Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики
от 23 апреля 2007 г. N 118-р
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июня 2011 г. N 263 настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях успешного внедрения комплексного проекта модернизации образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 8 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 848" утвердить Основные направления реализации комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике согласно приложению к настоящему распоряжению.
Председатель Кабинета Министров |
С. Гапликов |
Утверждены
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 23 апреля 2007 г. N 118-р
Основные направления
реализации комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 8 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 848" и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2007 г. N 102 "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации - победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования" Чувашской Республике на 2007 год предоставлена субсидия в размере 209872,2 тыс. рублей на внедрение комплексного проекта модернизации образования (на 2008 и 2009 годы сумма будет уточняться по итогам ежегодной реализации).
Данный проект является продолжением целенаправленной государственной политики в Чувашской Республике, начатой в 1997 году в соответствии с Президентской программой "Новая школа".
Цели комплексного проекта модернизации образования:
1. Максимальное удовлетворение образовательных потребностей граждан, свободы выбора программ и методов обучения.
2. Повышение мотивации работников сферы образования, создание условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров через введение новой системы оплаты труда.
3. Создание региональной модели системы оценки качества образования.
4. Эффективное использование ресурсов и методов управления образованием на уровне учреждений и системы в целом, управляемой обществом и государством.
В соответствии с вышеизложенным комплексный проект предусматривает пять основных направлений модернизации образования в Чувашской Республике.
1. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)
К настоящему времени новая система оплаты труда работников общего образования в Чувашской Республике не внедрена, но работа по ее разработке началась в 2006 году, а введение запланировано с 1 сентября 2007 года. Новая система оплаты труда работников общего образования определяет связь заработной платы с качеством труда, нормирование и "прозрачный" учет в оплате труда всех видов деятельности учителей, а также участие органов, осуществляющих государственно-общественный характер управления образованием, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. При этом создаваемая система должна обеспечить повышение мотивации работников сферы образования, создание условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров, а также усиление стимулирующего воздействия выплат, устанавливающихся в зависимости от результативности труда.
Согласно заявке Чувашской Республики на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, потребность в средствах на введение НСОТ (с учетом создания фонда стимулирования) составляет в 2007 году 320,0 млн. рублей, в 2008 году - 402,0 млн. рублей и в 2009 году - 499,0 млн. рублей.
Источниками покрытия требующихся расходов являются:
средства, ранее запланированные в республиканском бюджете Чувашской Республики и бюджетах муниципальных образований на приобретение учебного оборудования, ремонтные работы, повышение квалификации педагогических работников, которые будут высвобождены в связи с финансированием ряда мероприятий в рамках комплексного проекта модернизации образования за счет субсидии из федерального бюджета на развитие материальной базы и организационной инфраструктуры образования (как указывалось выше, Чувашская Республика на реализацию комплексного проекта модернизации образования получит в 2007 году субсидию в размере 209,872 млн. рублей, то есть 629,617 млн. рублей с 2007 по 2009 год);
дополнительно (сверх 209,872 млн. рублей в год) выделенные средства из республиканского бюджета Чувашской Республики: в 2008 году - 82 млн. рублей, в 2009 году - 179 млн. рублей.
2. Развитие принципа нормативного подушевого финансирования (НПФ)
Чувашия стала одним из первых субъектов Российской Федерации, в которых было внедрено нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений.
Формирование нормативной правовой базы, необходимой для внедрения нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, началось в Чувашской Республике еще в конце 90-х годов. В 1998 году был принят Закон Чувашской Республики "О республиканских нормативах бюджетного финансирования образовательных учреждений Чувашской Республики". В 2000 году Законом Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2001 год" впервые были утверждены нормативы минимальной бюджетной обеспеченности общеобразовательных учреждений в расчете на одного обучающегося с разделением на городские и сельские школы. С этого времени республиканский норматив бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в разрезе город/село ежегодно утверждается законом о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год. Величина республиканского норматива в расчете на одного обучающегося выступает в качестве минимальной стоимости, являющейся обязательной для исполнения бюджетов всех уровней. Ежегодно также утверждается перечень предельных поправочных коэффициентов, учитывающих разную стоимость образовательной услуги в зависимости от масштабов образовательных учреждений, особенности организации образовательного профиля в коррекционных школах, лицеях, гимназиях, обучение по программам дополнительного образования и пр.
Первоначально с 2001 года в состав норматива включались расходы, связанные с образовательным процессом, эксплуатационные расходы на содержание зданий и сооружений, а также расходы на приобретение оборудования и инвентаря, то есть норматив фактически состоял из двух компонентов: на учебные расходы и на эксплуатационные расходы. Начиная с 2005 года в структуре норматива произошли существенные изменения: в соответствии с законодательством эксплуатационные расходы исключены из республиканского норматива.
Мероприятия по данному направлению будут реализованы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность органов управления образованием регионального и муниципального уровней, в том числе:
за счет средств Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, предусмотренных для проведения конференций, семинаров, тренингов по вопросам управления и организации системы общего образования в условиях инновационного развития экономики. Источник финансирования: республиканский бюджет Чувашской Республики (2007 год - 0,1 млн. рублей, 2008 год - 0,1 млн. рублей, 2009 год - 0,1 млн. рублей);
за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на повышение квалификации, переподготовку специалистов и руководителей образовательных учреждений и органов образования муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. В 2007-2009 годах планируется ежегодно обучать по вопросам совершенствования механизмов НПФ не менее 2000 специалистов. В 2006 году стоимость обучения одного слушателя в год составила 1850 рублей. Общая сумма финансовых средств, направляемых на обучение финансовых и административных работников муниципальных органов управления образованием и школ по вопросам НПФ, составит 15,1 млн. рублей, в том числе в 2007 году - 4,6 млн. рублей, 2008 году - 5,1 млн. рублей, 2009 году - 5,4 млн. рублей.
3. Развитие региональной системы оценки качества образования
В Чувашской Республике в течение последних лет происходит активный процесс модернизации существующей системы оценки качества образования. Республика участвует в эксперименте по введению ЕГЭ с 2001 года - с первого года федерального эксперимента. При этом экзамен по математике на протяжении всего эксперимента является обязательным для всех выпускников средних общеобразовательных школ республики.
Преобразования связаны сразу с несколькими векторами, определяющими развитие ситуации, - это модернизация системы мониторинга и статистики образования, структурирование системы индикаторов для оценки состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях и разными потребителями такой информации, формирование системы надзора и контроля в сфере образования.
Общая финансовая потребность на реализацию данного направления по развитию региональной системы оценки качества образования на 2007-2009 годы составит 69,2 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики - 37,6 млн. рублей, муниципальных бюджетов - 29,4 млн. рублей, внебюджетных источников - 2,2 млн. рублей. Указанные средства предусмотрены в республиканских и муниципальных целевых программах, утвержденных Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами местного самоуправления, в различных проектах. Будут также привлечены внебюджетные средства.
Кроме того, определенные средства будут заложены в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год на организацию деятельности специального уполномоченного органа исполнительной власти "Служба по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики" (сумма будет обозначена после определения объема субвенций из федерального бюджета, выделяемых Чувашской Республике на осуществление переданных полномочий).
4. Развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства
Обеспечение доступности качественного школьного образования в Чувашской Республике осуществляется через проведение реструктуризации, реализацию муниципальных программ сетевого взаимодействия, введение предпрофильного и профильного обучения, разработку и введение индивидуальных программ и графиков обучения с учетом индивидуальных образовательных запросов учащихся. В 2006/07 учебном году в 561 дневном общеобразовательном учреждении обучаются 143742 учащихся. По сравнению с 1996 годом наблюдается сокращение численности учащихся на 80779 чел. (36 процентов). Число школ в 2006 году сократилось по сравнению с 2001 годом на 125 (18,2 процента). В настоящее время в 431 (76,8 процента) сельской школе обучаются 68046 учащихся, что составляет 47,3 процента. Начиная с 2001 года в республике активно осуществляется реструктуризация сети общеобразовательных учреждений. За эти годы реструктуризировано 275 школ. Анализируя основные показатели оптимизации, можно с уверенностью сказать, что без реструктуризации в республике невозможно было бы удержать на стабильном уровне такие показатели, как наполняемость классов и соотношение ученик/учитель. В то же время современная система общего образования республики находится под влиянием демографического спада. Анализ показывает, что уменьшение численности детей в возрасте от 0 до 17 лет повлечет за собой дальнейшее сокращение педагогических кадров и изменение сети школ.
Общая финансовая потребность на реализацию мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений республики в рамках комплексного проекта на 2007-2009 годы составляет 1938,7 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики - 894,7 млн. рублей, муниципальных бюджетов - 612,7 млн. рублей, внебюджетных источников - 431,3 млн. рублей.
Средства, выделяемые из республиканского бюджета Чувашской Республики и муниципальных бюджетов на строительство школ в 2007 году, предусмотрены республиканской адресной инвестиционной программой. На ремонт и приобретение учебного оборудования средства на 2007 год предусмотрены Законом Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2007 год".
На 2008-2009 годы выделение средств из республиканского бюджета Чувашской Республики предусмотрено Комплексной программой экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы, утвержденной Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 39.
Средства, выделяемые из муниципальных бюджетов, предусмотрены в бюджетах муниципальных районов и городских округов в соответствии с муниципальными программами развития.
Объем финансирования на реализацию мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений в рамках комплексного проекта определяется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год отдельной строкой.
5. Расширение общественного участия в управлении образованием
Начиная с 2000 года в Чувашской Республике все большее внимание уделяется вопросам государственно-общественного управления образованием как на республиканском, так и на муниципальном и школьном уровнях в рамках реализации различных республиканских целевых программ и крупных федеральных и международных проектов. В настоящее время образовательные учреждения республики наделяются все большей управленческой и финансовой самостоятельностью, накладывающей на них дополнительную ответственность за результаты своей деятельности.
2005/06 учебный год - период активного становления государственно-общественного управления образованием в Чувашской Республике. В августе 2005 года был образован Чувашский республиканский союз попечителей образования.
Для финансового обеспечения реализации мероприятий по данному направлению предполагается использовать средства республиканского бюджета Чувашской Республики, муниципальных бюджетов и внебюджетные средства. Общая финансовая потребность на реализацию мероприятий по расширению общественного участия в управлении образованием на 2007-2009 годы составит 2,81 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики - 0,92 млн. рублей, муниципальных бюджетов - 0,97 млн. рублей, внебюджетных источников - 0,92 млн. рублей. Указанные средства предусмотрены в республиканских, муниципальных целевых программах, утвержденных Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами местного самоуправления.
Процедура контроля в рамках комплексного проекта предполагает ежеквартальную отчетность о расходовании средств, а также регулярную содержательную отчетность.
Принцип прозрачности финансирования комплексного проекта предусматривает постоянное широкое информирование общественности о всех изменениях и приобретениях в ходе его реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2007 г. N 118-р
Текст распоряжения опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) 25 апреля 2007 г., в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2007 г., N 4, ст.241
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июня 2011 г. N 263 настоящее распоряжение признано утратившим силу