Заместитель председателя Московского городского суда города Москвы Базькова Е.М. , рассмотрев жалобу главного врача Федерального государственного бюджетного учреждения "Поликлиника N 5" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГБУ "Поликлиника N 5") Александровой Е.Б. на вступивш и е в законную силу постановление судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 13 января 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 18 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 13 января 2017 года ФГБУ "Поликлиника N 5" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 18 апреля 2017 года постановление судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 13 января 2017 года оставлено без изменения, жалоба главного врача ФГБУ "Поликлиника N 5" Александровой Е.Б. без удовлетворения.
В настоящей жалобе главный врач ФГБУ "Поликлиника N 5" Александрова Е.Б., выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, ссылаясь на то, что ФГБУ "Поликлиника N 5" отпуск наркотических средств не осуществляет, в связи с чем, данный вид работ, входящий в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, не подлежал включению в лицензию; на момент проведения проверки в помещении N *** никаких операций не производилось, данное помещение использовалось только как место хранения наркотических средств и психотропных веществ, их отпуск в данном помещении не производился; обстоятельства, послужившие поводом для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, ФГБУ "Поликлиника N 5" были устранены до привлечения поликлиники к ответственности путем издания приказа N *** от 09.01.2017 г. "Об организации деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих средств", в который не было включено помещение N *** для хранения и использования наркотических средств и психотропных веществ; малозначительность совершенного правонарушения; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включен оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений.
Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ регулируются Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
Под оборотом наркотических средств, психотропных веществ понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" утверждено "Положение о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" (далее - Положение), которое устанавливает порядок лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 2 Положения деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включает работы и услуги согласно приложению, в соответствии с которым перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включает в себя: разработку новых наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; производство наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; переработку наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; перевозку наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; отпуск физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; реализацию наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; распределение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в медицинских целях и другие.
Как следует из материалов дела, 20 октября 2016 г. должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по г. Москве и Московской области на основании приказа врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по г. Москве и Московской области N *** от 14 сентября 2016 года проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФГБУ "Поликлиника N 5" Управления делами Президента Российской Федерации (юридический адрес: г. Москва, ул. Плющиха, д. 14) в нарушение п. 18 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ осуществляет деятельность по обороту наркотических средств в помещении N ***, расположенном на **-ом этаже ***-и этажного здания по адресу: *** в отсутствие лицензии; в выданной ФГБУ "Поликлиника N 5" Управления делами Президента Российской Федеации лицензии N *** от 23 марта 2012 года в перечне выполняемых работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров отсутствует указание на отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, по указанному адресу.
Указанные действия ФГБУ "Поликлиника N 5" Управления делами Президента Российской Федерации квалифицированы по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт совершения ФГБУ "Поликлиника N 5" административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N *** от 20.10.2016; приказом N *** о проведении плановой выездной проверки ФГБУ "Поликлиника N 5" Управления делами Президента Российской Федерации от 14 сентября 2016 года; лицензией на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений от 23.03.2012 и приложением N 1 к лицензии от 23.03.2012; приказом N *** об организации деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров и сильнодействующих веществ от 11.01.2016 с приложениями к нему; устными показаниями главного государственного инспектора Росздравнадзора Понкратовой Г.И., иными материалами дела.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях ФГБУ "Поликлиника N5" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьями нижестоящих судебных инстанций и получили надлежащую оценку в судебных постановлениях в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях (бездействии) ФГБУ "Поликлиника N 5" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, проверялся судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы и обоснованно был признан несостоятельным, поскольку он опровергается приведёнными выше доказательствами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором, в том числе, указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ в лицензию включаются, в том числе, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ в качестве места осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, определен объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению при изменении адреса места осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.
На основании лицензии N **** от 23.03.2012 г. ФГБУ "Поликлиника N 5" осуществляет деятельность, связанную с оборотом психотропных веществ, внесенных в список II, в соответствии с Федеральным законом N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" по адресу: г. Москва, ул. Плющиха, д. 14. Согласно Приложению N 1 к указанной лицензии хранение, приобретение, использование наркотических средств и психотропных веществ допускается по вышеуказанному адресу без указания конкретного помещения, являющимся местом хранения наркотических средств и психотропных веществ.
Между тем в соответствии с приказом N *** от 11.01.2016 г. и приложениями к нему и.о. главного врача ФГБУ "Поликлиника N 5" Барановой Р.Р. установлены помещения для хранения наркотических средств и психотропных веществ, это N *** и N *** на ***-м этаже здания поликлиники.
Порядок хранения наркотических средств и психотропных веществ, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, а также прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня установлен Правилами хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148 .
Согласно пункту 2 Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с указанием работ и услуг по хранению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Статья 20 Федерального закона N 3-ФЗ устанавливает, что хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности.
Пунктом 5 (подп. е) Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" предусмотрено, соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, требований статьи Федерального закона N 3-ФЗ и порядка их хранения, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1148.
В данной случае, хранение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ ФГБУ "Поликлиника N 5" осуществляется в предназначенных для этого объектах - в специально оборудованных помещениях, что нашло свое подтверждение в ходе проведенной проверки, то есть на конкретных местах осуществления лицензионного вида деятельности.
Таким образом, отсутствие в лицензии указания на конкретные места хранения (помещения) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, являлось основанием для её переоформления, а потому вывод судебных инстанций о нарушении ФГБУ "Поликлиника N 5" требований п. 18 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ следует признать обоснованным.
В силу ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ отпуск наркотических средств, психотропных веществ это действия по передаче наркотических средств, психотропных веществ юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях.
Согласно представленным в материалы дела требованиям-накладным, выпискам из медицинских карт пациентов, журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФГБУ "Поликлиника N 5" в лице соответствующих медицинских работников используются наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, путем отпуска (передачи) в соответствующие профильные отделения (кабинеты) поликлиники, то есть в пределах своей организационной структуры для проведения амбулаторного лечения пациентов.
Вместе с тем данный вид работ в перечень работ и услуг, составляющих деятельность ФГБУ "Поликлиника N 5" по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, указанный в лицензии **** от 23.03.2012 г. не включен.
Доказательства того, что ФГБУ "Поликлиника N 5" в установленном законом порядке переоформило данную лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, в материалы дела также не представлены.
При таких обстоятельствах действия (бездействие) ФГБУ "Поликлиника N 5" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Довод жалобы заявителя о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, не влечет отмену состоявшихся по делу решений. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать совершенное ФГБУ "Поликлиника N 5" административное правонарушение малозначительным не имеется. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать дело.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГБУ "Поликлиника N 5" Управления делами Президента Российской Федерации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ для юридических лиц, назначено ФГБУ "Поликлиника N 5" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда и решения судьи Московского городского суда.
Порядок и срок давности привлечения ФГБУ "Поликлиника N 5" к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.13, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 13 января 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 18 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Поликлиника N 5" Управления делами Президента Российской Федерации оставить без изменения, жалобу главного врача ФГБУ "Поликлиника N 5" Управления делами Президента Российской Федерации Александровой Е.Б. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.