дипломом государственного образца, что является основанием для включения периода обучения в данном образовательном учреждении в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ст. 7 ч. 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (ст. 39 ч. 2).
Согласно ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение от 23 декабря 1992 г. N 4202-1).
Статьей 63 Положения от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом в части второй названной статьи законодатель предусмотрел, что время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях засчитывается в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
С учетом указанного положения Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяя условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, в том числе сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, в статье 18 закрепил возможность включения в выслугу лет для назначения им пенсии времени учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Установив возможность и порядок зачета в выслугу лет времени учебы, Законом не определены типы и виды образовательных организаций, условия обучения в образовательных организациях, время учебы в которых может быть включено на соответствующих условиях в выслугу лет для назначения пенсии.
Такой порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Правительством Российской Федерации, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий, в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Абзацем 2 пункта 2 названного Постановления в редакции, действовавшей на дату окончания истцом обучения и поступления на службу в УФСИН России по Омской области, было регламентировано: в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации неоднократно вносились изменения в пункт 2 названного Постановления.
На дату увольнения истца из органов уголовно-исполнительной системы абзац второй пункта 2 Постановления Правительства N 941 от 22.09.1993 действовал в следующей редакции: "В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы" (в редакции постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1533).
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в выслугу лет для назначения пенсии сотруднику органов исполнения наказаний засчитывается один из периодов обучения в гражданским образовательных учреждениях (образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях) в пределах 5 лет, что согласуется также с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре Верховного Суда РФ от 06.10.2004 за второй квартал 2004 года.
Норма о возможности зачета в выслугу лет периодов обучения, т.е. не связанных со службой в органах уголовно-исполнительной системы, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для назначения пенсии, носит стимулирующий характер, имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы уголовно-исполнительной системы лиц, имеющих соответствующее профессиональное образование, среднее профессиональное образование или высшее образование (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года N 526-О, от 16 июля 2013 года N 1142-О).
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (часть 8 статьи 60).
Положение о службе в органах внутренних дел от 23.12.1992 N 4201-1, регулируя правоотношения, связанные с поступлением на службу в соответствующие органы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника таких органов, в статье 8 устанавливает, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава образования не ниже среднего, для должностей среднего и старшего начальствующего состава - соответствующего среднего специального или высшего образования. В порядке исключения на должности среднего начальствующего состава принимаются граждане, окончившие специальные курсы по программе, утвержденной министром внутренних дел Российской Федерации.
Системный анализ приведенных выше нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что возможность учета периода обучения в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы поставлена в зависимость от уровня пройденной образовательной программы и полученного образования, а не от статуса образовательного учреждения, в котором такое образование было получено.
Изложенное согласуется и с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Определении от 17 января 2012 г. N КАС 11-784 по делу о признании недействующим абзаца второго пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 491. Так, Верховный Суд Российской Федерации указал, что образовательное учреждение (техникум, колледж) вправе при наличии соответствующей лицензии иметь в своей структуре подразделения, осуществляющие образовательный процесс уровня образования на ступень ниже (начального профессионального) или дополнительного профессионального образования, и обучение в таких случаях не будет приравниваться к получению среднего специального образования по соответствующей специальности. Следовательно, учеба в среднем специальном заведении, в процессе которой реализуется программа начального профессионального образования, не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии.
Судом установлено, что Васенев М.Е. с " ... " по " ... " обучался в профессиональном нефтехимическом лицее г. Омска по очной форме обучения.
По результатам обучения Васеневым М.Е. получен диплом N " ... " о среднем профессиональном образовании, выданный " ... ", подтверждающий, что Васенев М.Е в " ... " году окончил полный курс образовательной программы среднего профессионального образования по специальности "Правоведение", ему присвоена квалификация "Юрист".
В период обучения истца в профессиональном нефтехимическом лицее и на дату окончания обучения действовал Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", согласно ч. 5 ст. 9 которого к основным профессиональным программам относились: начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств; высшее профессиональное образование (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); послевузовское профессиональное образование.
Согласно статье 22 указанного Закона начальное профессиональное образование имело целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Начальное профессиональное образование могло быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование могло быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ч. 1, 3 ст. 23 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").
Профессиональный лицей в силу п. 3 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утв. постановлением Правительства от 05.06.1994 N 650, действовавшего в период обучения истца в учебном заведении, был отнесен к учреждениям начального профессионального образования. Вместе с тем, было указано, что профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования.
Приказом Минобразования РФ от 19.12.1995 N 628 "О реализации интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в профессиональных лицеях" предписывалось Департаменту профессионального образования проводить в профессиональных лицеях введение, лицензирование и аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования в порядке и на условиях, установленных Госкомвузом России для средних специальных учебных заведений (1.1 Приказа).
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации предписывалось осуществлять реализацию образовательных программ среднего профессионального образования в профессиональных лицеях в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным в установленном порядке Госкомвузом России, в части Классификатора специальностей среднего профессионального образования и в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования; выдавать с 1996 года выпускникам профессиональных лицеев, освоившим образовательную программу среднего профессионального образования и получившим квалификацию специалиста среднего звена два диплома: на I ступени - диплом формы, установленной Минобразованием России, о получении среднего (полного) общего и начального профессионального образования по рабочей профессии; на II ступени - диплом формы, установленной Госкомвузом России, о получении базового уровня среднего профессионального образования (п.п. 3.1, 3.4 Приказа).
Законность реализации программ среднего профессионального образования Профессиональным нефтехимическим лицеем г. Омска подтверждается лицензией, выданной " ... ", свидетельством о государственной аккредитации от " ... ".
Из письма Министерства образования Омской области от " ... " и директора БПОУ Омской области "Омский промышленно-экономический колледж" (правопреемника Профессионального нефтехимического лицея в порядке реорганизации путем преобразования) от " ... ", адресованных Васеневу М.Е., следует, что профессиональный нефтехимический лицей г. Омска являлся профессиональной образовательной организацией, реализующей в период обучения Васенева М.Е., в том числе программы среднего профессионального образования; выданный истцу диплом от " ... " является государственным документом, подтверждающим получение среднего профессионального образования базового уровня.
Полученная истцом в результате обучения в профессиональном нефтехимическом лицее г. Омска специальность "Правоведение" указана в Классификаторе специальностей среднего профессионального образования, утвержденном постановлением Госкомвуза РФ от 25.05.1994 года N 4, действовавшего на дату окончания истцом учебного заведения.
Коллегия судей отмечает, что полученное истцом до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" среднее профессиональное образование, в соответствии со ст. 108 данного Федерального закона, вступившим в законную силу с " ... ", приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Именно указанный вид профессионального образования упоминается в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941.
Таким образом, факты завершения Васеневым М.Е. освоения образовательной программы среднего профессионального образования и получения им среднего профессионального образования, являющиеся условием для включения всего периода обучения истца в профессиональном лицее г. Омска в стаж службы в органах уголовно-исполнительной системы, установлены судом.
Доводы автора жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям ст. 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4201-1, судебная коллегия отклоняет как ошибочные.
Указанная норма не подлежит применению как противоречащая более поздним нормам Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 и изданного в соответствии с ним Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 491, положения которого были приведены в соответствии с принятым 29 декабря 2012 года Федеральным законом N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01 сентября 2013 года, нормами которого не предусмотрено в Российской Федерации такого уровня образования как начальное профессиональное.
В такой ситуации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в стаж для назначения пенсии времени обучения истца в профессиональном нефтехимическом лицее г. Омска в период с 1996 по 1999 годы.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда не свидетельствует о нарушении судом норм материального права, а сводится к иному толкованию закона, к чему оснований не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для отмены решения суда, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 18 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.