Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 6 декабря 2018 г. - Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 3 декабря 2018 г. N 452
Приложение
к приказу
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Калужской области
от 22 сентября 2016 г. N 496
Территориальная схема
обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калужской области
3 декабря 2018 г.
Определения
В настоящей территориальной схеме применяются следующие термины и определения:
Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Населенный пункт - территория, имеющая сосредоточенную застройку, служащая местом проживания людей, которой в установленном федеральным законодательством порядке присвоено наименование.
Административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Крупногабаритные отходы (мусор) - вышедшие из употребления предметы, имеющие размеры, не позволяющие осуществлять их удаление при помощи стандартных средств транспортирования отходов без использования ручной погрузки.
Строительные отходы - отходы, образующиеся при новом строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе зданий и сооружений, прокладке и замене инженерных коммуникаций, объектов дорожно-мостового хозяйства.
Органические отходы - растительные отходы, образующиеся в результате осуществления работ по содержанию зеленых насаждений, а также листья после листопада.
Жидкие отходы - отходы, в том числе фекальные, удаляемые из выгребов неканализованных зданий, и т.п.
Санитарная очистка территорий - комплекс работ по сбору, удалению, обезвреживанию твердых коммунальных отходов и уборке территорий населенных мест.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.
Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.
Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Места (площадки) накопления отходов - места, расположенные вблизи источников образования отходов и устроенное в соответствии с действующими "Санитарными правилами содержания территории населенных мест", предназначенные для накопления отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - ИП или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Группы однородных отходов - отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).
Баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации - соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Введение
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калужской области (далее - территориальная схема) разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Калужской области в соответствии с нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. 29.07.2018);
- Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденные постановлением Правительства от 22 сентября 2018 г. N 1130;
- Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г., утвержденные Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г.,
- поручения Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N Пр-781; от 10 августа 2012 г. N Пр-2138; от 15 ноября 2017 г. N Пр-2319;
- Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326;
- Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 N 84-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
- Стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденная приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298;
- Стратегия социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года;
- документы территориального планирования Калужской области.
Территориальная схема разработана на десять лет и обеспечивает достижение целей государственной политики в области обращения с отходами в порядке их приоритетности:
- максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработку, утилизацию и обезвреживание отходов;
- безопасное захоронение отходов.
Территориальная схема предусматривает комплексную обработку и утилизацию отходов, обеспечивающую минимальный, объем их захоронения, использование наилучших доступных технологий обращения с отходами и применение методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, направленных на уменьшение количества образующихся отходов и вовлечение их в хозяйственных оборот.
В ходе разработки территориальной схемы:
- собрана и верифицирована информация об источниках образования отходов, местах накопления отходов, объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению отходов, потоках движения отходов, организациях, осуществляющих деятельность по обращению с отходами;
- сформирована финансовая модель, обеспечивающая расчет экономических последствий реализации территориальной схемы на каждый год её действия с учетом динамики отходообразования;
- построена электронная модель, включающая в себя базу данных, средства ввода и отображения информации по вопросам обращения с отходами, математическую модель расчета оптимального размещения объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, их технических характеристик, и направлений транспортирования отходов.
Краткая характеристика объекта разработки территориальной схемы обращения с отходами
Одной из глобальных проблем человечества является производство отходов, которое во всем мире нарастает темпами, опережающими их переработку, обезвреживание и утилизацию.
Ежегодно в Российской Федерации образуется более 7 миллиардов тонн коммунальных, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов. Объем образования твердых коммунальных отходов (ТКО) в населенных пунктах Российской Федерации составляет 150 млн куб. м (30 млн тонн) в год. Основная часть ТКО складируется на полигонах различного типа и многочисленных свалках.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, установила в качестве главной цели экологической политики государства на среднесрочную перспективу значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 N 84-р направлена на формирование и перспективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей в своей инфраструктуре:
- хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.
В настоящее время деятельность в области обращения с отходами на территории Калужской области сопровождается значительными потерями ресурсов и увеличением степени загрязнения окружающей среды. Подавляющая часть твердых коммунальных отходов направляется на захоронение.
При этом система сбора и анализа статистической информации об обращении ТКО охватывает не все источники их образования, средства объективного учета отсутствуют.
Преобладание удаления ТКО посредством захоронения и имеющиеся нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведет к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и среду обитания, включая:
а) загрязнение и захламление земель;
б) загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения ТКО;
в) выделение больших объёмов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ТКО;
г) негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление).
Кроме того безвозвратно теряются материальные и энергетические ресурсы, которые могли бы быть повторно использованы, в том числе в качестве сырья для производства ряда товаров (продукции).
Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением из твердых коммунальных отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования. При такой постановке задачи одним из важнейших элементов территориальной схемы является организация системы накопления, сбора и извлечения утильных фракций отходов при обработке (сортировке).
Таким образом территориальная схема обращения с отходами на территории Калужской области должна строиться на основе следующих принципов:
1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторсырья.
2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение. Реализация данного принципа осуществляется с целью снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.
3. Укрупнение объектов обращения с отходами с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату жилищных услуг.
4. Максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами. Внедрение современных технологий потребует значительных инвестиций. В соответствии с принятой в Российской Федерации концепцией развития ЖКХ основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных механизмов.
Общие сведения по Калужской области
Калужская область образована 5 июля 1944 года, входит в состав Центрального федерального округа. Областной центр - город Калуга. Расстояние от Калуги до Москвы - 188 км. Территория - 29,8 тыс. кв. км (0,17% территории РФ).
Административно-территориальное устройство Калужской области: 2 городских округа; 24 муниципальных района; 28 городских поселений; 258 сельских поселений.
Калужская область расположена в центре Восточно-Европейской равнины, в бассейнах верхней Оки и Десны. Граничит с Троицким административным округом города Москвы, с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской и Орловской областями.
Рисунок 1. Карта Калужской области
Современное использование территории Калужской области обусловлено целым рядом факторов. К данным факторам относятся особенности исторических процессов, протекающих в области, образование области из нескольких частей соседствующих регионов, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, экологические условия.
Наиболее значимыми характеристиками области являются значительная дифференциация территории по степени освоенности, наличие радиоактивного загрязнения территории, ярко выраженная роль дорог федерального значения и крупных особо охраняемых природных территорий в планировочной структуре территории.
Несмотря на сравнительно малую территорию, имеют место значительные различия в степени освоенности северо-восточной, центральной и юго-западной частей территории. Северо-восточная часть области освоена наиболее интенсивно и здесь находятся самые крупные города - Калуга и Обнинск, вокруг которых группируются населенные пункты с населением более 1000 человек. На севере Калужской области сосредоточено много памятников истории и культуры, в основном конфессиональных объектов, а также памятников природы. Калуга и небольшие города северной, центральной и юго-западной части области (Боровск, Малоярославец, Людиново, Таруса, Юхнов, Мосальск, Козельск) имеют статус исторических. С учетом ценных природных условий образованы особо охраняемые природные территории: "Природный заказник "Таруса", Национальный парк "Угра", имеющий продолжение в юго-западной части области.
В результате аварии на ЧАЭС радиоактивно загрязнены почвы районов, прилегающих к Брянской и Орловской областям. Этот фактор накладывает соответствующие ограничения на ряд видов деятельности, связанных с использованием ресурсов территории.
Определяющими структурообразующими элементами территории являются автомобильные дороги федерального значения: М3 (Е101) "Украина" (Москва - Киев), дублирующая железнодорожную линию Москва - Калуга - Брянск - Киев, и А101 Москва - Малоярославец - Рославль. Кроме того, сложившаяся планировочная структура территории в большой мере предопределена "Национальным парком "Угра", пересекающим область в широтном направлении.
Экономико-географическое положение области определяется также близостью столицы и таких индустриальных центров, как Тула и Брянск.
Природно-климатическая характеристика Калужской области
Климат Калужской области умеренно-континентальный с резко выраженными сезонами года: умеренно жарким и влажным летом и умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом. Средняя температура июля составляет от + 18 °C на севере до + 21 °С на юге, января - от - 12° C до - 8° C. Тёплый период (с положительной среднесуточной температурой) длится 205 (север) - 220 (юг) дней. Количество осадков в год - 650 мм.
В области насчитывается около 2000 рек и водотоков, 268 из которых имеют протяженность более 10 км. Наиболее крупными реками региона являются Ока, Десна, Угра, Жиздра, Болва и Протва, общая протяженность каждой из которых составляет более 200 км. Основа водной системы - река Ока, берущая свое начало в Орловской области и на Калужскую землю поступающая довольно полноводной рекой с хорошо выраженной долиной.
Естественных водоемов (озер) на территории Калужской области сравнительно немного. По происхождению озерных котловин они относятся преимущественно к пойменным (озера-старицы), а также к ледниковым и карстовым. Озера первого типа приурочены к поймам реки Оки и крупнейших ее притоков (рек Угры и Жиздры). Наиболее крупными озерами старицами являются: Желоховское (длина более 4 км), Горское, Полянское, Тишь, Хохловское, Резванское (близ впадения в Оку р. Угры), Маковское, Большое Камышинское, Желтых, Ленивое, Гороженое, Орешное, Царское, Княжеское, Карастелиха и другие.
Озера ледникового типа встречаются в бассейнах рек Угры и Болвы, например, на водоразделах рек Шани и Медынки, Шани и Извери, Рессы и Болвы. Ярким представителем этого типа является озеро Бездон. К озерам карстового типа с большими глубинами при малой площади водного зеркала относятся Бездонное, Ямное и другие, расположенные в бассейне реки Жиздры.
На территории области находится около 500 торфяных болот, при этом площадь большинства из них не превышает 100 га. Значительная часть болот сосредоточена на севере и западе региона, где расположены большие болотные массивы - Игнатовское, Калуговское, Красниковское, Шатино и другие. В этих же районах находятся все верховые болота - источники чистой воды, питающие реки.
Прудов и водохранилищ в Калужской области в настоящее время насчитывается 310. Общий объем аккумулируемой в них воды составляет около 150 млн. куб. м. Самыми крупными водохранилищами в регионе являются: Ломпадь (или Людиновское водохранилище), Верхне Кировское, Брынское, Милятинское и Яченское.
Почвы Калужской области - преимущественно дерново-подзолистые различного механического состава. В центральных и восточных районах они сменяются серыми лесными почвами, обладающими более высоким естественным плодородием. Встречаются на территории региона и другие типы почв, такие как: дерновые, дерново-карбонатные, подзолистые, полуболотные, болотные, пойменные.
Область расположена в лесной зоне, в пределах которой выделяются подзона смешанных и подзона широколиственных лесов. Для смешанных лесов наиболее характерными породами являются ель и дуб, а также береза и осина; в травяном покрове наблюдается сочетание растений, характерных для широколиственных и хвойных лесов. В зоне широколиственных лесов преобладают дуб и ясень с примесью клена и вяза; кустарниковый ярус представлен лещиной обыкновенной, жимолостью и бересклетом, травяной ярус - ранневесенними эфемероидами, в том числе черемшой и другими многолетними растениями (снытью, осокой волосистой, зеленчуком желтым, пролесником многолетним, хохлатками, бором развесистым).
Значительные площади занимают различного типа луга, в том числе материковые луга, расположенные на водоразделах и на склонах речных долин, и заливные луга в поймах рек, сырые (низинные) и сухие (суходольные) луга.
Животный мир Калужской области богат и разнообразен. Фауна имеет смешанный характер: она включает как северные виды (бурый медведь, белая куропатка, клест-еловик, полевой конек), так и западноевропейские (аист белый и другие) и степные (серая куропатка, заяц-русак) виды.
Демографическая ситуация
Численность постоянного населения на 1 января 2018 года составила 1 012 156 человек. Динамика численности населения за 2015 - 2017 годы представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Численность населения Калужской области (оценка численности на 1 января соответствующего года)
Годы |
Всего, человек |
в том числе |
|
городское |
сельское |
||
2015 |
1 010 486 |
769 945 |
240 541 |
2016 |
1 009 772 |
768 770 |
241 002 |
2017 |
1 014 570 |
771 489 |
243 081 |
Таблица 2. Численность постоянного населения Калужской области на 1 января 2018 года и в среднем за 2017 год (человек)
|
На 1 января 2018 года |
В среднем за 2017 год |
||||
Все население |
Городское население |
Сельское население |
Все население |
Городское население |
Сельское население |
|
Область, всего |
1 012 156 |
769 262 |
242 894 |
1 013 363 |
770 375 |
242 988 |
Городские округа | ||||||
ГО Город Калуга |
357 700 |
340 851 |
16 849 |
358 130 |
341 372 |
16 758 |
ГО Город Обнинск |
115 029 |
115 029 |
- |
114 334 |
114 334 |
- |
Муниципальные районы | ||||||
Бабынинский |
18 349 |
10 366 |
7 983 |
18 528 |
10 458 |
8 070 |
Барятинский |
6 032 |
- |
6 032 |
6 066 |
- |
6 066 |
Боровский |
61 761 |
46 431 |
15 330 |
61 691 |
46 654 |
15 037 |
Дзержинский |
52 951 |
36 229 |
16 722 |
53 108 |
36 336 |
16 772 |
Думиничский |
14 083 |
5 577 |
8 506 |
14 123 |
5 586 |
8 537 |
Жиздринский |
10 340 |
5 461 |
4 879 |
10 379 |
5 475 |
4 904 |
Жуковский |
53 081 |
33 814 |
19 267 |
52 503 |
33 561 |
18 942 |
Износковский |
6 822 |
- |
6 822 |
6 816 |
- |
6 816 |
Город Киров и Кировский |
40 476 |
30 520 |
9 956 |
40 655 |
30 679 |
9 976 |
Козельский |
36 492 |
27 071 |
9 421 |
36 750 |
27 243 |
9 507 |
Куйбышевский |
7 998 |
- |
7 998 |
8 054 |
- |
8 054 |
Город Людиново и Людиновский |
42 421 |
38 267 |
4 154 |
42 739 |
38 556 |
4 183 |
Малоярославецкий |
49 479 |
27 448 |
22 031 |
49 694 |
27 620 |
22 074 |
Медынский |
12 846 |
8 109 |
4 737 |
12 816 |
8 071 |
4 745 |
Мещовский |
12 197 |
3 837 |
8 360 |
12 544 |
3 937 |
8 607 |
Мосальский |
8 605 |
4 202 |
4 403 |
8 577 |
4 181 |
4 396 |
Перемышльский |
13 670 |
- |
13 670 |
13 765 |
- |
13 765 |
Спас-Деменский |
7 264 |
4 342 |
2 922 |
7 288 |
4 349 |
2 939 |
Сухиничский |
23 246 |
16 622 |
6 624 |
23 383 |
16 729 |
6 654 |
Тарусский |
15 000 |
9 101 |
5 899 |
15 088 |
9 202 |
5 886 |
Ульяновский |
7 144 |
- |
7 144 |
7 142 |
- |
7 142 |
Ферзиковский |
18 053 |
- |
18 053 |
17 935 |
- |
17 935 |
Хвастовичский |
10 291 |
- |
10 291 |
10 342 |
- |
10 342 |
Юхновский |
10 826 |
5 985 |
4 841 |
10 913 |
6 032 |
4 881 |
Доля сельского населения составляет 24% общей численности населения области.
В пределах области население размещается неравномерно. Наиболее плотно заселены территория городского округа Калуги (39,0 чел/ без учета населения г. Калуги), Боровский (73,5 чел/
), Дзержинский (43,5 чел/
), Жуковский и Малоярославецкий (34,0 чел/
) районы на севере области и Людиновский (46,2 чел/
) и Кировский (43,3 чел/
) районы на юго-западе области.
Через эти муниципальные образования проходят основные транспортные магистрали: железнодорожная линия Москва - Брянск - Киев, автодороги Москва - Киев и Москва - Малоярославец - Рославль, а также Московская кольцевая.
Главная зона расселения Калужской области продолжается вдоль линии Москва - Брянск: повышенную плотность населения имеют Бабынинский, Козельский и Сухиничский районы.
К зонам влияния магистралей федерального значения, пересекающих область с северо-запада на юго-восток, приурочено большинство городов. Исключение составляют исторические города Козельск и Таруса, а также подчиненные непосредственно области малые города Киров и Людиново, расположенные на железнодорожной магистрали Вязьма - Фаянсовая - Брянск. В половине районов области сельское население численно преобладает над городским.
Отличительной особенностью Калужской области при наличии существенной внутриобластной дифференциации ее территории по характеристикам расселения является относительно удачное деление на районы. При общей площади области 29,8 тыс. средний размер района должен приближаться к 1,2 тыс.
Фактические размеры районов колеблются от 714,6
(Тарусский район), до 1655,9
(Ульяновский район), т.е. различаются в 2, 3 раза.
Средняя численность населения на район (без учета Калуги и Обнинска) достигает 22,48 тыс. человек. Наиболее крупные районы (Боровский, Дзержинский, Жуковский) имеют от 52,9 до 61,8 тыс. жителей. При этом население 6 районов (Барятинский, Износковский, Мосальский, Спас-Деменский, Ульяновский, Куйбышевский) не достигает 10 тыс. человек.
В Барятинском, Износковском, Ульяновском районах плотность населения более чем на порядок ниже, чем в северо-восточных районах области. Столь же низкие значения характерны для сельской местности Жиздринского и Мосальский районов. Аналогичная ситуация имеет место в Спас-Деменском, Медынском, Мосальском и Юхновском районах, где половина населения сосредоточена в городах-райцентрах. Даже Козельский, Сухиничский и Тарусский районы попадают в число плотно заселенных только за счет населения гг. Козельска, Сосенского, Сухиничи, Тарусы, Середейский.
Таким образом, для территории области характерен чрезвычайно резкий перепад между основной зоной расселения, которая вытянута узким клином вдоль основного транспортного коридора Москва - Брянск, от границы с Московской областью до Бабынино, и всей остальной территорией.
Опорный каркас расселения области образуют 28 городских населенных пунктов. Самый большой город - Калуга, к категории больших городов кроме нее относится еще г. Обнинск, города средней величины с населением от 50 до 100 тыс. чел. в Калужской области отсутствуют. Список малых городов возглавляют Людиново (38 тыс. человек), Киров (30,5 тыс. человек), Малоярославец (28 тыс. человек) и Балабаново (25,5 тыс. человек).
Центры районов, расположенных вдоль границы со Смоленской областью, - Износки, Спас-Деменск, Барятино, Мосальск и Юхнов - насчитывают менее 10 тысяч жителей.
Центры районов вдоль границы с Брянской область - Жиздра, Хвастовичи имеют население менее 10 тыс. человек.
Калужская область является одним из наиболее ярких примеров осуществления политики концентрации производительных сил в единичных пунктах при малой доле остальных. В области наблюдается чрезмерная концентрация городского населения в Калуге и Обнинске (96 - 100% горожан), тогда как на другом конце распределения размещается ряд теряющих население малых городов. В целом, численность городского населения за последние годы увеличилась на 5,5%.
Социально-экономическое развитие Калужской области
Основой промышленного развития в Калужской области является машиностроительный комплекс, значительный вес также имеют металлургия и металлообработка, лесопромышленный комплекс, производство строительных материалов и химическое производство. В данных секторах уже реализованы, а также продолжают реализовываться наиболее крупные инвестиционные проекты.
Развитие промышленного комплекса области обусловлено созданием новых производств с высокой долей автоматизации, производящих высокотехнологичную продукцию: строительные материалы и лекарственные препараты нового поколения, металлопрокат; традиционные предприятия все активнее включаются в процессы модернизации производства.
Большой потенциал развития в регионе имеет транспортно-логистический кластер, что обусловлено наличием развитой транспортной инфраструктуры, включая аэродромное хозяйство, соседством с московской агломерацией, хорошей связью с зарубежными странами, большим объемом производства на предприятиях области. В рамках создания на территории региона аэропортовых комплексов осуществляет свою работу международный аэропорт "Калуга".
В рамках импортозамещения при государственной поддержке более экономически устойчивым становится сельскохозяйственный комплекс региона. Повышается продуктивности семенных материалов, улучшения агротехнических сроков и средств, в животноводстве - путем развития племенного и товарного скотоводства, создания роботизированных молочных ферм и молокоперерабатывающих комплексов. В регионе получило развитие рыбоводство, создаются комплекс по глубокой переработке зерна и крупнейший в ЦФО тепличный комплекс для круглогодичного выращивания овощей.
Продолжает рост жилищное строительство. По вводу жилья на 1000 населения по итогам 2017 года Калужская область заняла 3 место в ЦФО и 6 место по России, по темпам роста ввода жилья (по общему объему ввода жилья) - 3 место в ЦФО и 10 место по России. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Калужской области, на начало 2017 года составила 28,8 кв. метра общей площади. Самые высокие темпы строительства жилья наблюдаются в районах и городах, где осуществляются проекты комплексной жилищной застройки.
Стабильная ситуация сохраняется в развитии малого предпринимательства - растет число организаций малого бизнеса, увеличивается оборот субъектов малого предпринимательства.
Новый потенциал роста получает экономика региона в связи с развитием IT-сферы. Так, совместно с ОАО "Роснано" в регионе запущен завод пеностекольных теплоизоляционных материалов, ведется строительство фармацевтических производств по производству полимерных лекарств. Ведутся работы по созданию центра позитронно-эмиссионной томографии.
Основные тенденции социально-экономического развития
В 2017 году наблюдалась положительная динамика экономической активности в реальном секторе региональной экономики. Индекс промышленного производства составил 112,3% к уровню 2016 года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности за 2017 год составил 714,5 млрд. рублей.
Производство продукции сельского хозяйства за 2017 год увеличилось на 10% в сопоставимой оценке с уровнем 2016 года. Хозяйствами всех категорий произведено сельхозпродукции на сумму 43,1 млрд. рублей.
Объем работ по виду деятельности "строительство" вырос на 5% к 2016 году, в номинальном выражении составил 59,6 млрд. рублей.
За 2017 год на территории Калужской области введено 864,1 тыс. кв. метров жилых домов, что составляет 117,2% к уровню 2016 года. Из них 421,4 тыс. кв. метров (48,8% всего введенного жилья по области) построено индивидуальными застройщиками.
Объем инвестиций в основной капитал за 2017 год за счет всех источников финансирования составил 81,3 млрд. рублей, или 93,2% в сопоставимой оценке к уровню 2016 года.
Среднемесячный уровень регистрируемой безработицы составил 0,54%. По состоянию на 31.12.2017 из числа граждан, не занятых трудовой деятельностью, на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояли 3994 человек, из которых 2943 имели статус безработного.
На потребительском рынке области за 2017 год продано товаров на 0,2% больше уровня 2016 года. Объем платных услуг населению составил 47,9 млрд. рублей, или 99% в сопоставимых ценах к 2016 году.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) в декабре 2017 года по отношению к декабрю 2016 года составил 103,4%. По сравнению с декабрем 2016 года в декабре 2017 года индекс потребительских цен на платные услуги увеличился на 5,8%, на непродовольственные товары - на 3,5%, на продовольственные товары - на 1,7%.
Реальные располагаемые доходы населения за 2017 год составили 94,6%.
Начисленная средняя заработная плата работающих в организациях области в январе-декабре 2017 года по оценке составила 33899,1 рублей, что на 5,8% больше уровня соответствующего периода 2016 года. Реальная зарплата составила 100,9%.
Заключение
Настоящая территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, формирует систему обращения с отходами на территории Калужской области и является обязательной для исполнения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и другими операторами, осуществляющими обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Калужской области.
Территориальная схема обращения с отходами базируется на новой модели отношений по обращению с твердыми коммунальными отходами, сформированной Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В соответствии с территориальной схемой формируется новая система накопления твердых коммунальных отходов, включая поэтапный переход к раздельному накоплению твердых коммунальных отходов и накоплению опасных и особо опасных отходов.
Территориальная схема обращения с отходами предусматривает строительство и реконструкцию мест размещения, перегрузки и обработки отходов. В случае невозможности реализации мероприятий, предусмотренных территориальной схемой, в территориальную схему должны быть внесены соответствующие изменения. При этом региональный оператор вправе предложить к реализации собственные проекты строительства и модернизации объектов обработки, перегрузки и размещения отходов, обеспечивающие достижение целей, предусмотренных настоящей территориальной схемой и соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным между региональным оператором и уполномоченным органом субъекта РФ.
В случае экономической и экологической целесообразности в период действия территориальной схемы могут быть предложены мероприятия по строительству объектов по утилизации и обезвреживанию отходов.
Территориальная схема включает в себя электронную модель, в которой имеется база данных для хранения и обработки всей информации по вопросам обращения с отходами на территории Калужской области, финансовая модель, а также математическая модель для решения задачи оптимизации транспортных потоков, расположения и технических характеристик объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
<< Назад |
Раздел 1. >> Нахождение источников образования отходов |
|
Содержание Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22 сентября 2016 г. N 496 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.