Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ПАО "МОЭК" по доверенности Седельниковой В.П. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста - эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Крысанова С.П. от 20 января 2017 года N11-35/65, решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО "МОЭК",
УСТАНОВИЛ
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста - эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Крысанова С.П. от 20 января 2017 года N11-35/65, оставленным без изменения решением судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2017 г., ПАО "МОЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитник ПАО "МОЭК" по доверенности Седельникова В.П. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой поставлен вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ввиду отсутствия события и состава вмененного правонарушения, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что несвоевременное предоставление технического отчета может повлечь только изменение расчета платы за размещение отходов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ. Кроме того, в нарушение ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, ПАО "МОЭК" незаконно дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
Защитник ПАО "МОЭК" Седельникова В.П. в судебном заседании жалобу поддержала.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ПАО "МОЭК" Седельникову В.П., оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. N 7-ФЗ (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч.ч.1,3 ст.22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ч.ч.1,2 ст.39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Частью 2 ст.11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты, установлены Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50.
Пунктом 12 данного Порядка установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.
В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам.
Из материалов настоящего дела следует и судьей районного суда установлено, что *** 2016 г. по адресу: г. Москва, ул. *** ПАО "МОЭК" допустило нарушение ст.ст.3, 11, ч.ч. 1,3 ст. 22, ч.1 ст. 34, ч.ч.1,2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 39-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010г. N 50, выразившееся в сдаче в Департамент Росприроднадзора по ЦФО технического отчета по обращению с отходами по адресу учреждения: г. Москва, ул*** с нарушением (раньше) установленного п. 12 Порядка срока - 11 февраля 2016 года, при наличии документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 52/317 М от 13 февраля 2014 года. Действия ПАО "МОЭК" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ПАО "МОЭК" подтверждаются следующими доказательствами: приказом о проведении проверки; приказом о продлении срока проведения проверки; актом проверки от 29 июля 2016 года; протоколами КХА промышленных выбросов на 05 июля 2016 года; уведомлением от 27 июля 2016 года о времени и месте составления и подписания акта проверки; протоколом об административном правонарушении.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ПАО "МОЭК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела. Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ПАО "МОЭК" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
Доводы жалобы о неверной квалификации действий ПАО "МОЭК" являлись предметом исследования суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, носит формальный характер, выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований , в том числе, установленных приведенными выше Федеральными законами, а также изданным в целях реализации ст.18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Приказом Минприроды России от 25.02.2010г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"; его образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Обязанность ю ридических лиц при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами установлена ст.11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Факт сдачи ПАО "МОЭК" технического отчета по обращению с отходами по месту осуществления хозяйственной деятельности филиала N 5 по адресу: г.Москва, ул.*** где образование и размещение отходов производится в соответствии с документом N 52/317М от 13.02.2014г., раньше срока, установленного п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010г. N 50, заявителем не оспаривался.
Таким образом, нарушение ПАО "МОЭК", в результате деятельности которого образуются отходы, установленного п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50, срока представления технического отчета по обращению с отходами в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, так как не опровергают вывод о наличии в действиях ПАО "МОЭК" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и приведенных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Довод жалобы о том, что ПАО "МОЭК" незаконно дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, поскольку проверочные мероприятия хозяйственной деятельности ПАО "МОЭК", в ходе которых были выявлены факты несвоевременной сдачи технических отчетов по обращению с отходами, проводились одномоментно, основан на ошибочном толковании заявителем норм КоАП РФ и не является основанием к отмене обжалуемых постановлений. Факт административного правонарушения, зафиксированного в различные время и место, образует самостоятельные составы административных правонарушений.
Административное наказание назначено ПАО "МОЭК" в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста - эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Крысанова С.П. от 20 января 2017 года N11-35/65, решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО "МОЭК", оставить без изменения, жалобу защитника ПАО "МОЭК" по доверенности Седельниковой В.П. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Е.А. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.