Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Дубинина А.И.,
судей Калоевой З.А., Муратовой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Будаговой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя МВД России и ГУ МВД России по СК по доверенности Захарченко А.А. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 июля 2017 г. по гражданскому делу по иску Гончарова А.В. к ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Министерству внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности присвоить очередное специальное звание.
Заслушав доклад судьи Калоевой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гончаров А.В. обратился с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстнации, к ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Министерству внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности присвоить очередное специальное звание. В обоснование заявленных требований указал следующее. 03.08.2009 он принят в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю (далее - Управление ФСКН России по СК). На основании приказа ФСКН России N 161 от 26.05.2016 сотрудники органов наркоконтроля освобождены от занимаемой должности с 01.06.2016 за исключением сотрудников, которые планируются к назначению в состав ликвидационных комиссий. Приказом председателя ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по СК от 01.06.2016 N 1-лк он включен в состав ликвидационной комиссии с 01.06.2016. Очередное специальное звание "подполковник полиции" в срок 03.08.2016 ему не присвоено. 13.10.2016 он направил запрос в ликвидационную комиссию ФСКН России по вопросу присвоения ему очередного специального звания, однако ответа до настоящего времени не поступило. Звание "майор" ему присвоено 03.08.2012, срок выслуги специального звания на 03.08.2016 составляет 4 года, оснований для не присвоения ему очередного специального звания не имеется. Просил суд обязать ликвидационную комиссию ФСКН России присвоить ему очередное специальное звание "подполковник полиции".
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27.07.2017 удовлетворены исковые требования Гончарова А.В.
Суд возложил на Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность присвоить Гончарову А.В. очередное специальное звание "подполковник полиции" с 04.08.2016.
Суд отказал Гончарову А.В. в удовлетворении заявленных требований и присвоении очередного специального звания к ликвидационной комиссии ФСКН России.
В апелляционной жалобе представитель МВД России и ГУ МВД России по СК по доверенности Захарченко А.А. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. С решением суда не согласен в части удовлетворенных исковых требований. Полагает, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют материалам и обстоятельствам дела. Суд дал неправильную оценку материалам дела, нарушил и неправильно применил норма материального и процессуального права. Считает, что суд не учел особенности правового статуса сотрудников упраздняемого органа - ФСКН России. Указывает на то, что сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтролоя засчитываются при присвоении очередных специальных званий, выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии. Вместе с тем, истец Гончаров А.В. не заявлял о своем желании поступить на службу в органы внутренних дел, напротив, согласился стать членом ликвидационной комиссии и изъявил желание уволиться из Управления ФСКН России по СК. Также считает, что суд первой инстанции неправомерно вышел за пределы заявленных исковых требований и принял решение по требованиям, которые истцом заявлены не были. Суд не учел, что ФСКН России упразднено с 01.06.2016 путем ликвидации, в связи с чем, отсутствует правопреемство. МВД России всего лишь переданы полномочия упраздненного ведомства по выработке государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, суд необоснованно усмотрел основания для возложения на МВД России в лице ГУ МВД РФ по СК обязанности по присвоению истцу очередного специального звания, так как ГУ МВД России по СК не являлось стороной по настоящему делу. В связи с чем, считает решение суда незаконным, необоснованным и практически неисполнимым.
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Выслушав представителя МВД России и ГУ МВД России по СК по доверенности Зайцева А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего отменить решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27.07.2017 в части возложил на Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанности присвоить Гончарову А.В. очередное специальное звание "подполковник полиции" с 04.08.2016, как незаконное и необоснованное. Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Поскольку представитель МВД России и ГУ МВД России по СК по доверенности Захарченко А.А. не обжалует решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к ликвидационной комиссии ФСКН России, то судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым проверить законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, а именно в части возложения на Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность присвоить Гончарову А.В. очередное специальное звание "подполковник полиции" с 04.08.2016. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений ст.ст. 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Кроме того, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Гончарова А.В. к ликвидационной комиссии ФСКН России сторонами по делу не обжалуется.
Судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установиласледующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" очередные специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первые и очередные специальные звания, соответствующие должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, присваиваются уполномоченными руководителями в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно п. 2.1 "Порядка присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до полполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава", утвержденного приказом МВД России от 09.01.2013 N 3, Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются: подчиненным сотрудникам, в том числе сотрудникам подчиненных территориальных органов МВД России или организаций, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно - руководителями (начальниками) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России) и региональном уровнях, управлений внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по г. Москве, управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, Управления внутренних дел по г. Сочи Главного управления МВД России по Краснодарскому краю, образовательных, научных и санаторно-курортных организаций, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России).
Пунктом 10 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливается срок выслуги в специальных званиях - майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции - четыре года;
Согласно ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня присвоения сотруднику органов внутренних дел соответствующего специального звания.
Как следует из ч.ч. 3, 4 ст. 43 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" очередные специальные звания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, присваиваются сотруднику органов внутренних дел последовательно по истечении срока, установленного для прохождения службы в органах внутренних дел в предыдущем специальном звании, и при условии, что сотрудник замещает должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрено специальное звание, равное специальному званию, присваиваемому сотруднику, или более высокое, чем специальное звание, присваиваемое сотруднику. В случае необоснованной задержки представления сотрудника к присвоению очередного специального звания соответствующее специальное звание присваивается ему со следующего дня по истечении срока пребывания в предыдущем специальном звании.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции" Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы:
а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;
б) штатную численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции" установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является:
а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах;
б) правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Из п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции" следует, что:
б) сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается;
в) сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода:
присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника;
сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении очередных специальных званий;
выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции" завершение проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией Указа, установлено до 01.06.2016.
Обеспечение в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы возложено на Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 1026-р, изданного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции", ликвидационные мероприятия должны быть завершены до 31.12.2016 включительно. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 2896-р данный срок завершения ликвидационных мероприятий продлен до 01.07.2017.
Указанным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 1026-р утвержден председатель ликвидационной комиссии ФСКН России, ему предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников упраздняемой ФСКН России (п. 4 распоряжения).
Согласно п. 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 1026-р Минфину России предписано предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН России, сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФСКН России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий.
В соответствии с Приказом ФСКН России N 161 от 26.05.2016 "Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156" сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ освобождены от занимаемых должностей с 01.06.2016 за исключением сотрудников, которые планируются к назначению в состав ликвидационных комиссий.
Приказом председателя ликвидационной комиссии ФСКН России от 01.06.2016 N 1 утверждены председатели ликвидационных комиссий территориальных органов ФСКН.
Материалами данного дела установлено, что приказом председателя ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по СК от 01.06.2016 N 1-лк Гончаров А.В. включен в состав ликвидационной комиссии управления с 01.06.2016 в должности начальника отдела кадров и воспитательной работы Управления ФСКН России по СК (член ликвидационной комиссии) (л.д. 24).
Материалами данного дела установлено, что Гончаров А.В. был принят в Управление ФСКН России по СК 03.08.2009 (л.д. 18).
Из послужного списка следует, что приказом ФСКН России от 17.07.2012 N 329-лс с 03.08.2012 Гончарову А.В. присвоено специальное звание "майор полиции". На дату присвоения очередного специального звания "подполковник полиции" - 04.08.2016, Гончаров А.В. дисциплинарных взысканий не имел (л.д. 19, 30).Согласно выписке из приказа от 21.11.2106 N 34-лк в связи с проведением организационно-штатных мероприятий майор полиции Гончаров А.В. уволен со службы в органах наркоконтроля с 30.12.2016 с должности начальника отдела кадров и воспитательной работы управления (член ликвидационной комиссии).
Согласно справке ликвидационной комиссии N 5/698-лк от 15.11.2016 майор полиции Гончаров А.В. с 03.08.2009 по 31.12.2016 проходил службу в органах наркоконтроля в Управлении ФСКН России по СК в должности начальника отдела кадров и воспитательной работы Управления ФСКН России по СК с 12.05.2012. Согласно приказу Госнаркоконтроля России от 14.07.2003 N 020 "Об утверждении штата Управления Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Ставропольскому краю" специальное звание, предусмотренное штатом по должности начальника отдела кадров и воспитательной работы управления - "подполковник полиции" (л.д. 11).
Удовлетворяя исковые требования Гончарова А.В., и возлагая на МВД РФ в лице ГУ МВД РФ по СК обязанность присвоить Гончарову А.В. очередное специальное звание "подполковник полиции", суд первой инстанции, сославшись на положения п/п. 2.1 п. 2 Приказа МВД России от 09.01.2013 N 3 "Об утверждении Порядка присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава", исходил из того, что обязанность по присвоению званий среднего и старшего начальствующего состава лежит на региональном управлении МВД России.
Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального права.
Как указано выше, Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена. Пунктом 4 данного Указа Президента Российской Федерации в отношении сотрудников ФСКН установлено следующее: а) сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники ФСКН и ФМС продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации N 156; б) сотрудники ФСКН, изъявившие желание поступить на службу в МВД, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается; в) сотрудникам ФСКН, принятым на службу в МВД в порядке перевода: - присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника.
В соответствии с изданным в целях реализации Указа Президента Российской Федерации 05.04.2016 N 156 распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 1026-р созданы ликвидационная комиссия ФСКН России, ликвидационные комиссии территориальных органов ФСКН России, и с 01.06.2016 года проводится комплекс ликвидационных мероприятий, связанных с упразднением ФСКН России.
Пунктом 4 Распоряжения определены полномочия председателя ликвидационной комиссии ФСКН России, в числе которых присвоение очередных специальных званий членам ликвидационной комиссии ФСКН России и ликвидационных комиссий ее территориальных органов не предусмотрено.
В соответствии с п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию, согласно п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия юридического лица - это особый орган ликвидируемого юридического лица, который с момента назначения в установленном порядке осуществляет полномочия по управлению его делами.
Ввиду того, что при создании ликвидационной комиссии ФСКН России (территориального органа ФСКН России) не предусмотрено утверждение ее штата и тарификация не представляется возможной, включаемые в ее состав члены продолжают оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым должностям) в целях обеспечения их денежным довольствием (денежным содержанием, заработной платой) и предоставления социальных гарантий. При этом перечень исполняемых ими в качестве членов ликвидационных комиссий должностных обязанностей определяется не в соответствии с должностью, по которой осуществляется его денежное содержание, а исходя из поставленных перед ликвидационной комиссией ФСКН России (ее территориального органа) задач и реализуемых ими в этой связи функций.
В соответствии с п. 39 Указа Президента Российской Федерации от 05.06.2003 N 613 "О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", очередное специальное звание присваивается сотруднику, замещающему конкретную должность в органах ФСКН, а после его упразднения, согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156, очередные специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника, присваиваются сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.
Из материалов дела следует, что на дату подачи иска - 13.12.2016, и на дату принятия обжалуемого решения - 27.07.2017, Гончаров А.В. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода принят не был.
Принимая во внимание вышеизложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания возложения на Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанности присвоить Гончарову А.В. очередное специальное звание "подполковник полиции" с 04 августа 2016 г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решение суда в обжалуемой части.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По изложенным мотивам судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части возложения на Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанности присвоить Гончарову А.В. очередное специальное звание "подполковник полиции" с 04.08.2016 и отказе в удовлетворении вышеуказанных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 июля 2017 г. отменить в части возложения на Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанности присвоить Гончарову А.В. очередное специальное звание "подполковник полиции" с 04 августа 2016 г., - отменить.
Постановить по делу в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Гончарова Александра Владимировича к Министерству внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности присвоить очередное специальное звание "подполковник полиции" с 04 августа 2016 г. - отказать.
В остальной части решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.