См. Стратегию социально-экономического развития Ибресинского района Чувашской Республики до 2020 г.
В целях создания динамично развивающейся, конкурентноспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения, повышение уровня и качества жизни населения Ибресинского района, постановляю:
1. Вынести проект Стратегии социально-экономического развития Ибресинского района до 2020 года на рассмотрение Собрания депутатов Ибресинского района.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел экономики и управления имуществом.
Глава Ибресинского района |
А.И.Петров |
Проект стратегии
социально-экономического развития Ибресинского района до 2020 года
Введение
Стратегия социально-экономического развития Ибресинского района до 2020 года определяет приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.
Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:
- социальная ориентация, полагающая главной целью повышение уровня и качества жизни населения Ибресинского района;
- устойчивое развитие Ибресинского района, создание динамично развивающейся, конкурентноспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда;
Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального и республиканского уровня:
ации;
ежегодных посланиях Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики;
Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, представленной в Послании Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики.
указах Президента Чувашской Республики, направленных на формирование современной инфраструктуры, в том числе на жилищное строительство, дорожное строительство, обеспечение населения качественной питьевой водой, занятости сельского населения, ускоренное развитие малого предпринимательства, развитие инновационной среды, физической культуры и спорта, на пропаганду здорового образа жизни, создание сельских модельных библиотек и реализацию инновационных программ в сфере культуры, на благоустройство населенных пунктов и территорий;
законодательных и иных нормативных правовых актах Чувашской Республики;
республиканских целевых программ;
районных целевых программ.
Основными целями разработки Стратегии являются:
формирование основы для совместных действий органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций;
обеспечение согласованности действий органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в решении стратегически важных проблем социально-экономического развития.
Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Ибресинского района и служит основой для разработки комплексной программы экономического и социального развития района, муниципальных целевых программ, перспективных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и среднесрочных финансовых планов.
Стратегия базируется на оценке потенциала социально-экономического развития Ибресинского района, анализе конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений.
1. Оценка потенциала социально-экономического развития Ибресинского района
1.1. Современная социально-экономическая ситуация в Ибресинском районе
Ибресинский район расположен в центральной части Чувашской Республики. Общая площадь района составляет 120118 га, в том числе гослесфонд - 77402 га, земли сельскохозяйственного назначения - 29476 га.
Ибресинский район пересекает железная дорога Казань - Рузаевка, автомобильная дорога республиканского значения. Транспортная сеть благоприятствует развитию экономических связей с другими регионами страны.
Ибресинский район по использованию земель - сельскохозяйственный. Полезных ископаемых на территории района не имеется. В небольших количествах используется глина и песок для нужд строительства.
Промышленность района в основном представлена 19 предприятиями всех форм собственности, производящими продукцию, выполняющих работы и услуги промышленного характера, из них 11 предприятий действуют в отрасли лесной и деревообрабатывающей промышленности, 3 предприятия - пищевой отрасли, 1 предприятие - машиностроительной отрасли, 467 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Функционирование экономики Ибресинского района в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.
Среди внешних условий наибольшее значение для Ибресинского района будут иметь общественно-политическая и социально-экономическая стабильность в Российской Федерации, Чувашской Республике, демографическая ситуация.
К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие факторы:
- активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;
- производство инновационной конкурентноспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;
- повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
- состояние производственных фондов, степень их изношенности;
- развитие сектора общественных услуг;
- ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги, социально значимые товары на объектах торговли;
- реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации;
- активизация продажи в долгосрочную аренду лесных участков для лесоперерабатывающих предприятий.
В настоящее время для Ибресинского района характерны положительные тенденции роста производства в отдельных отраслях экономики и существенные изменения в социальной сфере.
Таблица N 1
Основные показатели социально-экономического положения Ибресинского района и Чувашской Республики в 2006 году
Наименование |
Абсолютный |
Среднедушевой (удельный ) |
||||||
Ед.изм. |
Ибресинский район |
ЧР |
Доля Района в ЧР, % |
Ед. измерения |
Ибресинский район |
ЧР |
Отношение района к ЧР, % |
|
Территория |
тыс.км |
1,2 |
18,3 |
6,5 |
|
|
|
|
Наличное население (на конец года) |
тыс.чел. |
27,8 |
1289,2 |
2,2 |
|
|
|
|
Объём отгруженной продукции |
млн.руб. |
90,9 |
70291,7 |
0,13 |
на душу населения, рублей |
3270 |
54523 |
6,0 |
Продукция сельского хозяйства |
млн.руб. |
512,7 |
15750,6 |
3,3 |
на душу населения, рублей |
18442 |
12217,3 |
151,2 |
Инвестиции в основной капитал |
млн.руб. |
309,8 |
26548,9 |
1,17 |
на душу населения, рублей |
11144 |
20593,3 |
54,2 |
Ввод в действие жилых домов (общая площадь) |
тыс.кв.м |
28,8 |
854,5 |
3,37 |
на 1 тыс. населения, кв. метров |
1036 |
662,8 |
156,3 |
Оборот розничной торговли |
млн.руб. |
387,9 |
37048,1 |
1,0 |
на душу населения, тыс.руб. |
13978,4 |
28737,3 |
48,6 |
Численность зарегистрированных безработных на 01.01.2006 г. |
тыс.чел. |
0,252 |
11,871 |
2,1 |
Уровень зарег-ой безраб-цы, % от экон.актив. насел. |
1,49 |
1,45 |
102,8 |
Доходы консолидированного бюджета |
млн.руб. |
185,2 |
19171,9 |
0,97 |
на душу населения, тыс. рублей |
6673,9 |
14871,2 |
44,9 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
|
* |
* |
* |
на одного работника, рублей |
3692,2 |
6436,7 |
57,4 |
Денежные доходы в месяц |
|
* |
* |
* |
на душу населения, руб. |
2232 |
5241,6 |
42,6 |
Средний размер назначенных месячных пенсий |
|
* |
* |
* |
на одного пенсионера, рублей |
2236,9 |
2530 |
88,4 |
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума |
тыс.чел. |
10,8 |
261,1 |
4,1 |
уровень бедности , % от общей численности населения |
39,0 |
20,3 |
192,1 |
Естественная убыль населения |
тыс.чел. |
-0,169 |
-5,608 |
3,0 |
коэффиц. естеств. прироста населен. чел. на 1 т.насел. |
-5,3 |
-4,3 |
123,2 |
Таблица N 2
Динамика отдельных показателей социально-экономического развития Ибресинского района за 2003-2007 годы
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Темп роста (снижения) объема выпуска промышленной продукции в сопоставимых ценах (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
93,2 |
112,8 |
111,8 |
90,6 |
92,1 |
Темп роста (снижения) выпуска сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
101,3 |
111,4 |
94,3 |
96,6 |
100,0 |
Производство мяса, т. тонн |
3,570 |
3,140 |
3,004 |
3,206 |
3,426 |
Производство молока, т. тонн |
18,30 |
17,530 |
15,150 |
16,374 |
17,646 |
Поголовье крупного рогатого скота, тыс. голов |
14,5 |
12,6 |
11,5 |
9,95 |
10,3 |
Поголовье свиней, тыс. голов |
10,9 |
7,3 |
6,4 |
7,6 |
9,0 |
Валовой сбор зерна и зернобобовых культур, т. тонн |
13,5 |
10,7 |
11,1 |
12,1 |
7,2 |
Валовый сбор картофеля, т. тонн |
19,9 |
29,5 |
29,3 |
25,0 |
20,8 |
Валовой сбор овощей, тыс. тонн |
5,3 |
4,6 |
5,7 |
4,1 |
3,4 |
Доля собственных доходов в общем объеме доходов местного бюджета (%) |
13,7 |
10,6 |
14,4 |
16,6 |
16,3 |
Темп роста задолженности по налоговым платежам (% к соответствующему периоду предыдущ. года) |
87,9 |
111,7 |
60,2 |
82,4 |
74,3 |
Доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий (%) |
57,5 |
42,9 |
36,4 |
30,0 |
39,1 |
Численность работающих на крупных и средних предприятиях, тыс.чел. |
7,5 |
6,9 |
6,2 |
6,1 |
4,5 |
Темп роста ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
105,0 |
115,0 |
103,1 |
117,6 |
111,8 |
Введено социального жилья (% к годовому плану) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
80,6 |
в 5 р. |
Темп роста инвестиций в основной капитал (% к соответствующему периоду предыдущего года) |
102,2 |
169,1 |
104,8 |
103,5 |
153,0 |
Ввод в действие общеобразовательных учреждений (ученических мест) |
125 |
- |
- |
- |
260 |
Ввод в действие объектов здравоохранения, коек |
- |
5 |
- |
2 |
1 |
Введено распределительных газовых сетей, км |
50,3 |
136,4 |
45,9 |
- |
- |
Темп роста объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
104,4 |
106,7 |
111,5 |
121,8 |
124,1 |
Темп роста объёма платных услуг населению в сопоставимых ценах (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
103,8 |
113,7 |
110,8 |
98,2 |
108,9 |
Уровень зарегистрированной безработицы (%) |
1,5 |
1,62 |
1,52 |
1,49 |
1,47 |
Социально-экономическое развитие Ибресинского района в 2006 году и 2007 году оцениваются позитивно и характеризуются продолжением роста промышленного производства, производства молока и мяса во всех категориях хозяйств, инвестиций в основной капитал, объема выполненных работ и услуг в строительстве, оборота розничной торговли крупных и средних организаций, реальной заработной платы. Дальнейшее развитие получило малое предпринимательство.
Промышленность района представлена 19 предприятиями, производящими продукцию, выполняющими работы и оказывающими услуги промышленного характера всех форм собственности.
Ведущее место в экономике Ибресинского района занимает лесопромышленный и агропромышленный комплексы. Индекс промышленного производства в Ибресинском районе в 2006 году к уровню 2000 года составил 110,4%, по Чувашской Республике 204,2%. В 2007 году индекс объема отгруженной товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в добывающих, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды по крупным и средним организациям составил 92,1%, по кругу всех предприятий - 102,3%. В структуре промышленности доминирующее положение занимают организации обрабатывающих производств, их доля в объеме отгруженной продукции составляет 84,2%, организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 15,8%.
В структуре обрабатывающих производств более 90% объема отгруженной продукции промышленности приходится на 3 вида экономической деятельности: на производство продукции лесопереработки, пищевой продукции и продукции машиностроения.
Возрождаются, набирают темпы предприятия лесоперерабатывающего комплекса. Наиболее успешно работают коллективы ООО "Мебель", ООО ИР "Гранит", ООО БЛ ПП "Нарат", которые взяли направление на глубокую переработку древесины.
ОАО "Ибресинский молочный завод" в последнее время снижены объемы выпускаемой продукции из-за недостаточного количества молока, закупаемого от населения и сельхозпредприятий, значительная часть которого вывозится за пределы района.
ООО "Фурнитура" допущены снижения объемов выпускаемой стяжки мебельной из-за сокращения рынка сбыта.
Развивает производственную базу предприятие ООО "Мой дом". Приобретается большегрузная автомобильная техника. Предприятием получен сертификат на основную продукцию - производство керамзитобетонных блоков, что позволило значительно расширить рынок сбыта своей продукции.
Возродилось предприятие ЗАО МСО "Ибресинская".
Строительством многоэтажных домов и школ занимается предприятие ООО "Техстрой".
Начато производство красного кирпича кирпичным заводом ООО "Волжский кирпич".
На базе МУП "Ибресинское ремонтно-техническое предприятие" создано МУП "Водоканал Ибресинского района", которое занимается не только оказанием услуг населению по водоснабжению, водоотведению и вывозу ТБО, но и освоило выпуск блочно-модульных газовых котельных.
С завершением газификации населенных пунктов района остается невостребованной дровяная низкосортная древесина и отходы деревообработки. В целях ее использования, создания новых мест, предприятием ООО "Реал-бизнес-лес" осваивается производство древесного и активированного угля, древесных гранул (пеллет) - биотопливо. Производство угля является перспективным и находит широкое применение в цветной металлургии, медицине, предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и в быту.
На площадях ООО "Деревообрабатывающий комбинат" запущено производство керамзитобетонных боков, планируется освоение производства железобетонных конструкций, плит, перемычек, подушек и т.д.
Агропромышленный комплекс. Ибресинский район находится в зоне рискованного земледелия. Основные виды деятельности аграрного сектора района - смешанное сельское хозяйство (растениеводство в сочетании с животноводством): производство зерна, картофелеводство, мясо-молочное скотоводство. В 2006 году объем производства продукции растениеводства по сравнению с 2005 годом снизился на 4,7%, объем производства продукции животноводства увеличился на 11,1%, в целом объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 4,0%. В 2007 году общий объем сельскохозяйственной продукции к уровню 2006 года составил - 100,0%.
Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются сельскохозяйственные организации и личные подсобные хозяйства. Доля продукции личных подсобных хозяйств в 2006 году составила 70,5% от общего объема произведенной продукции, сельскохозяйственных организаций 28,2%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 1,3%.
Аграрный сектор района представлен 13 работающими сельскохозяйственными предприятиями, в том числе 2 акционерными обществами, 9 колхозами и 2 сельскохозяйственными производственными кооперативами. Кроме того, в районе действуют 2 перерабатывающих предприятия и 1 обслуживающее предприятие.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в районе создано 18 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 2 кредитных.
С 2008 года вступает в действие принятая решением Собрания депутатов Ибресинского района от 5.12.2007 года N 19/5 "Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции Ибресинского района на 2008 0-2012 годы". Все направления нацпроекта "Развитие АПК" будут реализованы в рамках этой программы, а также в рамках ежегодных соглашений о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве между Кабинетом Министров Чувашской Республики и администрацией Ибресинского района.
Агропромышленному комплексу предстоит решить задачу по введению в севооборот дополнительно 2877 гектаров ранее неиспользованных земель сельскохозяйственного назначения. Особое внимание при этом будет уделено расширению посевных площадей под высокоэнергетические культуры в целях создания прочно кормовой базы для общественного животноводства. В агропромышленном секторе района создана благоприятная обстановка для реализации инвестиционных проектов.
Таблица N 3
Основные производственно-экономические показатели развития сельского хозяйства района 2006-2020 годы
Показатели |
Ед.изм. |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2015 год |
2020 год |
Производство зерна (в весе после доработки) |
тыс. тонн |
12,1 |
7,2 |
8,76 |
9,07 |
9,38 |
9,9 |
10,-0 |
Производство картофеля |
тыс. тонн |
25,0 |
20,8 |
26,51 |
27,19 |
28,55 |
29,5 |
30,0 |
Производство овощей открытого грунта |
тыс. тонн |
4,1 |
3,4 |
3,73 |
3,88 |
4,01 |
4,5 |
5,0 |
Производство скота и птицы (в живом весе) |
тыс. тонн |
3,206 |
3,426 |
3,51 |
3,54 |
3,58 |
3,7 |
3,8 |
Производство молока |
тыс. тонн |
16,374 |
17,646 |
16,73 |
16,9 |
17,07 |
18,3 |
19,4 |
Производство яиц |
млн.шт. |
4,284 |
3,353 |
3,71 |
3,72 |
3,73 |
3,8 |
4,2 |
Проведенной в июле 2006 года Всероссийской сельскохозяйственной переписью в Ибресинском районе было охвачено 13 сельскохозяйственных организаций, 113 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателя и 8611 личных подсобных хозяйств, на основании данных которой формируются информационные ресурсы об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства муниципального образования.
Развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство - один из наиболее значительных и перспективных резервов развития экономики района.
В Ибресинском районе действует 66 малых предприятий, что в 1,6 раза больше, чем в 2000 году. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, увеличилась в 2006 году по сравнению с 2000 годом на 33%. Из года в год повышается уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней: только в 2006 году он увеличился в 1,3 раза по сравнению с 2005 годом, в 2007 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 1,8 раза.
На малый бизнес приходится:
более половины объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство";
61,1% объема товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами;
7,6% оборота розничной торговли;
В Ибресинском районе сохраняется устойчивая тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал в 2006 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 1,9 раза (по Чувашии - в 2,5 раза), в 2007 году - 153,0% к уровню 2006 года.
В настоящее время Ибресинском районе реализуются 2 инвестиционных проекта общей стоимостью 49,0 млн.руб.
Наиболее крупные инвестиционные проекты Ибресинского района представлены в приложении N 2.
Развитие общественной инфраструктуры. Значительное внимание в Ибресинском районе уделяется развитию общественной инфраструктуры, прежде всего в сельской местности, где проживает 66,5% населения района. Только в 2006 году в рамках ускоренной реализации целевых программ на финансирование работ по строительству объектов жилищного фонда, социальной сферы, дорожного и коммунального хозяйства из республиканского и местного бюджетов было направлено 181,5 млн.руб., что составляет 189,2% к уровню 2000 года, в 2007 году - 403,9 млн.руб., рост к 2006 году составил 2,2 раза.
За 2000-2006 годы введено в эксплуатацию 308,1 км распределительных газовых сетей, в том числе 182,2 км за последние три года. В настоящее время природный газ подведен ко всем населенным пунктам района, подлежащих газификации.
Ежегодно растут объемы жилищного строительства. В 2007 году темпы роста строительства жилья по сравнению с 2006 годом составили 111,8%, в том числе 104,7% - в сельской местности. С 2000 по 2007 год за счет всех источников финансирования в Ибресинском районе введено в эксплуатацию 188,227 тыс.кв. метров общей площади жилья. Обеспеченность населения жильем на 1 человека увеличилась с 19,3 кв. метра в 2000 году до 24,8 кв. метра в 2007 году. (в Чувашии соответственно 18,6 кв. метра до 21,5 кв. метра).
Продолжается строительство группового водовода из р.Киря для обеспечения жителей района качественной питьевой водой. На его строительство только за 2006-2007 годы из средств республиканского бюджета было выделено и освоено 95539,0 тыс.руб., в 2008 году предстоит освоить 68044,0 тыс.руб. За 2000-2007 годы введено в действие 24,1 км автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе в 2007 году - 6,4 км, что в 2,3 раза выше уровня 2006 года.
Большое внимание в Ибресинском районе уделяется озеленению и благоустройству населенных пунктов района. Эти мероприятия выполняются в соответствии с указами Президента Чувашской Республики от 22 сентября 2004 года N 107 "О Годе парков и садов" и от 28 марта 2005 года N 30 "О проведении Дня дерева "Посади дерево и сохрани его". За 2005-2007 годы в рамках выполнения этих указов в населенных пунктах района было посажено 66300 тыс. деревьев, и кустарников, создано 11700 кв. метров газонов, 4865 тыс.кв. метров цветников. Заложено 28 новых парков, скверов и аллеи. Жители Малокармалинского сельского поселения совместно с Ибресинским лесхозом посажены саженцы сосны более 30,0 тыс. штук на территории 17 гектар.
Уровень жизни населения и демография. Демографическая ситуация в Ибресинском районе также, как и Чувашской Республике, характеризуется снижением численности населения: если в 2000 году численность постоянного населения Ибресинского района (среднегодовая) составляла 28,7 тыс. человек, то в 2004 году - 28,4 тыс. человек, в 2007 году - 27,8 тыс.чел.
С 2002 года в Ибресинском районе отмечается рост рождаемости. В 2007 году общий показатель рождаемости составил 12,5 на 1000 населения против 11,4 на 1000 населения в 2000 году. Показатель общей смертности населения Ибресинского района в 2007 году составил 17,2 на 1000 населения против 15,7 на 1000 населения в 2000 году.
Показатель младенческой смертности за 2000-2007 годы снизился на 14,5% и достиг в 2007 году уровня 3,1 на 1000 родившихся живыми (в 2000 году - 0, в 2001 году - 17,6).
Одним из основных направлений политики стабилизации демографической ситуации является улучшение жилищных условий граждан. В рамках реализации указов Президента Чувашской Республики активно развивается ипотечное жилищное кредитование, оказывается государственная поддержка молодым семьям в приобретении доступного и комфортного жилья.
Сохраняется положительная динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения. Среднедушевые денежные доходы населения в 2006 году составили 2232 рублей (в 2000 году - 405,3 рублей, в 2005 году 1852 рублей). Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2000 годом в 5,5 раза.
Номинальная среднемесячная заработная плата в 2006 году по сравнению с 2000 годом возросла в 5,8 раза и составила 3692,2 рубля (в 2000 году - 633,8 рубля). Средний размер назначенных месячных пенсий увеличился по сравнению с 2000 годом в 3,4 раза. В 2007 году номинальная среднемесячная заработная плата составила 5265,6 рублей и по сравнению с 2006 годом увеличилась в 1,4 раза.
Проводится активная социальная политика. В целях обеспечения доступности качественного образования для всех слоев населения сформирована эффективная образовательная сеть. Дошкольным образованием в 2006 году охвачено 54,6% детей в возрасте от 1 до 6 лет. За 2002-2007 годы создано 7 кустовых базовых школ, оснащенных современным учебным оборудованием, в которых созданы необходимые условия для организации профильного обучения через сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Для доставки детей в базовые школы в районе приобретено 9 школьных автобусов.
В 2007 году обеспеченность школ современными компьютерами составила 1 компьютер на 11,6 учащихся, в 2003 году - на 47,3 учащихся, все школы подключены к сети Интернет, все школы имеют собственные сайты. В районе создан и действует Ресурсный центр дистанционного обучения.
Дальнейшее развитие получило амбулаторно-поликлиническое звено. Увеличению объемов амбулаторной помощи способствовало открытие в 2003-2007 годах 6 отделений врача общей (семейной) практики. В качестве альтернативы стационарной помощи развиваются стационарозамещающие технологии - дневные стационары.
За 2003-2006 годы в районе открыто 14 сельских модельных библиотек, в 2007 году - 10 сельских модельных библиотек.
В Ибресинском районе реализуются меры по защите прав и интересов ветеранов, инвалидов, семей с детьми и других слабозащищенных категорий населения.
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 22 января 2005 года N 5 "О мерах по дополнительной социальной поддержке отдельных категорий граждан (федеральных льготников) на территории Чувашской Республики" граждане этой категории получили право льготного проезда на общественном транспорте. В настоящее время в Ибресинском районе насчитывается 2737 федеральных и 3545 республиканских льготников.
Проводится целенаправленная работа по развитию масссовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и широкому привлечению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. В Ибресинском районе к занятиям физической культурой и спортом на 1 января 2007 года было привлечено 20,6% населения, на 1 января 2008 года - 21,6%. В 2007 году пос.Ибреси введен в эксплуатацию физкультурно-спортивный комплекс и Чув.Тимяшская средняя образовательная школа на 260 ученических мест.
При определении направлений финансирования районной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Ибресинском районе на 2007-2010 годы" приоритетными считаются:
- развитие физической культуры и спорта учреждениях образования;
- развитие физкультуры и спорта по месту жительства (строительство и содержание стадионов и спортивных площадок. Внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, подростками и взрослым населением занимающегося физической культурой и спортом. Привлечение занятием физической культуры и спортом различных категорий граждан в Ибресинском физкультурно-оздоровительном комплексе "Патвар");
- организация пропаганды физической культурой и занятия спортом, как составляющей части здорового образа жизни.
При этом намечено осуществить реализацию комплексной программы организации пропаганды физической культуры и занятия спортом среди самых широких слоев населения.
Совокупность проводимых мероприятий позволит существенным образом повысить интерес населения занятием физической культурой и спортом, приведет к снижению уровня заболеваемости и повышения работоспособности населения.
В Ибресинском районе разработана и действует программа развития туризма.
1.2. Основные проблемы
В ходе анализа социально-экономического развития Ибресинского района выявлены следующие основные проблемы.
I. Экономические структурно-инвестиционные проблемы.
1. Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии высокотехнологичных производств.
Инновационному развитию препятствуют применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры.
Основным типом инноваций пока еще являются так называемые инновации., направленные на поддержание достигнутого уровня технологического развития предприятий, или незначительные усовершенствования выпускаемой продукции.
2. Неконкурентноспособность выпускаемой продукции и услуг.
Одним из условий включения в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях района. В настоящее время в районе отсутствуют организации, имеющие сертификаты соответствия международным стандартам ГОСТ Р ИСO 9001-2001.
3. Снижение доходности, высокая степень износа материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Снижение доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства лишило сельхозтоваропроизводителей вести нормальное воспроизводство, привело к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных организаций с выводом земель сельхозназначения из оборота и уходу из сельской местности квалифицированных специалистов из-за низких доходов.
Высокая степень износа материально-технической базы требует полной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости отрасли и производства конкурентноспособной продукции.
4. Недоразвитость рынка земли.
Для становления земельного рынка и развития ипотеки земли в первую очередь требуется завершение процессов разграничения и регистрации прав собственности на землю.
Необходимость завершения в наикратчайшие сроки в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2006 года N 80 "О дополнительных мерах по завершению кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике" работ по мониторингу и кадастровой оценке земель с целью создания информационной базы данных по их состоянию и перспективам использования является основой для эффективного функционирования рынка земли.
Одна из нерешенных проблем - наличие неиспользуемой пашни на землях сельскохозяйственного назначения. В настоящее время размер такой пашни составляет 2877 тыс.га.
5. Недостаточный уровень развития транспортной ннфраструктуры, безопасности и качества транспортных услуг.
Качество автомобильных дорог по техническому состоянию дорожного полотна не соответствует нормативным требованиям. Основная часть дорог имеет параметры низких категорий, большая часть протяженности дорог общего пользования IV и V категорий и внекатегорийные дороги.
Высокий износ пассажирского парка перевозчиков приводит к сокращению социально значимой маршрутной сети, отрицательно сказываясь на безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования.
6. Неразвитость рынка услуг
Рынок услуг в районе характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг занимают жилищно-коммунальные, транспортные, услуги связи.
II. Социальные проблемы.
7. Относительно низкий уровень доходов населения.
Несмотря на положительную тенденцию роста реальных денежных доходов населения Ибресинского района в последние годы, они пока отстают от аналогичных среднереспубликанских показателей.
Имеют место существенные диспропорции в уровне оплаты труда в различных секторах экономики района.
8. Сложная демографическая ситуация, необходимость улучшеня состояния здоровья населения.
В Ибресинском районе, как и в Чувашской Республики, прослеживается процесс естественной убыли населения за счет высокого показателя смертности, превышающего уровень рождаемости в 1,48 раза (по Чувашской Республике - в 1,4 раза).
В Ибресинском районе наблюдается небольшой миграционный отток, в том числе наиболее активных, молодых граждан.
Высокий показатель смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастные случаи, травмы, насильственная смерть, самоубийства, отравления), является одной из причин сокращения численности трудоспособного населения.
9. Недостаточный уровень обеспеченности граждан комфортным и доступным жильем.
Несмотря на то, что ввод жилья на 1000 человек в районе не ниже среднереспубликанского, проблема обеспечения жильем нуждающихся граждан остается острой. В районе еще не до конца решена проблема ветхого и аварийного жилья.
Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры, дефицит квалифицированных кадров этой отрасли, является следствием низкого потребительского качества предоставляемых коммунальных услуг.
III. Экологические проблемы.
10. Загрязнение окружающей среды на территории Ибресинского района.
Рост потребления, высокая плотность населения (66 человека на 1 кв.км) и развитие производства приводят к увеличению накопленных отходов.
Вместимость существующего мусороприемного полигона исчерпана. Удельный вес загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы с годами увеличивается.
В связи с увеличением количества автомобилей обостряется проблема загрязнения атмосферного воздуха.
1.3. Сравнительные конкурентные преимущества Ибресинского района
Анализ социально-экономического развития Ибресинского района позволил выявить сильные и слабые стороны, установить возможные перспективы и угрозы.
SWOT-анализ
S (сильные стороны) |
W (слабые стороны) |
Удобство в географическом расположении территории района в центре Чувашской Республики. Развитая сеть автомобильных дорог и железной дороги |
Ежегодное снижение плодородия почвы земель сельхозпредприятий |
Наличие природного ресурса лесных богатств. Наличие песка и глины для производства строительных работ |
Моральный и физический износ производственных фондов, особенно технологического оборудования в лесоперерабатывающей отрасли. |
Благоприятные условия для развития туризма, отдыха граждан. Благоприятная экологическая обстановка, богатая флора и фауна территорий (87 тыс.га лесного массива, более 100 прудов, 2 охотничьих заказника). |
Дотационность бюджета района. Зависимость условий социально-экономического развития от уровня оказания помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности. |
Развитая сеть социальной инфраструктуры, наличие кредитных учреждений и кооперативов |
Муниципальное образование - Ибресинский район не может в полной мере пользоваться основным сырьевым ресурсом на своей территории - лесом и прогнозировать развитие отрасли. |
Наличие рынков услуг связи, обеспечивающих широкий доступ населения к информационным ресурсам Эффективное использование относительно низкого уровня доходов населения для стимулирования активной трудовой и предпринимательской деятельности. |
Отток рабочей силы в другие регионы. Скрытая безработица, искажающая реальную картину. Сравнительно низкий уровень заработной платы. |
II. Миссия и стратегические приоритеты социально-экономического развития Ибресинского района
2.1. Миссия органов местного самоуправления в Ибресинском районе
Ибресинский район, как и Чувашская Республика в целом в последние годы является стабильно развивающимся районом. Географическое (центральное) расположение района на территории Чувашской Республики, наличие железной дороги, развитой сети автомобильных дорог республиканского значения, наличие лесной сырьевой базы придает особую выгодность (значимость) социально-экономического развития района. Наличие лесных массивов на площади 2/3 территории района позволяет обеспечить благоприятные и экологически чистые условия для камфортного проживания граждан. Только те кто живет в достойной среде обитания, соответствующей современным стандартам, могут обеспечить выполнение программ социально-экономического развития.
Органы местного самоуправления обязаны создать необходимые условия для продолжения информатизации поселений, внедрения новых производств, создания новых рабочих мест на основе внедрения инновационных проектов, новых технологий и новейшего оборудования.
Стратегической целью администраций поселений является стремление достичь максимального удовлетворения текущих и будущих потребностей, повышения уровня жизни населения Ибресинского района и обеспечение постоянного повышения эффективности работы администраций в области качества оказываемых услуг, добиваться того, чтобы экономически активное население стремилось жить и работать в своем селе, в своем районе.
2.2. Система стратегических целей
Стратегия базируется на реализации комплекса взаимоувязанных стратегических целей и задач.
Цель 1. Повышение уровня и качества жизни населения.
Задача 1.1. Повышение материального благосостояния населения;
Задача 1.2. Повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами;
Задача 1.3. Повышение обеспеченности населения основными видами качественных и безопасных услуг;
Задача 1.4. Развитие интеллектуального потенциала и обеспечение доступности качественного образования;
Задача 1.5. Улучшение состояния здоровья населения и развитие здорового образа жизни;
Задача 1.6. Развитие культурного и духовно-нравственного потенциала;
Цель 2. Обеспечение высоких темпов экономического роста.
Задача 2.1. Повышение инновационной восприимчивости предприятий;
Задача 2.2. Развитие инвестиционной деятельности;
Задача 2.3. Повышение эффективности агропромышленного комплекса;
Задача 2.4. Формирование делового климата для развития предпринимательства;
Цель 3. Формирование благоприятных условий жизнедеятельности.
Задача 3.1. Развитие потенциала транспортной инфраструктуры;
Задача 3.2. Развитие информатизации и телекоммуникационной инфраструктуры.
Задача 3.3. повышение уровня экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды;
Задача 3.4. Повышение эффективности местного самоуправления.
2.3. Приоритетные направления развития
В Стратегии в качестве важнейшего ресурса динамичного социально-экономического развития Ибресинского района рассматривается рациональное использование человеческого капитала и интеллектуального потенциала. Предметом особого внимания является создание необходимых инфраструктурных условий для обеспечения качественных структурных сдвигов во вех отраслях экономики и социальной сфере.
В соответствии с выбранными стратегическими целями и задачами действия органов местного самоуправления Ибресинского района будут сконцентрированы на реализации следующих приоритетных направлений развития.
Промышленная политика
S (сильные стороны) |
W (слабые стороны) |
Возможность организации на базе существующей инфраструктуры новых производств |
Значительная степень износа основных фондов (более 70 %) |
Наличие неиспользуемых производственных мощностей для организации нового бизнеса |
Утеря конкурентноспособности продукции на рынке из-за отсутствия инвестиций в модернизации технологических процессов, особенно в лесной и лесопереработке |
|
Низкая эффективность использования производственных мощностей предприятий |
|
Недостаточный уровень инновационной активности предприятий |
|
Сокращение промышленно-производственного персонала предприятий |
|
Нарастание дефицита инженерно-технического персонала, персонала рабочих специальностей |
О (возможности) |
Т (угрозы) |
Возможность организации на базе существующей инфраструктуры новых производств |
Значительный рост цен на материальные ресурсы и готовую продукцию. |
Возможность расширения производства ввиду недостаточного уровня загрузки производственных мощностей |
Недостаточная платежеспособность и финансовая устойчивость предприятий |
Проектные направления:
развитие производства строительных материалов на площадях действующего кирпичного завода ООО "Волжский кирпич" и предприятия ООО "Стройкомплект".
развитие предприятий лесоперерабатывающей промышленности на основе внедрения глубокой переработки древесины на предприятиях ООО "Домашняя мебель", ОО НИР "Гранит" и ООО БЛ ПП "Нарат", ООО "Реал-бизнес-лес".
освоение нового направления - производства древесного угля и гранул (пеллет) из низкосортной древесины, производство пиролизного и газогенераторного оборудования предприятием ООО "Реал-бизнес-лес".
развитие литейного производства в ООО "Фурнитура", предусматривающего автоматизацию процессов.
Инновационная политика
Предпосылки:
участие в проведении республиканского конкурса на получение гранта для создания и развития инновационной инфраструктуры в районе;
наличие свободных промышленных площадей с развитой инфраструктурой (ресурсы для развития новых производств).
Проектные направления:
повышение внимания к качеству во всех сферах деятельности, активное внедрение и сертификация систем управления качеством на соответствие международным стандартам;
внедрение универсальных услуг связи, высокоскоростного доступа в Интернет, мобильной связи нового поколения;
внедрение малоотходных и безотходных, ресурсосберегающих технологий, инновационных технологий по производству и использованию биотоплива, гарантирующих экологическую безопасность.
Повышение эффективности агропромышленного комплекса
Предпосылки:
реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" позволила увеличить производство скота и птицы в живом весе на убой во всех категориях хозяйств на 106,9%, молока 107,8% в 2007 году. В целях реализации продукции личных подсобных хозяйств в районе развивается сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кредитных, сбытовых, обслуживающих, снабженческих, перерабатывающих) и сельскохозяйственный кооперативный рынок.
Проектные направления:
ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, обеспечение доступным и комфортным жильем молодых специалистов на селе в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК";
завершение регистрации прав собственности юридическими и физическими лицами на земельные участки сельскохозяйственного назначения в соответствии с действующим законодательством;
ускоренное вовлечение в севооборот всех заброшенных хозяевами сельскохозяйственных земель на территориях всех поселений Ибресинского района;
изъятие неиспользуемых в течении 3х лет земельных участков коллективно-долевой собственности в соответствии с действующим законодательством;
оформление в установленном порядке невостребованных земельных долей пайщиков умерших граждан и "бесхозных" земельных участков;
создание двух новых сельскохозяйственных предприятий в целях эффективного использования пустующих земель;
привлечение льготных долгосрочных кредитных ресурсов в соответствии с направлениями государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", в целях увеличения эффективности сельскохозяйственного производства;
сохранение и развитие генетического потенциала имеющихся видов скота и птицы, развитие мясо-молочного животноводства;
привлечение инвестиций для обновления техники и технологического оборудования с целью преодоления отсталости в сельском хозяйстве;
повышение производительности труда, влияющее на увеличение заработной платы работников сельского хозяйства.
Ожидаемые результаты:
достижение высоких темпов роста сельскохозяйственного производства на основе повышения эффективности и рационального использования имеющихся конкурентных преимуществ;
удовлетворение платежеспособного спроса населения Ибресинского района на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки в полном объеме.
Развитие строительного комплекса
Предпосылки:
в 2000-2007 годах за счет всех источников финансирования построено 188,3 кв. метров общей площади жилья;
наличие модели ипотечного жилищного кредитования социальной направленности;
наличие месторождений кирпичных глин и строительного песка с промышленными запасами;
наличие производства строительных материалов.
Проектные направления:
расширение перечня строительных услуг строительными организациями;
развитие жилищного строительства с использованием местных строительных материалов и изделий;
дальнейшее модернизация и развитие инженерной инфраструктуры.
Ожидаемые результаты:
успешная реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Ибресинского района;
ликвидация ветхого и аварийного муниципального жилфонда;
обеспечение ежегодного ввода жилья за счет всех источников финансирования к 2020 года до 42 тыс.кв.м. в год.
Развитие потенциала транспортной и инженерной инфраструктуры
Создание и развитие транспортной инфраструктуры
Предпосылки:
развитие и модернизация сети автомобильных дорог в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 года N 68 "О мерах по ускоренному завершению строительства автомобильных дорог Чувашской Республики".
Проектные направления:
завершение в 2008 году строительства сети автомобильных дорог, соединяющих все населенные пункты Ибресинского района;
улучшение транспортной доступности для жителей сельских населенных пунктов к учреждениям здравоохранения, образования, культуры, спорта, предприятий связи, торговли, бытового обслуживания.
Повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды
Совершенствование экологической политики и экономического механизма природопользования
Предпосылки:
Реализация республиканских целевых программ "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы", утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2004 года N 142, и "Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2006 года N 153, указов Президента Чувашской Республики от 22 февраля 2004 года N 107 "О Годе парков и садов" и от 28 марта 2005 года N 30 "О проведении Дня дерева "Посади дерево и сохрани его".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа N 107 следует читать как "22 сентября 2004 г."
Реализация районной целевой программы "Обеспечение населения района питьевой водой на 2005-2008 годы", утвержденной решением Собрания депутатов от 8 июля 2005 года N 30.
Проектные направления:
создание новых полигонов размещения отходов в районе;
обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
дальнейшая реализация мероприятий по благоустройству населенных пунктов, улучшению их санитарно-эстетического состояния, созданию парков и садов;
обеспечение населения района качественной питьевой водой.
Развитие сферы услуг
Развитие интеллектуального потенциала и обеспечение доступности качественного образования
Предпосылки:
с целью повышения качества и обеспечения доступности образования в Ибресинском районе создана сеть общеобразовательных учреждений с различными моделями, в том числе 7 базовых школ, 32 образовательно-культурный центр. Для доставки детей в базовые школы приобретено 9 школьных автобусов. К сети Интернет имеют доступ все школы района.
Ибресинский район с 2001 года принимает участие в эксперименте по проведению единого государственного экзамена, в реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Проектные направления:
реализация приоритетного национального проекта "Образование";
повышение доступности качественного образования.
Развитие здравоохранения
Улучшение состояния здоровья населения и развитие здорового образа жизни.
Предпосылки:
Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" предусматривает развитие первичной медико-санитарной помощи, основу которой составляет служба семейной медицины; обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Проектные направления:
Улучшение состояния здоровья населения Ибресинского района:
активная пропаганда здорового образа жизни;
реализация целевых программ по ограничению потребления табака, предупреждению алкоголизма и пьянства, противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и токсикомании;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Ибресинского района;
диспансеризация работающего населения; реализация мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
Повышение доступности и качества медицинской помощи населению:
осуществление мероприятий долгосрочного характера в рамках Года ребенка;
реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.
Улучшение демографической ситуации и дальнейшее развитие рынка трудовых ресурсов в Ибресинском районе
Предпосылки:
Демографические процессы являются важным фактором социально-экономического развития Ибресинского района.
Несмотря на наметившийся в последние годы рост рождаемости, снижение младенческой смертности, абсолютное число родившихся не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Показатель смертности населения (особенно среди населения трудоспособного возраста) превышает рождаемость.
В Ибресинском районе рынок трудовых ресурсов полностью обеспечивается за счет собственных трудовых ресурсов. Часть жителей района ежегодно выезжает на заработки в другие регионы.
Однако продолжающееся сокращение численности жителей района в следствии естественной убыли населения, миграционный отток трудоспособного населения в регионы Российской Федерации с более высоким уровнем заработной платы, увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста при сокращении доли лиц трудоспособного возраста могут в последствии оказать отрицательное влияние на рынок трудовых ресурсов.
Проектные направления:
реализация государственных мер поддержки семьи, охрана материнства и детства;
осуществление комплекса мер по созданию условий, способствующих росту рождаемости, улучшению воспитания детей, повышению престижа материнства и отцовства;
разработка и реализация мер по профилактике, диагностике и лечению заболеваний у детей.
Развитие культурного и духовно-нравственного потенциала
Предпосылки:
В Ибресинском районе функционируют районный Дом культуры, 30 сельских Домов культуры и клубов, 24 модельные библиотеки, Ибресинская детская школа искусств на 230 учащихся, музейный комплекс "под открытым небом", парк культуры и отдыха в п.Ибреси с танцевальной площадкой.
В районе ежегодно проводится праздник "Акатуй", в последние дни декабря проводится парад "Дедов Морозов", весенний фестиваль художественной самодеятельности среди предприятий, организаций и учреждений района, детский фестиваль самодеятельного искусства.
Проектные направления:
соблюдение норм стандартов информационно-библиотечного обслуживания населения;
сохранение исторического и культурного наследия народов, проживающих в Ибресинском районе;
дальнейшая реализация мероприятий Года духовного просвещения и Года ребенка; воспитание патриотизма и уважения к истории и культуре родного края.
Развитие физического воспитания населения и создание условий для массового привлечения населения к активным занятиям физической культурой и спортом
Предпосылки:
массовое привлечение населения к систематическим занятия физической культурой и спортом. На конец 2007 года в районе активно занимались физической культурой и спортом 21,6% населения района;
сохранение и дальнейшее развитие материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом.
активное участие в реализации республиканской целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике на 2007-2010 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 октября 2006 года N 251 позволило построить в Ибресинском районе физкультурно-спортивный комплекс в пос.Ибреси с двумя бассейнами;
сформирована система проведения районных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий;
в пос.Ибреси действует детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ).
Проектные направления:
улучшение материально-технической базы для массовых занятий физической культурой и спортом путем эффективного использования физкультурно-спортивных объектов;
развитие и совершенствование системы детско-юношеского и молодежного спорта; увеличение численности спортсменов массовых разрядов.
Отдых, туризм
Предпосылки:
выгодное географическое расположение и благоприятная экологическая обстановка;
развитая транспортная инфраструктура: по территории Ибресинского района проходят железная дорога и развитая сеть автомобильных дорог;
реализация районной целевой программы "Развитие туризма в Ибресинском районе Чувашской Республики на 2007-2010 годы и на период до 2020 гола", утвержденной решением районного Собранием депутатов N 31 от 28.06.2006 года.
Проектные направления:
реализация инвестиционных проектов "Глухариная роща", "Пицунда" и "Змеиное озеро" в Ибресинском районе.
Повышение эффективности местного самоуправления
Предпосылки:
реформирование органов местного самоуправления реализуемого в рамках республиканской программы "Реформирование государственной службы Чувашской Республики (2003-2005 годы), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 июля 2003 года N 171;
реализация системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
реализация республиканской целевой программы "Проведение административной реформы в Чувашской Республике в 2006-2008 годах", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 года N 98.
Проектные направления:
создание оптимальной структуры муниципальной власти;
внедрение в органах местного самоуправления принципов и процедур бюджетирования, ориентированного на результат (БОР);
модернизация системы информационного обеспечения органов местного самоуправления;
Приложение 1
Система стратегических целей и задач Ибресинского района
Цель 1. Повышение уровня и качества жизни населения
N п/п |
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
|
Задача 1.1. Повышение материального благосостояния |
|||||||
1. |
Реальная заработная плата по сравнению с 2006 годом, % |
100,0 |
139,8 |
171,9 |
193 |
в 2,2 |
в 4,8 |
в 7,5 р. |
2. |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
1,49 |
1,49 |
1,46 |
1,45 |
1,43 |
1,3 |
1,2 |
3. |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв.м. на конец года |
24,2 |
24,8 |
25,3 |
25,6 |
25,8 |
27,5 |
29,2 |
4. |
Обустройство жилищного фонда, %: |
|
|
|
|
|
|
|
|
водопроводом |
25,2 |
25,8 |
26,4 |
27,0 |
27,7 |
30,0 |
32,5 |
|
канализацией |
23,6 |
24,0 |
24,4 |
24,8 |
25,2 |
26,8 |
28,2 |
|
горячим водоснабжением |
7,2 |
7,3 |
7,4 |
7,5 |
7,6 |
8,1 |
8,7 |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
|
Задача 1.3. Повышение обеспеченности населения основными видами качественных и безопасных услуг |
|||||||
5. |
Производство услуг на 1 жителя, рублей |
2277,5 |
2325,5 |
2575,1 |
2729,6 |
2893,3 |
3761,3 |
4889,7 |
|
Задача 1.4. Развитие интеллектуального потенциала и обеспечение доступности качественного образования |
|||||||
6. |
Удельный вес детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, % |
54,6 |
57,0 |
59,0 |
61,1 |
62,9 |
71,2 |
79,5 |
7. |
Число учащихся в расчете на 1 персональный компьютер в общеобразовательных учреждениях, человек |
17,0 |
11,6 |
11,0 |
10,7 |
10,4 |
8,9 |
7,4 |
8. |
Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений образования к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики района, % |
100,7 |
82,3 |
93,2 |
93,6 |
94,8 |
98,3 |
100,7 |
9. |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, % всего |
0,46 |
0,62 |
0,47 |
0,44 |
0,43 |
0,35 |
0,32 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- переданных неродственникам в приемные семьи, % |
0,09 |
0,28 |
0,17 |
0,17 |
0,18 |
0,24 |
0,30 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
на усыновление (удочерение), % |
0,02 |
0,05 |
0,03 |
0,03 |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
|
под опеку (попечительство), % |
0,07 |
0,23 |
0,14 |
0,14 |
0,16 |
0,21 |
0,26 |
|
- охваченные другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), % |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, % |
0,11 |
0,09 |
0,09 |
0,07 |
0,07 |
0,05 |
0,04 |
10. |
Число детей, оставшихся без попечения родителей, человек |
26 |
35 |
27 |
25 |
25 |
20 |
18 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
переданным неродственникам в приемные семьи, человек |
4 |
13 |
8 |
8 |
9 |
12 |
15 |
|
- находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, человек |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
11. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, рублей - всего |
3767 |
4303 |
6085 |
7521 |
9446 |
16530 |
28252 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
учителей, рублей |
5200 |
5395 |
7702 |
9520 |
11956 |
21520 |
39000 |
|
прочих работающих в общеобразовательных учреждениях (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс), рублей |
2334 |
3170 |
4454 |
5505 |
6914 |
11060 |
17505 |
|
директоров и заместителей директоров общеобразовательных учреждений, имеющих учебную нагрузку, рублей |
4055 |
7434 |
10940 |
13522 |
16983 |
22920 |
30412 |
12. |
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене (ЕГЭ), % |
93,6 |
90,9 |
91,0 |
93,0 |
94,5 |
96,0 |
97,0 |
13. |
Удельный вес лиц, участвовавших в ЕГЭ, от общей численности выпускников, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
14. |
Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, человек |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
в том числе на одного учителя, человек |
10,2 |
9,7 |
9,7 |
9,7 |
9,7 |
9,7 |
9,7 |
15. |
Общая численность всех работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений: |
|
|
|
|
|
|
|
|
штатные должности, единиц |
783 |
760 |
760 |
760 |
760 |
760 |
760 |
|
физические лица, человек |
726 |
691 |
683 |
683 |
683 |
683 |
683 |
16. |
Общая численность прочих работающих в общеобразовательных учреждениях (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс): |
|
|
|
|
|
|
|
|
штатные должности, единиц |
403 |
396 |
396 |
396 |
396 |
396 |
396 |
|
физические лица, человек |
363 |
337 |
340 |
340 |
340 |
340 |
340 |
17. |
Средняя наполняемость классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях: |
|
|
|
|
|
|
|
|
в городских поселениях, человек |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
в сельской местности, человек |
17,8 |
17,2 |
16,8 |
16,8 |
16,8 |
16,8 |
16,8 |
18. |
Число учеников в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях в районе |
|
|
|
|
|
|
|
|
в городских поселениях, человек |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
в сельской местности, человек |
3704 |
3455 |
3391 |
3390 |
3390 |
3390 |
3390 |
19. |
Расходы консолидированного бюджета в расчете на одного обучающегося: |
|
|
|
|
|
|
|
|
на общее образование, рублей |
15691 |
37136 |
23760 |
28690 |
35105 |
73280 |
114544 |
|
на дошкольное образование, рублей |
18693 |
22642 |
24131 |
30917 |
36876 |
74650 |
136458 |
20. |
Расходы консолидированного бюджета на общее образование, тыс. рублей - всего |
58118 |
128305 |
80555 |
97276 |
119006 |
257830 |
424261 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
капитальные расхододы, тыс. рублей |
5460 |
61210 |
165 |
325 |
346 |
500 |
578 |
|
из них расходы на оплату труда и начисления на оплату труда, тыс. рублей |
41727 |
49144 |
67293 |
80423 |
100268 |
175400 |
312952 |
21. |
Расходы консолидированного бюджета на дошкольное образование, тыс. рублей - всего |
17336 |
22167 |
23624 |
30268 |
36102 |
66780 |
126552 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
капитальные расходы, тыс. рублей |
112 |
98 |
- |
53 |
131 |
150 |
161 |
|
из них на оплату труда и начисления на оплату труда, тыс.руб. |
10156 |
12222 |
15043 |
20589 |
25860 |
44990 |
76170 |
22. |
Расходы консолидированного бюджета на дополнительное образование, тыс. рублей - всего |
4351 |
4882 |
5849 |
7052 |
8704 |
16102 |
31762 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
капитальные расходы, тыс. рублей |
159 |
107 |
29 |
31 |
75 |
80 |
83 |
|
из них на оплату труда и начисления на оплату труда, тыс.руб. |
3371 |
4156 |
4871 |
6001 |
7536 |
13560 |
25282 |
23. |
Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных: |
|
|
|
|
|
|
|
|
на нормативное подушевое финансирование, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, % |
- |
5,6 |
11,8 |
17,6 |
100 |
100 |
100 |
24. |
Доля образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, % |
5,9 |
11,8 |
17,6 |
23,5 |
29,4 |
35,0 |
40,0 |
|
Задача 1.5. Улучшение состояния здоровья населения и развитие здорового образа жизни |
|||||||
26. |
Число врачей общей практики, человек |
3 |
4 |
7 |
9 |
11 |
15 |
19 |
27. |
Охват населения обслуживанием по принципу общеврачебной (семейной) практики, % |
29,1 |
50,0 |
57,1 |
59,3 |
60,5 |
68,7 |
73,7 |
28. |
Младенческая смертность, промилле |
10,8 |
3,1 |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
2,8 |
|
Задача 1.6. Развитие культурного и духовно-нравственного потенциала |
|||||||
29. |
Поступление новых книг в фонды общедоступных (модельных) библиотек на 1000 человек населения в год, экз. |
322 |
368 |
239 |
243 |
273 |
374 |
500 |
30. |
Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными организациями культуры, и в работе любительских объединений, в %. |
60,0 |
62,0 |
62,5 |
63,0 |
64,0 |
66,0 |
68,0 |
31. |
Охват населения систематическими занятиями физической культуры и спортом |
20,6 |
23,5 |
24,1 |
24,6 |
25,1 |
30,0 |
32,1 |
32. |
Доля учащихся занимающихся в спортивных школах |
14,6 |
15,5 |
16,6 |
17,6 |
18,7 |
20,5 |
22,0 |
33. |
Охват учащихся систематическим занятием плаванием |
- |
- |
20,0 |
50,0 |
85,0 |
90,0 |
98,0 |
Цель 2. Обеспечение высоких темпов экономического роста
N п/п |
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
|
Задача 2.2. Развитие инвестиционной деятельности |
|||||||
34. |
Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, % к предыдущему году |
92,5 |
153,0 |
68,1 |
94,1 |
107,6 |
110,0 |
111,0 |
35. |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения, рублей |
11164 |
21485 |
16527 |
18080 |
21185 |
30150 |
38870 |
|
Задача 2.3. Повышение эффективности агропромышленного комплекса |
|||||||
36. |
Объем продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, % к 2006 году |
100 |
100,1 |
101,8 |
104,9 |
109,2 |
119,2 |
128,9 |
37. |
Площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, тыс.га |
5,1 |
4,6 |
2,5 |
1,0 |
0,6 |
0,3 |
0 |
|
Задача 2.4. Формирование делового климата для развития предпринимательства |
|||||||
38. |
Объем отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами малых предприятий, тыс. рублей |
155000 |
167400 |
181600 |
207600 |
235200 |
315000 |
350000 |
Цель 3. Формирование благоприятных условий жизнедеятельности
N п/п |
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
|
Задача 3.1. Развитие потенциала транспортной инфраструктуры |
|||||||
39. |
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорого общего пользования, % |
92,5 |
94,3 |
97,5 |
98,9 |
100 |
100 |
100 |
|
Задача 3.2. Развитие информатизации и телекоммуникационной инфраструктуры |
|||||||
40. |
Телефонная плотность фиксированной связи на 100 человек населения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
в городской местности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
в сельской местности |
12,86 |
12,87 |
12,88 |
12,89 |
13,0 |
13,05 |
13,1 |
|
Задача 3.3. Повышение уровня экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды |
|||||||
41. |
Увеличение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества, тыс.куб.м/сут. |
8,7 |
8,7 |
10,3 |
15,2 |
18,0 |
25,0 |
55,0 |
|
Задача 3.4. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления |
|||||||
42. |
Рост бюджетной обеспеченности муниципального образования в расчете на 1 жителя, % к уровню 2006 года |
100 |
148,1 |
108,4 |
109,0 |
110,0 |
120,0 |
130,0 |
III. Индикаторы оценки достижения стратегических целей
Наименование показателя |
Муниципальное образование 2006 год |
Чувашская Республика 2006 год |
Целевой ориентир к 2020 г., к 2006 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
Повышение уровня и качества жизни населения | |||
Средне душевые денежные доходы населения, руб. |
2232,0 |
5241,6 |
в 7,3 раза |
Среднемесячная заработная плата одного работника |
3692,2 |
6407,2 |
в 7,5 раза |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в образовании, рублей: |
3280 |
4434,8 |
в 7,5 раза |
Обеспечение высоких темпов экономического роста | |||
Общий объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, рублей |
11164 |
20600 |
в 5,6 раза |
Объем отгруженной продукции обрабатывающего производства на душу населения, рублей |
3304 |
46200 |
в 5 раза |
Объем продукции сельского хозяйства на душу населения, рублей |
18475 |
12200 |
в 2,1 раза |
Формирование благоприятных условий жизнедеятельности | |||
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. метров на конец года |
24,2 |
21,5 |
в 1,2 раза |
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, % |
92,5 |
97,4 |
100 |
Приложение N 2
к Стратегии социально-экономического
развития Ибресинского района
до 2020 года
Реализуемые инвестиционные проекты
I. Производство биотоплива - пеллет
1. Наименование проекта |
- организация производства биотоплива (древесных гранул) и активированного угля методом глубокой переработки дровяной массы |
2. Краткое описание проекта |
- Организация производства по глубокой деревообработке, обеспечивающего комплексное использование лесных ресурсов и создание инновационной продукции биотоплива (пеллет). Создание комплексного производства по выпуску: древесного угля, активированного древесного угля, биотоплива, при технологическом объединении в единую производственную линию, позволяющую получить синергический эффект при генерации тепла и его последующей рекуперации и дальнейшем использовании в производстве продукции. |
3. Основные показатели проекта (общая стоимость проекта, привлекаемые инвестиции, срок реализации проекта, объем предполагаемого производства, предполагаемый срок окупаемости) |
- общая стоимость проекта - 45,0 млн. рублей; привлекаемые инвестиции - 45,0 млн. рублей; срок реализации проекта - 3 года; срок окупаемости проекта - 3 года |
4. Предполагаемые формы участия инвестора в проекте |
- собственные средства. кредиты коммерческих банков. |
II. Производство пиролизного и газогенераторного оборудования.
1. Наименование проекта |
- разработка и производство пиролизного и газогенераторного оборудования для утилизации отходов древесины |
2. Краткое описание проекта |
- разработка и производство пиролизного и газогенераторного оборудования для утилизации отходов древесины и других органических отходов сельского хозяйства. |
3. Основные показатели проекта (общая стоимость проекта, привлекаемые инвестиции, срок реализации проекта, объем предполагаемого производства, предполагаемый срок окупаемости) |
- общая стоимость пректа - 10 млн.руб.; - привлекаемые инвестиции - 8,5 млн.руб.; срок реализации проекта - 36 месяцев; срок окупаемости проекта - 25 месяцев. |
4. Предполагаемые формы участия инвестора в проекте |
- собственные средства, привлекаемые средства заказчиков, кредиты коммерческих банков. |
Размещение объектов
приоритетных направлений развития Ибресинского района по инвестиционным зонам
"Размещение объектов приоритетных направлений развития Ибресинского района по инвестиционным зонам"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Ибресинского района Чувашской Республики от 22 апреля 2008 г. N 161 "О Стратегии социально-экономического развития Ибресинского района до 2020 года"
Текст постановления размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника