7 мая 2008 г.
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 31 января 2008 года
Губернатор Тверской области |
Д.В. Зеленин |
Тверь
14 февраля 2008 г.
N 12-ЗО
Областная целевая программа
"Реабилитация и социальная адаптация лиц
с ограниченными возможностями на 2008 год"
7 мая 2008 г.
г. Тверь
2008 г.
Законом Тверской области от 7 мая 2008 г. N 55-ЗО в паспорт настоящей программы внесены изменения
См. текст паспорта в предыдущей редакции
Паспорт
областной целевой программы
Наименование Программы | Областная целевая программа "Реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями на 2008 год" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Распоряжение Администрации Тверской области от 24.10.2007 N 674-ра "О разработке проекта областной целевой программы "Реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями на 2008-2010 годы" |
Дата утверждения Программы |
Распоряжение Администрации Тверской области 25.10.2007 N 675-ра "Об одобрении проекта закона Тверской области "Об областной целевой программе "Реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями на 2008-2010 годы" |
Государственный заказчик-координатор |
Департамент социальной защиты населения Тверской области |
Государственные заказчики |
Департамент занятости населения Тверской области, департамент здравоохранения Тверской области, департамент образования Тверской области, департамент строительного комплекса Тверской области, департамент транспорта и связи Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, комитет по делам культуры Тверской области, комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, комитет по физической культуре и спорту Тверской области |
Основные разработчики Программы |
Департамент занятости населения Тверской области (ДЗН), департамент здравоохранения Тверской области (ДЗ), департамент образования Тверской области (ДО), департамент строительного комплекса Тверской области(ДСК), департамент социальной защиты населения Тверской области(ДСЗН), департамент транспорта и связи Тверской области (ДТС), комитет внутренней политики Тверской области (КВП), комитет по делам культуры Тверской области (КДК), комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области (КТКМС), комитет по физической культуре и спорту Тверской области (КФКС), Тверская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (ТРООООИВА), Тверское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ТОО ВОГ), Тверская областная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ТОО ВОИ), Тверская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (ТОО ВОС) |
Цели Программы | Цели: 1) улучшение качества жизни инвалидов; 2) формирование условий для единого реабилитационного пространства инвалидов; 3) повышение занятости и снижение уровня безработицы среди инвалидов; 4) активизация деятельности общественных организаций инвалидов. |
Задачи Программы | По достижению цели 1: 1) усиление социальной поддержки инвалидов; 2) расширение спектра услуг по социальной реабилитации и обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами социально-бытовой адаптации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; 3) создание условий для безбарьерной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов посредством обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, транспортным средствам и информации; 4) содействие развитию социокультурной сферы и адаптивной физической культуры для инвалидов как средств их реабилитации и интеграции в общество; 5) создание благоприятных условий для вовлечения инвалидов в общественную жизнь. По достижению цели 2: 1) формирование правовых, социальноэкономических условий для проведения комплексной реабилитации и социальной адаптации инвалидов; 2) обеспечение системы реабилитации путем организации взаимодействия, преемственности и совершенствования форм работы учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов. По достижению цели 3: 1) развитие системы интеграции людей с ограниченными возможностями в трудовой процесс; 2) создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов на производственных предприятиях. По достижению цели 4: 1) стимулирование общественных организаций инвалидов, которые предоставляют социальные услуги работающим на предприятии инвалидам посредством использования прибыли предприятий; 2) повышение рентабельности предприятий общественных организаций инвалидов путем создания специальных рабочих мест для инвалидов; 3) создание благоприятных условий деятельности общественных организаций инвалидов посредством грантовой поддержки. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2008 год. Отдельные этапы реализации Программы не выделяются. |
Перечень подпрограмм | Программа не содержит подпрограмм |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Увеличение удельного веса инвалидов целевых групп, охваченных реабилитацией в 2008 году до 55,8 процента. Увеличение количества дополнительно оборудованных рабочих мест для инвалидов на предприятиях общественных организаций инвалидов в 2008 году на 60 единиц. Увеличение количества созданных специальных рабочих мест для инвалидов на предприятиях общественных организаций инвалидов в 2008 году на 32 единицы. Увеличение количества созданных специальных рабочих мест для использования труда инвалидов на предприятиях (на конкурсной основе) в 2008 году на 60 единиц. Увеличение численности инвалидов, оздоровившихся на базах отдыха Тверской области в 2008 году до 70 человек. Увеличение удельного веса лиц с ограниченными возможностями, обеспеченных ортопедической обувью, от нуждающихся в данном виде помощи, в 2008 году до 42,5 процента. Увеличение количества приобретенного специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников в 2008 году на 2 единицы. Увеличение доли инвалидов, охваченных спортивными мероприятиями, от общего числа инвалидов, в 2008 году до 2 процентов. Увеличение доли инвалидов, охваченных социокультурными, спортивными и общественно значимыми мероприятиями в 2008 году до 5,5 процента. Увеличение доли лиц с ограниченными возможностями, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, в 2008 году до 1 процента. Увеличение количества инвалидов, охваченных социологическими исследованиями, в 2008 году на 830 человек. Увеличение количества социально значимых объектов, приспособленных для беспрепятственного доступа к ним инвалидов, в 2008 году на 8 единиц. Увеличение количества учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов, дополнительно оснащенных и оборудованных, в 2008 году на 3 единицы. Увеличение показателя частичной реабилитации инвалидов в 2008 году до 6,1 процента. Увеличение показателя полной реабилитации инвалидов в 2008 году до 2,2 процента. |
Объемы и источники финансирования (по годам и в разрезе кодов разделов классификации расходов бюджетов) |
Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области по кодам разделов БК: ППП 148 РП 1003 КЦСР 5227000 КВР 068 - 9429,76 тыс. рублей; ППП 054 РП 0910 КЦСР 5227000 КВР 067 - 281,5 тыс. рублей; ППП 075 РП 0709 КЦСР 5227000 КВР 013 - 1635,0 тыс. рублей; ППП 123 РП 1003 КЦСР 5227000 КВР 013 - 7241,54 тыс. рублей; ППП 326 РП 0804 КЦСР 5227000 КВР 013 - 853,3 тыс. рублей; ППП 164 РП 0908 КЦСР 5227000 КВР 013 - 2198,5 тыс. рублей; ППП 056 РП 0801 КЦСР 5227000 КВР 013 - 1205,0 тыс. рублей; ППП 020 РП 0910 КЦСР 5227000 КВР 013 - 381,6 тыс. рублей. Объем финансирования Программы составляет - 23226,2 тыс. руб. |
Система организации мониторинга и контроля за реализацией Программы |
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчикомкоординатором - департаментом социальной защиты населения Тверской области. Департамент социальной защиты населения Тверской области проводит анализ затрат по программным мероприятиям, дает оценку механизмам ее реализации, а также уточняет состав исполнителей. В случае необходимости, вносит в установленном порядке в департамент экономики Тверской области и департамент финансов Тверской области предложения о корректировке Программы. |
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством. |
В течение всего периода реализации Программы осуществляется ежеквартальный (по итогам I, II, III кварталов) мониторинг реализации Программы путем составления отчетов. Непосредственные исполнители мероприятий представляют отчеты об исполнении мероприятий Программы государственным заказчикам ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Государственные заказчики представляют отчеты об исполнении мероприятий Программы государственному заказчику-координатору ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Осуществляя ежеквартальный мониторинг, государственный заказчик-координатор представляет в департамент финансов Тверской области и департамент экономики Тверской области квартальные отчеты о реализации Программы до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчет о реализации Программы представляется в департамент финансов Тверской области и департамент экономики Тверской области до 20 марта года, следующего за отчетным. По завершении анализа отчета о реализации Программы департаментом финансов Тверской области и департаментом экономики Тверской области данный отчет представляется в Администрацию Тверской области. По итогам выполнения Программы Губернатором Тверской области представляется отчет о реализации Программы в Законодательное Собрание Тверской области одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета Тверской области за истекший год. |
Раздел I. Содержание проблем и обоснование необходимости
их решения программными методами
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество, предоставление им равных возможностей для участия в экономической и общественной жизни является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В силу целого ряда экономических, социальных и демографических причин во всем мире наблюдается неуклонный рост числа лиц, ставших инвалидами. В России ежегодно инвалидами признаются около 3,5 миллиона человек, в том числе более 1 миллиона человек - впервые.
Улучшение условий жизни лиц с ограниченными возможностями как одной из самых уязвимых категорий населения, проведение комплекса мер по их социальной интеграции и реабилитации входит в число приоритетных задач, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года, от 25 апреля 2005 года, от 10 мая 2006 года.
Меры социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию, определены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В Тверской области, как и в целом по Российской Федерации, численность инвалидов ежегодно растет. На 01.01.2007 г. численность инвалидов составила - 128042 человек (2005 г. - 112186 человек или 7,9 процента от всего населения Тверской области, по Российской Федерации - 12 млн. 200 тыс. человек или 7,9 процента от всего населения Российской Федерации; 2004 г. - 101094 человек или 7,0 процента от всего населения Тверской области, по Российской Федерации - 11 млн. 484 тыс. человек или 8,5 процента от всего населения Российской Федерации).
При этом удельный вес инвалидов наиболее активного трудоспособного возраста среди взрослого населения на протяжении последних лет наблюдения по Тверской области составляет: в 2006 г. - 62,9 процента (2005 г. - 58,0 процента, 2004 г. - 66,8 процента). Среди инвалидов Тверской области преобладает установление второй группы инвалидности, причем как среди трудоспособного, так и нетрудоспособного возраста.
Таблица 1
Удельный вес лиц, признанных инвалидами,
по группам инвалидности (процент)
год | всего признано инвалидами | Трудоспособный возраст | Нетрудоспособный возраст | ||||||
1гр | 2гр | 3гр | 1гр | 2гр | 3гр | 1гр | 2гр | 3гр | |
2006 | 8,0 | 50,1 | 41,9 | 4,5 | 46,7 | 48,8 | 13,8 | 56,0 | 30,2 |
2005 | 8,7 | 55,0 | 36,3 | 4,6 | 49,5 | 45,9 | 14,2 | 62,7 | 23,1 |
2004 | 10,1 | 56,4 | 33,5 | 4,9 | 51,4 | 43,7 | 20,3 | 66,2 | 13,5 |
Число лиц, признанных инвалидами, составило (по годам): в 2006 г. - 45914 человек, в 2005 г. - 47092 человека, в 2004 г. - 39040 человек. На протяжении последних лет среди взрослого населения удельный вес лиц наиболее активного трудоспособного возраста, признанных инвалидами, по области составляет 46,8 - 49,6 процента, с инвалидностью II группы - 46,7 - 51,4 процента. Число лиц, впервые признанных инвалидами, среди всех возрастных групп населения в 2006 году составило - 18959 человек (2005 г. - 24984 человек, 2004 г. - 15858 человек).
Таблица 2
Число лиц, впервые признанных инвалидами
среди взрослого населения (человек)
год | всего признано инвалидами |
Трудоспособный возраст |
Нетрудоспособный возраст |
2006 | 18242 | 5692 | 12550 |
2005 | 21703 | 5881 | 15822 |
2004 | 15167 | 5238 | 9929 |
Таблица 3
Число лиц, повторно признанных инвалидами
среди взрослого населения (человек)
год | всего признано инвалидами |
Трудоспособный возраст |
Нетрудоспособный возраст |
2006 | 24063 | 20916 | 3147 |
2005 | 22108 | 19551 | 2557 |
2004 | 20715 | 18618 | 2097 |
Среди первично признанных инвалидами за последние годы преобладает установление группы инвалидности лицам нетрудоспособного возраста, удельный вес которых составил в 2006 г. - 68,8 процента (2005 г. - 72,9 процента, по Российской Федерации - 68,5 процента, по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) - 70,2 процента; 2004 г. - 65,5 процентов, по Российской Федерации - 63,8 процента, по ЦФО - 70,6 процента). Соответственно, удельный вес лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами, составил в 2006 г. - 31,2 процента (2005 г. - 27,1 процента, по Российской Федерации - 31,5 процента, по ЦФО - 29,8 процента; 2004 г. - 34,5 процента, по Российской Федерации - 36,2 процента, по ЦФО - 29,4 процента).
Таблица 4
Удельный вес лиц, впервые признанных инвалидами,
по группам инвалидности от общего числа
впервые признанных инвалидами (процент)
год | всего признано инвалидами | из них проживает | ||||||||||||||
в городской местности | в сельской местности | |||||||||||||||
всего | в труд. возр. | всего | в труд. возр. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
2006 | 9,2 | 51,8 | 39,0 | 8,7 | 51,2 | 40,1 | 5,1 | 41,6 | 53,3 | 10,8 | 53,8 | 35,4 | 8,0 | 45,6 | 46,4 | |
2005 | 9,9 | 59,4 | 30,7 | 9,5 | 59,7 | 30,8 | 7,2 | 44,6 | 48,2 | 11,2 | 58,5 | 30,3 | 6,4 | 49,3 | 44,3 | |
2004 | 12,7 | 63,8 | 23,8 | 12,3 | 64,6 | 23,0 | 8,0 | 50,1 | 41,9 | 13,8 | 59,9 | 26,4 | 6,4 | 52,9 | 40,7 |
Число лиц, впервые признанных инвалидами, на 10 тыс. населения всех возрастных групп составило в 2006 году - 134,8 (2005 г. - 156; 2004 г. - 107,8; по Российской Федерации - 105,4).
Число лиц, впервые признанных инвалидами, на 10 тыс. лиц взрослого населения в 2006 году составило - 157,8 (2005 г. - 186, по Российской Федерации - 157,6; по ЦФО - 175,6; 2004 г. - 128,4, по Российской Федерации - 128,0).
Число лиц, впервые признанных инвалидами, на 10 тыс. лиц трудоспособного возраста составило в 2006 году - 70,9 (2005 г. - 73,2, по Российской Федерации - 66,4; 2004 г. - 61,4 , по Российской Федерации - 62,1)
Число лиц, впервые признанных инвалидами, на 10 тысяч детского населения в 2006 году составило 28,6 (2005 г. - 25,2, по Российской Федерации - 24,8; 2004 г. - 25,3).
Распределение инвалидности по нозологическим формам болезней остается практически стабильным.
Таблица 5
Структура первичной инвалидности среди взрослого населения
по нозологическим формам болезней (процент)
Заболевание | 2006 год | 2005 год | 2004 год |
1. Болезни системы кровообращения |
53,2 | 54,8 | 51,2 |
2. Злокачественные новообразования |
11,1 | 8,8 | 9,7 |
3. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
9,0 | 9,5 | 8,3 |
4. Болезни нервной системы и органов чувств, в т.ч.: |
8,1 | 7,3 | 9,6 |
болезни нервной системы | 2,5 | 2,32,3 | 2,92,9 |
заболевания органов зрения | 5,35,3 | 4,74,7 | 6,56,5 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
0,30,3 | 0,30,3 | 0,20,2 |
5. Болезни эндокринной системы |
4,0 | 4,7 | 4,1 |
Таблица 6
Структура первичной инвалидности среди детского населения
по нозологическим формам болезней (процент)
Заболевание | 2006 год | 2005 год | 2004 год |
1. Врожденные аномалии и пороки развития |
22,9 | 22,8 | 21,4 |
2. Болезни нервной системы | 19,3 | 18 | 15,8 |
3.Психические расстройства и расстройства поведения |
10,2 | 11,8 | 15,2 |
4. Болезни эндокринной системы |
7,4 | 7,1 | 5,4 |
5. Болезни органов дыхания | 5,5 | 6,5 | 5,6 |
Таким образом, данные по структуре инвалидности среди населения Тверской области за 2004 - 2006 годы свидетельствуют о том, что среди всех возрастных групп населения первичный выход на инвалидность по области остается практически стабильным с незначительным снижением по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем, за последние годы отмечается преимущественная инвалидизация лиц нетрудоспособного возраста. У населения Тверской области преобладает установление второй группы инвалидности как среди лиц трудоспособного, так и нетрудоспособного возраста.
Одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов является их реабилитация, которая представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Комплексная реабилитация и социальная адаптация инвалидов, как и прежде, являются одними из актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере. Это обусловлено не только стремлением предоставить инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, но и тем, что реабилитация экономически выгодна как государству в целом, так и отдельному инвалиду.
Целями реабилитации являются: восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и социальной адаптации, более успешная интеграция инвалида в общество.
Реабилитация подразумевает комплексный характер решения проблем инвалидов.
Одним из важных аспектов реабилитации инвалидов является социальная реабилитация, включающая социально-средовую адаптацию и социокультурную реабилитацию.
Потребность инвалидов в социальной реабилитации во всех возрастных группах составляет 70-80 процентов, в том числе по обеспечению техническими средствами - в 30 процентах случаях. Показатель потребности в технических средствах реабилитации достаточно высок и составляет: у инвалидов 1-й группы - 64,7-78,2 процента, у инвалидов 2-й группы - 20-37,8 процента и 3-й группы - 15,3-19,9 процента. Ежегодная потребность в обеспечении лиц с ограниченными возможностями сложной и малосложной ортопедической обувью составляет - 1800 пар обуви.
Не менее важна проблема социально-средовой адаптации инвалидов к окружающей среде, развития навыков, обеспечивающих возможность к самообслуживанию, что позволяет инвалидам адаптироваться в "новых" условиях существования. Потребность инвалидов в обучении жизненным навыкам составляет 17,7 процента, у инвалидов 1-й группы она достигает 34,3 процента.
Недостаточное развитие получили физическая культура и спорт инвалидов, которые являются эффективным средством реабилитации и социальной адаптации. Это связано с незрелостью общественного мнения в необходимости создания для инвалидов условий "равной личности", практического отсутствия специализированных спортивных сооружений, оборудования, инвентаря.
Для интеграции инвалида в общество, формирования всесторонне развитой личности необходимо расширение практики социокультурной реабилитации, что требует улучшения работы по удовлетворению прав инвалидов на пользование культурными ценностями и реализации их творческих возможностей.
Наряду с этим, одним из важных аспектов реабилитации инвалидов является профессиональная реабилитация. Следует признать, что в настоящее время существуют проблемы профессиональной реабилитации инвалидов, как одной из наиболее слабозащищенных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите и особой организации труда. В среднем трудовая рекомендация устанавливается каждому третьему-четвертому инвалиду. В основном, это инвалиды 3-ей группы, которые составляют приблизительно 84,3 процента.
У лиц с ограниченными возможностями удельный вес рекомендаций по трудоустройству составляет 92,0 - 93,0 процента от всех рекомендаций по профессиональной реабилитации.
Из всех рекомендаций по трудоустройству подавляющее число рекомендаций касается трудоустройства в обычных условиях производства - 78,3-93,2 процента. Доля инвалидов с рекомендациями трудоустройства в специально созданных условиях составляет 6,8-21,7 процента. Число инвалидов, которым рекомендовано трудоустройство на дому, составляет 0,7 процента, что связано с трудностями получения работы в надомных условиях и с тем, что в службу занятости не поступают сведения о вакансии на работу в надомных условиях.
По области удельный вес работающих инвалидов составляет 61,0 - 87,0 процентов, в основном это инвалиды III группы - 49,0-69,0 процентов. Более тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих - 12-18 процентов. При этом инвалидов I группы работает - от 4 до 6 процентов; инвалидов II группы работает - от 8 до 12 процентов.
Трудоустраиваются через службу занятости более 82 процентов обратившихся инвалидов. Инвалидам молодого возраста рекомендуется обучение новым профессиям и переобучение. Профобучение, повышение квалификации и переподготовка рекомендуется в 7,0-7,7 процентах случаях из числа рекомендаций по профессиональной реабилитации.
Ситуация на рынке труда определяет целесообразность создания на предприятиях специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, сохранения имеющихся специальных рабочих мест для инвалидов, выделения профессий и работ для приоритетной их занятости.
В Тверской области на протяжении последних лет, несмотря на проведение комплекса мероприятий по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, остается невысоким показатель реабилитации.
Таблица 7
Среднеобластной показатель частичной реабилитации
Год наблюдения | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | Российская Федерация |
Показатель реабилитации (процент) |
5,9 | 5,2 | 5,2 | 4,9 | 4,7 | 3,9 | 5,3-4,8 |
Таблица 8
Среднеобластной показатель полной реабилитации
Год наблюдения | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | Российская Федерация |
Показатель реабилитации (процент) |
2 | 1,9 | 1,8 | 2,1 | 1,7 | 1,2 | 1,6-2,2 |
Анализируя показатели реабилитации, видно, что показатели полной и частичной реабилитации инвалидов остаются низкими, что связано с недостаточной эффективностью и, в отдельных случаях, недоступностью медицинской реабилитации; имеющимися объективными трудностями в трудоустройстве инвалидов ввиду недостаточного количества специальных рабочих мест для инвалидов, особенно в сельской местности; не сформированной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и т. д.
В полной мере реализовать мероприятия по социальной защите и реабилитации лиц с ограниченными возможностями и создать условия для полноценной интеграции их в общество не позволяют такие факторы как: недостаточный уровень развития системы реабилитации; неурегулированность отдельных вопросов, касающихся реализации реабилитационных мероприятий; недостаточно полный федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; нарушение в отдельных случаях государственных принципов реабилитации.
Как показывает практика, эффективное решение проблем инвалидов и их реабилитация возможны только при активной государственной поддержке в рамках комплексных целевых программ.
В этих целях в рамках настоящей Программы разработан комплекс дополнительных мер социальной защиты и реабилитации для лиц с ограниченными возможностями. Указанные меры будут направлены на возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности у инвалидов с целью восстановления их социального статуса, улучшения материального положения, достижения более высокой степени социальной адаптации и более успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, активизации внимания общества к проблемам инвалидов.
В основу разработки программных мероприятий реабилитации и социальной адаптации инвалидов положены следующие принципы: создание системы многопрофильной комплексной реабилитации, направленной на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов и своевременное удовлетворение потребности инвалидов в различных формах реабилитации; соблюдение основных государственных принципов реабилитации.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, средствами социально-бытовой адаптации помимо федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включено в связи с тем, что в нем практически отсутствуют мероприятия по обеспечению инвалидов по зрению техническими средствами реабилитации, приспособлениями и устройствами для самообслуживания, что препятствует их социальной адаптации. Приобретение видеофильмов с субтитрами для инвалидов по слуху и приобретение учебных и методических пособий для обучения "жестовому языку" обусловлено необходимостью реализации права лиц с ограниченными возможностями в получении информации, что позволит им принимать активное участие в социальных и других процессах общества. Оказание реабилитационной помощи детям-инвалидам с детским церебральным параличом (ДЦП) путем проведения восстановительного лечения костюмами миостимуляции "Гравитон", "Гравистан" позволит значительно восстановить у детей-инвалидов с ДЦП моторику, нарушение двигательных функций, достичь более высокой степени самостоятельности.
Мероприятия по социальной адаптации инвалидов и проведение социально значимых мероприятий, посвященных традиционным праздничным датам, включены в Программу с целью привлечения внимания общества к проблемам лиц с ограниченными возможностями, содействия участию инвалидов в социокультурных и спортивных мероприятиях, фестивалях творчества лиц с ограниченными возможностями, что в свою очередь способствует повышению социальной активности людей с ограниченными возможностями, формированию у них чувства уверенности в государственной и общественной поддержке, сохранению социальных связей в обществе. Для лиц с ограниченными возможностями занятия физической культурой и спортом выступают как факторы улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и физической подготовленности, удовлетворения потребности в общении, расширения круга знакомств, самореализации при занятии спортом.
Мероприятия по профессиональной реабилитации предусматривают решение первоочередных мер, которые будут направлены на проведение в области целенаправленной работы по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов. Мероприятия направлены на повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности инвалидов на рынке труда посредством их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации для последующего трудоустройства на рабочее место, потенциально пригодное по состоянию здоровья, соответствующее интересам и уровню профессиональной подготовки; на создание рабочих мест, адаптированных для нужд инвалидов, которым показаны особые условия труда.
Мероприятия по сохранению и созданию новых рабочих мест для инвалидов на предприятиях общественных организаций инвалидов включены в Программу с целью оказания содействия занятости инвалидов и направлены на более успешную профессиональную реабилитацию инвалидов. Посредством приобретения оборудования предполагается улучшить качество продукции, повысить оборотоспособность, увеличить прибыль, часть которой направить на оказание социальных услуг работающим на предприятии инвалидам.
Мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры предусматривают строительство пандусов, оснащение пешеходных переходов через транспортные коммуникации светофорами со звуковыми сигналами, обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к информации путем введения на областном телевидении системы субтитрирования общественно значимых телепрограмм. Поддержка социально ориентированных изданий для инвалидов включена в Программу в целях оказания лицам с ограниченными возможностями мер по созданию безбарьерной доступной среды жизнедеятельности, создания условий для включения этой категории населения в общественную жизнь.
Грантовая поддержка социальных проектов общественных организаций инвалидов направлена на привлечение внимания общественности и негосударственных организаций к решению проблем лиц с ограниченными возможностями и повышение социальной ответственности общественности.
Мероприятия по укреплению материально-технической базы и кадровому обеспечению реабилитационных учреждений направлены на создание наиболее благоприятных условий для обучения детей-инвалидов по зрению и детей-инвалидов с нарушениями слуха и речи, совершенствование деятельности учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов.
Реализация программных мероприятий позволит достичь определенной степени социальной адаптации и успешной интеграции инвалида в общество, что экономически выгодно не только инвалиду, но и области в целом.
Решение поставленных задач программно-целевым методом является составной частью государственной социальной политики, проводимой в интересах лиц с ограниченными возможностями, проживающих в Тверской области.
Основаниями для разработки Программы являются статья 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статьи 26.3, 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Программа разработана во исполнение поручения Губернатора Тверской области от 15.11.2006 N 520 о формировании Программы, направленной на реабилитацию и социализацию инвалидов, постановления Коллегии департамента социальной защиты населения Тверской области от 28.11.2006 о разработке программы комплексной реабилитации инвалидов, решения Координационного совета по вопросам социальной защиты инвалидов при Администрации Тверской области от 14.03.2007 о разработке областной целевой программы "Реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями на 2008-2010 годы".
Раздел II. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
1) улучшение качества жизни инвалидов;
2) формирование условий для единого реабилитационного пространства инвалидов;
3) повышение занятости и снижение уровня безработицы среди инвалидов;
4) активизация деятельности общественных организаций инвалидов.
Задачи Программы:
по достижению цели 1:
1) усиление социальной поддержки инвалидов;
2) расширение спектра услуг по социальной реабилитации и обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами социально-бытовой адаптации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду;
3) создание условий для безбарьерной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов посредством обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, транспортным средствам и информации;
4) содействие развитию социокультурной сферы и адаптивной физической культуры для инвалидов как средств их реабилитации и интеграции в общество;
5) создание благоприятных условий для вовлечения инвалидов в общественную жизнь.
По достижению цели 2:
1) формирование правовых, социально-экономических условий для проведения комплексной реабилитации и социальной адаптации инвалидов;
2) обеспечение системы реабилитации путем организации взаимодействия, преемственности и совершенствования форм работы учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов.
По достижению цели 3:
1) развитие системы интеграции людей с ограниченными возможностями в трудовой процесс;
2) создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов на производственных предприятиях.
По достижению цели 4:
1) стимулирование общественных организаций инвалидов, которые предоставляют социальные услуги работающим на предприятии инвалидам посредством использования прибыли предприятий;
2) повышение рентабельности предприятий общественных организаций инвалидов путем создания специальных рабочих мест для инвалидов;
3) создание благоприятных условий деятельности общественных организаций инвалидов посредством грантовой поддержки.
Раздел III. Система программных мероприятий
Исполнителями Программы являются: департамент социальной защиты населения Тверской области, территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области, департамент здравоохранения Тверской области, департамент образования Тверской области, департамент занятости населения Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, комитет по физической культуре и спорту Тверской области, комитет по делам культуры Тверской области, комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, государственные учреждения, находящиеся в ведении указанных департаментов и комитетов Тверской области, организации определенные на конкурсной основе.
N п/п |
Мероприятия | Исполнитель | Описание мероприятий |
I. Социальная реабилитация и адаптация инвалидов | |||
1. | Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, средствами социально-бытовой адаптации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду |
ДСЗН | 1.1. Организация и обеспечение приобретения средств социальной адаптации для инвалидов по зрению. 1.2. Организация и обеспечение приобретения средств социальной адаптации для инвалидов с нарушением двигательной функции. 1.3. Организация и обеспечение приобретения средств социальной адаптации для инвалидов по слуху. 1.4. Организация и обеспечение приобретения средств медицинской реабилитации для детей-инвалидов. |
2. | Организация оздоровления и отдыха инвалидов на базах отдыха Тверской области |
ДСЗН КТКМС |
2.1. Приобретение путевок на базы отдыха. 2.2. Создание условий для отдыха инвалидов на базах отдыха (обустройство баз отдыха необходимыми адаптационными приспособлениями). |
3. | Предоставление сурдопереводческих услуг для лиц с ограниченными возможностями |
ДСЗН | 3.1. Организация предоставления сурдопереводческих услуг для лиц с ограниченными возможностями |
4. | Обеспечение лиц с ограниченными возможностями ортопедической обувью |
ДСЗН | 4.1.Обеспечение сложной и малосложной ортопедической обувью |
5. | Проведение мероприятий по социальной адаптации инвалидов |
КДК КФКС ДСЗН |
5.1. Проведение социокультурных мероприятий для творческих коллективов инвалидов (межрегиональные, региональные фестивали, конкурсы). 5.2. Проведение спортивных мероприятий для инвалидов (межрегиональные, региональные соревнования). 5.3. Создание условий для занятий физической культурой в оздоровительных учреждениях. 5.4. Проведение социально значимых мероприятий для инвалидов в рамках декады международного Дня инвалида. |
II. Социально-средовая адаптация инвалидов | |||
1. | Создание безбарьерной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов |
КДК КФКС ДЗ |
1.1. Обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры: - к объектам культурно-зрелищного назначения; - к объектам спортивного назначения; - к объектам медицинского назначения. |
2. | Создание условий для беспрепятственного пользования лиц с ограниченными возможностями транспортными средствами |
ДСЗН | 2.1. Приобретение специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников |
3. | Обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к информации |
ДСЗН КФКС КВП |
3.1. Введение системы субтитрирования общественно значимых, информационных и других телепрограмм, освещающих проблемы социальной интеграции инвалидов в общество. 3.2. Обеспечение пропаганды адаптивной физической культуры и спорта через средства массовой информации (далее - СМИ). 3.3. Создание и поддержка Интернет-сайтов общественных организаций инвалидов. 3.4. Информационная кампания в СМИ, направленная на формирование в сознании общества понимания и толерантного отношения к проблемам инвалидов. 3.5. Проект "Социальная реклама" (размещение на рекламных конструкциях баннеров). |
III. Профессиональная реабилитация инвалидов | |||
1. | Создание условий для индивидуальной реабилитации и группового обучения с детьми- инвалидами с нарушениями слуха и речи |
ДО | 1.1. Приобретение электроакустической аппаратуры серии "СУВАГ" для специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I-II вида", г.Тверь (комплект для группового и индивидуального обучения) |
2. | Развитие системы интеграции людей с ограниченными возможностями в трудовой процесс |
ДЗН | 2.1. Профессиональное обучение инвалидов (организация профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов). 2.2. Развитие и создание специальных рабочих мест для инвалидов на предприятиях (на конкурсной основе). 2.3. Обучение инвалидов по зрению на курсах компьютерной грамотности. 2.4. Создание групп профессиональной подготовки инвалидов по слуху на ООО "Тверское социально-реабилитационное предприятие N 1 ВОГ". |
IV. Поддержка общественных организаций инвалидов | |||
1. | Грантовая поддержка общественных организаций инвалидов в виде конкурсов социальных проектов |
ДСЗН | Финансирование социальных проектов общественных организаций инвалидов |
2. | Организация новых технологических линий, модернизация производства на предприятиях общественных организаций инвалидов в рамках конкурсов социальных проектов |
ДСЗН ДЗН |
2.1.Сохранение рабочих мест для инвалидов по зрению на предприятиях Тверской общественной организации "Всероссийское общество слепых". 2.2.Сохранение рабочих мест для инвалидов по слуху на предприятиях Тверской общественной организации "Всероссийское общество глухих". 2.3. Создание специальных рабочих мест для инвалидов на предприятиях Тверской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". 2.4.Создание специальных рабочих мест для инвалидов по зрению с применением компьютерной технологии. |
3. | Создание комнат по элементарной реабилитации для инвалидов по зрению на базе местных организаций Тверской общественной организации "Всероссийское общество слепых" |
ДСЗН | Организация приобретения средств реабилитации для оборудования комнат с целью обучения инвалидов по зрению пользованию современными средствами реабилитации: 1) набор тактильного материала для моделирования пространства (Ориентир); 2) электронный ручной видеоувеличитель (ЭРВУ); 3) тифлофлешплейер для чтения говорящих книг на флешкартах; 4) ручная электронная лупа (КВИК); 5) нож с дозатором; 6) весы напольные с речевым выводом; 7) тонометр с речевым выводом; 8) рельефно-графические пособия для слепых; 9) прибор для измерения сахара крови с речевым выводом; 10) прибор для письма по Брайлю (8-, 10-, 14-, 18-строчные). |
V. Развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов |
|||
1. | Материально-техническое обеспечение специализированной библиотеки для слепых им. М.И. Суворова |
КДК | 1.1. Приобретение комплекта оборудования и материалов для выпуска рельефно-графических пособий для слепых. 1.2. Создание и приобретение "говорящих книг". |
2. | Создание на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида", г. Тверь условий по средовой адаптации для слепых и слабовидящих детей |
ДО | 2.1. Благоустройство школьной территории: - создание открытой площадки для проведения занятий по пространственному ориентированию; - установка звукового маяка на территории школы и на пешеходном переходе возле школы, оборудование дорожки с ограничителями; - создание специализированной спортивной площадки. |
3. | Материально-техническое обеспечение специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида", г.Тверь |
ДО | 3.1. Приобретение современных учебных пособий и оборудования для организации обучающего процесса слепых и слабовидящих детей |
4. | Открытие отделений для занятий с детьми-инвалидами при областных детских юношеских спортивных школах олимпийского резерва |
КФКС | 4.1. Организация подготовки и повышения квалификации тренерского состава. |
5. | Создание условий для вызова скорой помощи инвалидами по слуху посредством sms сообщений |
ДЗ | 5.1. Закупка мобильных телефонов для обеспечения возможности приема вызовов станциями, подстанциями, отделениями скорой помощи вызовов от инвалидов по слуху. |
VI. Кадровое обеспечение учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов | |||
1. | Повышение квалификации и профессиональная подготовка переводчиков жестового языка |
ДСЗН | 1.1.Организация и обеспечение учебного процесса. 1.2. Командировочные расходы. 1.3.Учебно-организационные расходы. |
VII. Информационно-методическое обеспечение служб, занимающихся реабилитацией инвалидов | |||
1. | Организация и проведение семинаров, совещаний, круглых столов по проблемам реабилитации инвалидов |
ДСЗН КВП |
Материально-техническое обеспечение проведения семинаров, совещаний, круглых столов по проблемам реабилитации инвалидов. |
2. | Разработка и издание информационно-аналитичес- ких материалов по проблемам инвалидности и реабилитации |
ДСЗН КВП |
Разработка и материально-техническое обеспечение издания информационно-аналитических материалов по проблемам инвалидности и реабилитации. |
3. | Проведение социологических исследований среди инвалидов |
КВП | Социологические исследования методом фокус-групп, интервьюирование населения. |
Раздел IV. Сроки и этапы реализации Программы
Период реализации Программы - 2008 год. Отдельные этапы реализации Программы не выделяются.
Раздел V. Плановые показатели непосредственных
и конечных результатов Программы
Показатели реализации | |||||
Ед. изм. |
источник информации |
периодичность сбора | Прогноз 2007 год |
План на 2008 год |
|
Цель 1. Улучшение качества жизни инвалидов | |||||
1. Удельный вес инвалидов целевых групп, охваченных реабилитацией |
% | Годовая отчетность | ежеквартально |
55,6 |
55,8 |
2. Численность инвалидов, оздоровившихся на базах отдыха Тверской области |
чел. |
Годовая отчетность | ежеквартально |
66 |
70 |
3. Количество лиц с ограниченными возможностями, обеспеченных ортопедической обувью, по отношению к общему количеству лиц, нуждающихся в данном виде помощи |
% |
Годовая отчетность | ежеквартально |
0 |
42,5 |
4. Количество социально-значимых объектов, приспособленных для беспрепятственного доступа инвалидов |
ед. |
Оперативная отчетность |
ежеквартально |
0 |
8 |
5. Количество приобретенного специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников |
ед. |
Оперативная отчетность |
ежеквартально |
0 |
2 |
6. Доля инвалидов, охваченных социокультурными, спортивными и общественно значимыми мероприятиями, от общего числа инвалидов |
% |
Годовая отчетность | ежеквартально |
5,3 |
5,5 |
7. Доля инвалидов, охваченных спортивными мероприятиями, от общего числа инвалидов |
% |
Годовая отчетность | ежеквартально |
1 |
2 |
8. Доля лиц с ограниченными возможностями, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности инвалидов |
% |
Годовая отчетность | ежеквартально |
0,5 |
1 |
9. Количество инвалидов, охваченных социологическими исследованиями |
чел. |
Годовая отчетность | ежеквартально |
0 |
830 |
10. Показатель частичной реабилитации |
% | Годовая отчетность | ежегодно | 6,0 | 6,1 |
11. Показатель полной реабилитации |
% | Годовая отчетность | ежегодно | 2,1 | 2,2 |
Цель 2. Формирование условий для единого реабилитационного пространства инвалидов | |||||
1. Количество учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов, дополнительно оснащенных и оборудованных |
ед. |
Оперативная отчетность |
ежеквартально |
0 |
3 |
Цель 3. Повышение занятости и снижение уровня безработицы среди инвалидов | |||||
1. Количество созданных специальных рабочих мест для использования труда инвалидов на предприятиях (на конкурсной основе) |
ед. |
Оперативная отчетность |
ежеквартально |
0 |
60 |
Цель 4. Активизация деятельности общественных организаций инвалидов | |||||
1. Количество дополнительно оборудованных рабочих мест для инвалидов на предприятиях общественных организаций инвалидов |
ед. |
Оперативная отчетность |
ежеквартально |
0 |
60 |
2. Количество созданных специальных рабочих мест для инвалидов на предприятиях общественных организаций инвалидов |
ед. |
Оперативная отчетность |
ежеквартально |
0 |
32 |
Раздел VI. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области.
Объем финансирования Программы составляет - 23226,2 тыс. руб.
Раздел VII. Обоснование объема ресурсов,
необходимого для реализации Программы
N п/п | Мероприятия | Объем финансирования, тыс. руб. |
I. Социальная реабилитация и адаптация инвалидов | ||
1. | Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, средствами социально-бытовой адаптации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду |
1.1. Средства социальной адаптации для инвалидов по зрению: - часы с рельефной шкалой для слепых и слабовидящих (наручные, будильники): потребность - 100, стоимость средства - 700 руб., общая сумма - 70 тыс. руб.; - диктофоны для Р. И. Т.: потребность - 200, стоимость средства - 1 тыс. 100 руб., общая сумма - 220 тыс. руб.; - нитковдеватель: потребность - 1000, стоимость средства - 2 руб., общая сумма - 2 тыс. руб.; - специальная игла: потребность - 1000, стоимость средства - 5 руб., общая сумма - 5 тыс. руб.; - дозаторы жидкостные и для сыпучих продуктов: потребность - 500, стоимость средства - 20 руб., общая сумма - 10 тыс. руб. Всего: 307 тыс. руб. 1.2. Средства социальной адаптации для инвалидов с нарушением двигательной функции: - приспособления санитарно-гигиенического назначения (сидения, скамейка опорная для входа в ванну и т.д.): потребность - 100, стоимость средства - 1 тыс. 300 руб., общая сумма - 130 тыс. руб.; - переносные пандусы для кресел-колясок: потребность - 50, стоимость средства - 13 тыс. 360 руб., общая сумма - 668 тыс. руб. Всего: 798 тыс. руб. 1.3. Средства социальной адаптации для инвалидов по слуху: - приобретение видеофильмов с субтитрами для инвалидов по слуху: потребность - 70, стоимость средства - 140 руб., общая сумма - 10 тыс. руб.; - приобретение учебных и методических пособий для обучения "жестовому языку": потребность - 300, стоимость средства - 30-35 руб., общая сумма - 10 тыс. руб. Всего: 20 тыс. руб. 1.4 Средства медицинской реабилитации для детей-инвалидов : - приобретение костюмов миостимуляции "Гравитон", "Гравистан" для Центров реабилитации детей-инвалидов: потребность - 5 шт., стоимость средства - 22 тыс. руб., общая сумма - 110 тыс. руб. Всего: 110 тыс. руб. |
Всего по пункту 1: | 1 млн. 235 тыс. руб. | |
2. | Организация оздоровления и отдыха инвалидов на базах отдыха Тверской области |
2.1. Приобретение путевок на базы отдыха: потребность - 70, стоимость - 750 руб./сутки, общая сумма - 530 тыс. руб. 2.2. Создание условий для отдыха инвалидов на базах отдыха (обустройство баз отдыха необходимыми адаптационными приспособлениями). Общая сумма - 381 тыс. 600 руб. |
Всего по пункту 2: | 911 тыс. 600 руб. | |
3. | Предоставление сурдопереводческих услуг для лиц с ограниченными возможностями |
Потребность - 500 час, стоимость - 100 руб./час, общая сумма - 500 тыс. руб. |
Всего по пункту 3: | 500 тыс. руб. | |
4. | Обеспечение лиц с ограниченными возможностями ортопедической обувью |
4.1. Обеспечение сложной и малосложной ортопедической обувью: потребность - 765, средняя стоимость 1 пары - 4 тыс. 750 руб., общая сумма - 3 млн. 633 тыс. 750 руб. |
Всего по пункту 4: | 3 млн. 633 тыс. 750 руб. | |
5. | Проведение мероприятий по социальной адаптации инвалидов |
5.1. Проведение социокультурных мероприятий для творческих коллективов инвалидов (межрегиональные, региональные фестивали, конкурсы). Общая сумма - 300 тыс. руб. 5.2. Проведение спортивных мероприятий для инвалидов (межрегиональные, региональные соревнования). Общая сумма - 400 тыс. руб. 5.3. Создание условий для занятий физической культурой в оздоровительных учреждениях. Общая сумма - 628 тыс. 500 руб. 5.4. Проведение социально значимых мероприятий для инвалидов в рамках декады международного Дня инвалида. Общая сумма - 700 тыс. руб. |
Всего по пункту 5: | 2 млн.028 тыс. 500 руб. | |
Итого по разделу I: | 8 млн. 308 тыс. 85 руб. | |
II. Социально-средовая адаптация инвалидов | ||
1. | Создание безбарьерной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов |
1.1. Обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры (строительство пандусов; установка современных технических средств и приспособлений, специальных знаков для инвалидов по зрению; оснащение пешеходных переходов через транспортные коммуникации светофорами со звуковыми сигналами; оборудование площадок для парковки спецтранспорта инвалидов): - к объектам культурно-зрелищного назначения: потребность - 5 (Тверской академический театр драмы, Тверской театр юного зрителя, Тверская академическая филармония, Вышневолоцкий областной драматический театр, Тверская областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького), стоимость средства - 150 тыс. руб., общая сумма - 750 тыс. руб.; - к объектам спортивного назначения: потребность - 1 (СК "Юбилейный" г. Тверь), общая сумма - 500 тыс. руб.; - к объектам медицинского назначения потребность - 2, стоимость средства - 125 тыс. руб., общая сумма - 250 тыс. руб. |
Всего по пункту 1: | 1 млн. 500 тыс. руб. | |
2. | Создание условий для беспрепятственного пользования лиц с ограниченными возможностями транспортными средствами |
2.1.Приобретение специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников: потребность - 2, стоимость средства - 560 тыс. руб., общая сумма - 1 млн. 120 тыс. руб. |
Всего по пункту 2: | 1 млн. 120 тыс. руб. | |
3. | Обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к информации |
3.1. Введение системы субтитрирования общественно значимых, информационных и других телепрограмм, освещающих проблемы социальной интеграции инвалидов в общество. Общая сумма - 200 тыс. руб. 3.2. Обеспечение пропаганды адаптивной физической культуры и спорта через СМИ: - два региональных телеканала, определяемых на конкурсной основе - 300 тыс. руб. Общая сумма - 300 тыс. руб. 3.3. Создание и поддержка Интернет-сайтов общественных организаций инвалидов: - Тверской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" - 70 тыс. руб.; - Тверской общественной организации "Всероссийское общество слепых" - 70 тыс. руб. Общая сумма - 140 тыс. руб. 3.4. Информационная кампания в СМИ, направленная на формирование в сознании общества понимания и толерантного отношения к проблемам инвалидов. Общая сумма - 360 тыс. руб. 3.5. Проект "Социальная реклама" (размещение на рекламных конструкциях баннеров). Общая сумма -173 тыс. 300 руб. |
Всего по пункту 3: | 1 млн. 173 тыс. 300 руб. | |
Итого по разделу II: | 3 млн. 793 тыс. 300 руб. | |
III. Профессиональная реабилитация инвалидов | ||
1. | Создание условий для индивидуальной реабилитации и группового обучения детей - инвалидов с нарушениями слуха и речи |
1.1.Приобретение электроакустической аппаратуры серии "СУВАГ" для специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I-II вида", г.Тверь (комплект для группового и индивидуального обучения). Общая сумма - 800 тыс. руб. |
Всего по пункту 1: | 800 тыс. руб. | |
2. | Развитие системы интеграции людей с ограниченными возможностями в трудовой процесс |
2.1.Профессиональное обучение инвалидов (организация профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов): потребность - 80 чел., стоимость - 5 тыс. руб., общая сумма - 400 тыс. руб. 2.2. Развитие и создание специальных рабочих мест для инвалидов на предприятиях (на конкурсной основе): потребность - 60 чел., стоимость 1 рабочего места - 50 тыс. руб., общая сумма - 3 млн. руб. 2.3. Обучение инвалидов по зрению на курсах компьютерной грамотности: потребность - 10 чел., стоимость обучения - 20 тыс. руб., общая сумма - 200 тыс. руб. 2.4.Создание групп профессиональной подготовки инвалидов по слуху на ООО "Тверское социально-реабилитационное предприятие N 1 ВОГ": потребность - 8, стоимость - 6 тыс. руб., общая сумма - 48 тыс. руб. |
Всего по пункту 2: | 3 млн. 648 тыс. руб. | |
Итого по разделу III: | 4 млн. 448 тыс. руб. | |
IV. Поддержка общественных организаций инвалидов | ||
1. | Грантовая поддержка общественных организаций инвалидов в виде конкурсов социальных проектов |
Финансирование социальных проектов общественных организаций инвалидов 1млн. руб. |
Всего по пункту 1: | 1млн. руб. | |
2. | Организация новых технологических линий, модернизация производства на предприятиях общественных организаций инвалидов в рамках конкурсов социальных проектов |
2.1.Сохранение рабочих мест для инвалидов по зрению на предприятиях Тверской общественной организации "Всероссийское общество слепых". 2.2.Сохранение рабочих мест для инвалидов по слуху на предприятиях Тверской общественной организации "Всероссийское общество глухих". 2.3.Создание специальных рабочих мест для инвалидов по зрению с применением компьютерной технологии. 2.4. Создание специальных рабочих мест для инвалидов на предприятиях Тверской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". |
Всего по пункту 2: | 3 млн. 593 тыс. 540 руб. | |
3. | Создание комнат по элементарной реабилитации для инвалидов по зрению на базе местных организаций (далее - МО) Тверской общественной организации "Всероссийское общество слепых" |
Потребность: Вышневолоцкая МО - 22 тыс. 914 руб., Кимрская МО - 22 тыс. 914 руб., Торжокская МО - 22 тыс. 914 руб., Бежецкая МО - 11 тыс. 457 руб., Нелидовская МО - 11 тыс. 457 руб., Ржевская МО - 11 тыс. 457 руб. Общая сумма - 103 тыс. 113 руб. |
Всего по пункту 3: | 103 тыс. 113 руб. | |
Итого по разделу IV: | 4 млн. 696 тыс. 653 руб. | |
V. Развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов |
||
1. | Материально-техническое обеспечение специализированной библиотеки для слепых им. М.И. Суворова |
1.1.Приобретение комплекта оборудования и материалов для выпуска рельефно-графических пособий для слепых. Общая сумма - 75 тыс. руб. 1.2.Создание и приобретение "говорящих книг". Общая сумма - 80 тыс. руб. |
Всего по пункту 1: | 155 тыс. руб. | |
2. | Создание на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида", г.Тверь условий по средовой адаптации для слепых и слабовидящих детей |
2.1. Благоустройство школьной территории: - создание открытой площадки для проведения занятий по пространственному ориентированию - 300 тыс. руб.; - установка звукового маяка на территории школы и на пешеходном переходе возле школы, оборудование дорожки с ограничителями - 400 тыс. руб.; - создание специализированной спортивной площадки - 60 тыс. руб. Общая сумма - 760 тыс. руб. |
Всего по пункту 2: | 760 тыс. руб. | |
3. | Материально-техническое обеспечение специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида", г.Тверь |
3.1. Приобретение учебных пособий и оборудования: - прибор "Ориентир": потребность - 1, стоимость- 7 тыс. руб., общая сумма - 7 тыс. руб.; - прибор "Графика": потребность - 20, стоимость - 1 тыс. 150 руб., общая сумма - 23 тыс. руб.; - подставка с подсветкой "Сигма": потребность - 20, стоимость - 2 тыс. 250 руб., общая сумма - 45 тыс. руб. |
Всего по пункту 3: | 75 тыс. руб. | |
4. | Создание условий для занятий с детьми-инвалидами при областных детских юношеских спортивных школах олимпийского резерва |
4.1.Организация подготовки и повышения квалификации тренерского состава. Общая сумма - 370 тыс. руб. |
Всего по пункту 4: | 370 тыс. руб. | |
5. | Создание условий для вызова скорой помощи инвалидами по слуху посредством sms сообщений |
5.1. Закупка мобильных телефонов для обеспечения возможности приема вызовов станциями, подстанциями, отделениями скорой помощи вызовов от инвалидов по слуху: потребность - 21, стоимость средства - 1 тыс. 500 руб., общая сумма - 31 тыс. 500 руб. |
Всего по пункту 5: | 31 тыс. 500 руб. | |
Итого по разделу V: | 1 млн. 391 тыс. 500 руб. | |
VI. Кадровое обеспечение учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов | ||
1. | Повышение квалификации и профессиональная подготовка переводчиков жестового языка |
1.1.Организация и обеспечение учебного процесса. 1.2. Командировочные расходы. 1.3.Учебно-организационные расходы. |
Всего по пункту 1: | 207 тыс. 897 руб. | |
Итого по разделу VI: | 207 тыс. 897 руб. | |
VII. Информационно-методическое обеспечение по социальной защите и реабилитации инвалидов | ||
1. | Организация и проведение семинаров, совещаний, круглых столов по проблемам реабилитации инвалидов |
Материально-техническое обеспечение проведения семинаров, совещаний, круглых столов по проблемам реабилитации инвалидов. Общая сумма - 50 тыс. руб. |
Всего по пункту 1: | 50 тыс. руб. | |
2. | Разработка и издание информационно-аналитических материалов по проблемам инвалидности и реабилитации |
Организация и обеспечение разработки изданий информационно-аналитических материалов по проблемам инвалидности и реабилитации на конкурсной основе Общая сумма - 150 тыс. руб. |
Всего по пункту 2: | 150 тыс. руб. | |
3. | Проведение социологических исследований среди инвалидов |
Социологические исследования методом фокус-групп, интервьюирование населения. Общая сумма - 180 тыс. руб. |
Всего по пункту 3: | 180 тыс. руб. | |
Итого по разделу VII: | 380 тыс. руб. | |
Всего по программе | 23 млн. 226 тыс. 200 руб. |
Раздел VIII. Плановые показатели общественной
и экономической эффективности реализации Программы
Осуществление Программы позволит реализовать наиболее полное, преемственное, финансово гарантированное проведение мероприятий по комплексной реабилитации и социальной адаптации инвалидов, обеспечить предоставление инвалидам дополнительных мер в сфере социальной защиты и реабилитации для восстановления их социального статуса и более успешной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
Создание условий для формирования единого реабилитационного пространства и совершенствование системы реабилитации инвалидов в Тверской области позволит реализовать комплексный подход к решению этой проблемы, увеличить объем реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг для инвалидов с учетом их индивидуальных потребностей, приступить к гарантированному обеспечению инвалидов мерами по реабилитации с учетом социально-экономической ситуации в области. Гарантированное предоставление перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг позволит в более полном объеме удовлетворить потребность инвалидов в комплексной реабилитации.
Ожидаемый результат:
Увеличение удельного веса инвалидов целевых групп, охваченных реабилитацией в 2008 году, до 55,8 процента.
Увеличение количества дополнительно оборудованных рабочих мест для инвалидов на предприятиях общественных организаций инвалидов в 2008 году на 60 единиц.
Увеличение количества созданных специальных рабочих мест для инвалидов на предприятиях общественных организаций инвалидов в 2008 году на 32 единиц.
Увеличение количества созданных специальных рабочих мест для использования труда инвалидов на предприятиях (на конкурсной основе) в 2008 году на 60 единиц.
Увеличение численности инвалидов, оздоровившихся на базах отдыха Тверской области в 2008 году, до 70 человек.
Увеличение удельного веса лиц с ограниченными возможностями, обеспеченных ортопедической обувью, от нуждающихся в данном виде помощи, в 2008 году до 42,5 процента.
Увеличение количества приобретенного специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников в 2008 году на 2 единицы.
Увеличение доли инвалидов, охваченных спортивными мероприятиями, от общего числа инвалидов, в 2008 году до 2 процентов.
Увеличение доли инвалидов, охваченных социокультурными, спортивными и общественно значимыми мероприятиями в 2008 году, до 5,5 процента.
Увеличение доли лиц с ограниченными возможностями, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, в 2008 году до 1 процента.
Увеличение количества инвалидов, охваченных социологическими исследованиями, в 2008 году на 830 человек.
Увеличение количества социально значимых объектов, приспособленных для беспрепятственного доступа к ним инвалидов, в 2008 году на 8 единиц.
Увеличение количества учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов, дополнительно оснащенных и оборудованных, в 2008 году на 3 единицы.
Увеличение показателя частичной реабилитации инвалидов в 2008 году до 6,1 процента.
Увеличение показателя полной реабилитации инвалидов в 2008 году до 2,2 процента.
Индикаторы | Единица измерения |
2007 год (прогноз) |
2008 год (прогноз) |
1. Удельный вес инвалидов целевых групп, охваченных реабилитацией |
% | 55,6 | 55,8 |
2. Доля инвалидов, охваченных социокультурными, спортивными и общественно значимыми мероприятиями, от общего числа инвалидов |
% |
5,3 |
5,5 |
3. Доля инвалидов, охваченных спортивными мероприятиями, от общего числа инвалидов |
% |
1,0 |
2,0 |
4. Доля лиц с ограниченными возможностями, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности инвалидов |
% |
0,5 |
1,0 |
5. Численность инвалидов, оздоровившихся на базах отдыха Тверской области |
чел. |
66 |
70 |
6. Количество лиц с ограниченными возможностями, обеспеченных ортопедической обувью по отношению к общему количеству лиц, нуждающихся в данном виде помощи |
% |
0 |
42,5 |
7. Количество созданных специальных рабочих мест для использования труда инвалидов на предприятиях (на конкурсной основе) |
ед. |
0 |
60 |
8. Количество инвалидов, охваченных социологическими исследованиями |
чел. | 0 | 830 |
9. Количество дополнительно оборудованных рабочих мест для инвалидов на предприятиях общественных организаций инвалидов |
ед. |
0 |
60 |
10. Количество созданных специальных рабочих мест для инвалидов на предприятиях общественных организаций инвалидов |
ед. |
0 |
32 |
11. Количество социально значимых объектов, приспособленных для беспрепятственного доступа инвалидов |
ед. |
0 |
8 |
12. Количество приобретенного специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников |
ед. |
0 |
2 |
13. Количество общественных организаций инвалидов, участвовавших в социальных проектах |
ед. |
4 |
4 |
14. Количество учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов, дополнительно оснащенных и оборудованных |
ед. |
0 |
3 |
15. Показатель частичной реабилитации инвалидов |
% | 6,0 | 6,1 |
16. Показатель полной реабилитации инвалидов |
% | 2,1 | 2,2 |
Раздел IX. Описание организации управления Программой
Государственный заказчик-координатор осуществляет управление и организует реализацию мероприятий Программы по срокам и процедурам, согласованным с государственными заказчиками и непосредственными исполнителями мероприятий Программы.
Распорядителями средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на реализацию Программы, являются: департамент социальной защиты населения Тверской области, департамент здравоохранения Тверской области, департамент образования Тверской области, департамент занятости населения Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, комитет по физической культуре и спорту Тверской области, комитет по делам культуры Тверской области, комитет по туризму, курортам и международным связям.
Исполнителями Программы являются: департамент социальной защиты населения Тверской области, департамент здравоохранения Тверской области, департамент образования Тверской области, департамент занятости населения Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, комитет по физической культуре и спорту Тверской области, комитет по делам культуры Тверской области, комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области, государственные учреждения, находящиеся в ведении указанных департаментов и комитетов Тверской области, организации, определенные на конкурсной основе.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое и рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств.
Исполнители мероприятий Программы представляют в ведомственные департаменты и комитеты заявки с обоснованием и расчетами запрашиваемых сумм.
Выделение средств осуществляется департаментом финансов Тверской области государственным заказчикам в соответствии с Программой и на основании закона Тверской области об областном бюджете Тверской области на текущий финансовый год и плановый период и утвержденной бюджетной росписи.
Мероприятия Программы реализуются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тверской области.
Реализация мероприятий Программы, предусмотренных пунктом 2 подраздела III и пунктами 1 и 2 подраздела IV раздела III "Система программных мероприятий", осуществляется в соответствии с порядками, утвержденными Администрацией Тверской области.
Реализация мероприятий Программы, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4 подраздела I, пунктами 2, 3 подраздела II, пунктами 2, 3 подраздела VII раздела III "Система программных мероприятий" осуществляется в соответствии с порядками, утвержденными департаментом социальной защиты населения Тверской области.
Реализация мероприятий Программы, предусмотренных пунктом 5 подраздела I и пунктом 1 подраздела VII раздела III "Система программных мероприятий", осуществляется в соответствии со сметой, утвержденной соответствующими отраслевыми департаментами и комитетами - исполнителями Программы.
Раздел X. Описание механизмов мониторинга
и контроля за реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором - департаментом социальной защиты населения Тверской области.
Департамент социальной защиты населения Тверской области проводит анализ затрат по программным мероприятиям, дает оценку механизмам ее реализации, а также уточняет состав исполнителей. В случае необходимости, департамент социальной защиты населения Тверской области вносит в установленном порядке в департамент экономики Тверской области и департамент финансов Тверской области предложения о корректировке Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством.
В течение всего периода реализации Программы осуществляется ежеквартальный (по итогам I, II, III кварталов) мониторинг реализации Программы путем составления отчетов.
Непосредственные исполнители мероприятий представляют отчеты об исполнении мероприятий Программы государственным заказчикам ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Государственные заказчики представляют отчеты об исполнении мероприятий Программы государственному заказчику-координатору ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Осуществляя ежеквартальный мониторинг, государственный заказчик-координатор представляет в департамент финансов Тверской области и департамент экономики Тверской области квартальные отчеты о реализации Программы до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчет о реализации Программы представляется в департамент финансов Тверской области и департамент экономики Тверской области до 20 марта года, следующего за отчетным.
По завершении анализа отчета о реализации Программы департаментом финансов Тверской области и департаментом экономики Тверской области данный отчет представляется в Администрацию Тверской области.
По итогам выполнения Программы Губернатором Тверской области представляется отчет о реализации Программы в Законодательное Собрание Тверской области одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета Тверской области за истекший год.
Раздел XI. Оценка рисков реализации Программы
В процессе реализации Программы могут появиться риски, связанные с наличием объективных и субъективных факторов.
Внешние риски:
- изменение областного законодательства в части финансирования;
- изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
- рост инвалидизации населения;
- изменение стоимости услуг, продукции.
Внутренние риски:
- отсутствие опыта программно-целевого управления;
- отсутствие профессионального менеджмента.
Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия внутренних рисков предлагаются следующие меры:
1) совершенствование сотрудничества с федеральными органами государственной власти (Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации) по реализации нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов, направленного на своевременное планирование, более точное прогнозирование и развитие федеральных реформ в ходе реализации Программы;
2) совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов;
3) повышение квалификации специалистов в сфере социальной защиты и реабилитации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 14 февраля 2008 г. N 12-ЗО "Об областной целевой программе "Реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями на 2008 год"
Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования
Текст закона опубликован в газете "Тверские ведомости" N 7, 15 - 21 февраля 2008 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 24 декабря 2008 г. N 145-ЗО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 10 июля 2008 г. N 86-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 7 мая 2008 г. N 60-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 7 мая 2008 г. N 55-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона