Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 29 августа 1997 г. N 3-17/97
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда ЧР гражданское дело по заявлению прокурора Чувашской Республики о признании недействительными пунктов 1 и 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июня 1997 года N 131 "О размерах пени, взыскиваемой с организаций за задержку страховых взносов (платежей) в государственные внебюджетные фонды Чувашской Республики",
установила:
Прокурор Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июня 1997 года N 131 "О размерах пени, взыскиваемой с организаций за задержку страховых взносов (платежей) в государственные внебюджетные фонды Чувашской Республики".
В обоснование заявления прокурор сослался на то, что оспариваемые положения названного нормативного акта противоречат законодательству Российской Федерации.
Так, согласно ст.12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" порядок сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование разрабатывается Правительством Российской Федерации и утверждается законодательным органом Российской Федерации.
В соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1, пеня по страховым взносам работодателей и иных плательщиков составляет 1 процент с суммы недоимки за каждый день просрочки.
Выйдя за пределы своих полномочий, Кабинет Министров ЧР постановлением от 25.06.97 г. N 131 снизил размер пени, взыскиваемой с указанных лиц в территориальный фонд обязательного медицинского страхования до 0,3 процента неуплаченных сумм страховых взносов (платежей) за каждый день просрочки.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по изложенным в нем основаниям и суду пояснил, что ссылка в постановлении на п.14 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", п.12 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" несостоятельна, поскольку эти нормативные акты регулируют порядок и условия уплаты налогов, правила амортизации в целях обеспечения своевременности и полноты собирания налоговых платежей в бюджет, тогда как Правительством Чувашской Республики снижен размер пени по страховым взносам, носящим компенсационный характер и направляемым в целевой внебюджетный фонд.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики заявление прокурора просил признать необоснованным, при этом сослался на следующее.
На момент принятия Кабинетом Министров оспариваемого прокурором постановления размер пени, взыскиваемой с работодателей и иных плательщиков взносов во все государственные внебюджетные фонды за исключением пени, взыскиваемой с работодателей и иных плательщиков страховых взносов (платежей) в фонд обязательного медицинского страхования был снижен до 0,3 процента недоимки за каждый день просрочки. При таких обстоятельствах Правительство Чувашской Республики сочло возможным и необходимым снизить размер пени, взыскиваемой в фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, до 0,3 процента. Нормативный акт принят в пределах полномочий Кабинета Министров.
Проанализировав доводы участников процесса и имеющиеся по делу доказательства, судебная коллегия заявление прокурора находит обоснованным.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.12 Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" порядок сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование разрабатывается Правительством Российской Федерации и утверждается законодательным органом Российской Федерации.
В порядке реализации этого Закона Верховный Совет Российской Федерации постановлением от 24 февраля 1993 года утвердил Положение о порядке страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, пунктом 7 которого пеня, взыскиваемая с работодателей и иных плательщиков страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, была установлена в размере 1 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки.
По настоящее время законодательным органом Российской Федерации решений об изменении установленного Положением размера пени не принималось.
Нет оснований считать, что положения ст.12 Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" не соответствуют действующей Конституции Российской Федерации. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации. Следовательно, установление порядка сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование относится к ведению Российской Федерации вытекает из смысла п."д" ст.71 Конституции Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах несостоятельна ссылка в постановлении Кабинета Министров от 25 июня 1997 года N 131 на Указы Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года N 685 и 18 августа 1996 года N 1212 как на основание внесения изменений Правительством Чувашской Республики в установленный порядок сбора взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики являются государственной собственностью Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, в том числе бюджета Чувашской Республики. Кабинет Министров Чувашской Республики, будучи также обязан предусматривать средства на обязательное медицинское страхование, не вправе был принимать решений об изменении размера пени, установленного законодательством Российской Федерации. Принятое им решение об изменении размера пени фактически затрагивает федеральную собственность, и имеются основания считать, что этим нарушаются права Российской Федерации.
Таким образом, пункт 1 постановления Кабинетом Министров принят с нарушением действующего законодательства и превышением полномочий. Как следствие признания недействительным пункта 1 является недействительным также пункт 2 названного постановления, предписывающий территориальному фонду обязательного медицинского страхования произвести перерасчет сумм пеней с учетом размеров пеней и сроков изменений их размеров, указанных в пункте 1 постановления.
Руководствуясь изложенным, ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Признать недействительными пункты 1 и 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июня 1997 года N 131 "О размерах пени, взыскиваемой с организаций за задержку страховых взносов (платежей) в государственные внебюджетные фонды Чувашской Республики".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок, начиная с 3 сентября 1997 года.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 29 августа 1997 г. N 3-17/97 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании