Липецкий областной суд в составе:
Председательствующего Игнатенковой Т.А.
При секретаре Овчинниковой В.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО Банк социального развития и строительства "Липецккомбанк" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N равной их рыночной стоимости,
установил:
ПАО Банк социального развития и строительства "Липецккомбанк", как собственник земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес", с разрешенным использованием для жилищного строительства, обратилось к Управлению Росреестра по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области с требованием об установлении их кадастровой стоимости равной рыночной стоимости.
ПАО Банк социального развития и строительства "Липецккомбанк" просит установить кадастровую стоимость названных земельных участков в размере "данные изъяты" руб. согласно Отчету об оценке N270 от 26.03.2017г. ООО "Центр оценки".
Кадастровая стоимость названных земельных участков в размере "данные изъяты" руб. установлена решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 16.11.2016г. N79 по состоянию на 15.01.2016 года.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.01.2012г. в Липецкой области при Управлении Росреестра по Липецкой области NN3,4 от 04.05.2017 года, отклонены заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости упомянутых объектов недвижимости - земельных участков с кадастровым номерами N.
Согласно Отчету об оценке N270 от 26.03.2017 года ООО "Центр оценки" рыночная стоимость указанных земельных участков определена в размере "данные изъяты" руб.
По утверждению административного истца, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названных земельных участков их рыночной стоимости нарушает права заявителя как плательщика земельного налога, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77,78 КАС РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
При этом в ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 31.05.2001г. N73 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исследуя отчет об оценке недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В ходе судебного разбирательства по данному делу по ходатайству административного истца и представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по делу назначена и проведена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости названных земельных участков, проведение которой определением суда от 15.09.2017 года поручено экспертам ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы ("адрес").
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к доказательству по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно выводам экспертного заключения N 9141/6-4 от 19.10.2017 года ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста Российской Федерации (эксперт Герасименко В.В.) рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, составляет "данные изъяты" руб. Отчет об оценке N270 от 27.03.2017года ООО "Центр оценки" не соответствует п.5 ФСО N3, что влияет на итоговую стоимость объектов оценки, п.5 ФСО N3, п.11 ФСО N7, что косвенно влияет на итоговую стоимость объектов оценки.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца, поддержав заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость названных земельных участков равной их рыночной стоимости согласно экспертному заключению эксперта Герасимено В.В. в размере "данные изъяты" руб. (каждый земельный участок).
Представители административных ответчиков Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области возражали против удовлетворения требований административного истца об установлении кадастровой стоимости названных земельных участков равной их рыночной стоимости в соответствии с представленным истцом Отчетом об оценке, но полагали возможным установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в соответствии с заключением эксперта Герасименко В.В.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В силу пункта 2 статьи 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N напрямую затрагивают права и обязанности административного истца ПАО Банк социального развития и строительства "Липецккомбанк".
В силу части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.
Федеральным законом от 29 июля 1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии со статьей 24 названного Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст.3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта. Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов является дата, по состоянию на которую сформирован перечень. Такой датой для существовавшей на дату обращения административного истца с данным иском кадастровой оценки упомянутых земельных участков является 15.01.2016 года.
Оценивая представленное экспертное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства, суд считает, что оно является подробным, мотивированным и обоснованным, составивший заключение эксперт имеет соответствующую квалификацию, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков. Экспертиза проведена на основании определения суда. Доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что оно отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств. Оценив доказательства в соответствии с требованиями статей 62,82,84,168 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости названных земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 15.01.2016 года, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, считает возможным определить кадастровую стоимость названных земельных участков в соответствии с упомянутым экспертным заключением в размере их рыночной стоимости по состоянию на 15.01.2016 года - в размере: "данные изъяты" руб.
Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 14 ФСО N1).
При проведении исследования эксперт Герасименко В.В., в частности, руководствовался Федеральными законами от 31.05.2001г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Методическими рекомендациями по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ (приказ Минюста РФ от 20.12.2002г. N346), федеральными стандартами оценки ФСО N1, ФСО N2, ФСО N3, ФСО N7, Справочником оценщика недвижимости. Том 3. Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков. Под ред. Л.А. Лейфера, 2014г., использовались также Публичная карта Росреестра, периодическая печать, интернет сайты.
Экспертом применен сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, приведено обоснование выбора подхода к определению стоимости, приведен расчет рыночной стоимости названного земельного участка в рамках сравнительного подхода. Экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. Приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельных участков, в нем присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток, приведены расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО N3), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015г. N299, экспертом составлено точное описание объектов оценки. Предоставлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельных участков, в частности их площади, вида разрешенного использования, количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки, информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость. Подробно описан процесс оценки земельных участков в части применения подходов к оценке, приведены расчеты, обоснованы применение сравнительного подхода и отказ от применения доходного и затратного подходов.
Отобранные для сравнения земельные участки расположены на территории сельского поселения Частодубравский сельский совет Липецкого района Липецкой области.
При проведении экспертизы за объекты сравнения для определения вероятной стоимости земельного участка на требуемую дату принимались земельные участки, наиболее сопоставимые с исследуемыми объектами по основным ценообразующим факторам. Приведено обоснование введенных корректировок, в качестве элементов сравнения.
Расчет рыночной стоимости земельных участков в рамках сравнительного подхода приведен в таблице, из которой следует, что объекты-аналоги сопоставлялись с объектом оценки по следующим единицам сравнения: местоположению, цене предложения, состоянию рынка, объему оформленных прав, рыночным условиям, площади участка, функциональному использованию участка, наличию инженерных коммуникаций.
Эксперт имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
В рамках настоящей экспертизы исследования проведены в соответствии с положениями Федерального закона от 31.05.2001г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Нарушений требований статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" при составлении заключения судебной оценочной экспертизы не допущено.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость упомянутых земельных участков по состоянию на 15.01.2016 года подлежит установлению в размере "данные изъяты" руб.
Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отмечает, что все выводы судебного эксперта сделаны в рамках его профессиональных знаний, экспертиза назначалась непосредственно судом, заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, материалами дела подтверждается, что судебный эксперт Герасименко В.В. имеет высшее экономическое образование, экспертную квалификацию по специальности 16.1, 27.1, стаж экспертной работы с 2012г., диплом о профессиональной переподготовке от 15.03.2006г. по программе "Оценка собственности", специализация "Оценка предприятия (бизнеса)", стаж работы по данной специальности с 2006года.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в заключении приведены необходимые сведения об использовании источников получения информации, расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 15.01.2016 года.
В соответствии с положениями абз. пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, в данном случае с 01.01.2017года.
В соответствии со статьями 49, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании заявления экспертного учреждения ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России с административного истца подлежат взысканию в пользу названного экспертного учреждения судебные расходы по оплате судебной оценочной экспертизы по счету N2047 от 19.10.2017года в размере "данные изъяты" руб.
Разрешение вопроса об установлении рыночной стоимости сформированного и стоящего на учете объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости не затрагивает права и законные интересы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области, которое в соответствии с прямым предписанием федерального законодателя обязано внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости названных земельных участков в соответствии с распоряжением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего его кадастровую стоимость, либо принять к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости. В силу изложенного в удовлетворении требований к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области административному истцу надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249, 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", земли населенных пунктов - для жилищного строительства, принадлежащего на праве собственности ПАО Банк социального развития и строительства "Липецккомбанк", по состоянию на 15.01.2016года равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты").
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" земли населенных пунктов - для жилищного строительства, принадлежащего на праве собственности ПАО Банк социального развития и строительства "Липецккомбанк", по состоянию на 15.01.2016года равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей ("данные изъяты").
В удовлетворении требований ПАО Банк социального развития и строительства "Липецккомбанк" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Липецкой области отказать.
Датой подачи ПАО Банк социального развития и строительства "Липецккомбанк" заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 15 августа 2017года.
Установленная решением суда кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N подлежит применению для целей, установленных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года.
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N.
Взыскать с ПАО Банк социального развития и строительства "Липецккомбанк" в пользу Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы расходы на проведение судебной оценочной экспертизы в размере "данные изъяты" рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Липецкого областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Т.А. Игнатенкова
Копия верна.
Судья
Секретарь
9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.