Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Трифоновой О.М.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Султанова Р.А.,
при секретаре Борниковой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании представление Орского межрайонного природоохранного прокурора на определение Адамовского районного суда Оренбургской области от 21 августа 2017 года о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к государственному унитарному предприятию "Адамовский лесхоз" о признании незаконной деятельности, о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства.
Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Адамовского районного суда Оренбургской области от 22 августа 2014 года, вступившим в законную силу, постановленовозложить на ГУП "Адамовский лесхоз" обязанность в срок до 01 мая 2015 года разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утверждения лимитов на размещение образующихся отходов; разработать и согласовать паспорта отходов на: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с не слитым электролитом (II класс опасности отхода), масла автомобильные отработанные (III класс опасности отхода), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (IV класс опасности), покрышки отработанные (IV класс опасности); разработать и согласовать порядок производственного экологического контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; заключить договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на размещение отходов I - IV классов опасности.
На основании указанного судебного постановления возбуждено исполнительное производство.
Определением Адамовского районного суда Оренбургской области от 23 ноября 2016 года, вступившим в законную силу, ГУП "Адамовский лесхоз" предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 22 августа 2014 года в части разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утверждения лимитов на размещение образующихся отходов на срок до 01 июля 2017 года.
Судебный пристав - исполнитель Адамовского РОСП УФССП России по Оренбургской области Кинжигалиева А.П. обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, ссылаясь на то, что в связи с изменением законодательства и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N1029 "Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III, IV категории" разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для данного предприятия не требуется. Полагает, что возможность исполнения исполнительного документа утрачена.
Судебный пристав - исполнитель Адамовского РОСП УФССП России по Оренбургской области Кинжигалиева А.П., прокурор, представитель ГУП "Адамовский лесхоз" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления были извещены надлежащим образом.
Определением Адамовского районного суда Оренбургской области от 21 августа 2017 года заявление судебного пристава - исполнителя удовлетворено. Суд постановил:прекратить исполнительное производство N в отношении ГУП "Адамовский лесхоз", возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Адамовским районным судом Оренбургской области по гражданскому делу N.
В апелляционном представлении Орский межрайонный природоохранный прокурор просит определение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
На основании части 2 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определена обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу пункта 2 части 1 статьи 43 указанного Закона исполнительное производство прекращается судом в случаях утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должна быть установлена утрата возможности исполнения исполнительного документа.
Разрешая заявление судебного пристава - исполнителя, суд пришел к выводу, что в настоящее время решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 22 августа 2014 года не может быть исполнено, поскольку у должника в связи с изменением законодательства по независящим от него объективным причинам отсутствует возможность разработать и согласовать с компетентными органами лимиты на размещение образующихся отходов, паспортов отходов и производственного экологического контроля.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона N7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N50.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 67 Закона N7-ФЗ. Согласно пункту 2 данной статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Закона N7-ФЗ государственный
учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется в форме ведения
государственного реестра объектов, оказывающих НВОС. Государственный
реестр объектов, оказывающих НВОС, состоит из федерального государственного реестра и регионального государственного реестра.
При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 N903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N1029 "Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III, IV категории".
Уровень экологического надзора определяется в ходе процедуры постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В отсутствие сведений о том, что ГУП "Адамовский лесхоз" прошло процедуру постановки на государственной учет объектов НВОС либо ему отказано в постановке на такой учет, как и о том, что ГУП "Адамовский лесхоз" не подходит ни под один из критериев и категорий, определенных указанными выше Постановлениями Правительства Российской Федерации, оснований для прекращения исполнительного производства не имеется.
Выводы суда об удовлетворении заявления сделаны без должной оценки доводов заявителя применительно к действующему законодательству и обстоятельствам дела не соответствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Адамовского районного суда Оренбургской области от 21 августа 2017 года отменить.
Вынести новое определение, которым в удовлетворении заявления исполняющего обязанности судебного пристава - исполнителя Адамовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области о прекращении исполнительного производства N, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного Адамовским районным судом Оренбургской области по гражданскому делу N - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.