Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению собрания депутатов
Порецкого района
Чувашской Республики
от 18 апреля 2008 г. N С-22/5
Муниципальная целевая программа
"Развитие агропромышленного комплекса Порецкого района и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Порецкого района и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"
|
Основание для разработки программы |
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года; постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2007 года N 287
|
Основные исполнители программы |
- отдел по взаимодействию с предприятиями АПК, экономике и управлению имуществом; - государственное учреждение ГУ "Порецкая РСББЖ" (по согласованию); - главы администраций сельских поселений (по согласованию) - сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности (по согласованию); - сельскохозяйственные потребительские кооперативы (по согласованию).
|
Цели программы |
- повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса, обеспечение устойчивого функционирования и развия агропромышленного комплекса, улучшение продовольственного обеспечение населения, создание социально-экономических условий, обеспечивающих улучшение условий жизни сельского населения
|
Задачи программы |
- создание производственно-экономических условий для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение производительности труда и заработной платы работников сельскохозяйственных организаций; - развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства, увеличение конкурентноспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; - увеличение доходности и финансовой устойчивости отрасли; - создание условий для устойчивого развития сельских территорий
|
Сроки реализации программы
|
2008-2012 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Объем финансирования программы в 2008-2012 годах составляет 779,68 млн.руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 83,71 млн.руб. 2008 год - 20,78 млн.руб., 2009 год - 21,00 млн.руб., 2010 год - 17,42 млн.руб., 2011 год - 17,08 млн.руб., 2012 год - 7,43 млн.руб. За счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 89,95 млн.руб. 2008 год - 11,6 млн.руб., 2009 год - 17,95 млн.руб., 2010 год - 19,79 млн.руб., 2011 год - 20,28 млн.руб., 2012 год - 20,33 млн.руб. За счет средств внебюджетных источников предусматривается привлечь в 2008-2012 годах - 606,02 млн.руб.
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Индекс физического объема валовой продукции сельского хозяйства возрастет в 2012 г. в % к 2006 г. до 131,7%; уровень заработной платы в - 3,4 раза; объем валовой продукции растениеводства на душу населения до 139,6%; объем валовой продукции животноводства на душу населения до) - до 139,8%; увеличение удельного веса семян элитных и I-IV репродукции в общем объеме семян зерновых и зернобобовых культур - до 87%; производительность труда - до 220%; удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади - до 85%
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и экономической эффективности |
- достижение объемов производства во всех категориях хозяйств к 2012 году к уровню 2006 года составит: зерна 31,03-42,05 тыс. тонн (118,4-164,2,0 процент), картофеля - 21,81-23,58 тыс. тонн (106,9-115,5, процента), овощей - 11,66-13,21 тыс. тонн (111,0-125,8 процента), молока - 11,09-13,05 тыс. тонн (101,3-113,4 процент), мяса скота и птицы - 2,58-2,79 тыс. тонн (103,5-109,3 процента), яиц - 5,09-5,4 млн. штук (100,3,-102,0 процента). доведение удельного веса семян элитных и 1-4 репродукции в общем объеме семян зерновых и зернобобовых культур составит 87 процентов. Социальная эффективность программы будет выражена в: повышение доходности и качества жизни сельского населения; развитии общеобразовательной системы по подготовке и переподготовке кадров для агропромышленного комплекса района. Экономическая эффективность программы к 2012 году будет выражена в: увеличении суммы инвестиций в развитие агропромышленного комплекса; увеличении темпов роста объемов производства продукции сельского хозяйства; обеспечения средней рентабельности в сельском хозяйстве района не менее 10 процентов.
|
Система организации контроля за исполнением программы |
Исполнители мероприятий программы ежегодно к 10 февраля до 2013 года представляют информацию о ходе выполнения программы главе администрации района. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Муниципальная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее - программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2007 г. N 287.
В районе аграрная политика последних лет была направлена на сохранение всех мер государственной поддержки, введение новых направлений, ориентированных на стимулирование конечных результатов, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции.
Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" с привлечением финансовых потоков из федерального бюджета и республиканского бюджета позволили сельскохозяйственным товаропроизводителям района увеличить объем привлекаемых льготных кредитов и способствовала росту объемов животноводческой продукции.
Однако это радикальным образом не решило проблем низкой доходности сельскохозяйственного производства, не повлияло на многолетнюю отраслевую проблему неудовлетворительного финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В свою очередь вышеназванные экономические проблемы способствовали выводу из оборота земель сельскохозяйственного назначения и уходу из села квалифицированных специалистов и работников, снижению технического, ресурсного потенциала сельского хозяйства.
Низкая доходность растениеводства и животноводства создает проблему эффективного использования основного средства производства отрасли - земли.
Непаритетность межотраслевых отношений привела к падению технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, объем сельскохозяйственной продукции, которую сельскохозяйственная организация должна была продать для приобретения трактора увеличился по сравнению с уровнем 2002 года в 1,5 раза (при реализации пшеницы) и в 1,3 раза - при реализации молока. Увеличивается разрыв цен между основными видами сельскохозяйственной продукции и приобретаемыми горюче-смазочными материалами. В 2006 году на приобретение 1 тонны дизельного топлива требовалось реализовать молока в 1,8 раза больше, чем в 2002 году.
Складывающиеся рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию не обеспечивают получение прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. В целях регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, участия в создании и функционировании оптовых продовольственных рынков в республике создано казенное унитарное предприятие Чувашской Республики "Продовольственный фонд Чувашской Республики".
Одним из основных и актуальных способов защиты имущественных интересов сельхозтоваропроизводителей на современном этапе развития аграрного сектора экономики является страхование и, прежде всего, страхование урожая сельскохозяйственных культур.
С учетом необходимости использования страховой защиты в сфере АПК в настоящее время применяется механизм стимулирования сельхозтоваропроизводителей к страхованию урожая через механизм субсидирования страховых платежей. Однако не все сельхозтоваропроизводители являются полноценными участниками рынка страховых услуг из-за недостатка финансовых ресурсов.
Реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" способствовала частичному решению проблемы, но требуется расширение и продление мероприятий по государственной поддержке в целях оказания комплексного воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в отрасли.
Решение вышеназванных проблем сельского хозяйства невозможно без принятия долговременных стратегических мер развития отрасли и создания стабильных условий функционирования. Районная целевая программа является документом, выстраивающим на среднесрочный период механизм взаимоотношений федерального и республиканского бюджетов по поддержке отрасли, определяющим объемы финансирования и конкретный перечень мероприятий для достижения целевых показателей.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития агропромышленного комплекса и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Реализация программы позволит создать экономические и социальные условия, способствующие повышению эффективности агропромышленного комплекса, активизации деятельности малых форм хозяйствования в сельской местности, росту уровня занятости и доходов сельского населения и улучшению социально-экономической ситуации в районе.
II. Основные цели и задачи программы
Целями программы является повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса, обеспечение устойчивого функционирования и развития его, улучшение продовольственного обеспечения населения, создание социально-экономических условий, обеспечивающих улучшение условий жизни сельского населения района.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих основных задач:
создание производственно-экономических условий для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение производительности труда и заработной платы работников;
развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства, увеличение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
увеличение доходности и финансовой устойчивости отрасли;
создание условий для устойчивого развития сельских территорий.
Реализация программы обеспечит интенсивное развитие основных отраслей сельскохозяйственного производства района.
Прогнозные объемы производства основных видов продукции на 2008-2012 годы предусмотрены в двух вариантах: первый - инерционный (отражает развитие сельского хозяйства в условиях низких темпов роста), второй - умеренно оптимистичный (ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности сельскохозяйственного бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер по ускорению экономического роста).
III. Перечень программных мероприятий
Проведение комплекса мероприятий с целью развития конкурентоспособного агропромышленного производства предусматривает действия по следующим направлениям:
создание общих условий функционирования сельского хозяйства:
поддержание почвенного плодородия;
техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства;
регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
создание системы государственного информационно-консультационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
кадровое обеспечение агропромышленного комплекса;
стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;
развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства:
приоритетное развитие животноводства;
развитие приоритетных отраслей растениеводства;
развитие перерабатывающих отраслей;
достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства:
повышение доступности кредитов;
повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
снижение рисков в сельском хозяйстве;
устойчивое развитие сельских территорий.
Результатом реализации предложенных мер станет развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, малых форм хозяйствования, создание развитого сельскохозяйственного рынка, улучшение финансового состояния организаций АПК, устойчивое развитие сельских территорий, рост благосостояния сельского населения.
3.1. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
В данной программе предусматривается осуществлять мероприятия по поддержке почвенного плодородия, техническому оснащению и перевооружению, созданию системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, организации сельскохозяйственного рынка, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами.
Повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий будет осуществляться путем проведения мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв путем противоэрозионных, агрохимических, лесомелиоративных и других мероприятий.
Предусматривается техническое и технологическое перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет приобретения высокоэнергоемкой техники по льготным инвестиционным кредитам и лизингу и внедрения ресурсосберегающих технологий.
Предусмотрено создание и функционирование сельскохозяйственного рынка с доступом всех сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Получит дальнейшее развитие информационно-консультационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и внедрение инноваций.
Кадровая политика будет строиться на основе обеспечения отрасли специалистами и работниками необходимых профессий с задействованием всех ступеней системы аграрного образования.
3.1.1. Поддержание почвенного плодородия
Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса района и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почв во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.
Программой предусматривается выделение ассигнований из федерального, республиканского бюджетов и внебюджетных источников средств на капитальные вложения, проведение НИОКР и прочих мероприятий.
Агрохимические мероприятия
Одним из важных показателей плодородия почв является степень их кислотности и обеспеченность подвижными формами фосфора и калия.
Проведение комплекса агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия.
Для оценки состояния и динамики почвенного плодородия предусматривается проведение систематического крупномасштабного агрохимического и эколого-токсикологического обследования почв земель сельскохозяйственного назначения.
Для обеспечения объективности результатов мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения необходимо обеспечить 5-6-летний цикл агрохимического обследования пахотных земель.
Результаты агрохимического обследования служат базой для рационального эффективного применения всех видов удобрений и мелиорантов.
Для стабилизации почвенной кислотности ежегодно необходимо проводить работы по известкованию кислых почв на площади 1100 га, кроме того, фосфоритованию на площади 700. га, каливанию на площади 100. га.
Меры государственной поддержки по данному направлению будут обеспечены в виде субсидирования затрат по проведению агрохимических работ, включая агрохимическое обследование.
Применение минеральных удобрений
Потребность в минеральных удобрениях в 4-6 раз превышает то количество, которое применяется в настоящее время. В современных экономических условиях сельскохозяйственные предприятия района пока не могут приобретать необходимое количество минеральных удобрений, но без роста их применения дальнейшее наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции невозможно.
Высокую эффективность минеральные удобрения имеют на выращивании зерновых культури кормовых культур в виде подкормок и основного внесения. Для получения качественной продукции необходимо сбалансированное применение азотных, фосфорных и калийных удобрений. К 2012 году предусматривается увеличение ежегодного внесения минеральных удобрений в действующем веществе - до уровня 40,0 кг на 1 га. В связи с этим к 2012 году потребность в минеральных удобрениях в действующем веществе достигнет 1300 т.
При освоении новых технологий выращивания сельскохозяйственных культур внесение минеральных удобрений при посеве удваивает их отдачу.
В рамках государственной поддержки будет осуществляться субсидирование затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от организационно-правовой формы на приобретение минеральных удобрений по двум направлениям:
- на условиях долевого финансирования из федерального и республиканского бюджетов.
Применение средств защиты растений
Согласно технологии выращивания сельскохозяйственных культур на мероприятия по защите посевов от болезней и вредителей сельскохозяйственных культур, борьбе с сорной растительностью требуется ежегодно не менее 12 миллионов рублей.
Необходимость применения средств химической и биологической защиты растений определяется после проведения фитосанитарного мониторинга. а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителей и заболеваний на окружающую среду.
Предусмотрено применение пестицидов нового поколения, более токсичных к сорнякам, болезням и вредителям при малых дозах и способных быстро разлагаться в почве и растениях, с высокой окупаемостью и обеспечивающих исключение ручного труда на посевах картофеля, кормовой свеклы, овощей и других высокоинтенсивных пропашных культур. При внедрении ресурсосберегающих технологий будут использованы гербициды на паровых полях, позволяющие сократить прямые затраты и горючее на основную и поверхностные обработки почвы.
В рамках государственной поддержки будет осуществляться субсидирование затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от организационно-правовой формы на приобретение средств химической защиты растений по двум направлениям:
- на условиях долевого финансирования из федерального бюджета и республиканского бюджета.
Биологизация земледелия и применение органических удобрений
В ближайшей перспективе одним из реальных и экономически выгодных путей, обеспечивающих сохранение плодородия почв и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, наряду с применением средств химизации, станет биологизации земледелия, которая предполагает, помимо более полного использования всех ресурсов традиционных органических удобрений, внедрение сидеральных паров, организацию запашки измельченной соломы, использование многолетних бобовых трав и зернобобовых культур. Кроме этого, сидераты позволяют успешно бороться с эрозией почв, болезнями и вредителями растений и сорняками. К 2012 году предусматривается увеличение ежегодного внесения органических удобрений (навоза, торфа, сапропеля и др.) и доведение до уровня 1,7 т на 1 га.
Меры государственной поддержки по данному направлению будут обеспечены в виде выделения субсидий на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, агрохимические работы, противопаводковые и мелиоративные мероприятия.
3.1.2. Техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства
Организация обеспечения сельхозтоваропроизводителей материально-техническими ресурсами во многом определяет эффективность их функционирования, рентабельность производства.
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.
В целях осуществления поддержки мероприятий Программы как из федерального, так и из республиканского бюджета предполагаются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства.
Инвестиционные кредиты на эти цели предполагается предоставлять сроком до 10 лет.
Также предусматриваются поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий.
Выполнение технического перевооружения сельскохозяйственного производства района в рамках реализации данной программы, а также применение ресурсо- и энергосберегающих технологий производства сельскохозяйственных культур, использование высокопроизводительных энергонасыщенных тракторов, зерноуборочных комбайнов, комбинированных агрегатов, совмещающих за один проход машинно-тракторного агрегата несколько операций обработки почвы, позволят:
повысить производительность машинно-тракторных агрегатов;
увеличить энерговооруженность и энергообеспеченность гектара пашни;
снизить затраты на производство продукции, повысить качество работ;
оптимизировать тракторный парк (снижение количества машин в парке будет компенсировано существенным увеличением мощностей сельскохозяйственных агрегатов);
стабилизировать парк зерноуборочных комбайнов, оснастив сельскохозяйственных товаропроизводителей комбайнами повышенной пропускной способности и высокой технической готовности;
заменить в парке сельскохозяйственных машин однооперационные агрегаты, универсально-комбинированными и многофункциональными.
3.1.3. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Развитие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предусматривается за счет:
1) ориентации производства на возможности рынка, потребности потребителей;
2) вхождение в региональную маркетинговую информационную систему агропромышленного комплекса республики, внедрения во всех организациях принципов и механизмов маркетинга;
3) создания эффективной рыночной инфраструктуры, направленной на обеспечение реализации продукции организаций агропромышленного комплекса района, обеспечение свободного равного доступа на рынки сбыта для всех организаций.
Основные направления государственной политики по регулированию агропродовольственного рынка, совершенствованию ценообразования в аграрном секторе и развитию инфраструктуры аграрного и продовольственного рынков определены Указом Президента Чувашской Республики от 19 мая 2004 г. N 55 "О мерах по совершенствованию сбыта и закупок продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей Чувашской Республики".
В рамках совершенствования ценообразования предусматривается закупка сельскохозяйственной продукции в соответствии с планом-заказом по гарантированным ценам через казенное унитарное предприятие Чувашской Республики "Продовольственный фонд Чувашской Республики".
В целях реализации национального проекта на территории района, выразившейся в увеличении поголовья скота в личных подсобных хозяйствах и возникновением в связи с этим проблемы сбыта мяса с частного подворья необходимо налаживание взаимоотношений владельцев ЛПХ с созданнымими сельскохозяйственными сбытовыми потребительскими кооперативами и открытие в 2008 году сельскохозяйственного кооперативного рынка для торговли продукцией, произведенной сельхозтоваропроизводителями района.
3.1.4. Создание системы государственного информационно-консультационного обеспечения в сфере сельского хозяйства
С вступлением в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года в районе создан Информационно-Консультационный Центр, который позволит создать систему получения и передачи сельскохозяйственных знаний и информации, необходимых для ведения производства и увеличения эффективности хозяйственной деятельности и тем самым в увеличении уровня доходов в сельской местности.
3.1.5. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
Сложившиеся экономические и социальные условия в сельском хозяйстве района требуют от специалистов высокого профессионализма, знания современных достижений аграрной науки и новейших технологий, как в области производства, так и в сфере управления. В связи с этим в районе остро стоит вопрос обеспечения высококвалифицированными кадрами.
В настоящее время также одной из серьезных проблем является низкая конкурентоспособность сельского хозяйства района из-за недостаточного внедрения передовых технологий в производство, нехватка специалистов и рабочих высокой квалификации. Для решения этой проблемы необходимо готовить технически грамотных специалистов с высшим образованием, в совершенстве владеющих самыми передовыми технологиями. На современном этапе актуальным становится обеспечение руководителям и специалистом сельскохозяйственного производства прохождение стажировок не только в пределах Чувашской Республики, но и в зарубежных предприятиях, позволяющих устанавливать деловые и дружеские контакты, перенимать опыт работы.
Целями осуществления мероприятий по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса являются:
уменьшение текучести кадров, снижение сменяемости руководителей и специалистов в сельскохозяйственных организациях;
повышение качества переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, постоянно работающих в АПК и выпускников вузов и техникумов, решивших работать в сельскохозяйственном производстве;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечение переподготовки и повышения квалификации специалистов АПК в соответствии с требованиями современной экономики;
повышение доступности жилья для молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание жить и работать на селе;
Для достижения поставленных задач предусматривается реализация следующих мероприятий:
осуществление целевой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием из числа сельской молодежи для организаций агропромышленного комплекса;
подготовка специалистов для работы в страховых организациях и сельскохозяйственных потребительских кооперативах, включая сельские кредитные кооперативы;
работа с представителям молодежи, занятых в отрасли АПК, достигшим значительных результатов в производственной и управленческой деятельности, по получению специальной стипендии Президента Чувашской Республики в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 года N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике";
стимулирование руководителей сельскохозяйственных организаций путем реализации Указов Президента Чувашской Республики от 17 февраля 2005 г. N 15 "О дополнительном государственном содействии селу в обеспечении руководящими кадрами в производственной сфере" и от 27 июля 2006 года N 61 "О дополнительных мерах по стимулированию деятельности крупных сельскохозяйственных организаций".
3.1.6. Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе
Развитие личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств
На начало 2008 года в районе насчитывалось 6830 личных подсобных хозяйств населения. В их распоряжение предоставлено 4792 га земли. Хозяйства населения специализируются на производстве мяса, молока, яиц, картофеля, овощей, плодов и ягод. При этом произведенная продукция предназначена прежде всего для личного потребления и товарность остается низкой. Производство в ЛПХ в основном базируется на ручном труде и традиционных технологиях. При этом успешнее ведется хозяйство на тех сельских территориях, где имеются стабильно и эффективно работающие сельскохозяйственные организации. Часть ресурсов для личных подсобных хозяйств выделяется в виде натуроплаты или в счет зарплаты, а также предоставляются необходимые транспортные, зоотехнические и другие услуги.
Важной составляющей мелкотоварного сектора являются крестьянские (фермерские) хозяйства. Число крестьянских (фермерских) хозяйств составило на 01.01.2008 года 59, площадь предоставленных им земельных участков - 1137 га.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" увеличилась доступность льготных кредитных ресурсов для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на приобретение сельскохозяйственной техники, строительство животноводческих помещений. За время реализации приоритетного национального проекта число заемщиков составило 1087, а сумма привлеченных кредитов - 120,7 млн. рублей.
Привлечение значительной суммы финансовых средств позволило укрепить материально-техническую базу сектора, простимулировало рост объемов производства и его товарность.
Для повышения роли малых форм хозяйствования в обеспечении экономического роста, занятости сельского населения предусматривается их дальнейшее развитие путем:
обеспечения доступности к мерам государственной поддержки;
активизации работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, заготовительных, снабженческих, обслуживающих, кредитных) и увеличения товарности в этом секторе;
создания взаимовыгодных условий сотрудничества с сельскохозяйственными организациями.
Организация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов
За время реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в районе создано 11 перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, кредитных и обслуживающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Для обеспечения деятельности этих кооперативов оказывается государственная помощь в обеспечении оборудованием для первичной переработки сельскохозяйственной продукции, оргтехникой, проведении обучающих семинаров как для специалистов кооперативов, так и для глав поселений и граждан.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов еще недостаточно организована.
В рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории района предусматривается создание в каждом сельском поселении сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Целями осуществления мероприятий по организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (включая кредитные) являются повышение эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции путем обеспечения сельскохозяйственных потребительских кооперативов доступности к рынкам снабжения и сбыта, переработке продукции и услугам, а также осуществление деятельности сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в каждом сельском поселении.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
развитие инфраструктуры сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
развитие информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
формирование двухуровневой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
техническое перевооружение, реконструкция и строительство цехов и производств по переработке сельскохозяйственной продукции, внедрение современных технологий в действующих и вновь создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
совершенствование условий для малых форм хозяйствования по реализации сельскохозяйственной продукции, снабжению, расширению сферы услуг и осуществлению ими других видов деятельности;
дальнейшее развитие сельской кредитной кооперации.
3.2. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
Условия функционирования сельского хозяйства района в последние годы определили сворачивание объемов производства в тех отраслях, которые были убыточными.
Производство зерна в районе является основой для стабильной работы растениеводства и от объемов его производства зависит устойчивая работа всей отрасли.
Для развития традиционных в районе отраслей и специализированных направлений необходима экономическая мотивация сельхозтоваропроизводителей и соответствующие меры государственной поддержки таких приоритетных отраслей, как:
в растениеводстве - производство зерна, картофеля, и кормовых культур;
в животноводстве - молочное и мясное животноводство, свиноводство;
Меры государственной поддержки для вышеназванных отраслей будут направлены на их интенсификацию и повышение генетического и ресурсного потенциала, обеспечение кадрами соответствующих новым техническим и технологическим требованиям.
Основными направлениями государственной поддержки будут следующие:
субсидирование части затрат на приобретение элитных семян;.
поддержка племенного животноводства;
субсидирование части затрат на содержание высокопродуктивных животных.
Реализация направлений государственной поддержки позволит:
увеличить долю семян высоких репродукций до научно обоснованных норм, внедрить новые районированные сорта с повышением урожайности сельскохозяйственных культур;
повысить удельный вес племенного скота в стаде.
3.2.1. Приоритетное развитие животноводства
Увеличение объемов производства продукции животноводства является одной из основных целей программы. В решении данной задачи ключевым направлением является интенсификация отраслей молочного и мясного скотоводства, свиноводтва.
Стабилизация в отрасли животноводства и переход к устойчивому его развитию будет осуществляться путем улучшения генетического потенциала животных и улучшения условий их содержания. Достижение целевых показателей по производству животноводческой продукции будет обеспечиваться за счет полного использования потенциала продуктивности животных, оптимизации структуры стада разводимых сельскохозяйственных животных, создания благоприятных условий инвестиционной политики в отрасли, обеспечения ветеринарной защиты животных.
За счет внедрения энергосберегающих технологий, улучшения культуры ведения животноводства к 2012 году по сравнению с 2006 годом производство мяса во всех категориях хозяйств района вырастет на 23,0%, молока - на 31,0%, яиц на 38,0% (приложение N 3).
Развитие молочного скотоводства
Производство молока в районе сосредоточено как в сельскохозяйственных организациях, так и хозяйствах населения. Развитие молочного скотоводства, являющегося для сельского хозяйства основой стабильности, в перспективе будет базироваться на решении следующих задач:
сохранения и увеличения поголовья коров;
улучшения племенной работы;
проведению работы по улучшению структуры стада;
внедрению рационов кормления, соответствующих потенциалу продуктивности животных;
улучшению содержания поголовья с применением современных технологий и научных рекомендаций.
Решение вышеназванных задач позволит увеличить продуктивность коров к 2012 году до 4800 кг и обеспечит ежегодный рост поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств.
Основное производство молока будет сосредоточено в хозяйствах, имеющих оптимальное по поголовью и продуктивности молочное стадо и современную техническую и технологическую базу. Основными хозяйствами по специализации производства молока в районе будут: СПК им.Ленина, СПК "Маяк", ООО ОПХ "Простор", СХПК "Никулинсий", СХПК "Заветы Ильича".
Кроме увеличения объемов производства продукции молочного скотоводства важнейшим фактором повышения рентабельности отрасли является улучшение ее качества. В связи с этим предусматривается оснащение молочнотоварных ферм отечественным и импортным оборудованием, обеспечивающим высокое качество молока.
В целях государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривается возмещение части расходов на содержание высокопродуктивного поголовья коров. Размеры субсидий будут рассчитываться по ставкам, установленным с учетом показателей надоев молока на 1 корову не менее 3500 кг в год.
Развитие мясного скотоводства
В настоящее время мясное скотоводство в районе находится в стадии зарождения. Для производства говядины используется скот молочного направления, продуктивность которого ниже по сравнению с мясными породами. В целях развития мясного скотоводство будет проводиться работа по приобретению и завозу чистопородных животных герефордской и лимузинской пород.
В период реализации программы развитие мясного животноводства будет направлено на формирование племенного поголовья, увеличения численности поголовья этого направления.
По технологии мясного скотоводства будет использоваться часть неэффективного выбракованного поголовья молочного стада коров, что позволит наряду с сохранением их поголовья, увеличить производство высококачественного мяса крупного рогатого скота.
В целях государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривается возмещение части расходов на содержание высокопродуктивного поголовья крупного рогатого скота. Размеры субсидий будут рассчитываться по ставкам, установленным с учетом показателей среднесуточного прироста живой массы на выращивании и откорме не менее 600 граммов в год.
Развитие свиноводства
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие АПК" позволила увеличить поголовье свиней во всех категориях хозяйств района. Однако не решены проблемы разведения свиней, дающих продукцию беконного и мясного стандартов, остаются сложными проблемы сбыта и ценообразования.
Дальнейшее развитие свиноводства предусматривается на основе развития как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в секторе хозяйств населения.
Как одну из скороспелых и быстроокупаемых отраслей животноводства, свиноводство предусматривается развивать для наращивания объемов производства мяса.
Развитие овцеводства
Поголовье овец в районе содержится в хозяйствах населения, крестьянских (фермерских) хозяйствах и производство продукции овцеводства в большей части не имеет товарного характера и идет на личное потребление.
В программе мероприятия по развитию овцеводства будут направлены на обеспечение в достаточном количестве племенного поголовья, тех пород, в которых заинтересованы сельхозтоваропроизводители (как сельскохозяйственные организации, так и мелкотоварный сектор). Основными породами, разводимыми в районе будет Романовская.
Поддержка племенного животноводства
Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства является в обеспечении потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности в племенной продукции.
Племенное животноводство призвано обеспечить процесс воспроизводства племенных животных в целях улучшения продуктивных качеств сельскохозяйственных животных и разведения высокопродуктивных сельскохозяйственных животных.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
стимулирование приобретения высококачественной продукции.
Поддержку племенного животноводства предполагается осуществлять сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от организационно-правовой формы по двум направлениям:
- на условиях долевого финансирования из федерального бюджета и республиканского бюджета.
- Субсидии будут предоставлятся:
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от организационно-правовой формы на возмещение части затрат:
на приобретение семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства;
на приобретение племенных животных, племенных яиц, суточных цыплят всех видов птиц племенной специализации.
на приобретение быков-производителей.
Реализация мер по поддержке племенного животноводства осуществляется также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.
Укрепление кормовой базы и улучшение кормления сельскохозяйственных животных
Приоритетом в увеличении объемов производства продукции животноводства является повышение продуктивности сельскохозяйственных животных. Использование потенциала высокопродуктивного поголовья сельскохозяйственных животных позволит решить проблему наращивания объемов производства продукции. Обязательным условием реализации программы является устойчивое обеспечение животных сбалансированными кормами.
В соответствии с прогнозируемыми объемами производства животноводческой продукции на 2008-2012 годы необходимо обеспечить потребность отрасли в кормах из расчета 30-35 центнеров кормовых единиц на 1 условную голову.
В целях дальнейшего повышения продуктивности животноводства и его эффективности в программе предусмотрены следующие мероприятия:
- внедрение инновационных технологий в кормопроизводстве;
- увеличение объемов производства кормового белка и увеличение биоконверсии кормов;
научно-обоснованная организация кормления сельскохозяйственных животных;
- совершенствование структуры посевных площадей и освоение кормовых севооборотов.
Ветеринарная защита отрасли животноводства
Ветеринарное благополучие и перспектива развития отрасли животноводства тесно связаны с деятельностью ветеринарной службы.
В целях дальнейшего повышения эффективности ветеринарной защиты поголовья скота и птицы будут проводиться следующие мероприятия:
проведение противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий (диагностические исследования, специфическая профилактика, карантинные мероприятия и ликвидация очагов особо опасных заболеваний);
организация систематического контроля за эпизоотической ситуацией в хозяйствах и осуществление системы общей профилактики заболеваний;
проведение своевременной и качественной диагностики основных инфекционных, инвазионных, массовых незаразных болезней скота;
осуществление полной вакцинации скота и птицы;
осуществление постоянного контроля за качеством продукции в соответствии с ветеринарными требованиями;
осуществление контроля за качеством кормов в период заготовки и полноценностью рационов перед скармливанием;
проведение профилактических ветеринарно-санитарных мероприятий по предупреждению распространения гриппа птицы.
3.2.2. Развитие приоритетных отраслей растениеводства
В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала, развития приоритетных отраслей растениеводства.
Производство зерна
Основные направления повышения эффективности производства зерна в рыночных условиях:
внедрение энерго, и ресурсосберегающих технологий;
производство высококачественного продовольственного зерна;
развитие зернового рынка.
Зерновое производство большинства сельскохозяйственных предприятий района характеризируются высокой энергозатратностью, низкими объемами использования средств химизации, нарушениями сроков и качества выполняемых технологических работ.
Современная научно обоснованная технология возделывания зерновых культур предполагает применение минимальных и мульчирующих обработок почвы, комбинированных почвообрабатывающих и посевных агрегатов.
Переход на новые технологии позволяет снизить в 2 раза количество выполняемых технологических операций, снизить энергозатраты на 30-40%, отказаться от массового применения вспашки, удельный вес затрат на которую составляет 60-80% от общего объема затрат по обработке почвы и посеву.
В структуре зерновых посевные площади озимых культур в 2008 и последующих годах будут доведены до оптимального уровня 40-45% этой группы.
Снижение засоренности посевов на основе повышения общей культуры земледелия дает возможность перейти повсеместно к однофазной уборке, что позволит сэкономить на косовице зерновых.
Современные технологии в сочетании с использованием средств химизации (удобрений, пестицидов) в научно-обоснованных объемах позволят повысить урожайность зерновых и зернобобовых культур.
Производство продовольственного зерна с применением инновационных технологий будет сконцентрировано в ООО ОПХ "Простор", СХПК "Никулинский" СХПК "Новь", СПК им.Ленина, крестьянских (фермерских) хозяйствах, что позволит валовое производство зерна к 2012 году довести до 42.05 тыс. тонн.
Эффективное использование потенциала района по производству высококачественного зерна позволит существенно повысить рентабельность отрасли растениеводства.
Производство картофеля
Основное направление в картофелеводстве: увеличение посевных площадей эффективное использование современной технологической базы, достижение максимальной урожайности на основе использования качественного семенного материала, достаточных ресурсных вложений и выполнения технологических требований возделывания картофеля, а также формирование его устойчивого рынка.
Однако производство этой культуры в сельскохозяйственных предприятиях района незначительное, основными производителями картофеля являются личные подсобные хозяйства района. Узким местом в технологии производства картофеля в частном секторе является ресурсное обеспечение, т.е. поставка из семеноводческих хозяйств населению качественного семенного картофеля.
В целях организации интенсивного производства картофеля, снижения затрат на 1 га посевов, повышения урожайности и, в конечном счете, роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в программе предусматривается проведение следующих мероприятий:
увеличение посевных площадей картофеля в сельскохозяйственных предприятиях района;
применение высококачественного семенного материала и эффективных средств защиты растений;
комплексная механизация технологических процессов при возделывании картофеля, его уборке и хранении;
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе гребневой технологии возделывания картофеля.
Производство овощей
Мероприятия по развитию овощеводства предусматривают комплекс мер, обеспечивающих увеличение посевных площадей, значительный рост урожайности и производства овощей при снижении их себестоимости с учетом эффективного использования имеющихся производственных мощностей, привлечения дополнительных инвестиций и направлены на обеспечение населения района собственными овощами, расширение ассортимента и улучшения качества овощной продукции.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
внедрение в производство новых высокоурожайных сортов овощей;
увеличение посевных площадей под овощными культурами;
повышение урожайности и товарности овощей;
внедрение современных технологий возделывания;
оптимизации системы защиты растений от болезней и вредителей.
Производство рапса
Рапс - это лучший предшественник под зерновые культуры. Урожайность пшеницы, выращенной после рапса, повышается на 15-20%, а содержание клейковины в зерне на 2-3%. Введение рапса в севооборот позволяет перейти на минимальную, а затем и на нулевую обработку почвы при выращивании зерновых. Как и другие крестоцветные, он является фитосанитаром полей, накапливает органику и азот, улучшает структуру почв.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
Внедрение посевных площадей рапса в каждом сельскохозяйственном предприятии, увеличение урожайности и валовых сборов семян рапса.
Для получения высоких урожаев необходимо применять интенсивную технологию возделывания рапса, подразумевающее:
использование районированных сортов семян высоких репродукций;
применение зональных систем обработки почвы;
обеспечение растений элементами питания под запланированный урожай;
применение комплекса сельскохозяйственных машин для качественного выполнения работ в оптимальные сроки;
освоение интегрированной системы защиты растений;
применение озимых сортов рапса и сурепицы.
.
Поддержка элитного семеноводства
Стабильность растениеводческой отрасли в значительной мере определяется уровнем семеноводства в районе. Постоянное сортообновление и использование на посев высококачественного посевного материала - это наиболее эффективное направление, реально обеспечивающее наращивание производства сельскохозяйственной продукции.
Научно обосновано, что 50% прироста урожайности сельскохозяйственных культур достигается только за счет внедрения новых сортов, остальные 50% - за счет совершенствования технологии возделывания. Практика отечественного растениеводства также свидетельствует, что в современных условиях в общем росте урожайности культур на долю сорта приходится от 25 до 50%. В будущем вклад сорта в рост урожайности может достигнуть до 80%.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Создание на базе ООО ОПХ "Простор" семеноводческого хозяйства по производству семян зерновых культур;
увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно-обоснованной нормы исходя из расчета 15% общей площади посевов;
организация производства семян на основе прогрессивных технологий, достижений науки и передового опыта для ежегодного снабжения организаций АПК района семенами в полной потребности с учетом необходимого страхового и переходящего фондов;
обеспечение своевременного проведения сортосмены и сортообновления;
выявление новых более продуктивных сортов.
Поддержку элитного семеноводства предполагается осуществлять сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от организационно-правовой формы на возмещение части затрат по приобретению семян оригинальных, элитных, гибридного первого поколения и посадочного материала сельскохозяйственных растений по двум направлениям:
- на условиях долевого финансирования из федерального и республиканского бюджетов.
- Это позволит ускорить внедрение в производство новых высокоурожайных сортов и гибридов, улучшить посевные качества, сортовую чистоту и репродукционный состав семян сельскохозяйственных культур, используемых в агропромышленном комплексе района, то есть стимулировать своевременное проведение сортосмены и сортообновления.
3.2.3 Пищевая и перерабатывающая отрасль
Пищевая и перерабатывающая отрасль района развита недостаточна.
Основными направлениями развития являются:
- строительство и реконструкция приемных пунктов молока в каждом сельском поселении на базе модульных цехов "Молоконт";
- строительство мясохладобойни и колбасного цеха сельскохозяйственным потребительским перерабатывающим кооперативом "Возрождение" села Миренки.
- сохранение и увеличение объемов производства пищевых продуктов за счет пуска в эксплуатацию новых производств, проведения мероприятий по модернизации и техническому перевооружению, расширения и обновления ассортимента выпускаемой продукции с использованием нетрадиционного сырья.
Государственная поддержка развития организаций пищевой и перерабатывающей отрасли осуществляется через механизм субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам.
Предусматривается система мер по следующим ключевым направлениям:
- создание условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности их использования за счет совершенствования практики заключения соглашений с инвесторами и контроля их результативности;
- стабилизация и развитие отраслей, обеспечивающих рост производства продуктов питания местных товаропроизводителей;
- создание условий для укрепления и углубления интеграции перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий, развития производства продуктов с высокой долей добавленной стоимости и продукции глубокой переработки.
3.3. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
Опережающие темпы роста цен на материально-технические ресурсы по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию не позволяют резко увеличивать рентабельность сельскохозяйственного производства. Однако при этом, при проведении процедур финансового оздоровления удельный вес прибыльных хозяйств за последние годы несколько увеличился, но положительный итог достигнут за счет включения в финансовый результат сумм списанных пеней и штрафов. Кроме того, на увеличение числа прибыльных сельскохозяйственных организаций оказало влияние более эффективное действие отдельных инструментов государственной поддержки федерального и республиканского уровней. В 2008-2012 годах аграрная политика в районе будет проводиться путем:
увеличения производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
продолжения процедуры реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";
осуществления государственной поддержки инвестиционной деятельности в соответствии с Законом Чувашской Республики от 25.05.2004 г. N 8 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике".
За период реализации настоящей программы предполагается стабилизация финансового положения сельского хозяйства района. Средняя рентабельность будет находиться на уровне 10%.
3.3.1 Повышение доступности кредитов
Поддержка финансовых ресурсов сельхозтоваропроизводителей является важнейшей целью государственной поддержки в аграрной экономике. Это определяется специфическими условиями сельского хозяйства: недостатком свободных финансовых средств; высокой капиталоемкостью и низкой фондоотдачей отрасли; несовпадением сроков проведения затратных операций и получения доходов.
Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей в качестве направлений государственной поддержки предусмотрено Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства".
Господдержка предполагается в форме субсидирования затрат по уплате процентов за пользование кредитами, привлекаемыми сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Субсидии будут предоставляться как за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, так и на условиях долевого финансирования из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики. В первом случае предполагается заключение соответствующих соглашений с кредитными учреждениями, предусматривающими механизмы субсидирования затрат по уплате процентов. Во втором случае субсидирование затрат по уплате процентов за пользование кредитами будет осуществляться в соответствии с правилами, установленными федеральными органами исполнительной власти, в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), за счет средств федерального бюджета и в размере 1/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 г., возмещение части затрат на уплату процентов за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять в пределах двух третьих, но не менее одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу) и за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в пределах одной второй, но не менее одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Субсидии предполагается предоставлять на возмещение части затрат на уплату процентов по следующим видам кредитов (займов):
краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, - на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки;
инвестиционные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 8 лет сельскохозяйственным организациям и организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, - на приобретение оборудования (российского и зарубежного производства), оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, племенной продукции (материала), специализированного транспорта, спецтехники и оборудования, на строительство и реконструкцию прививочных комплексов, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (пшеницы, ржи, рапса).
3.3.2. Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе
Создание условий для финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является одним из направлений приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Основная задача при этом состоит в обеспечении доступности льготных кредитов крестьянским (фермерских) хозяйств, граждан ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В число мероприятий для решения данной задачи входят следующие:
- субсидирование затрат по уплате процентов за пользование кредитами (займами);
- расширение сети кредитных кооперативов на селе;
- развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, включая кредитную.
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, предполагается предоставлять в размере не менее 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа). Указанные субсидии предоставляются в размере не менее 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более их фактических затрат по следующим видам кредитов (займов):
для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:
на срок до 2 лет - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. рублей на одно хозяйство;
на срок до 5 лет - на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей на одно хозяйство;
для крестьянских (фермерских) хозяйств:
на срок до 2 лет - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на одно хозяйство;
на срок до 8 лет - на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на одно хозяйство;
для сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
на срок до 2 лет - на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, материалов для теплиц, в том числе для поставки их членам кооператива, приобретение сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооператива для ее дальнейшей реализации, а также на организационное обустройство кооператива и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 15 млн. рублей на один кооператив;
на срок до 8 лет - на приобретение техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе специализированного транспорта для перевозки комбикормов, инкубационного яйца, цыплят, ремонтного молодняка и родительского стада птицы, тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, приобретение специализированного технологического оборудования, холодильного оборудования, сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), в том числе для поставки их членам кооператива, строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства и кормопроизводства, строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, а также на строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 40 млн. рублей на один кооператив.
Реализация мер по развитию малых форм хозяйствования на селе будет осуществляться в том числе посредством предоставления кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, через представителя ОАО "Россельхоз банк" в районе.
Кроме того, государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами в кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья) в размере 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 г., возмещение части затрат на уплату процентов предполагается осуществлять в пределах одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
Финансирование мероприятий программы за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять в размере не менее 5% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 г., - в пределах одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
3.3.3. Снижение рисков в сельском хозяйстве
Фактором повышения устойчивости развития сельскохозяйственного производства и надежным инструментом возмещения потерь сельхозтоваропроизводителей в результате объективных рисковых обстоятельств является система сельскохозяйственного страхования.
Основные изменения в сфере агрострахования в настоящее время связаны с введением в действие Закона "О развитии сельского хозяйства".
Новый порядок государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур:
не имеет ограничения сроков его действия и соответственно предполагает перспективу его использования;
значительно расширяет перечень сельскохозяйственных культур, страхование которых будет субсидироваться - впервые за последние три года кроме зерновых, масличных и технических культур в перечень субсидируемых включены кормовые культуры, овощи и картофель;
В соответствии с установленным порядком государственная поддержка будет оказываться в форме субсидирования затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования, за счет средств федерального бюджета в размере 40% затрат и за счет республиканского бюджета Чувашской Республики - в размере не менее 10% затрат.
Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков гибели сельскохозяйственной продукции или снижения урожая (урожайности) сельскохозяйственных культур в результате воздействия опасных природных явлений - засухи, заморозков, вымерзания, выпревания, градобития, половодья и переувлажнения почвы.
Для обеспечения своевременного заключения договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур организации могут привлекать для уплаты страховых взносов коммерческие кредиты на условиях субсидирования процентных ставок.
Использование механизмов господдержки страхования сельскохозяйственных культур позволит увеличить удельный вес застрахованных посевных площадей по району в общей посевной площади до 85%.
3.4. Устойчивое развитие сельских территорий
Целью устойчивого развития сельских территорий является обеспечение их стабильного социально-экономического развития, направленное на повышение качества и условий жизни сельского населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
развитие жилищной сферы на селе, повышение уровня обеспеченности сельского населения жильем, доступности жилья для сельских граждан с различным уровнем доходов;
повышение комфортности проживания в сельской местности за счет укрепления инженерного обустройства сельских поселений;
улучшение качества получаемых сельскими жителями социальных благ.
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться за счет:
средств федерального бюджета, выделяемых на основе принципа софинансирования;
средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
средств внебюджетных источников (банков, других организаций, граждан).
IV. Ресурсное обеспечение программы и основные индикаторы ее реализации
Финансирование мероприятий программы осуществляется по многоканальному принципу: за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников.
Перечень инвестиционных мероприятий включает финансирование расходов по повышению плодородия почв, поддержке племенных и семеноводческих хозяйств, техническому переоснащению и перевооружению сельскохозяйственных организаций.
Общий объем финансирования программы в 2008-2012 годах составит 779,68 млн. рублей, в том числе:
в 2008 году - 135,95 млн. рублей;
в 2009 году - 150,23 млн. рублей;
в 2010 году - 158,58 млн. рублей;
в 2011 году - 167,21 млн. рублей;
в 2012 году - 167,71 млн. рублей.
Распределение средств по мероприятиям программы и годам ее реализации приведены в приложении N 1.
Важнейшие индикаторы реализации программы приведены в приложении N 2.
V. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения
Механизм реализации программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей мероприятий, направленные на формирование эффективного высокотехнического и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения.
Соисполнителями программы являются: отделы администрации района, главы сельских поселений, организации агропромышленного комплекса района, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Исполнители мероприятий программы ежегодно к 10 февраля до 2013 года представляют информацию о ходе выполнения программы главе администрации Алатырского района.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных программой, обеспечит сохранение и наращивание ресурсного потенциала, проведение целенаправленной финансовой, структурной политики, освоение высоких технологий, достижение объемов производства во всех категориях хозяйств к окончанию срока действия программы (к уровню 2007 года): зерна 31,03-42,05 тыс. тонн (118,4-164,2,0 процент), картофеля - 21,81-23,58 тыс. тонн (106,9-115,5, процента), овощей - 11,66-13,21 тыс. тонн (111,0-125,8 процента), молока - 11,09-13,05 тыс. тонн (101,3-113,4 процент), мяса скота и птицы - 2,58-2,79 тыс. тонн (103,5-109,3 процента), яиц - 5,09-5,4 млн. штук (100,3,-102,0 процента).
Достижение указанных объемов производства сельскохозяйственной продукции будет возможным при финансировании программных мероприятий в объемах, предусмотренных в приложении N 1.
Совокупность реализуемых мероприятий программы позволит максимально мобилизовать имеющиеся ресурсы сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить трудовую активность работников, что в свою очередь положительно скажется на росте объемов производства продукции.
Основными показателями развития агропромышленного производства станут не только повышение объемов производства, но и устойчивое увеличение доходов агропромышленного комплекса и его работников, за счет чего увеличится поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.