Протест прокурора Пензенской области
от 8 сентября 1999 г. N 7-5-90-99
на пункты 1.2 и 2 Постановления Правительства Пензенской области N 114-пП от 28.05.99 "О мерах по усилению борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере внебанковского оборота наличных денежных средств"
Председателю Правительства
Пензенской области
Долганову А.В.
В связи с поступившим заявлением общественной организации "Кузнецкий союз предпринимателей" прокуратурой области проверена законность Постановления Правительства Пензенской области от 28.05.99 за N 114-пП "О мерах по усилению борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере внебанковского оборота наличных денежных средств".
Согласно п. 1.2 постановления коммерческие банки, в том числе филиалы иногородних коммерческих банков, расчетно-кассовые центры ГУ Центрального Банка РФ по Пензенской области, расположенные на территории области, обязаны по предприятиям, имеющим постоянную денежную выручку, согласовать цели и предельные нормы ее расходования. При этом предельные нормы расходования наличных денег из выручки по основной уставной деятельности должны быть не выше норм, предусмотренных Правительством Пензенской области в данном постановлении. Установленные настоящим постановлением предельные нормы расходования наличных денег по основной уставной деятельности предприятий и организаций могут быть в исключительных случаях изменены Правительством Пензенской области в целях закупки товаров первой необходимости.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Положением о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.98 N 46-П, Типовым положением о расчетно-кассовом центре Банка России от 07.10.96 банковским и иным кредитным учреждениям предоставлено право на установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных учреждений (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим законодательством.
Положением Центрального Банка РФ "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" предусмотрено, что предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам (п. 2.7 данного Положения).
Таким образом, действующее законодательство не дает права банковским и кредитным учреждениям устанавливать для предприятий всех форм собственности предельные нормы расходования наличных денежных средств из выручки предприятий.
Не наделены этим правом и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, так как это является вмешательством в деятельность субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 49 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 постановления "О мерах по усилению борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере внебанковского оборота наличных денежных средств" за невыполнение кредитными учреждениями пункта 1 настоящего постановления ГУ Центрального Банка Российской Федерации по Пензенской области должен рассматривать вопросы о применении к ним мер воздействия в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, ст. 19 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что Банк России имеет право применить к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" лишь в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:
1. Пункт 1.2 и пункт 2 постановления Правительства Пензенской области от 28.05.99 N 14-пП "О мерах по усилению борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере внебанковского оборота наличных денежных средств" в части установления для предприятий предельных норм расходования денежной наличности из выручки и применения к кредитным организациям ответственности за нарушение п. 1 данного постановления, отменить.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
И.о. прокурора Пензенской области,
государственный советник
юстиции 3 класса |
Н.Е. Снаткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 8 сентября 1999 г. N 7-5-90-99 на пункты 1.2. и 2 Постановления Правительства Пензенской области N 114-пП от 28.05.99 "О мерах по усилению борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере внебанковского оборота наличных денежных средств"
Текст Протеста опубликован не был