Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 27.12.2019 N 731-п
Государственная программа
Кировской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов"
20 апреля, 30 июля, 25 ноября 2020 г., 10 февраля 2021 г.
Паспорт изменен с 22 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 10 февраля 2021 г. N 71-п
Паспорт
государственной программы Кировской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов"
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в Кировской области в целом является благополучной. На 01.01.2019 состояние атмосферного воздуха в Кировской области стабильно. На протяжении последних трех лет динамика валовых выбросов имеет относительно устойчивый характер, с незначительным уменьшением общего объема выбросов (с 214,73 тыс. т в 2016 году до 208,68 тыс. т в 2018 году), при этом большая доля выбросов приходится на передвижные источники (50%), что связано с ростом количества автотранспорта.
Особое внимание Правительство Кировской области уделяет вопросам состояния водных объектов. Состояние водных объектов в местах водопользования населения продолжает оставаться неудовлетворительным при общей положительной динамике. Большинство водных объектов (данные за 2017 год), как и в предыдущие годы, оценивается третьим классом, разряд А "Загрязненные воды" (56% створов) и разряд Б "Очень загрязненные воды" (30% створов). 7% створов оценивается четвертым классом, разряд А "Грязные воды". Кислородный режим остается благоприятным на всех реках региона.
В Кировской области очистные сооружения представлены сооружениями механической, физико-химической и биологической очистки. Существующие очистные сооружения сточных вод на территории области в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, морально устарели и физически изношены.
На 1 января 2019 года в Кировской области учтено 632 гидротехнических сооружения (далее - ГТС), предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких промышленных отходов. По состоянию на 01.01.2019 количество ГТС, требующих ремонта, составляет 17 единиц. Приведению в безопасное техническое состояние в рамках Государственной программы подлежат ГТС, которые находятся в областной, муниципальной собственности, и бесхозяйные ГТС, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В Кировской области существует проблема подмыва и обрушения берегов рек в населенных пунктах. Воздействие паводковых вод на береговые склоны водных объектов обусловливает вымывание грунта из склонов на отметке горизонта воды и, как следствие, обрушение верхнего слоя грунта.
В регионе осуществляется мониторинг состояния водных объектов. Однако дефицит средств областного бюджета не позволяет проводить наблюдения в полном объеме.
Основной вид пользования объектами животного мира - охота. На 01.01.2019 на территории Кировской области обитает 371 вид млекопитающих и птиц, к охотничьим ресурсам отнесено 80 видов диких животных. Общая площадь охотничьих угодий составляет 11491 тыс. гектаров, из них 1957 тыс. гектаров являются общедоступными охотничьими угодьями.
Для сохранения видового состава и численности объектов животного и растительного мира Кировской области с 2000 года издается Красная книга Кировской области, повышающая возможность сохранения и восстановления объектов животного и растительного мира.
На 01.01.2019 рыбохозяйственный фонд области насчитывает более 19 тыс. рек общей протяженностью 66650 километров. Промысловый лов ведется на 16 рыбопромысловых участках, сформированных на р. Вятка и р. Чепца. Рыбопромысловыми бригадами в промысле применяется неводной лов, используются промысловые орудия лова - сети.
Ежегодно на территории региона образуется более 1 млн. тонн отходов производства и потребления. Статистические данные за 2018 год показали, что на территории Кировской области образовалось 0,873463 млн. тонн отходов, из них обработано 0,03114 млн. тонн отходов, утилизировано 0,691860 млн. тонн отходов, обезврежено 0,12897 млн. тонн отходов, размещено 0,457532 млн. тонн отходов. Доля утилизированных и обезвреженных отходов в 2018 году в регионе составила 67,3%. Отходы I и II классов в полном объеме поступают на использование или обезвреживание.
При этом в Кировской области практически отсутствует переработка отдельных компонентов твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в сырье для вторичного использования и производства продукции. Отдельной проблемой является отсутствие раздельного сбора и в большинстве случаев сортировки отходов; последнее приводит к значительным потерям вторичных ресурсов и размещению токсичных отходов, в том числе ртутьсодержащих ламп, на полигонах твердых бытовых отходов (далее - ТБО) без предварительного обезвреживания.
Также требует решения проблема накопленного экологического вреда. В Кировской области 49 свалок подлежат рекультивации, в том числе 7 объектов в черте населенных пунктов. Кроме того, до 2025 года необходимо ликвидировать 351 поселковую свалку. Дефицит средств областного бюджета не позволяет проводить планомерную работу по ликвидации крупных свалок. Проводимая органами местного самоуправления муниципального образования Кировской области работа по ликвидации небольших свалок за счет средств местных бюджетов не позволяет достичь поставленной цели.
На 01.01.2019 на государственный учет в Кировской области поставлено 6414 объектов негативного воздействия на окружающую среду, из них 5699 объектов, подлежащих региональному экологическому надзору. Основными проблемами при осуществлении регионального государственного экологического надзора являются: несовершенство действующего законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды; сложность установления виновных лиц при самовольном пользовании недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.п., а также недостаточное материально-техническое обеспечение министерства охраны окружающей среды Кировской области автотранспортом, горюче-смазочными материалами и запчастями.
На начало 2019 года на территории Кировской области создано 200 особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), среди которых государственный природный заповедник федерального значения "Нургуш", 3 государственных природных заказника регионального значения ("Пижемский", "Былина", "Бушковский лес"), 174 памятника природы регионального значения, зеленая зона городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского и 21 ООПТ местного значения. Общая площадь ООПТ на 01.01.2019 составляет 347,6 тыс. гектаров, или 2,89% от общей площади Кировской области. Проведенная инвентаризация ООПТ регионального значения и оценка их современного состояния показали, что сформированная сеть ООПТ не может быть признана соответствующей требованиям законодательства.
Минерально-сырьевая база (далее - МСБ) Кировской области на начало 2019 года представлена месторождениями более 20 видов полезных ископаемых федерального и местного значения, запасы которых прошли государственную экспертизу и учтены государственным фондом недр. Значительную часть МСБ региона составляют ОПИ, такие как песок, песчано-гравийные материалы, карбонатные породы, глины, торф. ОПИ представлены 911 месторождениями, находящимися в распределенном (115 месторождений) и нераспределенном (796 месторождений) фондах. Ежегодный объем добычи ОПИ составляет порядка 3,4 млн. куб. метров. Ежегодный оборот средств в отрасли недропользования составляет ориентировочно не менее 500 - 750 млн. рублей.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, сроки реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды сформированы на основе положений:
Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 1458-р;
Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176;
Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р;
Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Экологической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р;
Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012.
Целями Государственной программы являются:
обеспечение защищенности населения от негативного воздействия вод;
повышение уровня экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
обеспечение безопасной эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса;
обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира и среды их обитания;
уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду;
обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
обеспечение охраны и рационального использования минерально-сырьевой базы.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы являются:
доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;
количество видов объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
объем сброса загрязненных (без очистки) сточных вод;
доля ликвидированных или рекультивированных свалок бытовых (коммунальных) отходов от общего количества свалок бытовых (коммунальных) отходов, подлежащих ликвидации или рекультивации;
прирост объема запасов общераспространенных полезных ископаемых.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы представлены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Государственной программы приведена в приложении N 2.
Срок реализации Государственной программы - 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Государственной программы
3.1. На решение задачи "Обеспечение безопасной эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса" направлена реализация отдельного мероприятия "Развитие водохозяйственного комплекса".
В рамках реализации отдельного мероприятия "Развитие водохозяйственного комплекса", направленного на обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, планируется:
строительство и реконструкция объектов берегоукрепления;
капитальный и текущий ремонт гидротехнических сооружений;
реконструкция гидротехнических сооружений.
В рамках мероприятия планируется предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование мероприятий по:
разработке проектно-сметной документации по строительству (реконструкции) объектов берегоукрепительных сооружений, реконструкции и капитальному ремонту ГТС, находящихся в муниципальной собственности;
строительству (реконструкции) объектов берегоукрепительных сооружений, реконструкции, капитальному и текущему ремонту ГТС, находящихся в муниципальной собственности.
Порядок предоставления и распределения указанных субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию Государственной программы приведен в приложении N 3.
Перечень мероприятий отдельного мероприятия "Развитие водохозяйственного комплекса" представлен в приложении N 4.
Пункт 3.2 изменен. - Постановление Правительства Кировской области от 20 апреля 2020 г. N 189-п
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
3.2. На решение задачи "Обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира и среды их обитания" направлена реализация отдельного мероприятия "Охрана, воспроизводство и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания".
В рамках реализации отдельного мероприятия "Охрана, воспроизводство и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания", направленного на реализацию специально уполномоченными в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Кировской области областными государственными органами государственной политики в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов в пределах установленной компетенции и полномочий, планируется:
организация и осуществление сохранения и использования объектов животного мира и среды их обитания;
обеспечение нормирования и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания;
осуществление федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и федерального государственного охотничьего надзора;
финансовое обеспечение деятельности Кировского областного государственного казенного учреждения "Центр охраны и использования животного мира Кировской области".
Мероприятие не распространяется на объекты животного мира, отнесенные к водным биологическим ресурсам, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Кировской области, а также обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения на территории Кировской области.
В рамках мероприятия предоставляются единые субвенции из федерального бюджета в областной бюджет на осуществление переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов) и в области охраны и использования охотничьих ресурсов.
3.3. На решение задачи "Уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду" направлена реализация следующих отдельных мероприятий и региональных проектов:
отдельного мероприятия "Сокращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду";
регионального проекта "Ликвидация (рекультивация) свалок в границах городов на территории Кировской области" (2019 - 2024 годы);
регионального проекта "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области" (2019 - 2024 годы).
3.3.1. В рамках реализации отдельного мероприятия "Сокращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду", направленного на ликвидацию накопленного экологического вреда и восстановление природных систем, развитие отрасли переработки вторичных ресурсов, улучшение качества жизни населения и комфортности среды проживания, планируется:
Подпункт 3.3.1.1 изменен с 22 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 10 февраля 2021 г. N 71-п
3.3.1.1. Совершенствование системы государственного регулирования в сфере обращения с отходами, создание эффективных механизмов управления сферой обращения с отходами производства и потребления.
Реализация мероприятия предполагает:
контроль (надзор) за правильностью применения тарифов в области обращения с ТКО;
контроль за фактическими показателями деятельности организаций, осуществляющих транспортировку ТКО;
ведение регионального кадастра отходов производства и потребления;
актуализацию действующих нормативных правовых актов и разработку нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами;
регулирование деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
3.3.1.2. В рамках реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2019 - 2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2019 N 621-П, планируется:
создание и развитие инфраструктуры по обращению с отходами, в том числе с ТКО;
реализация инвестиционных программ в области обращения с ТКО;
создание экотехнопарка, включающего инфраструктуру по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, в том числе ТКО;
ликвидация накопленного экологического вреда окружающей среде;
информирование населения области по вопросам обращения с отходами.
В рамках мероприятия по созданию и развитию инфраструктуры по обращению с отходами, в том числе с ТКО:
выполняются работы по определению нормативов накопления ТКО с разбором по морфологическому составу;
предоставляется субсидия местному бюджету из областного бюджета на создание мест (площадок) накопления ТКО на 2020 год. Порядок предоставления и распределения субсидии приведен в приложении N 5.
В рамках мероприятия по ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде планируются мероприятия по:
ликвидации свалок бытовых отходов на территории Кировской области, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации;
рекультивации свалок бытовых отходов на территории Кировской области, включенных в перечень свалок твёрдых бытовых отходов, подлежащих рекультивации;
разработке (корректировке) проектной документации по рекультивации свалок твердых бытовых отходов.
3.3.2. В рамках реализации регионального проекта "Ликвидация (рекультивация) свалок в границах городов на территории Кировской области" (2019 - 2024 годы), направленного на ликвидацию свалок отходов, расположенных в границах городов, восстановление земель, подверженных негативному воздействию, планируется предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование мероприятий:
по разработке (корректировке) проектной документации по ликвидации (рекультивации) свалок в границах городов на территории Кировской области;
по ликвидации (рекультивации) свалок в границах городов на территории Кировской области.
Порядок предоставления и распределения указанных субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию Государственной программы приведен в приложении N 3.
Региональный проект "Ликвидация (рекультивация) свалок в границах городов на территории Кировской области" реализуется в целях выполнения требований федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология".
Подпункт 3.3.3 изменен с 22 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 10 февраля 2021 г. N 71-п
3.3.3. В рамках реализации регионального проекта "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области" (2019 - 2024 годы), направленного на вовлечение твердых коммунальных отходов в хозяйственный оборот, планируется:
строительство объектов обработки и утилизации твердых коммунальных отходов;
обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе путем предоставления в 2020 году из областного бюджета субсидии региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. Порядок предоставления данной субсидии утверждается правовым актом Правительства Кировской области;
корректировка информационной системы "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами на территории Кировской области";
строительство комплексного объекта обработки, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов.
Региональный проект "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области" реализуется в целях выполнения требований федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", входящего в состав национального проекта "Экология".
3.4. На решение задачи "Обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности" направлена реализация следующих отдельных мероприятий и проектов:
отдельного мероприятия "Охрана поверхностных водных объектов";
отдельного мероприятия "Улучшение качества окружающей среды и рациональное природопользование";
регионального проекта "Сохранение биологического разнообразия на территории Кировской области";
отдельного мероприятия "Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением".
3.4.1. В рамках реализации отдельного мероприятия "Охрана поверхностных водных объектов", направленного на улучшение качественного состояния поверхностных водных объектов, планируется:
3.4.1.1. Осуществление переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, в том числе:
организация и проведение мероприятий по осуществлению отдельных полномочий в области водных отношений;
проведение превентивных мероприятий по предотвращению загрязнения водных объектов, контроль выполнения планов водоохранных мероприятий предприятий-водопользователей.
В рамках мероприятия предоставляется субвенция из федерального бюджета областному бюджету на организацию охраны поверхностных водных объектов.
3.4.1.2. Снижение антропогенной нагрузки на водные объекты и водосборные территории, в том числе:
строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт очистных сооружений и объектов водоотведения;
разработка проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт очистных сооружений и объектов водоотведения.
Мероприятия реализуются за счет внебюджетных источников.
3.4.2. В рамках реализации отдельного мероприятия "Улучшение качества окружающей среды и рациональное природопользование", направленного на улучшение качества окружающей природной среды, формирование экологически ориентированной экономики, планируется:
3.4.2.1. Осуществление регионального государственного экологического надзора, осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области в области охраны окружающей среды.
3.4.2.2 Организация, регулирование и охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, в том числе:
обеспечение организации и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания;
организация охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В рамках мероприятия предоставляется единая субвенция из федерального бюджета областному бюджету на осуществление переданных полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов.
3.4.2.3. Проведение единой государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования, обеспечение экологической безопасности, в том числе:
регулярные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории Кировской области, почв в местах размещения отходов, водных объектов в местах выпусков сточных вод, состоянием снега, поверхностной воды в период весеннего половодья. Планируется проведение исследований качества окружающей среды в период наступления чрезвычайных и аварийных ситуаций, а также по обращениям граждан с жалобами на состояние окружающей среды;
предоставление и обеспечение доступности информации о состоянии окружающей среды, атмосферного воздуха на территории Кировской области, о чрезвычайных и аварийных ситуациях, информации в области гидрометеорологии;
осуществление государственного мониторинга состояния окружающей среды;
организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Кировской области;
организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры;
участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории области.
3.4.2.4. Осуществление государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе:
совершенствование правового, научного, информационного обеспечения управления ООПТ Кировской области;
повышение эффективности охраны природных комплексов и объектов на ООПТ регионального значения, проведение контрольно-надзорных мероприятий по обеспечению соблюдения режима особой охраны ООПТ;
ведение кадастра ООПТ регионального и местного значения;
организация и ведение мониторинга состояния охраняемых природных комплексов и их компонентов на ООПТ;
осуществление эколого-просветительской деятельности, направленной на популяризацию заповедного дела и формирование положительного имиджа ООПТ, вовлечение ООПТ в развитие экологического и познавательного туризма.
3.4.2.5. Ведение Красной книги Кировской области, что предполагает:
проведение мероприятий, направленных на сохранение и восстановление численности редких видов, обитающих на особо охраняемых природных территориях;
организацию и ведение мониторинга состояния видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кировской области, на особо охраняемых природных территориях регионального значения;
подготовку перечней (списков) объектов животного и растительного мира, рекомендованных: к занесению в Красную книгу Кировской области, к исключению из Красной книги Кировской области, к изменению категории статуса редкости.
3.4.2.6. Финансовое обеспечение деятельности Кировского областного государственного бюджетного учреждения "Вятский научно-технический информационный центр мониторинга и природопользования".
Подпункт 3.4.3 изменен. - Постановление Правительства Кировской области от 20 апреля 2020 г. N 189-п
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
3.4.3. В рамках реализации регионального проекта "Сохранение биологического разнообразия на территории Кировской области" планируется:
проведение работ по созданию 5 новых ООПТ;
установление границ ранее созданных ООПТ, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости;
реализация мероприятий, обеспечивающих сохранение среды обитания на особо охраняемых природных территориях Кировской области для видов, занесенных в Красную книгу Кировской области;
формирование инфраструктуры для развития экологического туризма на территории государственных природных заказников "Пижемский" и "Былина".
Региональный проект "Сохранение биологического разнообразия на территории Кировской области" реализуется в целях выполнения требований федерального проекта "Сохранение биоразнообразия", входящего в состав национального проекта "Экология".
3.4.4. В рамках реализации отдельного мероприятия "Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением", направленного на выполнение государственных функций министерства охраны окружающей среды Кировской области, планируется:
проведение организационных мероприятий по переводу государственных услуг в электронный вид в региональной государственной системе "Портал государственных и муниципальных услуг Кировской области" или федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг";
финансовое обеспечение деятельности министерства охраны окружающей среды Кировской области;
работы по техническому, организационно-методическому и экспертному обеспечению регионального государственного экологического надзора (контроля);
осуществление инструментального аналитического контроля загрязнения объектов окружающей среды;
техническое и организационное сопровождение работ в области охраны окружающей среды и природопользования;
финансовое обеспечение деятельности Кировского областного государственного бюджетного учреждения "Областной природоохранный центр".
3.5. На решение задачи "Обеспечение охраны и рационального использования минерально-сырьевой базы" направлена реализация отдельного мероприятия "Развитие минерально-сырьевой базы".
В рамках реализации отдельного мероприятия "Развитие минерально-сырьевой базы", направленного на удовлетворение текущего и перспективного спроса экономики области на минеральное сырье и повышение уровня региональной геологической изученности Кировской области, планируется:
оказание услуг по информационному обеспечению геологического изучения недр и недропользования в Кировской области;
организация и проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения;
информационное обеспечение развития и использования минерально-сырьевой базы Кировской области;
согласование нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых при добыче, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
ликвидационный тампонаж потенциально экологически опасных скважин;
разработка проектно-сметной документации по ликвидационному тампонажу потенциально экологически опасных скважин.
Раздел 4 изменен с 22 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 10 февраля 2021 г. N 71-п
4. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Общий объем финансирования Государственной программы составит 5 116 124,48 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 460 126,50 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 569 903,30 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 98 262,43 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников - 3 987 832,25 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Государственной программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Финансирование Государственной программы за счет федерального бюджета планируется в рамках государственных программ Российской Федерации:
"Воспроизводство и использование природных ресурсов" (Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах").
Средства местных бюджетов привлекаются по соглашениям о предоставлении субсидии, заключенным с муниципальными образованиями.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства предприятий-водопользователей, предусмотренные в планах водоохранных мероприятий, привлекаемые по согласованию, а также средства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Объемы финансирования по основным направлениям финансирования Государственной программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
(тыс. рублей)
Основные направления финансирования |
Объемы финансирования в 2020 - 2024 годах |
|||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
Государственная программа - всего |
5 116 124,48 |
762 675,33 |
1 033 137,12 |
1 282 521,03 |
1 041 868,10 |
995 922,90 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
4 528 059,08 |
645 474,03 |
915 037,32 |
1 171 578,83 |
932 793,50 |
863 175,40 |
прочие расходы |
588 065,40 |
117 201,30 |
118 099,80 |
110 942,20 |
109 074,60 |
132 747,50 |
Ресурсное обеспечение Государственной программы приведено в приложении N 6.
5. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
В ходе реализации Государственной программы могут возникнуть группы рисков, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Наименование группы рисков, негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Потенциальные изменения действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования |
своевременное принятие управленческих решений, оперативная разработка и реализация положений нормативных правовых актов Кировской области, направленных на приведение в соответствие с требованиями федерального законодательства нормативных правовых актов Кировской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и природопользования и обеспечивающих защиту интересов окружающей среды и общества в целом |
Недостаточное финансирование мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования за счет средств федерального и областного бюджетов |
привлечение средств федерального бюджета |
Отсутствие инвестиций хозяйствующих субъектов на мероприятия по охране окружающей среды, непроведение мероприятий по экологизации производств, что, в свою очередь, приведет к росту объемов негативного воздействия на окружающую среду и ухудшению показателей, характеризующих качество окружающей среды |
своевременный контроль хода выполнения Государственной программы и совершенствование механизма ее реализации за счет усиления государственного экологического надзора за выполнением хозяйствующими субъектами планов мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду |
Ограниченность финансовых средств местных бюджетов на мероприятия по охране окружающей среды и, как следствие, неэффективное исполнение органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны окружающей среды |
дифференциация условий софинансирования муниципальных проектов и мероприятий в сфере охраны окружающей среды с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также за счет методической поддержки исполнения органами местного самоуправления функций в данной сфере |
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Государственной программы
Предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета производится в рамках следующих отдельных мероприятий и региональных проектов:
отдельного мероприятия "Развитие водохозяйственного комплекса";
отдельного мероприятия "Сокращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду";
отдельного мероприятия "Развитие минерально-сырьевой базы";
регионального проекта "Ликвидация (рекультивация) свалок в границах городов на территории Кировской области".
Органы местного самоуправления муниципальных образований Кировской области:
обеспечивают утверждение муниципальных программ, предусматривающих объемы финансирования соответствующих мероприятий;
заключают с министерством охраны окружающей среды Кировской области соглашение о предоставлении субсидий;
заключают муниципальные контракты на выполнение работ;
обеспечивают выполнение работ в соответствии с контрактом;
оплачивают работы в сроки, установленные муниципальным контрактом.
Прогнозируемый объем расходов местных бюджетов приведен в приложении N 5.
Вопросы местного значения в сфере природопользования и охраны окружающей среды представлены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полномочия органов местного самоуправления представлены в следующих нормативных правовых актах:
Федеральном законе от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
Федеральном законе от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Раздел 7 изменен с 22 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 10 февраля 2021 г. N 71-п
7. Участие акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Государственной программы
В рамках отдельных мероприятий "Охрана поверхностных водных объектов", "Сокращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду" и регионального проекта "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области" привлекаются средства предприятия сферы топливно-энергетического комплекса, сферы жилищно-коммунального хозяйства, различные перерабатывающие производства, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели при условии обоснованности их участия.
Прогнозный объем внебюджетных источников на реализацию вышеназванных отдельных мероприятий приведен в приложении N 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.