Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Бабушкинской межрайонной прокуратуры Оганяна Т.Р. на постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 27 сентября 2017 года, которым гражданка Республики Гана Асасре А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения за пределы Российской Федерации, с помещением в ЦВСИГ УВМ ГУ МВД России по Москве,
установил:
26 сентября 2017 года дежурным ОМВД России по району "Северное Медведково" ГУ МВД России по г.Москве в отношении гражданки Республики Гана Асасре А. составлен протокол об административном правонарушении по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Определением начальника ОМВД России по району "Северное Медведково" ГУ МВД России по г.Москве от 26 сентября 2017 года дело на рассмотрение передано в Бабушкинский районный суд города Москвы, судьей которого 27 сентября 2017 года вынесено приведенное выше постановление.
На указанное постановление заместителем прокурора Бабушкинской межрайонной прокуратуры Оганяном Т.Р. подан протест, в котором поставлен вопрос об отмене постановления судьи как незаконного и необоснованного, о возвращении дела на новое рассмотрение, мотивированный тем, что при рассмотрении данного дела к административной ответственности привлечена Асасре А., личность которой не установлена.
В судебное заседание Асасре А., будучи извещенной о месте и времени слушания дела, не явилась, доказательств уважительности причин своей неявки не представила, явку защитника не обеспечила, с ходатайством об отложении слушания дела не обращалась, в связи с чем полагаю возможным, в порядке ст.25.1 КоАП РФ, рассмотреть протест заместителя прокурора Бабушкинского межрайонной прокуратуры в его отсутствие.
Старший прокурор отдела прокуратуры г.Москвы Артамонова О.Н. приведенные выше доводы протеста поддержала, полагая необходимым их удовлетворить ввиду незаконности вынесенного судьей районного суда постановления от 27 сентября 2017 года.
Проверив материалы дела, изучив указанные доводы протеста, заслушав объяснения прокурора, считаю постановление подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушения, предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи , совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу ст. 2 которого определено, что находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из изложенного, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
При этом, под миграционной картой понимается документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Статьей 10 того же Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ предусмотрено, что документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Таким образом, иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, обязан при себе иметь документ, удостоверяющий личность и миграционную карту, в случае их отсутствия нарушается режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.
По смыслу 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлекая Асасре А. к административной ответственности по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, судья районного суда исходила из того, что в 20.14 час. 25 сентября 2017 года по адресу: г. Москва, ***, в ходе проведения проверки сотрудниками ОМВД России по району "Северное Медведково" ГУ МВД России по г.Москве была выявлена гражданка Республики Гана Асасре А. , допустившая нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии у нее при себе действующего паспорта иностранного гражданина, миграционной карты, подтверждающей право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, требуемых в соответствии со ст. ст. 2, 10 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Данные обстоятельства судья сочла надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, а вину Асасре А. в совершении административного правонарушения по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ - доказанной.
С такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя ввиду того, что они сделаны без надлежащей проверки всех обстоятельств настоящего дела, без соблюдения требований закона.
Так, статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ, в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем из протеста прокурора Бабушкинской межрайонной прокуратуры г.Москвы, материалов дела усматривается, что личность привлеченной к административной ответственности по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ и назвавшейся Асасре А. при задержании и составлении протокола об административном правонарушении установлена только со слов задержанной, тогда как из копий национального паспорта N***, выданного *** года на срок до *** года, на имя гражданки Республики Нигерия *Аугустины*, *** года рождения, однократных виз от *** года, от *** года, от *** года, миграционной карты от ***года, отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания от *** года усматривается, что *** года по адресу: г. Москва, ***, была задержана Асасре А. под вымышленными анкетными данными .
Вопрос об установлении лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", п. 10 Правил использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 года N 413, на иностранных граждан, находящихся на территории РФ, возложена обязанность иметь при себе документ, удостоверяющий личность - паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, и миграционную карту.
В соответствии со ст. 10.1 того же Закона о правовом положении иностранных граждан, личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Такое заключение составляется по форме , утвержденной Приказом ФМС России от 08 ноября 2013 года N 473 "Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства", и содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, месте его жительства (месте пребывания, фактического проживания), краткие биографические и иные сведения, фотографию.
Следовательно, к протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, содержащему сведения, позволяющие идентифицировать личность иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого он составлен, должна быть приложена копия паспорта иностранного гражданина или копия документа, удостоверяющего его личность, оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (например, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства).
Между тем, в данном случае из изученных материалов дела видно, что к протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, составленному в отношении Асасре А. , не приложены копия паспорта или копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в частности, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, при этом приобщенная к делу справка о том, что личность привлекаемой к административной ответственности установлена со слов, таковым документом не является, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ являлось для судьи районного суда основанием для возвращения на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении протокола и других материалов в орган, должностному лицу, которые их составили, тогда как судья при отсутствии документов, удостоверяющих личность лица, привлекаемого к административной ответственности, рассмотрел дело по существу с вынесением постановления о назначении данному лицу административного наказания по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В порядке п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 27 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Асасре А. не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30. 8 КоАП РФ, судья
решил:
протест заместителя прокурора Бабушкинской межрайонной прокуратуры Оганяна Т.Р. удовлетворить.
постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 27 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Республики Гана Асасре А. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.