Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики
от 20 апреля 2012 г. по делу N 2-2047/2012
(извлечение)
Определением Верховного суда Чувашской Республики от 26 июня 2012 г. по делу N 33-1971-12 настоящее решение оставлено без изменения
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: судьи, при секретаре судебного заседания, с участием представителя заявителя - помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, представителя заинтересованного лица Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов N 1186 от 27.11.2008 г. "О Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары",
установил:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацев 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 пункта 1.3, подпункта 1.4.6 пункта 1.4, подпункта 3.1.1 пункта 3.1 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 г. N 1186 "О Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары". В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления проведена проверка Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов N 1186 от 27.11.2008 г. "О Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары" (в редакции решений Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.08.2009 г. N 1402, от 06.03.2012 г. N 509) (далее - Правила).
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов N 1186 от 27.11.2008 г. "О Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары" в первоначальной редакции опубликовано в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" от 15.12.2008 г. N 8, стр. 247-272.
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 27.08.2009 г. N 1402 "О внесении изменений в Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27 ноября 2008 года N 1186" опубликовано в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары", 08.09.2009 г. N 9, стр. 26-28.
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 06.03.2012 г. N 509 "О внесении изменений в Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27 ноября 2008 года N 1186" опубликовано в издании "Чебоксарские новости" от 15 марта 2012 г. N 25 (4711), стр. 4.
По мнению прокурора отдельные положения Правил с изменениями, внесенными решением Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 г. N 509 "О внесении изменений в Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27 ноября 2008 г. N 1186", не соответствуют требованиям федерального законодательства по следующим основаниям:
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Законом Чувашской Республики "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" муниципальное образование город Чебоксары является городским поселением, наделенным статусом городского округа.
О том, что г. Чебоксары имеет статус городского округа указано в ст. 1 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (далее - г. Чебоксары), утвержденном решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 г. N 40.
Статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа в том числе отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, обязанности по обеспечению чистоты и порядка на территории городского округа возлагаются на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, вопросы организации благоустройства и озеленения территории городского округа.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ обязанность проведения мероприятий, по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, бремя содержания земельных участков, в том числе осуществление санитарной уборки и благоустройства территорий данных участков, несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков (если иное не предусмотрено договором аренды).
Часть 2 ст. 17 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право органов местного самоуправления поселений и городских округов принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в части организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, создания условий для массового отдыха жителей городского округа, и организации обустройства мест массового отдыха населения; благоустройства и озеленения территории городского округа.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность возложения органами местного самоуправления на юридических и физических лиц исполнения обязанностей по санитарному и иному содержанию, благоустройству территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, права пользования, иных вещных прав на которые юридические и физические лица не имеют.
Кроме того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по закреплению норм санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальных правовых актах, в частности, нормотворчества в области осуществления санитарно-защитных мероприятий, в том числе санитарной уборки территорий, прилегающих к земельному участку.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм действующего природоохранного законодательства, Чебоксарским городским Собранием депутатов в абзаце 1 пункта 1.3 Правил закреплено, что физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и территорий, прилегающих к внешним границам участков, зданий и сооружений в соответствии с требованиями настоящих Правил, другими нормами действующего законодательства. Этим же пунктом Правил определены границы прилегающей территории под очистку и уборку:
на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до проезжей части улицы;
на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;
на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;
на строительных площадках - территория 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;
для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе 10 метров.
В случае, когда объект недвижимости принадлежит на праве собственности нескольким собственникам, территория, подлежащая уборке, закрепляется за собственниками пропорционально доле в праве собственности на объект недвижимости.
Одновременно, согласно пункту 1.2 Правил под прилегающей территорией понимается участок территории с зелеными насаждениями, тротуарами, архитектурными объектами малых форм и другими сооружениями, непосредственно примыкающий к границе земельного участка, принадлежащего физическому или юридическому лицу на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования.
Поскольку абзац 1 пункта 1.3 Правил, устанавливающий необходимость физическим и юридическим лицам производить очистку и уборку территории, прилегающей к земельному участку, является противоречащим федеральному законодательству, абзацы 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 пункта 1.3 Правил, определяющие границы прилегающих территорий, также являются несоответствующими федеральному законодательству.
По аналогичным основаниям не соответствует действующему федеральному законодательству подпункт 1.4.6 пункта 1.4, подпункт 3.1.1 пункта 3.1 Правил, предусматривающие обязанность юридических и физических лиц регулярно проводить уборку территории и тротуаров прилегающих к внешним границам участков, зданий и сооружений, от снега и льда, обледенений, мусора, скоплений дождевых и талых вод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст.ст. 45, 245, 251 ГПК РФ прокурор просил удовлетворить его требования.
В судебном заседании помощник Чебоксарского межрайонного прокурора заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснил, что применение оспариваемых норм может привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов, так как может повлечь привлечение хозяйствующих субъектов к административной ответственности. Кроме того, закрепление данных оспариваемых положений в Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка Чебоксары приведет к превышению полномочий должностными лицами, поскольку они могут, ссылаясь на положения Правил, вменить гражданам и юридическим лицам незаконную обязанность. Ст. 17 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. предусматривает возможность органов местного самоуправления привлекать граждан и юридических лиц путем рекомендаций либо предложений, установление обязанности не предусмотрено.
По доводам представителя заинтересованного лица Чебоксарского городского Собрания депутатов пояснил, что при принятии оспариваемых норм природоохранным прокурором было дано отрицательное заключение на законопроект, однако это было оставлено без внимания.
Представитель заинтересованного лица - Чебоксарского городского Собрания депутатов в судебном заседании требования прокурора не признал, показал, что Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в Чебоксары законны. В статью 16 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. внесены изменения Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где п. 25 ч. 1 изложен в новой редакции: к вопросам местного значения городского округа относятся "утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа".
В связи с данными изменениями были внесены соответствующие изменения и в Устав муниципального образования г. Чебоксары который в настоящее время находится на регистрации. Кроме того, в соответствии с п. 8.1.2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 г. N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" в состав правил эксплуатации объектов благоустройства рекомендуется включать следующие разделы (подразделы): уборка территории, порядок содержания элементов благоустройства, работы по озеленению территорий и содержанию зеленых насаждений, содержание и эксплуатация дорог, освещение территории, проведения работ при строительстве, ремонте и реконструкции коммуникаций, содержание животных, особые требования к доступности городской среды, праздничное оформление населенного пункта, основные положения о контроле за эксплуатацией объектов благоустройства.
Из п. 8.2.1 указанных Методических рекомендаций следует, что физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.
Согласно п. 8.2.15 Методических рекомендаций границу прилегающих территорий рекомендуется определять: на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы; на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром; на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону; на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру; для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе не менее 10 метров. То есть, в указанной части п. 1.3 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в Чебоксары соответствует требованиям действующего законодательства. Пункт 1.4.6 оспариваемых Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в Чебоксары соответствует п. 8.4.8 и п. 8.4.9 Методических рекомендаций, которые гласят, что уборку и вывозку снега и льда с улиц, площадей, мостов, плотин, скверов и бульваров рекомендуется начинать немедленно с начала снегопада и производить, в первую очередь, с магистральных улиц, троллейбусных и автобусных трасс, мостов, плотин и путепроводов для обеспечения бесперебойного движения транспорта во избежание наката, а также лицам, указанным в пункте 8.2.1 настоящих Методических рекомендаций, рекомендовать обеспечивать после прохождения снегоочистительной техники уборку прибордюрных лотков и расчистку въездов, пешеходных переходов, как со стороны строений, так и с противоположной стороны проезда, если там нет других строений. Подпункт 3.1.1 Правил трактуется пунктами 8.4.7, 8.4.8 Методических рекомендаций, требования Правил содержат более мягкие условия и соответствует действующему законодательству. Изменения, внесенные в Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в Чебоксары прошли на стадии их принятия антикоррупционную экспертизу и замечаний по ним нет, в том числе и по заключению Прокуратуры Чувашской Республики.
Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденные Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 г. N 1186, уже были предметом рассмотрения Ленинского районного суда г. Чебоксары, указанный нормативно-правовой акт, за исключением некоторых положений, в остальной части был признан законным. Оспариваемые в настоящее время положения были приняты после рассмотрения Правил Ленинским районным судом г. Чебоксары, их принятие было обусловлено требованием прокурора Чувашской Республики, что следует из его заключения на проект нормативного акта.
Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Судом установлено, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики N 1186 от 27.11.2008 г. утверждены "Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка Чебоксары", что входит в его компетенцию в соответствии с Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 г. N 40 (с последующими изменениями).
Данные Правила содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.12.2007 г. N 868 с 01.01.2008 г. учреждено периодическое печатное издание "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары". Согласно п. 3 данного решения официальным опубликованием муниципальных правовых актов органов местного самоуправления г. Чебоксары считается первая публикация их полного текста в Вестнике или газете "Чебоксарские новости".
Вышеуказанное решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики N 1186 от 27.11.2008 г., которым утверждены "Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г. Чебоксары", опубликовано в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" от 15.12.2008 г. N 8, стр. 247-272.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.08.2009 г. N 1402 в указанные Правила внесены изменения, решение опубликовано в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары", 08.09.2009 г. N 9, стр. 26-28.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 г. N 506 в Правила также внесены изменения, в том числе изложены в новой редакции оспариваемые в настоящее время прокурором положения Правил, данное решение опубликовано в издании "Чебоксарские новости" от 15.03.2012 г. N 25 (4711), стр. 4.
Согласно п. 3 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 г. N 1186 "О Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары", п. 2 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.08.2009 г. N 1402 "О внесении изменений в Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27 ноября 2008 года N 1186", п. 2 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 г. N 509 "О внесении изменений в Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27 ноября 2008 года N 1186" все указанные нормативные акты вступают в силу со дня их официального опубликования,
Таким образом, на основании анализа имеющихся материалов дела и изложенных выше норм действующего законодательства судом установлено, что Правила и изменения в них изданы в установленном порядке и форме управомоченным органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, официально опубликованы и вступили в силу.
Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В соответствии со ст. 248 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу. Также судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении (ч. 8 ст. 251 ГПК РФ).
Аналогичные положения содержатся в абзаце 7 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 (ред. от 09.02.2012 г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 или ч. 8 ст. 251 ГПК РФ в случаях, когда имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении (ч. 3 ст. 246, ст. 248, ч. 8 ст. 251 ГПК РФ).
Как установлено судом, решением Ленинского районного суда Чебоксары от 22.06.2009 г. по делу 2-2112/2009 по заявлению Чебоксарского межрайонного прокурора были признаны недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу абзацы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 1.3, подпункт 1.4.6 пункта 1.4 в части возложения обязанности по содержанию и произведению своевременного ремонта дорог, тротуаров, бордюров, ограждений, пандусов и других дорожных сооружений, подпункт 1.4.10 пункта 1.4 в части возложения на юридических и физических лиц, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций обязанности содержать в чистоте и исправном состоянии прилегающие к ним территории, абзац 4 подпункта 1.4.11 в части организации юридическими и физическими лицами своевременного вывоза твердых бытовых отходов и прочих отходов самостоятельно, арендуемым автотранспортом, абзац 2 пункта 4.16 в части возложения на юридических и физических лиц обязанности обеспечить уборку прилегающей территории, подпункты 6.1.2, 6.1.4 - в части прилегающих территорий, абзац 1 подпункта 6.1.5 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов N 1186 от 27.11.2008 г. "О Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары", указанное решение вступило в законную силу 02.07.2009 г. Таким образом, вышеуказанные Правила были предметом судебного рассмотрения и не подлежат повторной судебной проверке в целом. В то же время, как указано выше, после вынесения данного решения суда, в них были внесены изменения, в том числе изложены в новой редакции оспариваемые в настоящее время прокурором положения Правил. Таким образом, препятствий к проверке оспариваемых в настоящее время прокурором положений Правил не имеется.
Относительно заявленных прокурором требований о несоответствии содержания оспариваемых положений Правил судом установлено следующее:
Статья 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации среди прочих относятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. "в"); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. "д"); земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. "к").
Согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Закона Чувашской Республики "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" и абзаца 2 статьи 1 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (принят решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 г. N 40), муниципальное образование город Чебоксары является городским поселением, наделенным статусом городского округа.
Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 3 этого закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими (в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 г. N 13-ФЗ, от 22.07.2008 г. N 141-ФЗ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ, от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
В пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, от 21.04.2011 г. N 69-ФЗ, от 11.07.2011 г. N 192-ФЗ, от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования города Чебоксары, (принят решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 30.11.2005 г. N 40 в ред. решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 28.10.2008 г. N 1138) к вопросам местного значения в числе прочих относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Чебоксары, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, от 19.07.2011 г. N 248-ФЗ) предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") к вопросам местного значения городского округа, в числе прочих отнесены: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п. 25 ч. 1).
Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, обязанности по обеспечению чистоты и порядка на территории городского округа, в том числе и автомобильных дорог, возлагаются на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, вопросы организации благоустройства и озеленения территории городского округа.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ обязанность проведения мероприятий по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, бремя содержания земельных участков, в том числе осуществление санитарной уборки и благоустройства территории данных участков, несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков (если иное не предусмотрено договором аренды).
Часть 2 ст. 17 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму") предусматривает право органов местного самоуправления поселений и городских округов принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в части организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, создания условий для массового отдыха жителей городского округа, и организация обустройства мест массового отдыха населения; благоустройства и озеленения территории городского округа.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность возложения органами местного самоуправления на юридических и физических лиц исполнения обязанностей по санитарному и иному содержанию, благоустройству территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, права пользования, иных вещных прав на которые юридические и физические лица не имеют.
Вопреки вышеуказанным нормам законодательства Чебоксарским городским Собранием депутатов в Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары (в редакции Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 06.03.2012 г. N 509 "О внесении изменений в Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27 ноября 2008 года N 1186" закреплены положения, возлагающие на юридических и физических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, обязанность самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку территорий за пределами внешних границ земельных участков, зданий и сооружений, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве.
Так, согласно абзацу 1 п. 1.3 Правил физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и территорий, прилегающих к внешним границам участков, зданий и сооружений в соответствии с требованиями настоящих Правил и другими нормами действующего законодательства.
Абзацами 2-7 пункта 1.3 Правил определены границы прилегающей территории, подлежащей уборке, лицами, указанными в абзаце первом настоящего пункта:
на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до проезжей части улицы;
на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;
на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;
на строительных площадках - территория 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;
для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе 10 метров.
Одновременно подпунктом 1.4.6 пункта 1.4 Правил (в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 г. N 509) на юридических и физических лиц в зависимости от вида их деятельности возложена обязанность регулярно убирать принадлежащие им на праве собственности или ином вещном праве земельные участки и территории, прилегающие к внешним границам участков, зданий и сооружений, от снега, обледенений, мусора, скоплений дождевых и талых вод.
Также в соответствии с подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 Правил (в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 г. N 509) все юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, в ведении которых находятся здания, сооружения, места с массовым пребыванием людей, а также граждане - владельцы или пользователи земельных участков, зданий и сооружений обязаны организовать уборку от снега и льда занимаемых и прилегающих к их территории тротуаров. Работы по уборке от снега и снежно-ледяных образований должны производиться до начала движения общественного транспорта, не позднее 2 часов после завершения снегопада и по мере необходимости в течение дня.
Таким образом, указанными положениями Правил на физических и юридических лиц возлагается не предусмотренная действующим законодательством обязанность, влекущая для них возникновение дополнительных имущественных расходов, при этом Правила вопрос о компенсации возможных расходов ответственных лиц не регулируют.
В связи с изложенным, а также в связи с противоречием федеральному законодательству данные положения Правил в части возложения на физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, обязанности самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку территорий за пределами внешних границ земельных участков, зданий и сооружений, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве, должны быть признаны недействующими, а заявление прокурора в данной части подлежит удовлетворению.
При этом абзацы 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 1.3 Правил (в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 05.03.2012 г. N 509) являются несоответствующими федеральному законодательству в целом, поскольку в силу указания в абзаце 1 пункта 1.3 Правил, устанавливающем вышеуказанную незаконную обязанность на физических и юридических лиц, они применимы только для определения границ территорий, находящихся за пределами границ земельных участков, зданий и сооружений, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве.
Ссылку представителя заинтересованного лица - Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики на Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 г. N 613 как основание законности оспариваемых прокурором положений Правил, суд находит несостоятельной, поскольку в силу верховенства закона указанные методические рекомендации не имеют приоритета перед федеральными законами.
По этому же основанию также несостоятельны доводы представителя заинтересованного лица - Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики на заключение прокурора Чувашской Республики на проект изменений в Правила (письмо ...).
В остальной части положения абзаца 1 пункта 1.3, подпункта 1.4.6 пункта 1.4, подпункта 3.1.1 пункта 3.1 Правил (в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 г. N 509) не противоречат действующему законодательству, поскольку, как указано выше, в силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") орган местного самоуправления городского округа вправе утверждать правила благоустройства территории городского округа, устанавливающие в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий. При этом под прилегающей к зданиям территорией в силу вышеуказанных положений законодательства следует понимать только те территории, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве.
При таких обстоятельствах в указанной части требования прокурора необоснованны и удовлетворению не подлежат.
По этим же основаниям также необоснованно и не подлежит удовлетворению требование прокурора о признании недействующим абзаца 8 пункта 1.3 Правил (в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 г. N 509), согласно которому в случае, когда объект недвижимости принадлежит на праве собственности нескольким собственникам, территория, подлежащая уборке, закрепляется за собственниками пропорционально доле в праве собственности на объект недвижимости. Указанное положение согласуется с бременем содержания имущества собственниками общей долевой собственности (ст. 249 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, в связи с чем суд признает недействующими отдельные его положения со дня вступления решения в законную силу.
Согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично:
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 1 пункта 1.3, подпункт 1.4.6 пункта 1.4, подпункт 3.1.1 пункта 3.1 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 г. N 1186 "О Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары " (в редакции Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 г. N 509), в части возложения на физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, обязанности самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обеспечивать очистку и уборку территорий за пределами внешних границ земельных участков, зданий и сооружений, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве, а также абзацы 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 1.3 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 г. N 1186 "О Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары" (в редакции Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 г. N 509), определяющие границы территорий, находящихся за пределами внешних границ земельных участков, зданий и сооружений, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, подлежащих очистке и уборке указанными лицами.
В удовлетворении заявления Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацев 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 1.3, подпункта 1.4.6 пункта 1.4, подпункта 3.1.1 пункта 3.1 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 г. N 1186 "О Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары" (в редакции Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 г. N 509) в остальной части, а также абзаца 8 пункта 1.3 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 г. N 1186 "О Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары" (в редакции Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 г. N 509), отказать.
После вступления решения в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в "Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары" в ближайшем планируемом издании после получения редакцией средства массовой информации текста сообщения о принятом решении.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 апреля 2012 г. по делу N 2-2047/2012 (извлечение)
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://leninsky.chv.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании