Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Мурманска от 28 июня 2012 г. N 1423 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
администрации города Мурманска
от 30.07.2010 N 1328
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования город Мурманск" на 2011-2014 годы
28 июня 2012 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования город Мурманск" на 2011-2014 годы (далее - Программа) |
||||||
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 1-р "Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2446-р "Об утверждении государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года"; - приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях"; - постановление Правительства Мурманской области от 30.10.2009 N 510-ПП "О стратегии развития энергосбережения в Мурманской области"; - постановление Правительства Мурманской области от 06.04.2010 N 142-ПП "О плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Мурманской области"; - постановление Правительства Мурманской области от 31.12.2010 N 634-ПП "Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме"; - постановление администрации города Мурманска от 22.01.2009 N 115 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Мурманска и их формирования и реализации" |
||||||
Заказчик Программы |
Комитет по образованию администрации города Мурманска, комитет по здравоохранению администрации города Мурманска, комитет по культуре администрации города Мурманска, комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска |
||||||
Заказчик-координатор Программы |
Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска |
||||||
Разработчик Программы |
Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска |
||||||
Исполнители Программы |
Муниципальные организации и бюджетные учреждения, предприятия топливно-энергетического комплекса и организации коммунального комплекса, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, энергосервисные компании, подрядные организации |
||||||
Цели и задачи Программы |
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа: - модернизация и оптимизация городского хозяйства. Долгосрочная цель: - повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и создании условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования город Мурманск на энергосберегающий путь развития. Задачи Программы: - энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципальных бюджетных учреждений; - энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда; - энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; - увеличение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии |
||||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Показатель |
Ед. измерения |
Базовое значение (2010) |
Значение показателя по годам реализации Программы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Цель: повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и создании условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования город Мурманск на энергосберегающий путь развития | |||||||
Динамика энергоемкости валового муниципального продукта |
т.у.т./млн.руб. |
1082,00 |
1048,54 |
1015,07 |
981,62 |
948,15 |
|
Доля расходов бюджета муниципального образования город Мурманск на реализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от общего объема расходов на реализацию Программы |
% |
0,00 |
2,06 |
4,65 |
7,94 |
6,70 |
|
Задача 1: Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципальных бюджетных учреждений | |||||||
Уд. расход ТЭ БУ на 1 кв. метр общей площади, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
Гкал/кв.м. |
0,21 |
0,21 |
0,20 |
0,20 |
0,19 |
|
Уд. расход ЭЭ на обеспечение БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета на 1 чел. |
кВт.ч/чел. |
35,91 |
34,18 |
31,65 |
30,52 |
29,44 |
|
Уд. расход воды. на снабжение БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета на 1 чел. |
куб.м./чел |
93,59 |
81,70 |
78,95 |
75,94 |
73,20 |
|
Задача 2: Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда | |||||||
Уд. расход (э/э, т/э, воды) в жилищном фонде, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части МКД - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
кВт.ч/кв.м. |
4,91 |
44,17 |
42,76 |
41,35 |
39,94 |
|
Гкал/кв.м. |
0,28 |
0,27 |
0,24 |
0,23 |
0,22 |
||
куб.м. холодной воды/кв.м. |
2,93 |
3,24 |
3,17 |
3,11 |
3,07 |
||
Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая, тепловая энергия, горячая вода, холодное водоснабжение, газ) в многоквартирных домах |
кВтч на 1 проживающего |
873,45 |
955,29 |
950,50 |
925,20 |
915,30 |
|
Гкал на 1 кв. метр общей площади |
0,28 |
0,25 |
0,24 |
0,23 |
0,22 |
||
куб. метров на 1 проживающего |
27,09 |
19,14 |
19,14 |
19,14 |
19,14 |
||
куб. метров на 1 проживающего |
67,72 |
75,30 |
74,20 |
73,20 |
72,60 |
||
куб. метров на 1 проживающего |
7,56 |
7,56 |
7,52 |
7,51 |
7,49 |
||
Задача 3: Энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры | |||||||
Изменение уд. расхода топлива на выработку ТЭ |
кг.у.т./Гкал |
0 |
- 0,1 |
- 1,30 |
- 1,00 |
-0,90 |
|
Задача 4: Увеличение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии | |||||||
Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории МО |
% |
2,58 |
2,68 |
2,82 |
2,98 |
3,16 |
|
Сроки реализации Программы |
2011-2014 годы |
||||||
Объемы и источники финансирования Программы |
- 900430,8 тыс. рублей - всего, в том числе: - средства бюджета муниципального образования город Мурманск - 40381,8 тыс. рублей - всего, в том числе: 2011 год - 7535,8 тыс. рублей; 2012 год - 9176,0 тыс. рублей; 2013 год - 12529,0 тыс. рублей; 2014 год - 11141,0 тыс. рублей; - средства бюджета Мурманской области - 120000,0 тыс. рублей - всего, в том числе: 2011 год - 120000,0 тыс. рублей. - внебюджетные источники - 740049,0 тыс. рублей - всего, в том числе: 2011 год - 238228,0 тыс. рублей; 2012 год - 188203,0 тыс. рублей; 2013 год - 152356,0 тыс. рублей; 2014 год - 161262,0 тыс. рублей |
||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Целевые показатели охвата Программой: - объектов жилищного фонда: 2011 год - 20% от количества жилых домов; 2012 год - 35% от количества жилых домов; 2013 год - 75% от количества жилых домов; 2014 год - 100% от количества жилых домов; - объектов коммунальной инфраструктуры: 2011 год - 80% от количества объектов; 2012 год - 100% от количества объектов; - объектов бюджетной сферы: 2011 год - 100% от общего количества объектов. Потери коммунальных энергоресурсов при их выработке, транспортировке и распределении по сетям централизованных систем снизятся по тепловым сетям на 13% от уровня 2009 года и по водопроводным сетям - на 29% от уровня 2009 года. Количество аварий и инцидентов в расчете на 1 километр сетей организаций коммунального комплекса снизится до 50% от уровня 2009 года в системах централизованного теплоснабжения и водоснабжения и до 70% к уровню 2009 года в системах электроснабжения. Наличие в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях энергетических паспортов (энергетических обследований): 2011 год - 50% от количества объектов; 2012 год - 100% от количества объектов. Доля бюджетных учреждений, оборудованных приборами учета электроэнергии, тепловой энергии, холодной и горячей воды, в общем количестве бюджетных учреждений 2011 год - 100% от общего количества объектов. Создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности. Снижение к 01.01.2015 удельных показателей энергопотребления организаций бюджетной сферы на 15% |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Повышение энергетической эффективности российской экономики стало первоочередной задачей государственной политики в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2446-р.
В настоящее время в процессе активной интеграции России в мировую экономику внутренние цены на энергоресурсы постепенно приближаются к мировым. Учитывая крайне высокую энергоемкость российского ВВП, при дальнейшем росте цен на энергоресурсы отечественное производство станет нерентабельным и неконкурентоспособным, а столь усиленное их потребление приведет к исчерпанию невозобновляемых энергетических ресурсов. В таких условиях действия государства, направленные на регулирование потребления энергоресурсов, выглядят необходимыми и обоснованными.
Проблема обеспечения энергетических потребностей муниципальных образований при минимальном потреблении энергоресурсов из внешней среды обусловлена рядом причин:
- значительными бюджетными затратами и затратами предприятий на содержание топливно-энергетического хозяйства;
- увеличением затрат населения, муниципальных предприятий и учреждений социальной сферы на оплату услуг за потребленные коммунальные услуги;
- недостаточной проработкой нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование энергосбережения;
- недостаточностью комплекса технических средств по учету и регулированию энергопотребления.
Повышение энергетической эффективности должно стать одной из приоритетных задач муниципального образования город Мурманск.
Реализация программных мероприятий позволит преодолеть барьеры социально-экономического развития территорий, вызванные старением коммунальной инфраструктуры и внутренних систем энерго- тепло- и водоснабжения.
Мероприятия Программы сбалансированы, охватывают основные отрасли экономики муниципального образования, в том числе бюджетный сектор, жилой фонд и коммунальную инфраструктуру, и должны стать не только инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов, но и одним из базовых элементов технологического перевооружения систем ресурсоснабжения. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформулированы в основных стратегических документах, определяющих приоритетные социально-экономические задачи Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу - "Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" и "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".
В бюджетных учреждениях остаются недофинансированными расходы по содержанию систем ресурсоснабжения, отсутствует практика эффективного использования ресурсов. До вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ не работали механизмы использования полученной экономии энергоресурсов. При наступлении аварий и критических ситуаций выделялись средства из муниципального или регионального бюджетов для ремонта изношенной инфраструктуры.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления жилищным фондом, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Тем не менее конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищных и коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры, оптимизация затрат на потребление ресурсов в бюджетном секторе и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.
Несмотря на проведенные в 1991-2009 годах масштабные реформы в жилищно-коммунальной сфере, коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных технических, экологических, социально-экономических и политических рисков.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. По данным технической инвентаризации в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года физический износ основных фондов котельных составил 55 процентов, тепловых сетей - 62,8 процента. Требуют немедленной перекладки около 16 процентов теплопроводов и 30 процентов сетей водоснабжения и канализации.
На территории муниципального образования город Мурманск расположено 9 теплоисточников. По состоянию на 1 января 2010 года протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении составляет 287,7 километра, из которых 75% сетей нуждаются в срочной замене. Ежегодно коммунальными предприятиями ремонтируется порядка 3 километров теплотрасс, что составляет 1% от общей протяженности, что значительно меньше темпов их физического износа.
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети составило 173 километра, из которых 69% сетей нуждаются в замене. Ежегодно ремонтируется порядка 0,5 километров уличной водопроводной сети, что составляет 0,2% от общей протяженности.
Одиночное протяжение уличной канализационной сети составило 84,3 километра, из которых 52% канализационных сетей нуждаются в замене. Канализационные сети практически не ремонтируются.
В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов. Модернизация водопроводной и канализационной систем - острейшая проблема, к решению которой необходимо приступать в краткосрочной перспективе. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют около 20 процентов, по электроэнергии - 19 процентов, по теплу - 6 процентов.
Устаревшая коммунальная инфраструктура не позволяет обеспечивать выполнение современных экологических требований и требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов.
Связанный с постоянным ростом издержек коммунального комплекса рост тарифов на коммунальные ресурсы приводит к росту совокупного платежа граждан, который в значительном количестве регионов опережает темп роста доходов населения. Продолжающийся рост межрегиональной дифференциации стоимости жилищных и коммунальных услуг усиливает тенденции оттока населения из таких регионов, в первую очередь из районов Крайнего Севера.
В капитальном ремонте нуждается до 40% от общего количества жилых домов. Как правило, капитальный ремонт осуществляется в минимально-необходимых объемах, в лучшем случае - с частичной модернизацией. При капитальных ремонтах не ставится задача повышения уровня эффективности использования ресурсов, снижения потерь и тем более повышения уровня благоустройства дома. В результате только что отремонтированные дома не соответствуют современным требованиям энергоэффективности.
Общее количество проживающих в муниципальном образовании город Мурманск на 1 января 2010 года составляет 309362 человек, на 1 января 2011 года - 307310 человек. Общая площадь жилых помещений на 31 декабря 2010 года - 7013,3 тыс.кв.м. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - 22,8 квадратных метра общей площади.
Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищные и коммунальные услуги по итогам 2010 года - 93%.
Необходимость кардинально повысить эффективность потребления энергии как фактора, определяющего конкурентоспособность страны и ее регионов, была определена Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".
В рамках этой работы разработан и принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и план мероприятий по реализации Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1830-р.
В условиях роста цен на мазут, электроэнергию и другие виды топлива стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями, в период до 2020 года повысится в полтора и более раз. Близкие значения дает прогноз темпов роста стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию муниципального образования город Мурманск становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития. Это приведет к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищных и коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
В этих условиях основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение долгосрочной целевой программы энергосбережения.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
3. Недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и ресурсов органов местного самоуправления.
4. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
5. Необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств и снижения рисков развития муниципального образования.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.
Система должна обеспечивать возможность мониторинга хода выполнения мероприятий Программы (целевых показателей и индикаторов) на основе фактических данных потребления энергоресурсов, получаемых от ответственных за энергоэффективность по объекту.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий;
- неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
- отсутствием опыта реализации проектов по комплексному внедрению энергосберегающих мероприятий и достаточного количества подготовленных кадров в этой сфере.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск.
2. Цели, задачи Программы, целевые показатели и индикаторы
Основной целью Программы является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и оптимизация потребления энергоресурсов всеми группами потребителей муниципального образования город Мурманск за счет снижения к 2015 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы на энергосберегающий путь развития.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации Программы органам местного самоуправления необходимо решить следующие задачи:
1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципальных бюджетных учреждений (проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе информационное обеспечение деятельности ответственных за энергоэффективность; подготовка кадров в области энергосбережения, расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте, проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов, обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов).
2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда (подготовка кадров в области энергосбережения, расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте объектов жилищного фонда, проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов, обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов).
3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры (формирование среднесрочных (на 2-3 года) планов по основным направлениям реализации Программы по повышению показателей энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении топливно-энергетических ресурсов на предприятиях и в организациях на территории муниципального образования, реализация пилотных проектов по основным направлениям Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка схем и применение энергосервисных договоров при поставке топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, направленных на стимулирование энергосбережения, проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов).
4. Увеличение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.
Поставленная цель и решаемые в рамках Программы задачи направлены на повышение эффективности использования энергетических ресурсов при их потреблении.
Достижение поставленной цели не решает в полной мере проблему высокой энергоемкости бюджетной сферы и экономики муниципального образования, но позволит создать к 2015 году условия для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития и значительно снизить негативные последствия роста тарифов на основные виды топливно-энергетических ресурсов.
Целевые показатели и индикаторы
Система важнейших целевых показателей и индикаторов сформирована на основании Указа Президента РФ от 13 мая 2010 года N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" и представлена в таблице 2.1.
Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 года N 273 "О методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" сформированы по следующим группам:
Группа A - Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа B - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
Группа C - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
Группа D - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа E - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.
Таблица N 2.1. Система важнейших целевых показателей и индикаторов энергосбережения и повышения энергетической эффективности по муниципальному образованию город Мурманск
Показатель |
Ед. измерения |
Базовое значение (2010) |
Значение показателя по годам реализации Программы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
Цель: повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и создании условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования город Мурманск на энергосберегающий путь развития | ||||||
Динамика энергоемкости валового муниципального продукта |
т.у.т./млн.руб. |
1082,00 |
1048,54 |
1015,07 |
981,62 |
948,15 |
Доля расходов бюджета муниципального образования город Мурманск на реализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от общего объема расходов на реализацию Программы |
% |
0,00 |
2,06 |
4,65 |
7,94 |
6,70 |
Задача 1: Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципальных бюджетных учреждений | ||||||
Уд. расход ТЭ БУ на 1 кв. метр общей площади, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
Гкал/кв.м. |
0,21 |
0,21 |
0,20 |
0,20 |
0,19 |
Уд. расход ЭЭ на обеспечение БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета на 1 чел. |
кВт ч/чел |
35,91 |
34,18 |
31,65 |
30,52 |
29,44 |
Уд. расход воды на снабжение БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета на 1 чел |
куб.м./чел |
93,59 |
81,70 |
78,95 |
75,94 |
73,20 |
Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями (электрическая, тепловая энергия, горячая вода, холодное водоснабжение) |
кВт ч на 1 проживающего |
86,40 |
71,27 |
69,13 |
67,10 |
65,10 |
Гкал на 1 кв.м. общей площади |
0,21 |
0,21 |
0,20 |
0,20 |
0,19 |
|
куб. метров на 1 проживающего |
1,54 |
1,54 |
1,52 |
1,49 |
1,46 |
|
куб. метров на 1 проживающего |
3,85 |
4,52 |
4,40 |
4,26 |
4,13 |
|
Задача 2: Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда | ||||||
Уд. расход (э/э, т/э, воды) в жилищном фонде, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части МКД - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
кВт ч/кв.м. |
4,91 |
44,17 |
42,76 |
41,35 |
39,94 |
Гкал/кв.м. |
0,28 |
0,27 |
0,24 |
0,23 |
0,22 |
|
куб.м. холодной воды/кв.м. |
2,93 |
3,24 |
3,17 |
3,11 |
3,07 |
|
Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая, тепловая энергия, горячая вода, холодное водоснабжение, газ) в многоквартирных домах |
кВт ч на 1 проживающего |
873,45 |
955,29 |
950,50 |
925,20 |
915,30 |
Гкал на 1 кв. метр общей площади |
0,28 |
0,25 |
0,24 |
0,23 |
0,22 |
|
куб. метров на 1 проживающего |
27,09 |
19,14 |
19,14 |
19,14 |
19,14 |
|
куб. метров на 1 проживающего |
67,72 |
75,30 |
74,20 |
73,20 |
72,60 |
|
куб. метров на 1 проживающего |
7,56 |
7,56 |
7,52 |
7,51 |
7,49 |
|
Задача 3: Энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры | ||||||
Изменение уд. расхода топлива на выработку ТЭ |
кг.у.т./Гкал |
0 |
- 0,1 |
- 1,30 |
- 1,00 |
- 0,90 |
Задача 4: Увеличение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии | ||||||
Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории МО |
% |
2,58 |
2,68 |
2,82 |
2,98 |
3,16 |
Общие сведения для расчета целевых показателей в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 года N 273 "О методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" представлены в приложении N 1.
Расчет целевых показателей и индикаторов энергосбережения и повышения энергетической эффективности по муниципальному образованию город Мурманск представлен в приложении N 2.
3. Перечень основных программных мероприятий
Перечень программных мероприятий энергосбережения и повышения энергоэффективности соответствует требованиям Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225, приказу Минэкономразвития от 17 февраля 2010 года N 61.
Подробный перечень программных мероприятий с разбивкой по годам, объемам и источникам финансирования представлен в таблице "Перечень программных мероприятий, объемы и источники финансирования" (приложения N 3, 4).
Программные мероприятия сформированы по следующим разделам:
1. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальных бюджетных учреждениях:
1.1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальных бюджетных учреждениях:
- проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений в муниципальных бюджетных учреждениях (далее - здания, строения, сооружения), сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений, в том числе их ранжирование по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению (исполнители: комитет по образованию администрации города Мурманска, комитет по здравоохранению администрации города Мурманска, комитет по культуре администрации города Мурманска).
1.2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальных бюджетных учреждениях (приложение N 3).
2. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда:
2.1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска, управляющие организации):
- установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска);
- сбор информации об энергопотреблении жилых домов (исполнители: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска, управляющие организации МКД);
- анализ (ранжирование многоквартирных домов по уровню энергоэффективности) (исполнители: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска, управляющие организации МКД);
- выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности (исполнитель: управляющие организации МКД, ТСЖ, собственники жилья);
- оценка потенциала энергосбережения в квартале (районе, микрорайоне) (исполнители: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска, управляющие организации МКД);
- разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих мероприятий (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска);
- организация проведения энергетических обследований (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска);
- разработка мероприятий, содействующих привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска);
- регулярное информирование жителей о состоянии системы отопления, нерациональном использовании, о состоянии электропотребления и способах экономии (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска);
- пропаганда применения энергоэффективной бытовой техники класса А, А+, А++ (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска).
2.2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда (приложение N 4).
3. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:
3.1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры (приложение N 3) включают:
- анализ предоставления качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения (исполнитель: предприятия коммунального хозяйства);
- анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности (исполнитель: предприятия коммунального хозяйства);
- исследование возможности перехода на когенерацию электрической и тепловой энергии (исполнитель: предприятия коммунального хозяйства);
- оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергосбережения, местных условий и видов топлива (исполнитель: предприятия коммунального хозяйства).
3.2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры. Разработка механизма стимулирования энергосберегающих мероприятий и их мониторинг (приложение N 4).
4. Мероприятия по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведение мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов:
- мероприятия, направленные на содействие заключению и реализации энергосервисных договоров (контрактов) муниципальными бюджетными учреждениями (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска);
- содействие разработке и установке автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска);
- стимулирование потребителей и теплоснабжающих организаций к снижению температуры возвращаемого теплоносителя (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска).
5. Мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии (приложение N 4).
6. Мероприятия по иным определенным администрацией города Мурманска вопросам (приложение N 3) включают в себя:
- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска);
- составление, оформление и анализ топливно-энергетических балансов, а также единых методологических основ формирования текущих, ретроспективных и перспективных топливно-энергетических балансов и основных индикаторов, демонстрирующих эффективность использования топливно-энергетических ресурсов (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска);
- мероприятия по учету в инвестиционных и производственных программах организаций коммунального комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска);
- организация обучения специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, подготовки и реализации энергосервисных договоров (контрактов), обучения лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей (исполнитель: комитет по образованию администрации города Мурманска);
- информирование руководителей муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска);
- разработка и проведение мероприятий по пропаганде энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (исполнитель: комитет по жилищной политике администрации города Мурманска).
Своевременный вывод из эксплуатации старого оборудования, прекращение использования неэффективных технологических процессов должны осуществляться в соответствии с техническими регламентами, содержащими требования энергетической эффективности.
С учетом имеющейся бюджетной и социальной нагрузки на органы местного самоуправления определены следующие основные направления реализации программных мероприятий:
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе.
В соответствии с требованиями к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано ежегодно проводить корректировку программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части уточнения планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации.
Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном фонде
Основной задачей повышения энергоэффективности в жилищном фонде является реализация комплекса мер, направленных на приведение показателей энергоемкости к современным требованиям, реализации пилотных проектов повышения энергоэффективности.
Мероприятия по повышению эффективности использования энергии в жилищном фонде предполагается осуществлять по направлениям:
- повышение эффективности использования энергии;
- реализация пилотных проектов повышения энергоэффективности кварталов и микрорайонов;
- проведение энергосберегающих мероприятий (проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов, обеспечение приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии).
Одновременно при обеспечении установленных стандартов качества и надежности предоставления коммунальных услуг должна быть решена задача по предоставлению возможности гражданам индивидуально регулировать потребление коммунальных ресурсов и получать текущую информацию о фактических объемах их потребления.
Для создания условий выполнения энергосберегающих мероприятий в жилищном фонде необходимо:
- активизировать работу по реформированию отношений между потребителями энергоресурсов, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями;
- применять при реализации мероприятий энергоэффективности в жилищном фонде энергосервисных контрактов;
- создать условия для обеспечения жилищного фонда приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии, перехода на расчеты между населением и поставщиками коммунальных ресурсов, исходя из показаний приборов учета;
- обеспечить доступ населения муниципального образования город Мурманск к информации по энергосбережению.
Механизм реализации данной программы предусматривает осуществление программных мероприятий с использованием существующей схемы отраслевого управления, дополненной системой мониторинга и оценки достигнутых промежуточных и итоговых результатов.
Энергосбережение и повышение энергоэффективности в системах коммунальной инфраструктуры
Коммунальный комплекс является важнейшей инфраструктурной отраслью муниципального образования.
Основной проблемой для ЖКХ является рост аварийных ситуаций и ремонтов, которые из-за высокого износа инфраструктуры имеют непредвиденный характер, что приводит к снижению финансовой устойчивости предприятий и надежности обеспечения коммунальными услугами, электрической и тепловой энергией потребителей и ухудшению качества предоставляемых услуг.
Целью реализации мероприятий по энергосбережению в системе коммунальной инфраструктуры является повышение энергоэффективности за счет сокращения удельного расхода первичных энергоресурсов, сокращения потерь, увеличения доли использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- сократить непроизводительный расход энергоресурсов;
- обеспечить наличие у энергоснабжающих организаций нормативов потерь, расходов и запасов при выработке и передаче тепловой и электрической энергии;
- провести техническое перевооружение и модернизацию производства с целью сокращения сверхнормативных потерь энергоресурсов при производстве, передаче и распределении ТЭР;
- отработать технологии использования современных возобновляемых топливных ресурсов и нетрадиционных энергетических ресурсов;
- повысить эффективность функционирования энергоснабжающих предприятий и реализации программ снижения потерь и издержек.
Перечень программных мероприятий включает:
1. Разработку нормативно-правовой и методической базы реализации Программы.
2. Организацию в городе оснащения потребителей приборами коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов с внедрением автоматизированных систем коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов (АСКУПЭ).
3. Внедрение прозрачных для граждан организаций коммунального комплекса, инвесторов и финансово-кредитных организаций систем начисления платежей и организации расчетов за потребление коммунальных ресурсов, основанных на показаниях коллективных приборов учета потребления коммунальных ресурсов.
4. Формирование и внедрение единой муниципальной базы информационных ресурсов (ЕМБИР) в качестве единой информационной основы, обеспечивающей использование достоверных и непротиворечивых данных для разработки и актуализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, расчета критериев доступности, долгосрочного тарифного регулирования, планирования объемов и форм социальной поддержки, начисления и распределения платежей за жилищные и коммунальные услуги.
Целью создания единых муниципальных баз информационных ресурсов является инвентаризация и объединение существующих разрозненных локальных и ведомственных баз данных субъектов на территории муниципального образования, содержащих сведения об используемых коммунальных ресурсах, о потребителях жилищных и коммунальных услуг, об объектах жилищного фонда, показаниях приборов учета, расчетах за коммунальные ресурсы - в единую интегрированную систему с последующим объединением муниципальных баз информационных ресурсов в единую базу информационных ресурсов - ЕМБИР, обеспечивающую возможность информационного взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации с информационными системами федеральных ведомств, в том числе с единой информационно-аналитической системой ФСТ России и государственной информационной системой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ГИС энергоэффективность).
Энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе
Программой охвачено 215 муниципальных учреждений, из них 180 учреждений образования, 18 учреждений здравоохранения, 17 учреждений культуры.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- обеспечить проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов по объектам муниципальных учреждений;
- установить и обеспечить достижение целевых показателей энергоэффективности в муниципальных учреждениях;
- обеспечить оснащение приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии основные энергопотребляющие объекты муниципальной бюджетной сферы и перейти на расчеты между муниципальными учреждениями и поставщиками коммунальных ресурсов, исходя из показаний приборов учета;
- обеспечить применение современных энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства за счет средств местного бюджета;
- сформировать систему муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение.
Изменение удельных расходов на оплату коммунальных услуг в организациях бюджетной сферы в предстоящий период характеризуется следующими показателями:
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности реализации программных мероприятий по энергосбережению в бюджетном секторе
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя |
Ед. изм. |
Величина показателя в 2009 год |
Значение показателя |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Бюджетные учреждения здравоохранения | |||||||
|
Удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
Гкал |
0,289 |
0,280 |
0,272 |
0,264 |
0,256 |
|
Удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека) |
тыс.кВт/ч |
2,142 |
2,015 |
1,954 |
1,896 |
1,84 |
Бюджетные учреждения культуры | |||||||
1 |
Удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
Гкал |
0,189 |
0,179 |
0,176 |
0,167 |
0,157 |
2 |
Удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека) |
тыс.кВт/ч |
1,203 |
1,163 |
1,139 |
1,079 |
1,019 |
Бюджетные учреждения образования | |||||||
1 |
Удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
Гкал |
0,217 |
0,207 |
0,202 |
0,192 |
0,181 |
2 |
Удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека) |
тыс.кВт/ч |
1,904 |
1,842 |
1,804 |
1,709 |
1,614 |
Типовые мероприятия
Программой предусмотрена реализация следующих типовых мероприятий на объектах муниципального образования город Мурманск:
Энергетический аудит
Энергетический аудит служит для оценки эффективного использования энергоресурсов предприятия, технологического процесса или оборудования и позволяет сделать количественные оценки сбережения энергоресурсов и финансовых затрат.
В процессе энергетического обследования определяется реальное состояние систем энергопотребления, устанавливаются источники непроизводительных потерь энергоресурсов, проводится поиск оптимальных путей снижения этих потерь, выбирается наиболее рациональная с точки зрения выбранного критерия (снижение платы за энергоресурсы, сокращение потребления какого-либо вида энергоресурсов при сокращении лимитов, экология, обеспечение энергетической безопасности и т.п.) стратегия деятельности по реализации конкретных мероприятий.
Реализация малозатратных и организационных мероприятий позволяет достигнуть экономии топливно-энергетических ресурсов без привлечения внешнего финансирования.
Ожидаемый эффект: малозатратные и организационные мероприятия снижают потребление энергоресурсов на 5-10%.
Установка регуляторов давления холодной и горячей воды
Расход воды через сантехнические приборы пропорционален давлению жидкости в системе. При снижении давления в системе в 2 раза достигается снижение расхода ресурса в 1,4 раза. Нормативной литературой регламентируется максимальное давление воды перед водоразборными кранами - 4,5 атм. Зачастую давление в сетях существенно превышает это значение, что приводит к повышенным расходам воды (особенно на нижних этажах многоэтажных зданий).
При понижении давления воды до оптимального уровня и выравнивании его по этажам здания сокращаются непроизводительные потери воды. Помимо этого улучшаются условия работы сантехнической арматуры, уменьшается возможность аварий и термических ожогов.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода холодной и горячей воды на 5-10%.
Установка регулятора температуры горячей воды
Нормативная литература ограничивает в тепловых сетях максимальную температуру горячей воды 75°С. При открытом водозаборе из тепловых сетей температура может существенно превышать это значение и достигать 95°С.
Регулятор температуры смешивает воду из подающей и обратной магистрали тепловых сетей и подает в линию горячего водоснабжения. Значительная экономия тепловой энергии достигается за счет уменьшения температуры горячей воды. Немаловажным преимуществом регулятора является также уменьшение риска термических ожогов горячей водой.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода горячей воды на 7-15%.
Установка автоматизированного индивидуального теплового пункта
В централизованных системах теплоснабжения температура теплоносителя регулируется усредненно, исходя из показателей типового здания и среднесуточной температуры наружного воздуха. По условиям обеспечения температуры горячего водоснабжения температура подачи не может быть ниже 70°С. Такое упрощенное регулирование вызывает систематический "перетоп" зданий в переходные периоды (весна - осень).
Автоматизированный тепловой пункт осуществляет коррекцию температурного графика тепловых сетей, исходя из индивидуальных характеристик здания и текущих погодных условий. За счет более точного регулирования достигается умеренная экономия тепла в холодный период года (около 10%) и значительная экономия в переходные периоды (до 50%).
Дополнительным преимуществом индивидуальных тепловых пунктов является значительное увеличение срока службы системы отопления за счет отсутствия отложений.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепловой энергии на 15-20%. Ликвидация "перетопов" в переходные периоды года.
Выполнение гидравлической балансировки системы отопления
Температура во всех помещениях здания будет одинакова при выполнении двух условий: во-первых, если мощность нагревательных приборов соответствует теплопотерям помещений, во-вторых, если расход теплоносителя через нагревательный прибор соответствует проектному расходу. На практике второе условие практически никогда не выполняется. Это приводит к тому, что в части помещений холодно, зато в другой части вынуждены открывать форточки.
С помощью ручных или автоматических балансировочных вентилей можно перераспределить потоки теплоносителя в соответствии с теплопотерями помещений и выровнять температуры в них.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепловой энергии на 15-20%. Ликвидация "перетопов" в переходные периоды года.
Тепловая изоляция трубопроводов внутри здания, установка отражающей теплоизоляции за радиаторами
Тепловая изоляция трубопроводов позволяет уменьшить неконтролируемое тепловыделение. Это, в свою очередь, снижает температуру и теплопотери в помещениях технического назначения (чердаки, подвалы и пр.).
Отражающая теплоизоляция (алюминиевая фольга) уменьшает потери тепловой энергии участка стены, расположенного непосредственно за радиатором.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепловой энергии на 2-5%. Повышение точности поддержания температуры в помещениях при использовании радиаторных термостатов. Снижение тепловых потерь системы циркуляции горячего водоснабжения.
Установка радиаторных термостатов
Радиаторный термостат представляет собой автоматическое устройство, которое поддерживает заданную температуру в помещении путем дросселирования потока теплоносителя в нагревательном приборе.
Применение радиаторных термостатов позволяет утилизировать тепловыделения в помещении (солнце, оборудование, люди) и точно поддерживать необходимую температуру. Помимо прямого экономического эффекта термостаты позволяют улучшить комфортность.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепловой энергии на 7-10%.
Использование приточно-вытяжных систем с рекуперативным теплообменником
Подача свежего воздуха в зимний период требует огромных энергетических затрат на его подогрев. Мощность системы вентиляции здания общественного назначения как минимум соизмерима с мощностью системы отопления.
Рекуперативный теплообменник извлекает тепло из вытяжного воздуха и использует его для подогрева приточного. Эффективность наиболее совершенных роторных теплообменников с обменом влажностью достигает 90%. Это делает возможным полностью отказаться от дополнительного подогрева приточного воздуха. Подобные установки должны найти самое широкое применение в зданиях общественного назначения.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепловой энергии на подогрев приточного воздуха 25-40%.
Восстановление систем циркуляции горячего водоснабжения
При отсутствии или неработоспособности системы горячего водоснабжения возникают дополнительные потери воды за счет необходимости предварительного слива охлажденной в трубах горячей воды. Кроме этого нарушается работа систем автоматического регулирования температуры горячей воды, резко снижается точность поддержания температуры.
Системы циркуляции горячего водоснабжения целесообразно комплектовать дополнительным электрическим подогревателем для работы в летний период.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение на 3-7%.
Замена окон на энергоэффективные конструкции
Современные оконные конструкции (пластиковые, металлодеревянные, алюминиевые) обеспечивают снижение теплопотерь через окна в 1,2-1,5 раза по сравнению с традиционными деревянными окнами. Одновременно в 5-6 раз уменьшается проникновение наружного воздуха в помещения (инфильтрация).
Окупаемость замены окон длительная, не менее 10 лет. Следует также отметить, что резкое уменьшение инфильтрации приводит к остановке систем естественной вентиляции. Кратность воздухообмена в помещениях падает, что приводит к неприятным последствиям: развитие плесени, повышенная влажность, неприятные запахи и т.д. При замене традиционных окон на герметичные конструкции следует предусматривать устройство приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепловой энергии на отопление на 10-20%.
Наружное утепление зданий
Здания, построенные в 50-80-х годах прошлого века, характеризуются низким значением коэффициента термического сопротивления наружных стен. Современные требования к теплозащитным свойствам наружных стен в 3-3,5 раза выше. Реконструкция зданий с утеплением наружных стен позволяет снизить потребление тепловой энергии как минимум на 10-15%.
Срок окупаемости мероприятия длительный от 10 до 20 лет.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепловой энергии на отопление на 10-20%.
Использование светодиодных источников для освещения мест общего пользования
В настоящее время массовые светодиодные источники достигли уровня эффективности люминесцентных ламп (светоотдача 70-80 лм/Вт), экспериментальные образцы достигли светоотдачи 137 лм/Вт. Преодолена и проблема недостаточной мощности, не позволяющей использовать светодиодные источники для общего освещения. Максимальная мощность одиночного светодиода достигает 400 Вт.
У светодиодных источников света есть и другие достоинства: длительный срок службы (до 100 тыс. часов), не содержат ртуть, отсутствие мерцания. При реконструкции систем освещения следует широко применять светодиоды, особенно для освещения вспомогательных зон (коридоры, лестницы, тамбуры, подвалы).
Ожидаемый эффект: сокращение расхода электроэнергии на 5-8%.
Внедрение систем автоматического управления освещением
Для управления наружным освещением используются датчики освещенности (сумеречные выключатели). Для управления освещенностью мест с периодическим пребыванием людей датчики присутствия различных типов (микроволновые, акустические, инфракрасные). Эти простейшие (и достаточно дешевые) элементы автоматики позволяют сократить потребление электрической энергии на 8-10%.
Дополнительной мерой для снижения потребления может быть замена выключателей на мощных приборах освещения таймерами, обеспечивающими принудительное выключение по истечении заданного времени.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода электроэнергии на 5-10%.
Замена люминесцентных светильников на светильники с электронным пускорегулирующим устройством
При плановой замене пускорегулирующих устройств электромагнитного типа (ЭМПРА) следует использовать электронные устройства (ЭПРА). Это позволяет снизить потребление энергии светильником на 15 - 20 %, улучшить качество света за счет устранения неприятных пульсаций. Ввиду небольшой стоимости пускорегулирующей аппаратуры срок окупаемости этого мероприятия не превышает 3 лет.
В ряде случаев целесообразно устанавливать ЭПРА с возможностью диммирования (регулирования светового потока ламп). Существующие модели ЭПРА позволяют осуществлять диммирование без прокладки дополнительных проводов.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода электроэнергии на 5-10%.
Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Реализация мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности на зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в ведении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, осуществляется и оплачивается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В случае выявления факта несоответствия здания, строения, сооружения или их отдельных элементов, их конструкций требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, возникшего вследствие несоблюдения застройщиком данных требований, собственник здания, строения или сооружения вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или возмещения произведенных ими расходов на устранение выявленного несоответствия.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Затраты на реализацию программных мероприятий рассчитываются, исходя из усредненных затрат на реализацию каждого вида мероприятий. Стоимость выполнения работ будет уточняться по результатам энергетических обследований объектов, входящих в Программу, и предложенных мероприятий, определенных исходя из натурных измерений.
Мероприятия Программы и объемы их финансирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" должны ежегодно корректироваться с учетом возможностей бюджетов всех уровней.
Комплексная реализация мероприятий по энергосбережению в полном объеме должна производиться, исходя из заинтересованности всех участников процесса, и включать в себя:
- средства региональных и муниципальных бюджетов;
- средства государственных институтов развития;
- ресурсы внебюджетных источников;
- инвестиционные ресурсы предприятий и организаций всех форм собственности;
- средства инвестиционных и производственных программ субъектов электроэнергетики и предприятий жилищно-коммунального комплекса;
- средства населения и иных потребителей.
Основной источник финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальных учреждениях является бюджет муниципального образования город Мурманск.
Финансирование мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ресурсов коммерческими предприятиями, организациями, потребителями и иными субъектами различных видов собственности и организационно-правовых форм из муниципального бюджета не предполагается. Участие муниципального образования город Мурманск в реализации данных мероприятий ограничивается организационным содействием и консультационной помощью.
Всего на реализацию мероприятий Программы потребуется 900430,8 тыс. рублей.
Потребность в финансировании с указанием периодов и объемов вложений приведена в приложениях N 3, 4 к Программе.
Данные об объеме и источниках финансирования (тыс.руб.) приведены в разрезе источников финансирования и сроков реализации Программ (по годам).
тыс.руб. | ||||
Финансирование |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Бюджет муниципального образования город Мурманск, в том числе: |
7535,8 |
9176,0 |
12529,0 |
11141,0 |
комитет по образованию администрации города Мурманска |
820,0 |
7200,0 |
7200,0 |
7200,0 |
комитет по культуре администрации города Мурманска |
0 |
1976,0 |
5329,0 |
3941,0 |
комитет по здравоохранению администрации города Мурманска |
400,0 |
0 |
0 |
0 |
комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска |
6315,8 |
0 |
0 |
0 |
Бюджет Мурманской области |
120000,0 |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные источники |
238228,0 |
188203,0 |
152356,0 |
161262,0 |
Итого |
365763,8 |
197379,0 |
164885,0 |
172403,0 |
5. Механизм реализации Программы
Организацию и управление реализацией Программы осуществляет заказчик - координатор Программы в лице комитета по жилищной политике администрации города Мурманска.
Механизмы реализации Программы включают:
1. Механизмы управления Программой и мониторинга ее реализации, в том числе:
- создание Рабочей группы по управлению реализацией Программы;
- предоставление технического содействия и методической помощи участникам Программы при реализации основных мероприятий;
- проведение мониторинга реализации Программы на основе индикаторов, установленных в Программе.
2. Механизмы привлечения долгосрочных инвестиций в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе и жилищном фонде, в том числе:
- механизмы государственно-частного партнерства при реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры на основе концессий и моделей "строительство-собственность-эксплуатация-передача";
- создание единых региональных информационных систем учета накапливаемых собственниками помещений в многоквартирных домах имущественных прав и обязательств по финансированию капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов.
3. Финансовые механизмы, обеспечивающие привлечение внебюджетных долгосрочных источников финансирования для реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе и жилищном фонде, в том числе:
- энергосервисные контракты;
- стимулирование внедрения энергосберегающих мероприятий предприятий коммунального комплекса путем установления надбавок к тарифам;
- согласование включения в инвестиционные программы мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
- создание условий для привлечения частного капитала в реализацию энергосберегающих проектов и активизации частного бизнеса в этой сфере;
- стимулирование энергосберегающих проектов;
- стимулирование установки приборов учета в квартирах граждан путем распространения информации о снижении оплаты при использовании приборного учета и т.п.
Взаимоотношения исполнителей программных мероприятий с подрядными организациями осуществляются на договорной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Для осуществления контроля над выполнением мероприятий Программы, оценки эффективности, выделения и тиражирования лучшего опыта должна быть создана система мониторинга реализации Программы, включающая организационные структуры мониторинга и специализированные информационные системы.
Исполнителями Программы являются муниципальные организации и бюджетные учреждения, предприятия топливно-энергетического комплекса и коммунальной инфраструктуры, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, энергосервисные компании, подрядные организации.
Заказчиками Программы являются комитет по образованию администрации города Мурманска, комитет по здравоохранению администрации города Мурманска, комитет по культуре администрации города Мурманска, комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска.
Заказчик - координатор Программы - комитет по жилищной политике администрации города Мурманска.
Заказчики Программы определяют по согласованию с заказчиком - координатором Программы основные направления и плановые показатели деятельности по управлению энергосбережением, обеспечивают мотивацию и контроль достижения установленных отраслевых показателей энергоэффективности, а также несут ответственность за достижение утвержденных показателей и индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы в отрасли.
Периодичность рассмотрения вопросов о выполнении программных мероприятий - один раз в квартал. По итогам работы в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, заказчику - координатору Программы направляется отчет установленной формы. Заказчик - координатор Программы в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет сводный отчет в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска.
С учетом положений Программы заказчик - координатор Программы:
- обеспечивает реализацию программных мероприятий и координирует деятельность заказчиков, участвующих в Программе;
- осуществляет мониторинг хода реализации Программы, в том числе сбор и анализ статистической и иной информации об эффективности использования энергетических ресурсов, организации независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствии целевым индикаторам и показателям;
- планирует программные мероприятия на очередной финансовый год, готовит предложения по корректировке Программы и в установленном порядке представляет их на утверждение в администрацию города Мурманска;
- готовит и (или) согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам энергосбережения;
- публикует в средствах массовой информации с одновременным размещением в сети Интернет основные сведения о результатах реализации Программы, состоянии целевых показателей и индикаторов, объеме финансовых ресурсов, затраченных на выполнение Программы, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий;
- выполняет иные функции по управлению программными мероприятиями в соответствии с действующим законодательством и Программой.
Контроль за выполнением программных мероприятий (внутренний мониторинг) осуществляется заказчиком - координатором Программы. Внешний мониторинг реализации Программы в соответствии с п. 90 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1830-р "Об утверждении Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации" осуществляет региональный филиал ФГУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России на основании ежеквартальных отчетов.
6. Оценка экономической, социальной и бюджетной эффективности Программы
Качественное улучшение состояния коммунальной инфраструктуры, а также реализация мероприятий энергосбережения в бюджетном секторе и жилищном фонде позволят обеспечить потребителям энергоресурсов сокращение расходов, повысить качество энергоснабжения и воды в жилых помещениях в многоквартирных домах, комфортные условия проживания и предоставлять им коммунальные услуги по доступным ценам.
Экономический эффект от реализации Программы и использования выделенных с этой целью бюджетных средств будет обеспечиваться за счет:
- использования бюджетных средств на возвратной основе для запуска механизма долгосрочного финансирования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда;
- использования бюджетного софинансирования инвестиционных проектов исключительно в целях выравнивания доступности жилищных и коммунальных услуг для потребителей;
- исключения использования бюджетных средств для софинансирования проектов, окупаемость которых может быть достигнута за счет эффектов от их реализации;
- привлечения средств внебюджетных источников (собственников помещений в многоквартирных домах, инвесторов в модернизацию коммунальной инфраструктуры, кредитных средств банков).
Поддержка государством инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры обеспечит формирование устойчивой системы привлечения средств частных инвесторов и кредитных ресурсов для реализации таких проектов.
Успешная реализация Программы позволит к 01.01.2015:
- снизить количество потребляемых коммунальных ресурсов, в том числе: тепловой энергии на отопление к 01.01.2015 на 15% от уровня 2009 года; тепловой энергии на горячее водоснабжение на 15% к уровню 2009 года; холодной воды питьевого качества на цели холодного и горячего водоснабжения на 15% от уровня 2009 года; электроэнергии на 15% к уровню 2009 года;
- снизить потери коммунальных энергоресурсов при их выработке, транспорте и распределении по сетям централизованных систем, в том числе: по тепловым сетям на 13% от уровня 2009 года и по водопроводным сетям на 29% от уровня 2009 года;
- снизить количество аварий и инцидентов при выработке, транспорте (передаче) и распределении коммунального ресурса до 50% от уровня 2009 года в системах централизованного теплоснабжения и водоснабжения и до 70% к уровню 2009 года в системах электроснабжения;
- снизить удельное водопотребление на одного человека в сутки к 01.01.2015 на 20% от уровня 2009 года.
При реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны быть достигнуты конкретные результаты:
- экономия энергоресурсов и средств муниципального бюджета не менее 15 процентов к 01.01.2015 (задание по экономии энергоресурсов определено законодательством Российской Федерации и составляет 3% в год);
- обеспечение нормальных санитарно-гигиенических условий во всех муниципальных зданиях;
- сокращение вредных выбросов от энергоисточников в атмосферу;
- сокращение бюджетных расходов на тепло- и энергоснабжение муниципальных учреждений;
- повышение заинтересованности в энергосбережении;
- сокращение расходов тепловой и электрической энергии в муниципальных учреждениях;
- экономия потребления воды в муниципальных учреждениях и др.
Результатами реализации указанного потенциала является практическое привлечение потребителей к процессу экономии энергоресурсов, повышение культуры их потребления.
Ожидаемая экономия по годам в разрезе ресурсов представлена ниже.
Показатель |
Ед. изм. |
Объем экономии по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Всего |
||
Суммарная экономия электрической энергии |
млн.кВт.ч |
41,346 |
41,346 |
41,346 |
41,346 |
41,346 |
Суммарная экономия тепловой энергии |
тыс.Гкал |
86,56 |
86,56 |
86,56 |
86,56 |
346,24 |
Суммарная экономия воды |
тыс.куб.м. |
1087,13 |
1087,13 |
1087,13 |
1087,13 |
4348,52 |
В рамках разработки Программы проведен анализ и рассмотрены основные неблагоприятные факторы на пути повышения энергоэффективности, а также возможные решения - законодательные или организационные инициативы, которые необходимы для устранения данных барьеров.
В качестве основных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на реализацию Программы, необходимо выделить следующие:
- недостаточное осознание значимости повышения энергоэффективности и невысокий уровень осведомленности потребителей и поставщиков энергоресурсов и коммунальных услуг. Преодоление данного барьера возможно посредством информационной политики, стимулирующей рациональное использование энергоресурсов;
- отсутствие синхронизации между мероприятиями по повышению энергоэффективности потребителями и производителями энергоресурсов. В случае если сокращение потребления ресурсов и услуг, вызванное реализацией мер по энергосбережению, будет опережать модернизацию и повышение эффективности у производителей энергоресурсов и поставщиков услуг, возможно снижение рентабельности работы последних в результате фактического сокращения поступления финансовых средств, предусмотренных утвержденными тарифами. Для того чтобы избежать возникновения данного фактора, реконструкция производственных мощностей должна опережать внедрение ресурсосберегающих технологий в системах потребления;
- влияние кризисных явлений, в результате чего возможно недостаточное бюджетное финансирование, направленное на повышение энергетической эффективности, в рамках объемов, предусмотренных Программой, в результате возможно недостижение плановых показателей программы. В данном случае необходима корректировка Программы с учетом фактической возможности бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.