2. Совету Министров Чувашской Республики принять необходимые меры по реализации программы.
3. Районным, городским Советам народных депутатов утвердить соответствующие территориальные программы и конкретные мероприятия по их реализации.
Председатель Верховного Совета
Чувашской Республики |
Э.Кубарев |
Гор. Чебоксары,
20 января 1994 года
Государственная программа
проведения земельной реформы на 1994-1995 годы и на период до 2000 года в Чувашской Республике
I. Основания разработки
Государственная программа проведения земельной реформы разработана в соответствии с постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 28 мая 1993 г. "Об отчете Совета Министров Чувашской Республики о работе за период с февраля 1992 года по май 1993 года".
В основу Программы положены постановления Верховного Совета и Совета Министров Чувашской Республики, принятые в 1991-1993 годах в целях реализации законов Российской Федерации и Чувашской Республики, Указов Президента и постановлений Правительства - Совета Министров Российской Федерации по земельным вопросам.
Программа разработана Госкомземом Чувашской Республики, рассмотрена на коллегии Комитета, Администрациями районов и городов, заинтересованными министерствами и ведомствами.
II. Цель и задачи Программы
Программа определяет основные направления развития земельной реформы и использования земельных ресурсов на территории Чувашской Республики на 1994-1995 годы и на период до 2000 года.
Цель Программы:
дальнейшее углубление земельной реформы на основе многообразия форм собственности на землю;
обеспечение равных условий для развития всех форм хозяйствования на земле;
создание правового, организационного и экономического механизма, направленного на повышение эффективности использования земельных ресурсов, в том числе за счет стимулирования конкуренции землевладельцев и землепользователей на право пользования землей;
создание условий для закрепления сельских жителей в местах их проживания, а также заселение сельских местностей, не обеспеченных трудовыми ресурсами, жителями городов, беженцами, вынужденными переселенцами, военнослужащими, уволенными из рядов Вооруженных Сил, в том числе за счет государственной поддержки малого предпринимательства на селе.
Программа предусматривает разработку нормативных и правовых документов, отдельных программ, направленных на улучшение использования земли, выполнение землеустроительных и других работ, связанных с введением государственного земельного кадастра и мониторинга земель.
Выполнение Программы возлагается на местные органы исполнительной власти, министерства и ведомства Чувашской Республики.
III. Вопросы административно-территориального устройства
На территории Чувашской Республики существуют 390 административно-территориальных единиц, в том числе 9 городов, 24 района, из них 3 района в г.Чебоксары, 8 поселков городского типа и 349 сельсоветов.
В ходе земельной реформы устанавливаются границы населенных пунктов и административно-территориальных единиц с привязкой их к общегосударственной геодезической сети.
В целях рациональной планировки, застройки и благоустройства населенных пунктов, определения границ территориального развития административных образований, функционального зонирования территорий разрабатываются проекты административно-территориальных образований (районов), генеральные планы территорий сельсоветов.
Предусматривается начать работы по установлению (восстановлению) внешних границ территории Чувашской Республики и согласования ее с соседними республиками и областями.
IV. Состояние и использование земельного фонда
Земельный фонд Чувашской Республики по состоянию на 1 января 1993 г. составляет 1834,5 тыс.га. В составе земель сельскохозяйственные угодья занимают 947,3 тыс.га или 51,6% от общей площади, из них пашни - 757,3 тыс.га (41,3%), пастбищ 146,2 тыс.га (8,0%), сенокосов - 37,2 тыс.га (2,0%), многолетних насаждений - 6,3 тыс.га (0,3%). Леса и кустарники представлены на площади 616,4 тыс.га (33,6%), приусадебные земли, коллективные сады и огороды - 98,3 тыс.га (5,4%), прочие угодья - 172,5 тыс.га (9,4%).
Земли, используемые землепользователями, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции, составляют 1162,0 тыс.га или 63,3%, в том числе сельскохозяйственных угодий 1023,9 тыс.га (88,1%), из них 816,4 тыс.га пашни (79,7%).
В среднем на 1 жителя республики приходится 0,76 га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни 0,61 га.
В структуре земельного фонда ежегодно происходят существенные изменения. За 1980-1990 годы площади сельскохозяйственных предприятий сократились на 5,1 тыс.га, а лесохозяйственных предприятий - на 1,1 тыс.га. За последние два года земли сельскохозяйственного назначения уменьшились на 260,8 тыс.га.
Происходит дальнейшее ухудшение состояния земель. По данным государственного учета в 1991 г. общая площадь эродированных сельскохозяйственных угодий составила 757,1 тыс.га или 78,5%, в том числе слабосмытых - 528,9 тыс.га, среднесмытых - 148,8 тыс.га и сильносмытых - 79,4 тыс.га, 81,3% пашни подвержена смыву. За 1975-1992 годы площадь сельскохозяйственных угодий, подверженных водной эрозии, увеличилась на 34,3 тыс.га, из них пашни 19,5 тыс.га.
Наиболее интенсивному смыву подвергаются земли Аликовского, Козловского, Марпосадского, Моргаушского и Чебоксарского районов, где коэффициент расчлененности территории оврагами достигает 1,94 - 2,73 км на 1 км2. Усилились водноэрозионные процессы в Батыревском, Комсомольском, Шемуршинском и Яльчикском районах. В то же время за последние 3 года резко сократились объемы выполняемых противоэрозионных работ.
За последние 20 лет содержание гумуса в пахотном слое почвы сельскохозяйственных предприятий уменьшилось в среднем в республике на 18,2 процента. Ежегодные потери гумуса с каждого гектара составляют по 2,9 тонн.
Около 447 тыс.га сельскохозяйственных угодий республики характеризуется повышенной кислотностью, из них 87 тыс.га (сильно- и среднекислые) требуют первоочередного известкования.
В республике 10,1% пашни является избыточно увлаженной. В связи с подтоплением Чебоксарским и Куйбышевским водохранилищами за период 1985-1991 годы площадь переувлажненных сельскохозяйственных угодий возросла на 43,9 тыс.га, заболоченных - на 0,7 тыс.га.
Интенсивная хозяйственная деятельность человека привела к нарушению растительных сообществ. Площадь закустаренных кормовых угодий составляет 5,8 тыс.га, закочкаренных - 0,7 тыс.га, сбитых - 6,9 тыс.га. Природные кормовые угодья повсеместно нуждаются в улучшении.
V. Анализ хода земельной реформы
Земельная реформа на территории республики проводится в соответствии с Программой, утвержденной постановлением Совета Министров Чувашской ССР от 18 сентября 1991 г. N 310.
Согласно программе в 1991 году в ведение сельских Советов народных депутатов переданы земли лесных поселков и сельских населенных пунктов на площади 172,5 тыс.га, установлены предельные нормы предоставления земель гражданам, начаты работы по инвентаризации земель и перерегистрации землепользователей. На 1 декабря 1993 года проинвентаризированы земли, находящиеся в ведении сельских Советов народных депутатов и сельскохозяйственных предприятий, прошли инвентаризацию 91,5% промышленных и других несельскохозяйственных предприятий, 78,5% коллективных садоводческих товариществ. Срок завершения инвентаризации и перерегистрации земель в республике продлен Верховным Советом Чувашской Республики до 1 января 1995 года.
В 1991-1992 годах в республике разработаны и утверждены схемы перераспределения земель. На основании схем для удовлетворения нужд населения местным Советам дополнительно передано 83,5 тыс.га земель, созданы фонды перераспределения земель глав районных администраций на площади 64,1 тыс.га. Для ведения личного подсобного хозяйства решениями местных органов самоуправления гражданам дополнительно выделено 33,6 тыс.га, индивидуального жилищного строительства - 1,0 тыс.га, садоводства - 3,9 тыс.га и огородничества - 1,7 тыс.га земель.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в республике в 1992-1993 годах проведена реорганизация колхозов и совхозов. На базе колхозов и совхозов образованы 1 ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, 57 сельскохозяйственных кооперативов, 56 акционерных обществ, 287 хозяйств других форм.
На 1 декабря 1993 г. организовано 862 крестьянских (фермерских) хозяйства, за ними закреплено 6,5 тыс.га земель.
В республике введена частная собственность на землю и разрешена ее купля-продажа. В 1992 году установлены нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан. Земельные участки сельскохозяйственных предприятий закреплены в собственность за членами этих предприятий. В 1993 году гражданам и юридическим лицам выдано 38,8 тыс. государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.
В целях правового и инструктивно-методического обеспечения земельной реформы Верховным Советом и Советом Министров Чувашской Республики приняты ряд законодательных актов и нормативных документов. Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 30 июля 1992 г. "О порядке применения Закона РСФСР "О плате за землю" на территории Чувашской Республики" утверждены ставки земельного налога и нормативная цена земли.
Советом Министров Чувашской ССР постановлением от 29 января 1992 г. N 15 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы и реорганизации колхозов и совхозов" утверждена форма договора аренды земли, временное положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, временный порядок наложения штрафов за нарушение земельного законодательства.
В республике разработана система ведения мониторинга земель, утверждена Программа проведения мониторинга земель на 1993-1995 годы. Постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 8 июля 1993 г. N 215 утверждена Комплексная программа повышения плодородия почв Чувашской Республики на 1993-1995 годы.
Госкомземом Чувашской Республики разработаны научные рекомендации по оптимальным размерам крестьянских (фермерских) хозяйств в зависимости от их специализации, количества работающих в них, положение о порядке закрепления земельных участков в собственность граждан и их купли-продажи на территории Чувашской Республики, временные положения о проведении аукционов и конкурсов по продаже земельных участков. Начата разработка механизма по возмещению ущерба, причиненного в результате снижения почвенного плодородия, ухудшения экологического состояния земель, деградации почв.
За 1991-1993 годы основные мероприятия "Программы проведения земельной реформы на территории Чувашской ССР" выполнены.
VI. Развитие земельной реформы
В Программе дальнейшее развитие земельной реформы на территории Чувашской Республики предусматривается в следующих основных направлениях:
1. Установление (восстановление) границ Чувашской Республики, согласование ее с соседними областями и республиками, определение и установление границ административно-территориальных единиц республики. Обеспечение сельских администраций планово-картографическими материалами и генеральными планами развития территорий.
2. Социальное развитие села и лесных поселков. В этих целях предусматривается подготовить Программу развития сельских населенных пунктов и лесных поселков. Программу предполагается увязать с мероприятиями по поддержке и развитию крестьянских хозяйств, личного подворья граждан на 1994-1995 годы, по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам, проживающим на территории Чувашской Республики, и желающим переселяться в сельскую местность. Разработка генеральных планов и проектов планировки застройки сельских населенных пунктов. Перераспределение земель, находящихся в ведении местных органов самоуправления, с учетом количества членов семьи сельского жителя. Предоставление прав органам местного самоуправления устанавливать плату за землю с учетом инфляции и реальных условий хозяйствования и др.
3. Становление многоукладности в хозяйствовании и разнообрации# форм собственности на землю. Развитие государственной, колхозно-кооперативной и частной собственности на землю. Определение федеральной и республиканской собственности на землю. Смягчение ограничений на куплю-продажу земли, введение платности при приватизации земли, создание земельного банка.
4. Организация государственного земельного кадастра. Завершение инвентаризации всех категорий земель и перерегистрации землепользователей, выдача всем собственникам, землевладельцам и землепользователям правоустанавливающих документов, налаживание учета земель, организация в городах и районах кадастровых бюро, введение автоматизированной системы информационного обеспечения земельной реформы, кадастра и мониторинга земель (АИС "Земля Чувашии"), создание банка данных о земле, организация картографического архива.
5. Организация мониторинга земель, экономическая оценка земель лесного фонда и населенных пунктов, введение норм землепользования, регулирующих целевое использование земель и их охрану.
6. Обеспечение охраны земель. Программой предусматривается осуществление комплекса мероприятий по защите почв от эрозии, инвентаризация нарушенных земель и разработка мероприятий по вовлечению их в хозяйственный оборот, инвентаризация осушенных и орошаемых земель. Усиление контроля за использованием земель и увеличение штрафных санкций. Намечается разработка ряда законодательных и нормативных документов, направленных на осуществление Программы.
Мероприятия по осуществлению земельной реформы Чувашской Республики на 1994-1995 годы и на период до 2000 г. прилагаются (приложение 1).
Приложение
проведения земельной реформы
на 1994-1995 годы и на период
до 2000 года в Чувашской Республике
Мероприятия
по осуществлению земельной реформы в Чувашской Республике на 1994-1995 годы и на период до 2000 года
Мероприятия по осуществлению земельной реформы на 1994-1995 годы и на период до 2000 года приведены в таблице 1.
Мероприятия направлены на реализацию Государственной программы проведения земельной реформы и состоят из следующих разделов:
1. Организационное обеспечение земельной реформы
Развитие земельной реформы предполагает расширение прав местных органов самоуправления в вопросах регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Учитывая возросший объем работ и необходимость квалифицированного решения земельных вопросов в соответствии с постановлениями Верховного Совета Чувашской Республики от 30 июля 1992 г. "О порядке применения Закона РСФСР "О плате за землю" на территории Чувашской Республики" и Совета Министров Чувашской Республики от 5 июля 1993 г. N 212 "Об осуществлении государственного земельного кадастра на территории Чувашской Республики" предусматривается в 1993-1994 годах ввести в штаты местных органов самоуправления специалистов - землеустроителей.
Для финансирования работ по осуществлению земельной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" в Госкомземе и его органах на местах предусматривается создание специального денежного фонда.
В развитие существующих программ мониторинга земель Чувашской Республики, Комплексной программы повышения плодородия почв Чувашской Республики необходимо разрабатывать новые программы до 2000 года, предстоит также разработка программы осуществления земельного кадастра, проведения землеустроительных работ, возрождения сельских населенных пунктов и лесных поселков, развития личного подворья граждан, поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств.
Программой предусматривается разработка и утверждение проектов установления черты городов и поселков в 1994-1995 годах.
В соответствии с постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 22 июля 1993 г. N 177 "О состоянии и перспективах развития производства продукции животноводства" в сельской местности планируется строительство и ввод в эксплуатацию малых животноводческих ферм и цехов по переработке мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции. Их размещение должно быть увязано с генеральными планами территорий сельсоветов. Разработка указанных планов предусматривается ежегодно до 2000 г. в количестве не менее 10 проектов в год.
Программой предусматривается обеспечение крестьянских (фермерских) хозяйств необходимой техникой, создание сети прокатных пунктов и баз по ремонту техники.
К Программе прилагается перечень развития сети особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики на период до 2000 года (таблица 2), принятый постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 22 июня 1993 г. N 180 "О развитии сети особо охраняемых природных территорий в Чувашской Республике".
2. Правовое и инструктивно-методическое обеспечение земельной реформы
Согласно Конституции Российской Федерации и Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г. органы государственной власти Российской Федерации издают Основы земельного, лесного законодательств, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Органы государственной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.
Основы лесного законодательства Российской Федерации приняты Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 года. Проект Основ земельного законодательства Российской Федерации находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
На базе Основ лесного и земельного законодательств предусматривается разработка Лесного и Земельного кодексов Чувашской Республики. Программой намечается подготовка соглашения о разграничении земель Чувашской Республики, находящихся в государственной собственности, на федеральную и республиканскую собственность.
В целях дальнейшего развития личного подсобного хозяйства предстоит разработать Закон "О личном подсобном хозяйстве граждан".
Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" принят Верховным Советом РСФСР 27 декабря 1990 года. Для упорядочения земельных отношений между членами крестьянского (фермерского) хозяйства, регулирования вопроса о порядке формирования крестьянского хозяйства Программой предлагается разработать Закон Чувашской Республики "О крестьянском хозяйстве".
В условиях существующей инфляции в целях укрепления бюджета сельских администраций за счет средств от платы за землю потребуется внести изменения в действующий Закон РСФСР "О плате за землю", принятый Верховным Советом РСФСР 11 октября 1991 года.
Для усиления ответственности собственников земли, землевладельцев и землепользователей за сохранность земельных ресурсов, рациональное использование земель, воспроизводство и защиту почвенного плодородия Программой предусматривается разработка Закона Чувашской Республики "Об охране земель и повышения плодородия почв".
Порядок купли-продажи земельных участков на территории Чувашской Республики разрабатывается во исполнение постановления Верховного Совета Чувашской Республики от 27 мая 1993 г. "О порядке введения в действие Закона Чувашской Республики "О праве граждан Чувашской Республики на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства". Одновременно должны быть разработаны методика и Положение о продаже земельных участков по конкурсу и на аукционах.
Инструкция о порядке предоставления горных отводов для развития месторождений общераспространенных полезных ископаемых утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 8 сентября 1960 года. Верховным Советом Российской Федерации 21 февраля 1992 г. принят Закон Российской Федерации "О недрах". В связи с введением Закона "О недрах" изменяется и порядок предоставления горного отвода, поэтому необходимо разработать новое Положение о порядке оформления горных отводов и предоставления месторождений полезных ископаемых.
Положения о землеустройстве, о государственном контроле за использованием и охраной земель разрабатываются во исполнение постановления Верховного Совета Чувашской ССР от 21 марта 1991 г. "О введении в действие Закона Чувашской ССР "О земле".
В связи с расширением в Чувашской Республике сети особо охраняемых природных территорий предусматривается разработка Положения об особо охраняемых территориях и землях.
Для установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков на территории Чувашской Республики планируется разработка и утверждение Положения об изъятии и отводе земель.
3. Научное обеспечение земельной реформы
Развитие новых земельных отношений, становление многообразия форм хозяйствования на земле, реализация платности землепользования требуют разработки и ведения современных технических средств, методов, технологий ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель и обеспечения органов, осуществляющих земельную реформу, надежными научно-техническими средствами.
В ходе земельной реформы предусматривается обеспечить комитеты по земельным ресурсам и землеустройству персональными компьютерами, в течение 1994-1995 годов планируется разработать систему программного обеспечения осуществления земельного кадастра и мониторинга земель (АИС "Земля Чувашии").
В целях упорядочения организации крестьянских (фермерских) хозяйств и выделения земель для этих целей в Программе предусматривается разработка научно обоснованных норм предоставления земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств в зависимости от их специализации и числа работающих.
Намечается разработать нормативы и рекомендации по выделению земель под личное подсобное хозяйство в зависимости от числа членов семьи сельского жителя и установить минимальный размер земельного участка для семьи, состоящей из одного человека. Это позволит сельской администрации более справедливо распределить имеющийся земельный запас среди сельских жителей и лучше использовать предоставленные земельные участки.
В условиях перехода республики к многоукладной экономике и к рыночным отношениям, введения платы за землю и купли-продажи земли важнейшее значение приобретают вопросы оценки земли. В Программе предусматривается разработать методические основы для установления экономической оценки земель Чувашской Республики в зависимости от их качества, места расположения, градостроительной ценности и приступить к экономической оценке земель государственного лесного фонда и городских земель.
В соответствии с Программой повышения плодородия земель предусматривается разработка научной основы экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель, механизма возмещения землепользователями, землевладельцами и собственниками земли ущерба за деградацию и снижение плодородия почв.
В целях сохранения и повышения плодородия почв намечаются научные разработки по следующим важнейшим направлениям:
системы управления процессами почвообразования и формирования высокоплодородных почв в условиях роста антропогенной нагрузки и интенсификации земледелия;
разработка научных основ экологически сбалансированных агроландшафтов и систем земледелия, методы их осуществления в условиях земельной реформы, экологически безопасные технологии воспроизводства плодородия почв;
технология и средства возделывания сельскохозяйственных культур, влияющие на снижение поступления тяжелых металлов, пестицидов и других токсических веществ в продукцию растениеводства;
изучение, прогнозирование и разработка рекомендаций по борьбе с эрозионными процессами на территории республики.
Проведение этих работ позволит следить за состоянием земельного фонда, предотвратить нежелательные явления, своевременно выявить негативные изменения состояния земель и принимать меры по их устранению.
4. Землеустроительное обеспечение земельной реформы
На территории Чувашской Республики в 1994-1997 годах необходимо провести уточнение и восстановление границ республики, районов и сельскохозяйственных предприятий.
В 1994-2000 годах планируется выполнение разреженной привязки угловых точек границ землепользователей к пунктам государственной геосети в системе координат 1963 года. Привязка должна обеспечить определение границ землепользований сельскохозяйственных и промышленных предприятий, учреждений и других пользователей землей, вычисление общих площадей землепользований по координатам межевых знаков с необходимой точностью, контроль за правильностью использования земель, возможность восстановления границ при утрате межевых знаков, получение на землепользованиях геодезических пунктов в виде межевых знаков, дающих возможность выполнять различные топографогеодезические работы.
Для слежения за изменениями, происходящими в структуре земельного фонда сельскохозяйственных предприятий и местных органов самоуправления, требуется проведение аэрофотогеодезических съемок их территорий ежегодно по 3-4 административным районам.
В 1994-1996 годах намечено установление в натуре границ земельных участков, находящихся в ведении местных органов самоуправления.
В 1994-2000 годах по всем сельскохозяйственным предприятиям планируется разработать научно обоснованные проекты внутрихозяйственного землеустройства в комплексе с ландшафтной и контурно-мелиоративной системой земледелия. Наладить графический учет земель в районах и городах, до 2000 г. завершить работы по съемке земель сельских населенных пунктов и местные администрации обеспечить качественными картографическими материалами.
Объемы и стоимости работ по землеустройству по годам приведены в таблице 3.
5. Осуществление государственного земельного кадастра и мониторинга земель
Государственный земельный кадастр представляет собой систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределение по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, качественной характеристике и народнохозяйственной ценности.
Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Объектом земельного кадастра и мониторинга земель является весь земельный фонд республики независимо от форм собственности.
Для осуществления государственного кадастра и мониторинга земель в республике необходимо обеспечить:
разработку Программы ведения земельного кадастра;
внедрение автоматизированной системы получения, обработки, хранения и выдачи данных государственного земельного кадастра;
создание кадастрового бюро, банка данных о земле;
проведение инвентаризации земель;
проведение почвенного, агрохимического, геоботанического обследований сельскохозяйственных предприятий и земель гослесфонда;
распространение опыта работы колхоза "Ленинская искра" Ядринского района по внедрению почвозащитной системы земледелия, по обеспечению экологически безопасного использования земель, сохранения и повышения плодородия почв;
ландшафтно-экологическое районирование территории республики с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степеням их воздействия на состояние земель;
изучение влияния на прилегающие земли Куйбышевского, Чебоксарского водохранилищ, ПО "Химпром" и других крупных промышленных объектов;
проведение экономической оценки земель городов и поселков;
создание специальных архивов для хранения землеустроительных документов и других материалов, связанных с проведением земельной реформы.
6. Кадровое обеспечение земельной реформы
Приказом Роскомзема# от 26 февраля 1993 г. N 7 и постановлением Совета Министров Чувашской ССР от 6 августа 1993 г. N 259 для координации работ по осуществлению земельной реформы на территории Чувашской Республики созданы Государственный комитет Чувашской Республики по земельным ресурсам и землеустройству и подведомственных 18 районных, 3 межрайонных и 2 городских комитетов. Кроме того для выполнения работ по землеустройству в составе комземов созданы хозрасчетные спецгруппы землеустроителей.
В целях обеспечения Госкомзема, его органов на местах и сельских администраций квалифицированными специалистами - землеустроителями предусматривается их подготовка в высших и среднеспециальных учебных заведениях, а также на курсах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. План мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов - землеустроителей прилагается (таблица 4).
7. Материально-техническое обеспечение и капитальное строительство
Материально-техническое обеспечение Госкомзема Чувашской Республики осуществляется Чувашской Республиканской коммерческо-посреднической фирмой "Чувашгосснаб", службами снабжения агропромышленного комплекса на контрактной (договорной) основе за счет финансирования из федерального и местного бюджетов.
Для создания необходимых условий труда работникам Комитета и его органов на местах в течение 1994-2000 годов планируется строительство административных зданий, на что потребуется не менее 65 млн. рублей.
На строительство жилья необходимо 626 млн. рублей.
В 1994-2000 годах на строительство гаражей для служебных автомобилей потребуется 28 млн. рублей.
Для улучшения оперативной работы необходимо выделить 10 служебных автомобилей.
Для ведения автоматизированной системы учета земель необходимо приобрести компьютеры на общую сумму 60 млн. рублей, 25 пишущих машинок - на 5 млн. рублей, вычислительную и множительную технику, геодезические инструменты, мебель, писчую бумагу и письменные принадлежности на общую сумму 44 млн. рублей (таблица 5).
8. Финансовое обеспечение земельной реформы
Реальные источники для финансирования работ по осуществлению земельной реформы появились в 1992 г. в связи с принятием в октябре 1991 г. Закона РСФСР "О плате за землю". Согласно статье 24 вышеуказанного Закона земельный налог и арендная плата используются исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель.
В 1992 году средства от платы за землю в бюджете республики составили 201,9 млн. рублей, в том числе на коренное улучшение земель использовано 43,8 млн.руб., на инвентаризацию земель - 7,2 млн.руб. Расходы из этих средств на благоустройство территорий составляют 53,2 млн.руб. В г.Канаше на благоустройство территорий направлено 98,6%, в г.Чебоксары - 63,6% средств от земельного налога. В то же время в этих городах из-за отсутствия средств в 1992 г. были остановлены работы по инвентаризации земель.
Остаток средств от земельного налога на 1 января 1993 г. по республике составил 97,7 млн. рублей.
Ожидаемое поступление налога и арендной платы в 1993 г. составляет 1135 млн.руб., из них остается в республике 904,4 млн.руб., в том числе централизуется в бюджете Чувашской Республики 205,4 млн.руб., остается в бюджете местных органов самоуправления 699 млн. рублей.
В 1993 г. 614,3 млн.руб. намечено направить на благоустройство 38,7 млн.руб. - на коренное улучшение земель. Таким образом лишь незначительная часть (12%) земельного налога в районах и городах направляется на повышение плодородия земель и осуществление земельной реформы.
Совет Министров Чувашской Республики 4 июня 1993 г. принял распоряжение N 344-р о перераспределении средств от платы за землю в сумме 103,9 млн.руб., централизуемых в республиканский бюджет. Этим распоряжением районам и городам для проведения инвентаризации выделено 27,1 млн.руб., на ведение земельного кадастра и мониторинга земель - 26,5 млн.руб., выполнение работ по повышению плодородия почв - 50,4 млн.руб.
За I полугодие 1993 г. на повышение плодородия земель, борьбу с эрозией почв, реконструкцию мелиоративных систем из бюджета Российской Федерации Чувашской Республике выделено 146 млн.руб., проведение землеустроительных работ - 40,9 млн. рублей.
Выделенные средства не обеспечивают выполнение комплекса работ по осуществлению земельной реформы в полном объеме.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 июля 1993 г. N 660 "О порядке использования средств, поступающих от перерегистрации земельных участков" на выполнение работ по ведению земельного кадастра могут быть направлены средства, поступающие в бюджеты местных администраций от перерегистрации земельных участков. На выполнение работ по повышению плодородия земель, землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторингу земель планируется использование средств из специального денежного фонда Госкомзема Чувашской Республики, образуемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
Потребность в средствах на проведение земельной реформы и источники финансирования мероприятий прилагается (приложение 6).
Таблица 1
Мероприятия
по осуществлению земельной реформы в Чувашской Республике на 1994-1995 годы и на период до 2000 года
/-----------------------------------------------------------------------\
|NN | Наименование мероприятий | Сроки | Исполнители |
|п/п| |исполнения| |
|---+----------------------------------+----------+---------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Организационное обеспечение земельной реформы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1. |Введение в штаты местных органов| 1994 г. |Местные органы|
| |самоуправления специалистов -| |самоуправления |
| |землеустроителей | | |
| | | | |
|2. |Создание республиканского Центра| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |научного обеспечения земельной| |Республики, Минфин|
| |реформы при Совете Министров| |Чувашской Республики,|
| |Чувашской Республики | |Минсельхоз Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|3. |Создание специальных денежных| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |фондов земельной реформы в| |Республики, Минсель-|
| |комитетах по земельным ресурсам| |хоз Чувашской|
| |и землеустройству | |Республики |
| | | | |
|4. |Создание земельного банка| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |Чувашской Республики | |Республики, Минфин|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Чувашский региональ-|
| | | |ный банк Россельхоз-|
| | | |банка |
| | | | |
|5. |Разработка республиканских| | |
| |программ: | | |
| |- повышения плодородия земель и| 1995 г. |Минсельхоз Чувашской|
| |борьбы с эрозией почв до 2000 года| |Республики, Госкомзем|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Минэкологии Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- осуществления земельного| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |кадастра на 1994-1995 годы| |Республики |
| |и на период до 2000 года | | |
| | | | |
| |- проведения землеустроительных| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |работ на 1994-1995 годы и на| |Республики, Минсель-|
| |период до 2000 года | |хоз Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- возрождения сельских населенных| 1994 г. |Минсельхоз Чувашской|
| |пунктов и лесных поселков до| |Республики, Комитет|
| |2000 года | |по лесу Совета|
| | | |Министров Чувашской|
| | | |Республики, районные|
| | | |и сельские|
| | | |администрации, Мин-|
| | | |экономики Чувашской|
| | | |Республики, Госкомзем|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Госстрой Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- развития личного подворья| 1994 г. |Минсельхоз Чувашской|
| |граждан до 2000 года | |Республики, Минэконо-|
| | | |мики Чувашской|
| | | |Республики, Госкомзем|
| | | |Чувашской Республики |
| | | | |
| |- поддержки крестьянских| 1994 г. |АККОР, Минсельхоз|
| |(фермерских) хозяйств до 2000 года| |Чувашской Республики,|
| | | |Госкомзем Чувашской|
| | | |Республики, районные|
| | | |и городские|
| | | |администрации |
| | | | |
|6. |Разработка проектов установления| 1994- |Районные, поселковые|
| |черты городов и поселков | 1995 гг.|и сельские|
| | | |администрации, Гос-|
| | | |строй Чувашской|
| | | |Республики, Госкомзем|
| | | |Чувашской Республики |
| | | | |
|7. |Разработка генеральных планов| 1994- |Районные, поселковые|
| |территорий сельсоветов (не менее| 2000 гг.|и сельские|
| |10 проектов ежегодно) | |администрации, Гос-|
| | | |строй Чувашской|
| | | |Республики, Госкомзем|
| | | |Чувашской Республики |
| | | | |
|8. |Организация в каждом сельсовете| 1994- |Районные, поселковые|
| |муниципальных предприятий по| 2000 гг.|и сельские|
| |переработке сельхозпродукции,| |администрации |
| |пунктов проката и ремонта| | |
| |сельскохозяйственной техники | | |
| | | | |
|9. |Обеспечение крестьянских и личных| 1994- |Минсельхоз Чувашской|
| |подсобных хозяйств по их заявке| 2000 гг.|Республики |
| |необходимой малогабаритной| | |
| |техникой | | |
| | | | |
|10.|Организация особо охраняемых| 1994- |Минэкологии Чувашской|
| |территорий | 1995 гг.|Республики, Комитет|
| | | |по лесу Совета|
| | | |Министров Чувашской|
| | | |Республики, Минсель-|
| | | |хоз Чувашской|
| | | |Республики, Госкомзем|
| | | |Чувашской Республики |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Правовое и инструктивно-методическое обеспечение земельной реформы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1. |Разработка законодательных актов: | | |
| |- Земельный кодекс Чувашской| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |Республики | |Республики, Минсель-|
| | | |хоз Чувашской|
| | | |Республики, Минюст|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Минэкологии Чувашской|
| | | |Республики, Комитет|
| | | |по лесу Совета|
| | | |Министров Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- Лесной кодекс Чувашской| 1994 г. |Комитет по лесу|
| |Республики | |Совета Министров|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Госкомзем Чувашской|
| | | |Республики, Минюст|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Минэкологии Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- Закон Чувашской Республики| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |"О личном подсобном хозяйстве| |Республики, Минсель-|
| |граждан" | |хоз Чувашской|
| | | |Республики, Минюст|
| | | |Чувашской Республики |
| | | | |
| |- Закона# Чувашской Республики| 1994 г. |Минсельхоз Чувашской|
| |"О крестьянском хозяйстве" | |Республики, Госкомзем|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Минюст Чувашской|
| | | |Республики, АККОР |
| | | | |
| |- Закон Чувашской Республики| 1994 г. |Минэкологии Чувашской|
| |"Об особо охраняемых природных| |Республики, Госкомзем|
| |территориях" | |Чувашской Республики,|
| | | |Минсельхоз Чувашской|
| | | |Республики, Комитет|
| | | |по лесу Совета|
| | | |Министров Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- Закон Чувашской Республики| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |"О плате за землю" | |Республики, Минфин|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Государственная нало-|
| | | |говая инспекция|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Минсельхоз Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- Закон Чувашской Республики| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| | | |Республики, Минюст|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Минсельхоз Чувашской|
| | | |Республики, Минэколо-|
| | | |гии Чувашской|
| | | |Республики, Госстрой|
| | | |Чувашской Республики |
По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Название названного Закона следует читать как "Об охране земель и повышении плодородия почв Чувашской Республики"
| | | | |
|2. |Разработка нормативных актов: | | |
| | | | |
| |- О порядке купли-продажи| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |земельных участков на территории| |Республики, Минсель-|
| |Чувашской Республики | |хоз Чувашской|
| | | |Республики, Минфин|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Минюст Чувашской|
| | | |Республики, Госком-|
| | | |имущество Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- Положение о порядке оформления| 1994 г. |Комитет по геологии и|
| |горных отводов и предоставления| |использованию недр|
| |месторождений полезных ископаемых| |Чувашской Республики,|
| |для разработки | |Госкомзем Чувашской|
| | | |Республики, Минэколо-|
| | | |гии Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- Положение о возмещении собствен-| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |никами земли, землевладельцами и| |Республики, Минсель-|
| |землепользователями ущерба,| |хоз Чувашской|
| |причиненного в результате снижения| |Республики, Минюст|
| |плодородия почв, деградации и| |Чувашской Республики,|
| |ухудшения экологического| |Минэкологии Чувашс-|
| |состояния земель, их порчи и| |кой Республики,|
| |уничтожения плодородного слоя почв| |Минфин Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- Положение о землеустройстве | 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| | | |Республики, Минсель-|
| | | |хоз Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- Положение о реорганизации| 1994 г. |Минсельхоз Чувашской|
| |сельскохозяйственных предприятий| |Республики, Минфин|
| |при их банкротстве | |Чувашской Республики,|
| | | |Чувашское территори-|
| | | |альное управление|
| | | |Госкомитета Российс-|
| | | |кой Федерации по|
| | | |антимонопольной поли-|
| | | |тике и поддержке|
| | | |новых экономических|
| | | |структур, Госкомзем|
| | | |Чувашской Республики |
| | | | |
| |- Положение о государственном| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |контроле за использованием и| |Республики, Минэколо-|
| |охраной земель | |гии Чувашской|
| | | |Республики, Минсель-|
| | | |хоз Чувашской|
| | | |Республики, Комитет|
| | | |по лесу Совета|
| | | |Министров Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- Положение о Государственном| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |комитете по земельным ресурсам| |Республики |
| |и землеустройству | | |
| | | | |
| |- Положение об особо охраняемых| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |территориях и землях | |Республики, Минэколо-|
| | | |гии Чувашской|
| | | |Республики, Минсель-|
| | | |хоз Чувашской|
| | | |Республики, Комитет|
| | | |по лесу Совета|
| | | |Министров Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
| |- Положение об изъятии и отводе| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |земель для несельскохозяйственных| |Республики |
| |нужд | | |
| | | | |
|3. |Внесение предложений по| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |определению на территории| |Республики, Госком-|
| |Чувашской Республики земель| |имущество Чувашской|
| |федеральной собственности и| |Республики, Минсель-|
| |методов управления этими землями.| |хоз Чувашской|
| |Подготовка соглашения о| |Республики, Комитет|
| |разграничении земель Чувашской| |по лесу Совета|
| |Республики на федеральную и| |Министров Чувашской|
| |республиканскую собственность | |Республики |
| | | | |
|4. |Разработка методики продажи земли| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |по конкурсу и на аукционах | |Республики, Госком-|
| | | |имущество Чувашской|
| | | |Республики, Минфин|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Минюст Чувашской|
| | | |Республики |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Научное обеспечение земельной реформы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1. |Подготовка научного обоснования| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |оптимальных размеров земельных| |Республики, Минсель-|
| |участков для организации| |хоз Чувашской|
| |крестьянских хозяйств на| |Республики, Минэконо-|
| |территории Чувашской Республики в| |мики Чувашской|
| |зависимости от их специализации и| |Республики, Чувашский|
| |количества работающих в них | |сельскохозяйственный |
| | | |институт, АККОР |
| | | | |
|2. |Разработка научного обоснования| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |выделения земель под личное| |Республики, Минсель-|
| |подсобное хозяйство в зависимости| |хоз Чувашской|
| |от числа членов семьи (едоков) | |Республики, Минэконо-|
| | | |мики Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|3. |Разработка научной основы| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |экономического стимулирования| |Республики, Минсель-|
| |рационального использования земель| |хоз Чувашской|
| | | |Республики, Минэконо-|
| | | |мики Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|4. |Разработка системы программного| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |обеспечения осуществления земель-| 1995 гг.|Республики, Минэконо-|
| |ного кадастра и мониторинга земель| |мики Чувашской|
| |(АИС "Земля Чувашии") | |Республики, Минсель-|
| | | |хоз Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|5. |Разработка методической основы| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |для установления экономической| |Республики, Минсель-|
| |оценки земель Чувашской Республики| |хоз Чувашской|
| |в зависимости от их качества,| |Республики, Минэконо-|
| |места расположения, градострои-| |мики Чувашской|
| |тельной ценности | |Республики |
| | | | |
|6. |Разработка правового механизма| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |сноса самовольно выстроенных| |Республики, Минюст|
| |сооружений | |Чувашской Республики,|
| | | |МВД Чувашской|
| | | |Республики |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Землеустроительное обеспечение земельной реформы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1. |Проведение работы по уточнению и| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |восстановлению границ администра-| 1997 гг.|Республики, Минсель-|
| |тивно-территориальных единиц| |хоз Чувашской|
| |республики | |Республики, Комитет|
| | | |по лесу Совета|
| | | |Министров Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|2. |Обеспечение выполнения: | | |
| | | | |
| |- разреженной привязки с установ-| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |лением границ сельскохозяйственных| 2000 гг.|Республики, экспеди-|
| |предприятий в единой системе| |ция N 138 |
| |координат | | |
| | | | |
| |- установления границ земель,| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |находящихся в ведении местных| 1996 гг.|Республики, Чувашское|
| |органов самоуправления | |предприятие |
| | | |"ВолговятНИИгипрозем"|
| | | | |
| |- аэрофотогеодезических работ на| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |земли сельскохозяйственных| 1996 гг.|Республики |
| |предприятий и сельских Советов| | |
| |народных депутатов ежегодно по| | |
| |3-4 административным районам | | |
| | | | |
| |- изготовления районных| 1995- |Госкомзем Чувашской|
| |сельскохозяйственных карт | 2000 гг.|Республики, Чувашское|
| | | |предприятие |
| | | |"ВолговятНИИгипрозем"|
| | | | |
| |- налаживания графического учета| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |земель в районах и городах | 2000 гг.|Республики |
| | | | |
| | | | |
|3. |Обеспечение выдачи| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |государственных актов на право| 1997 гг.|Республики, местные|
| |собственности на землю,| |органы самоуправления|
| |пожизненного наследуемого| | |
| |владения, бессрочного пользования| | |
| |землей всем собственникам,| | |
| |владельцам и пользователям земли | | |
| | | | |
|4. |Разработка научно обоснованных| 1995 - |Минсельхоз Чувашской|
| |проектов внутрихозяйственного| 2000 гг.|Республики, Госкомзем|
| |землеустройства сельскохозяйст-| |Чувашской Республики |
| |венных предприятий в комплексе с| | |
| |ландшафтной и контурно-мелиора-| | |
| |тивной системой земледелия | | |
| | | | |
|5. |Выполнение работы по съемке| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |земель сельских населенных| 2000 гг.|Республики, Госстрой|
| |пунктов и обеспечению# местных| |Чувашской Республики,|
| |администраций качественными| |экспедиция N 138 |
| |картографическими материалами и| | |
| |генеральными планами развития| | |
| |населенных пунктов | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Осуществление государственного кадастра и мониторинга земель |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1. |Разработка Программы ведения| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |земельного кадастра в Чувашской| |Республики, Минэколо-|
| |Республике | |гии Чувашской|
| | | |Республики, Минсель-|
| | | |хоз Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|2. |Внедрение автоматизированного| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |метода получения, обработки,| 1997 гг.|Республики |
| |хранения и выдачи данных| | |
| |государственного кадастра | | |
| | | | |
|3. |Создание банка данных о земле | 1994- |Госкомзем Чувашской|
| | | 1995 гг.|Республики |
| | | | |
|4. |Инвентаризация нарушенных земель | 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|5. |Инвентаризация земель лесного| 1994 гг.# |Комитет по лесу|
| |фонда, проведение| |Совета Министров|
| |лесоустроительных работ | |Чувашской Республики,|
| | | |районные, городские|
| | | |администрации, Гос-|
| | | |комзем Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|6. |Завершение инвентаризации земель| 1994 г. |Администрации сельсо-|
| |населенных пунктов, предприятий| |ветов, поселков,|
| |связи, транспорта, промышленности| |районов и городов,|
| |и другого назначения | |Комитет по лесу|
| | | |Совета Министров|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Госкомзем Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|7. |Завершение перерегистрации земле-| 1994 г. |Администрации сельсо-|
| |пользователей, землевладельцев и| |ветов, поселков,|
| |собственников земли | |городов и районов,|
| | | |Госкомзем Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|8. |Экономическая оценка земель| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |городов | 1995 гг.|Республики, Госстрой|
| | | |Чувашской Республики |
| | | | |
|9. |Организация при Госкомземе Чуваш-| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |ской Республики картографического| |Республики, Минфин|
| |архива, сосредоточив в нем| |Чувашской Республики |
| |материалы съемок, выполненных| | |
| |для целей землеустройства, ведения| | |
| |земельного кадастра и мониторинга| | |
| |земель | | |
| | | | |
|10.|Создание в районных, межрайонных,| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |городских комитетах по земельным| 1995 гг.|Республики |
| |ресурсам и землеустройству| | |
| |кадастрового бюро | | |
| | | | |
|11.|Комплексная экономическая оценка| 1995- |Комитет по лесу|
| |земель гослесфонда | 1997 гг.|Совета Министров|
| | | |Чувашской Республики,|
| | | |Госкомзем Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|12.|Инвентаризация орошаемых земель | 1994- |Минсельхоз Чувашской|
| | | 1995 гг.|Республики |
| | | | |
|13.|Установление водоохранных зон по| 1994- |Минэкологии Чувашской|
| |малым рекам | 1995 гг.|Республики, Госкомзем|
| | | |Чувашской Республики |
| | | | |
|14.|Разработка перечня обязательных| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |параметров, фиксируемых на| |Республики, Минэколо-|
| |республиканском и локальном| |гии Чувашской|
| |уровнях и критериев оценки| |Республики, Минсель-|
| |состояния земель | |хоз Чувашской|
| | | |Республики, Чувашское|
| | | |предприятие |
| | | |"ВолговятНИИгипрозем"|
| | | | |
|15.|Создание нормативно-технической| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |базы мониторинга земель в виде| 1995 гг.|Республики, Минэколо-|
| |основных положений, инструкций и| |гии Чувашской|
| |других документов по: | |Республики, заинтере-|
| | | |сованные министерства|
| |- проведению специальных съемок| |и ведомства |
| |и обследований, выполняемых в| | |
| |рамках мониторинга земель | | |
| | | | |
| |- выявлению негативных факторов,| | |
| |подлежащих контролю | | |
| | | | |
| |- оценке, прогнозу, предупреждению| | |
| |и устранению негативных процессов | | |
| | | | |
|16.|Ландшафтно-экологическое райониро-| 1994 г. |Госкомзем Чувашской|
| |вание территории Чувашской| |Республики, Минэколо-|
| |Республики с выделением районов| |гии Чувашской|
| |распространения основных| |Республики, заинтере-|
| |негативных процессов по видам и| |сованные министерства|
| |степени их воздействия на| |и ведомства |
| |состояние земель | | |
| | | | |
|17.|Создание сети постоянно| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |действующих полигонов по| 1995 гг.|Республики, Минэколо-|
| |экспериментально-производственному| |гии Чувашской|
| |мониторингу земель, эталонных| |Республики, заинтере-|
| |стационарных и реперных участков| |сованные министерства|
| |для наблюдений за негативными| |и ведомства |
| |процессами во всех| | |
| |ландшафтно-экологических районах | | |
| | | | |
|18.|Регулярный контроль за| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |антропогенным влиянием на земли| 2000 гг.|Республики, Минэколо-|
| |сельскохозяйственных угодий: | |гии Чувашской|
| |а) на сети постоянно действующих| |Республики, заинтере-|
| |полигонов | |сованные министерства|
| |б) на участках периодического| 1994- |и ведомства |
| |контроля | 2000 гг.| |
| | | | |
|19.|Контроль за загрязнением земель| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |населенных пунктов токсикантами| 2000 гг.|Республики, Минэколо-|
| |промышленного загрязнения | |гии Чувашской|
| | | |Республики, Центр по|
| | | |гидрометеорологии |
| | | | |
|20.|Наблюдения за радиоактивным| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |загрязнением почв | 2000 гг.|Республики, Минэколо-|
| | | |гии Чувашской|
| | | |Республики, Центр по|
| | | |гидрометеорологии, |
| | | |Чувашский республи-|
| | | |канский радиологичес-|
| | | |кий центр |
| | | | |
|21.|Издание ежегодной справки| 1994- |Центр по|
| |состояния загрязнения земель| 2000 гг.|гидрометеорологии |
| |токсикантами промышленного и| | |
| |сельскохозяйственного происхожде-| | |
| |ния и радионуклидами | | |
| | | | |
|22.|Агрохимическое обследование почв| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |сельскохозяйственных предприятий| 2000 гг.|Республики, Минсель-|
| |и крестьянских хозяйств | |хоз Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|23.|Обследование и картографирование| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |почв лесного фонда республики | 2000 гг.|Республики, Комитет|
| | | |по лесу Совета|
| | | |Министров Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|24.|Изучение влияния на прилегающие| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |земли Куйбышевским и Чебоксарским| 1995 гг.|Республики |
| |водохранилищами | | |
| | | | |
|25.|Изучение влияния промышленных| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |выбросов ПО "Химпром" на качество| 1995 гг.|Республики, Минэколо-|
| |сельскохозяйственной продукции| |гии Чувашской|
| |и плодородия земель | |Республики, Минсель-|
| | | |хоз Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|26.|Изучение влияния природоохранных| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |мероприятий, почвозащитной системы| 1995 гг.|Республики, Минэколо-|
| |земледелия, структуры посевных| |гии, Минсельхоз|
| |площадей на плодородие земель| |Чувашской Республики |
| |(обобщение опыта работы колхоза| | |
| |"Ленинская искра" Ядринского| | |
| |района) | | |
| | | | |
|27.|Изучение, прогнозирование и| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |разработка рекомендаций по борьбе| 1995 гг.|Республики, Минсель-|
| |с эрозионными процессами на| |хоз Чувашской|
| |территории Чувашской Республики | |Республики, Чувашский|
| | | |сельскохозяйственный |
| | | |институт |
| | | | |
|28.|Геоботаническое обследование| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |естественных кормовых угодий | 2000 гг.|Республики, Минсель-|
| | | |хоз Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|29.|Разработка программы по предупреж-| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |дению и устранению последствий| 2000 гг.|Республики, Минэколо-|
| |негативных процессов, выявленных| |гии Чувашской|
| |при мониторинге земель | |Республики, Минсель-|
| | | |хоз Чувашской|
| | | |Республики |
| | | | |
|30.|Переход на новые технологии| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |обследования земель с использова-| 1995 гг.|Республики, Минэколо-|
| |нием современных технических| |гии Чувашской|
| |средств, экспрессметодов,| |Республики, заинтере-|
| |геоинформационных средств | |сованные министерства|
| | | |и ведомства |
| | | | |
|31.|Создание автоматизированной| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |информационной системы мониторинга| 1995 гг.|Республики, Минэколо-|
| |земель | |гии, Минсельхоз|
| | | |Чувашской Республики |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Кадровое обеспечение |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1. |Организация курсов повышения| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |квалификации и подготовки кадров: | 2000 гг.|Республики, Минфин|
| |Госкомзема - 25 человек ежегодно, | |Чувашской Республики,|
| |специалистов - землеустроителей | |Чувашский сельскохо-|
| |местных администраций - 50 человек| |зяйственный институт,|
| |ежегодно | |Чувашский институт|
| | | |переподготовки и|
| | | |повышения квалифика-|
| | | |ции руководящих|
| | | |кадров и специалистов|
| | | |АПК |
| | | | |
|2. |Обеспечение подготовки кадров и| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |направление специалистов на курсы| 2000 гг.|Республики |
| |повышения квалификации при| | |
| |Московском государственном| | |
| |университете по землеустройству | | |
| | | | |
|3. |Обучение и повышение квалификации| 1994- |Минсельхоз Чувашской|
| |членов крестьянских хозяйств | 2000 гг.|Республики, АККОР |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Материально-техническое обеспечение земельной реформы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1. |Определение потребности в|1 февраля |Госкомзем Чувашской|
| |материальных ресурсах и средствах,| 1994 г. |Республики |
| |а также объемов строительства| | |
| |служебных помещений и жилья | | |
| | | | |
|2. |Обеспечение Госкомзема Чувашской| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |Республики и его органов на местах| 1997 гг.|Республики |
| |техническими и программными| | |
| |средствами для создания АИС "Земля| | |
| |Чувашии" | | |
| | | | |
|3. |Обеспечение глав сельских| 1994- |Госкомзем Чувашской|
| |администраций законодательными| 2000 гг.|Республики |
| |актами, действующими на территории| | |
| |Чувашской Республики | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Таблица 2
Перечень
развития сети особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики на период до 2000 года
(тыс.га)
NN п/п |
Формы охраняемых природных территорий |
Имеется на 01.01.93 г. |
Планируется организовать к: | ||||
1995 г. | 2000 г. | ||||||
число | пло- щадь |
число | площадь | число | площадь | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. 2. 3. 4. 5. |
Государственные природные заповедники в том числе: а) Присурский (Алатырский, Ибресинский и Батыревский районы) б) Микрозаповедники в том числе: Красночетайский район: - колхозные леса Шемуршинский район: - высокопродуктивный сосняк - глухариные тока - памятные посадки - насаждения лиственницы и кедра Алатырский район: - на территории Кирского заказника Государственные националь- ные природные парки в том числе: а) участок N 1. Заволжский б) участок N 2. Заволжский в) участок N 3. Сотниковс- кий г) участок N 4. Шемуршинс- кий Природные парки в том числе: Алатырский район: а) окрестности пионерского лагеря "Сура" б) окрестности пионерского лагеря "Изумрудный" Красночетайский район: а) окрестности с.Красные Четаи "Херле Чутай" Шемуршинский район: а) окрестности д.Байдеря- ково б) окрестности с.Шемурша Окрестности г.Чебоксары: а) Чебоксарский филиал ГБС Российской АН б) Лакреевский лес в) Волжское лесничество Лесопаркового лесхоза г) роща Гузовского (Берендеевский лес) Заповедно-охотничьи хозяйства Государственные заказники в том числе: а) комплексный по охране растительного и животного мира: Вурнарский б) комплексные и видовые по охране охотничье- промысловых видов животных в том числе: Батыревский видовой (сурковый) Бугуяновский Калининский Кирский Кумашкинский Порецкий Чукальский Планируемые: 1. Цивильский 2. Сурковые заказники в местах успешного выпуска сурков (Батыревский, Вурнарский и другие районы) в) энтомологические по охране полезных, редких и исчезающих насекомых Колхоз "Ленинская искра" Ядринского района Частный доцента Мадыбейки- на И.Н. в Ядринском районе Другие работы г) ботанические: меловые сосны, редкие растения в Марпосадском мехлесхозе Аттиковский остепненный склон (Козловский район) Порецкий степной (Порецкий район) Марпосадский орхидный (Марпосадский мехлесхоз) Шумерлинский по охране водяного ореха (чилима) Цивильский пойменный по охране кустарниковых ив и пойменных лугов (пойма р.Цивиль у с.Тувси) д) орнитологические: Стрелецкая колония водоплавающих птиц (Ядринский район) Новочебоксарская колония водоплавающих птиц Колония серых цапель у д.Ураково Марпосадского района |
- - - - - - - - 1 - - - 1 - - - - - - - - - 1 21 - - 7 1 1 1 1 1 1 1 - - 14 13 1 - - - - - - - - - - |
- - - - - - - - 24,8 - - - 24,8 - - - - - - - - - 7,4 94,61 - - 94,61 0,025 12,53 11,62 11,3 17,5 13,6 28,035 - - 0,13 0,1 0,03 - - - - - - - - - - |
15 1 10 1 2 1 - - 1 1 - - - 1 - 1 1 - 1 1 1 1 - 54 1 1 1 - - - - - - - 1 - 47 - - 47 1 1 - - - 1 1 1 - |
19,945 19,0 0,583 0,140 0,142 0,080 - - 15,0 15,0 - - - 0,160 - 15,0 0,106 - 0,175 0,038 2,785 0,168 - 2,207 0,5 0,5 0,7 - - - - - - - 0,7 - 0,5 - - 0,5 0,297 0,01 - - - 0,05 0,12 0,03 - |
6 - - 1 2 1 1 1 2 - 1 1 - - 1 - - 1 - - - - рас- шире- ние 129 - - 5 рас- шире- ние -"- -"- -"- рас- шире- ние -"- - - 5 120 - - 120 - - 1 1 1 - - - 1 |
0,63 - - 0,11 0,076 0,092 0,152 0,2 21,0 - 16,0 5,0 - - 0,1 - - 0,520 - - - - 0,8 35,729 - - 33,195 0,025 21,57 - 6,0 2,0 3,0 - - 0,6 1,0 - - 1,0 - - 1,0 0,434 0,05 - - - 0,05 |
Таблица 3
Объем
землеустроительных работ по Чувашской Республике на период до 2000 года
(в ценах на ноябрь 1993 г.)
NN п/п |
Виды и стадии работ | Единица измере- ния |
Всего | в том числе: | ||||||
1994 г. | 1995 г. | 1996-2000 гг. | ||||||||
объем | стоим. млн. руб. |
объем | стоим. млн. руб. |
объем | стоим. млн.руб. |
объем | стоим. млн. руб. |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Межхозяйственное земле- устройство - всего в том числе: а) восстановление (установление) в натуре границ Чувашской Респуб- лики, административных районов, сельскохозяйст- венных предприятий б) установление в натуре границ крестьян- ских хозяйств в) установление в натуре границ земель, переданных в ведение местных органов самоуправления г) изготовление и выдача госактов - всего из них для крестьянских хозяйств Разработка схем земель ограниченного пользова- ния, особо ценных сель- скохозяйственных угодий, памятников природы, культуры и истории, зеленых зон вокруг населенных пунктов Аэрофотогеодезические ра- боты - всего а) съемка территории землепользований сельско- хозяйственных предприя- тий, изготовление и выда- ча планово-картографичес- кого материала б) вычисление площадей земельных контуров Землеустроительные работы по городам и поселкам Разреженная привязка с установлением (восстанов- лением) границ сельско- хозяйственных предприятий в единой системе коорди- нат Изготовление планово- картографического мате- риала сельских населенных пунктов Изготовление сельско- хозяйственных карт Разработка научно обосно- ванных проектов внутрихо- зяйственного землеустрой- ства Итого |
млн.руб. км хоз-во един. хоз-во хоз-во район млн.руб. тыс.га тыс.га тыс.га млн.руб. нас. п. район хоз-во х |
х 15500 650 357 740 700 21 х 1834,5 1240 90 х 1582 21 420 х |
7124 6890 123 71 40 14 48 9542 9467 75 226 920 31860 25 727 50472 |
х 450 150 - 190 150 21 х 200 200 62 х 126 - 30 х |
238 200 28 - 10 3 48 69 57 12 170 175 47 - 52 799 |
х 450 100 100 150 150 - х 297 40 3 х 200 - 70 х |
249 200 19 20 10 3 - 1713 1710 3 6 175 4370 - 120 6633 |
х 14600 400 257 400 400 - х 1337,5 1000 25 х 1256 21 320 х |
6637 6490 76 51 20 8 - 7760 7700 60 50 570 27443 25 555 43040 |
Таблица 4
План
мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов - землеустроителей на 1994-1995 годы и на период до 2000 года
Наименование мероприятий | Кол-во человек |
Сроки исполнения | На базах высших и среднеспециальных учебных заведений |
Исполнители | ||
1994 г. | 1995 г. | 1996- 2000 гг. |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Подготовка кадров | ||||||
1. Специализация по землеустройству студентов V курса агрономического факультета 2. Направление абитуриен- тов: а) на дневное отделение б) на заочное отделение |
175 35 70 35 |
25 5 10 5 |
25 5 10 5 |
125 25 50 25 |
Чувашский сельскохо- зяйственный институт Московский государ- ственный университет инженеров - земле- устроителей Темниковский сельско- хозяйственный техникум Мордовской ССР Московский государ- ственный университет инженеров - земле- устроителей |
Госкомзем Чу- вашской Рес- публики -"- -"- -"- |
II. Переподготовка специалистов | ||||||
1. Обучение специалистов глав местных администраций: а) на 3-месячных курсах б) на 3-недельных курсах 2. Обучение специалистов рай(меж, гор)комземов: а) на 3-недельных курсах б) на месячных курсах |
350 125 175 35 |
50 - 25 5 |
50 - 25 5 |
250 125 125 25 |
Чувашский сельскохо- зяйственный институт -"- -"- Московский университет инженеров - земле- устроителей |
Госкомзем Чу- вашской Рес- публики, Чу- вашский сель- скохозяйствен- ный институт -"- -"- Госкомзем Чу- вашской Рес- публики |
Таблица 5
Перечень
планируемых объектов капитального строительства и материально-технических ресурсов по Госкомзему Чувашской Республики на 1994-1995 годы и на период до 2000 года
(в ценах на ноябрь 1993 г.)
NN п/п |
Наименование | Единица измер. |
Общая стои- мость |
в том числе | ||
1994 г. | 1995 г. | 1996- 2000 гг. |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. 2. 3. 4. 5. |
Строительство администра- тивных зданий - всего в том числе: г.Чебоксары районы: Алатырский Вурнарский Красноармейский Шумерлинский Ядринский Строительство гаража - всего в том числе по районам: Алатырский Батыревский Вурнарский Ибресинский Комсомольский Красноармейский Красночетайский Марпосадский Моргаушский Урмарский Цивильский Шемуршинский Ядринский Янтиковский Жилищное строительство - всего в том числе по Комитету и районам: Госкомзем районы: Алатырский Аликовский Батыревский Вурнарский Ибресинский Канашский Козловский Комсомольский Красноармейский Красночетайский Марпосадский Моргаушский Порецкий Урмарский Цивильский Чебоксарский Шемуршинский Шумерлинский Ядринский Яльчикский Янтиковский Приобретение служебных автомобилей - всего в том числе по районам и городам: Аликовский Батыревский Вурнарский Козловский Марпосадский Моргаушский Урмарский Чебоксарский Шемуршинский г.Чебоксары Приобретение - всего в том числе: а) компьютеров б) вычислительной техники в) пишущих машинок д) множительной техники е) геодезических инстру- ментов ж) писчей бумаги з) мебели и) письменных принадлежнос- тей Итого |
млн.руб. -"- -"- -"- -"- -"- -"- млн.руб. -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- млн.руб. -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- млн.руб. -"- -"- -"- -"- -"- -"- млн.руб. -"- -"- -"- к-во млн.руб. -"- -"- -"- млн.руб. -"- -"- -"- |
65 15 10 10 10 10 10 56 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 626 200 9 12 15 12 7 60 12 12 12 15 30 15 15 12 30 45 15 45 30 8 15 50 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 111 57 60 40 1 24 5 3 6 15 6 17 1 908 |
10 - - 10 - - - 12 - - 4 - - - - - - 4 - - 4 - 106 60 5 - - 12 7 - 6 6 - 10 - - - - - - - - - - - 15 - - 5 - - - - 5 - 5 35 25 26 20 0,4 5 1 1 2 2 0,5 3 0,1 178 |
10 - - - - 10 - 12 - 4 - 4 - - - 4 - - - - - - 166 60 4 - - - - 15 6 6 - 5 10 - - - 15 15 - 15 10 - 5 15 5 - - - - 5 5 - - - 47 32 34 20 0,6 5 1 1 2 3 2 4 0,4 250 |
45 15 10 - 10 - 10 32 4 - - - 4 4 4 - 4 - 4 4 - 4 354 80 - 12 15 - - 45 - - 12 - 20 15 15 12 15 30 15 30 20 8 10 20 - 5 - 5 5 - - - 5 - 29 - - - - 14 3 1 2 10 3,5 10 0,5 480 |
Таблица 6
Потребность
средств на проведение мероприятий по осуществлению земельной реформы на 1994-1995 годы и на период до 2000 года в Чувашской Республике и источники их финансирования (в ценах на ноябрь 1993 г.)
(млн.руб.)
Наименование мероприятий |
**Финансовые затраты на реализацию |
Конечные результаты реализации мероприятий |
|||
1994 г. | 1995 г. | 1996- 2000 гг. |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Землеустроительное обеспечение земельной реформы - всего в том числе: а) за счет федерально- го бюджета б) за счет бюджета Чувашской Республики в) за счет других источников финансиро- вания Осуществление монито- ринга земель - всего в том числе: а) за счет федерально- го бюджета б) за счет бюджета Чувашской Республики в) за счет других источников финансиро- вания Создание, техническое оснащение и поддержа- ние системы государст- венного земельного кадастра - всего в том числе: а) за счет федерально- го бюджета б) за счет бюджета Чувашской Республики в) за счет других источников финансиро- вания Научное обеспечение земельной реформы - всего в том числе: а) за счет федерально- го бюджета б) за счет бюджета Чувашской Республики в) за счет других источников финансиро- вания Капительное вложение - всего в том числе: а) за счет федерально- го бюджета б) за счет бюджета Чувашской Республики в) за счет других источников финансиро- вания Затраты на подготовку и переподготовку кад- ров, их содержание по всей системе органов, обеспечивающих земель- ную реформу - всего в том числе: а) за счет федерально- го бюджета б) за счет бюджета Чувашской Республики в) за счет других источников финансиро- вания Мероприятия по повыше- нию плодородия почв - всего в том числе: а) за счет федерально- го бюджета б) за счет бюджета Чувашской Республики в) за счет других источников финансиро- вания Другие мероприятия: Содержание Госкомзема Чувашской Республики - всего в том числе: а) за счет федерально- го бюджета б) за счет бюджета Чувашской Республики в) за счет других источников финансиро- вания Итого в том числе: а) за счет федерально- го бюджета б) за счет бюджета Чувашской Республики в) за счет других источников финансиро- вания |
799 799 - - 500 385 115 - 882 168 274 440 200 150 - 50 178 178 - - 8 - 8 - 76200 27200 49000 - 490 490 - - 79257 29370 49397 490 |
6633 6633 - - 600 450 150 - 1320 440 440 440 250 200 - 50 250 250 - - 8 - 8 - 76200 27200 49000 - 490 490 - - 85751 35663 49598 490 |
43040 43040 - - 3000 2250 750 - 5280 2200 2200 880 1250 1000 - 250 480 480 - - 40 - 40 - 381000 133000 248000 - 2450 2450 - - 436540 184420 250990 1130 |
Межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство, изготовление карто- графических матери- алов Выполнение меро- приятий по прог- рамме мониторинга земель Чувашской Республики Составление прог- раммы осуществле- ния земельного кадастра, содержа- ние землеустрои- тельной службы в местных органах самоуправления, инвентаризация земель, изготовле- ние и выдача госактов, подго- товка документаций для осуществления земельного кадаст- ра, подготовка программы для АИС "Земля Чувашии" Рекомендации по оптимальным разме- рам земельных участков крестьян- ских и личных подсобных хо- зяйств, по эконо- мическому стиму- лированию раци- онального исполь- зования земель Строительство ад- министративных зданий, жилых домов (квартир) и гаражей, укрепле- ние материально- технической базы Обучение кадров - специалистов местных органов самоуправления и Госкомзема Чувашс- кой Республики Сохранение сущест- вующего и восста- новление утрачен- ного плодородия почв, увеличение продукции сельско- хозяйственного производства Содержание и ма- териально-техни- ческое обеспечение Госкомзема Чувашс- кой Республики |
Примечание: ** суммы бюджетных ассигнований ежегодно подлежат уточнению после утверждения бюджетов Чувашской Республики и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Совета Чувашской Республики от 20 января 1994 г. "Об утверждении Государственной программы проведения земельной реформы на 1994-1995 годы и на период до 2000 года в Чувашской Республике"
Текст постановления опубликован в Сборнике "Законы и постановления, принятые на 18 сессии Верховного Совета Чувашской Республики двенадцатого созыва", г. Чебоксары, 1994