Липецкий областной суд в составе:
Председательствующего Игнатенковой Т.А.
При секретаре Земской Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Липецк Центр" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости,
У с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью "Липецк Центр" (ООО "Липецк Центр"), как собственник земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для здания дома быта, обратилось к Управлению Росреестра по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области с требованием об установлении его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости. ООО "Липецк Центр" просит установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере "данные изъяты" руб. согласно Отчету N 32/к/17 ООО "Оценка и консалтинг" от 13.04.2017 года.
Кадастровая стоимость названного земельного участка в размере "данные изъяты" коп. установлена решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 16.11.2016 года N79 по состоянию на 15.01.2016 года.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.01.2012г. в Липецкой области при Управлении Росреестра по Липецкой области N5 от 15.06.2017 года, отклонено заявление ООО "Липецк Центр" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно Отчету N 32/к/17 об оценке рыночной стоимости названного земельного участка ООО "Оценка и консалтинг" от 13.04.2017 года его рыночная стоимость определена в размере "данные изъяты" руб.
По утверждению административного истца ООО "Липецк Центр", несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости нарушает права заявителя как плательщика земельного налога, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77,78 КАС РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
При этом в ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 31.05.2001г. N73 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исследуя отчет об оценке недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В ходе судебного разбирательства по ходатайству административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, поддержанному иными административными ответчиками, назначена и проведена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости названного земельного участка, проведение которой определением суда от 14.09.2017 года поручено экспертам Липецкого филиала Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к доказательству по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно выводам экспертного заключения N8980/9-4 от 17.10.2017 года Липецкого филиала ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста Российской Федерации (эксперт Зарецких А.В.) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", составляет "данные изъяты" руб. В отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка N 32/к/17 ООО "Оценка и консалтинг" не соблюдены требования Федеральных стандартов оценки, предъявляемых к составлению и содержанию отчета, допущены нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости, при этом информация, использованная оценщиком, не является достоверной, достаточной и проверяемой.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца по доверенности Леонидова Т.Н., поддержав заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости согласно экспертному заключению эксперта Зарецких А.В. в размере "данные изъяты" руб.
Представители административных ответчиков Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области, Управления Росреестра по Липецкой области возражали против удовлетворения требований административного истца ООО "Липецк Центр" об установлении кадастровой стоимости названного земельного участка равной его рыночной стоимости в соответствии с представленным истцом Отчетом N 32/к/17 об оценке рыночной стоимости земельного участка ООО "Оценка и консалтинг" от 13.04.2017 года, полагали необходимым установить кадастровую стоимость упомянутого земельного участка в соответствии с указанным экспертным заключением эксперта Зарецких А.В.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В силу пункта 2 статьи 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N напрямую затрагивают права и обязанности административного истца ООО "Липецк Центр".
В силу части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.
Федеральным законом от 29 июля 1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии со статьей 24 названного Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст.3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта. Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов является дата, по состоянию на которую сформирован перечень. Такой датой для существовавшей на дату обращения административного истца с данным иском кадастровой оценки упомянутого земельного участка является 15.01.2016 года.
Оценивая представленное экспертное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства, суд считает, что оно является подробным, мотивированным и обоснованным, составивший заключение эксперт имеет соответствующую квалификацию, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется. Экспертиза проведена на основании определения суда. Доказательств того, что рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что оно отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств. Оценив доказательства в соответствии с требованиями статей 62,82,84,168 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости названного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.01.2016 года, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, считает возможным определить кадастровую стоимость названного земельного участка в соответствии с упомянутым экспертным заключением в размере его рыночной стоимости по состоянию на 15.01.2016 года - в размере: "данные изъяты" руб.
Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 14 ФСО N1).
При проведении исследования эксперт Зарецких А.В., в частности, руководствовался Федеральными законами от 31.05.2001г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Методическими рекомендациями по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ (приказ Минюста РФ от 20.12.2002г. N346), федеральными стандартами оценки ФСО N2, ФСО N3, ФСО N7, Справочником оценщика недвижимости. Том 3. Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков. Под ред. Л.А. Лейфера, 2014г., использовались также периодическая печать, интернет сайты.
Экспертом применен сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, приведено обоснование выбора подхода к определению стоимости, приведен расчет рыночной стоимости названного земельного участка в рамках сравнительного подхода. Экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. Приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка, в нем присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток, приведены расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО N3), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015г. N299, экспертом составлено точное описание объектов оценки. Предоставлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности его площади, вида разрешенного использования, количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки, информация о текущем использовании объекта оценки, другие фактора и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость. Подробно описан процесс оценки земельного участка в части применения подходов к оценке, приведены расчеты, обоснованы применение сравнительного подхода и отказ от применения доходного и затратного подходов.
Отобранные для сравнения земельные участки расположены в г. Липецке, ввиду чего эксперт посчитал возможным использовать объекты из разных районов города в качестве аналогов, а различие по отдельным ценообразующим параметрам в некоторой степени исключить за счет внесения при необходимости соответствующих корректировок.
В рамках настоящей экспертизы исследования проведены в соответствии с положениями Федерального закона от 31.05.2001г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Нарушений требований статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" при составлении упомянутого заключения судебной оценочной экспертизы не допущено.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость упомянутого земельного участка по состоянию на 15.01.2016 года подлежит установлению в размере "данные изъяты" руб.
Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отмечает, что все выводы судебного эксперта сделаны в рамках его профессиональных знаний, экспертиза назначалась непосредственно судом, заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, материалами дела подтверждается, что судебный эксперт Зарецких А.В. имеет высшее техническое образование, экспертную квалификацию по специальности 16.1, 27.1, образование по программе "Оценка собственности", специализация "Оценка предприятия (бизнеса)", стаж экспертной работы с 2007г.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что определенная в экспертом заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объектов экспертов придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в заключении приведены необходимые сведения об использовании источников получения информации, расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 15.01.2016 года.
В соответствии с положениями абз. пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, в данном случае с 01.01.2017г.
Разрешение вопроса об установлении рыночной стоимости сформированного и стоящего на учете объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости не затрагивает права и законные интересы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области. В силу изложенного в удовлетворении требований ООО "Липецк Центр" к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249, 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью "Липецк Центр", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для здания дома быта, по состоянию на 15.01. 2016 года равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты".).
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Липецк Центр" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Липецкой области отказать.
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N считать 24 августа 2017года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Липецкого областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Т.А. Игнатенкова
14.11.2017г.
Копия верна.
Судья
Секретарь
11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.