Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Оценка и анализ текущего состояния социально-экономического развития Тверской области
1. В рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" реализуются региональные проекты "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами", целью достижения которых является обеспечение достойного, эффективного труда и успешное предпринимательство, а также увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Количество субъектов малого и среднего бизнеса по состоянию на 1 января 2023 года составило 47 526 единиц.
Оборот средних и малых предприятий, включая микропредприятия, в 2022 году составил более 437 млрд рублей (в 2021 году - 400,8 млрд рублей).
Фондом содействия предпринимательству Тверской области предоставлено 147 поручительств на 520 млн рублей, что позволило предпринимателям привлечь заемные средства в размере 1 870 млн рублей.
На 60% по сравнению с 2021 годом увеличилось предоставление Фондом содействия предпринимательству Тверской области льготных займов: 449 микрозаймов более чем на 1 млрд рублей, в 2021 году - 337 займов на сумму 620 млн рублей.
По итогам 2022 года количество зарегистрированных самозанятых граждан в Тверском регионе увеличилось практически в 2 раза, сейчас их около 39 684 человека (на 1 января 2022 года - 20 336 человек).
2. На территории региона созданы условия для поддержки проектов по созданию инженерной и дорожной инфраструктуры инвестиционных площадок в целях увеличения притока инвестиций в Тверскую область.
В 2023 году обновлены механизмы государственной поддержки инвестиционных проектов с целью привлечения большего объема инвестиций в развитие инфраструктуры и промышленности. Изменения коснулись порядка предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области юридическим лицам в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на капитальные вложения в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Тверской области. Пороговое значение заемных средств, привлекаемых инвесторами в российских банках для реализации инвестиционных проектов, снижено с 200 до 100 млн рублей. Благодаря этому государственную поддержку в виде компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов по инвестиционным кредитам, сможет получить более широкий круг инвесторов.
3. С 2023 года в регионе внедрена система поддержки инвестиционных проектов ("Региональный инвестиционный стандарт") (далее - Региональный инвестиционный стандарт), содержащая инвестиционные обязательства Тверской области, которые позволят обеспечить дальнейшее увеличение притока инвестиций. В частности, Тверская область обязуется сохранить условия реализации инвестиционных проектов, обеспечить конкурентное распределение ресурсов, предоставлять инвесторам различные преференции и распространять информацию о мерах государственной поддержки.
4. Основными элементами Регионального инвестиционного стандарта в Тверской области являются:
1) Инвестиционная декларация Тверской области - утвержденные обязательства Тверской области перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса;
2) Совет по инвестиционной политике и развитию предпринимательства в Тверской области (далее - Совет) - орган, действующий в том числе в целях урегулирования разногласий и споров инвестора с органами государственной власти Тверской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, уполномоченными организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов, не урегулированных государственным автономным учреждением "Центр сопровождения инвестиций" (далее - ГАУ "ЦСИ") в досудебном порядке;
3) ГАУ "ЦСИ" - региональный институт развития, созданный в целях улучшения делового климата, ведения инвестиционной деятельности и целенаправленного привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики Тверской области, создания инструмента для реализации региональной инвестиционной стратегии, разработки и реализации инвестиционных проектов, создания и развития индустриальных парков и оказания содействия инвесторам в реализации инвестиционных проектов на территории региона в режиме "одного окна";
4) Свод инвестиционных правил Тверской области - алгоритм действий ("клиентский путь") инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта, разработанный и утвержденный Министерством экономического развития Тверской области в целях повышения прозрачности и упрощения взаимодействия инвестора с исполнительными органами Тверской области, контрольными (надзорными) органами и ресурсными организациями при реализации инвестиционных проектов в части получения доступа к элементам инфраструктуры;
5) инвестиционная карта Тверской области - цифровой сервис, который содержит информацию об инвестиционных площадках и преференциальных режимах на территории Тверской области, инфраструктурных ресурсах, мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности.
5. Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" принят единый механизм комплексного развития территорий (далее - КРТ).
На сегодняшний день КРТ является одним из ключевых направлений градостроительного развития в Тверской области, которое осуществляется для вовлечения неэффективно используемых территорий, а также для создания необходимых условий для развития инфраструктуры, обновления застроенных территорий. В настоящее время на территории Тверской области планируются к реализации в 2023 году проекты КРТ жилой застройки, КРТ нежилой застройки, КРТ по инициативе правообладателя.
6. На территории Тверской области реализуется комплекс мер, направленных на создание эффективных моделей синхронизации кадровой потребности рынка труда и системы образования региона, а также на развитие науки и инновационной деятельности.
Система среднего профессионального образования Тверской области насчитывает 45 государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений (далее - СПО). Численность обучающихся по программам СПО - 28,5 тыс. человек, за счет средств областного бюджета Тверской области - 20,2 тыс. человек. В целях обеспечения эффективного взаимодействия между исполнительными органами Тверской области, образовательными учреждениями, предприятиями реального сектора экономики функционируют 10 производственно-образовательных кластеров.
7. В целях оптимизации функционирования системы СПО Тверской области, популяризации рабочих профессий, а также обеспечения соответствия квалификации выпускников учреждений СПО Тверской области кадровой потребности предприятий Тверской области Министерство экономического развития Тверской области:
1) проводит анализ состояния и развития системы СПО Тверской области;
2) утвердило и ежегодно актуализирует перечни наиболее востребованных на рынке труда Тверской области, новых и перспективных профессий и специальностей СПО;
3) формирует перспективную сводную потребность экономики Тверской области в квалифицированных кадрах на 7 лет, используемую при формировании контрольных цифр приема в учреждения СПО региона;
4) оказывает содействие предприятиям в подборе партнерских учреждений высшего и среднего профессионального образования;
5) обеспечило принятие закона Тверской области от 02.10.2023 N 42-ЗО "О внесении изменений в закон Тверской области "О применении на территории Тверской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций", которым предусмотрена возможность применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыть организаций, участвующих в обновлении материально-технической базы учреждений СПО.
8. Министерство экономического развития Тверской области является уполномоченным органом по обеспечению проведения научно-технической политики Тверской области.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2022 N 231 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий" реализуется План проведения Десятилетия науки и технологий в Тверской области, утвержденный приказом Министерства экономического развития Тверской области от 11.07.2022 N 135.
Научные исследования и разработки в регионе выполняют 30 организаций. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте составляет 0,84%, доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте - 22,9%. По программам высшего образования обучается 22 тыс. человек. Суммарная численность исследователей, осуществляющих научную деятельность на территории региона, составляет 1 384 человека.
9. С 2020 года осуществляется присуждение премии Губернатора Тверской области для ученых за выдающиеся достижения в области науки и техники. С 2020 года премия насчитывает 67 лауреатов. 38% разработок лауреатов внедрены на предприятиях реального сектора экономики региона, 29% - в образовательных учреждениях и 15% - в учреждениях здравоохранения региона.
Пункт 10 изменен с 1 ноября 2024 г. - Постановление Правительства Тверской области от 31 октября 2024 г. N 496-ПП
10. В целях вовлечения молодежи в научно-инновационную деятельность, коммерциализации разработок региональных ученых и поддержки субъектов инновационного предпринимательства Фондом поддержки предпринимательства Тверской области осуществляется привлечение и сопровождение участников программ инновационного развития, проведение семинаров и образовательных программ, информационное сопровождение реализуемых на территории региона научно-технических и инновационных проектов.
11. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" во всех муниципальных образованиях региона обеспечена доступность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе офисов государственного автономного учреждения Тверской области "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (далее - ГАУ "МФЦ").
Охват сетью ГАУ "МФЦ" в Тверской области составляет 98%. По итогам 2022 года уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг в ГАУ "МФЦ" составил 99%.
С целью повышения доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в ГАУ "МФЦ" организован новый сервис по предоставлению консультационных услуг и организационно-технической поддержки заявителей при подаче ими запросов на предоставление услуг в электронной форме через сервис пользовательского сопровождения.
В рамках оптимизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг ведется работа по разработке и внедрению новых цифровых решений для перехода на исключительно электронный (безбумажный) документооборот между ГАУ "МФЦ" и органами исполнительной власти, в дальнейшем - с органами местного самоуправления Тверской области.
ГАУ "МФЦ" должны стать единой и единственной точкой доступа населения для очного получения государственных и муниципальных услуг.
В целях повышения эффективности и автоматизации деятельности в ГАУ "МФЦ" внедрена автоматизированная информационная система (далее - АИС МФЦ), которая соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям и обеспечивает контроль деятельности сотрудников ГАУ "МФЦ". С учетом того, что требования к количеству и качеству услуг, предоставляемых в ГАУ "МФЦ", повышаются, необходимо осуществлять техническую поддержку АИС МФЦ, а также развивать данную систему с целью обеспечения автоматизации деятельности учреждения в полном объеме и внедрения электронного документооборота.
12. Во исполнение Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р, организуется работа по внедрению принципов и Стандартов клиентоцентричности в исполнительных органах Тверской области.
13. Объем экспорта Тверской области в 2022 году составил 33,6% от всего товарооборота, импорта - 66,4%. Объем экспорта в страны дальнего зарубежья составляет 55,6%, в страны СНГ - 44,4% от всего экспорта региона в 2022 году.
В 2022 году крупнейшими торговыми партнерами Тверской области по экспорту являются: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Арабская Республика, Венгрия, Египет.
Основу экспорта региона в 2022 году составили машиностроительная продукция, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, продовольственные товары и сырье, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, каучук, кожевенное сырье, пушнина и изделия из них.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность, в 2022 году составило 91,6% от всего количества экспортеров, при этом стоимостной объем их экспорта составил 43,4% от всего стоимостного объема экспорта региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.