Распоряжение Правительства Республики Башкортостан
от 1 августа 2011 г. N 962-р
В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, оказания информационно-справочной поддержки населению и организациям:
1. Одобрить Концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан на 2012-2017 годы" (далее - Концепция программы).
2. Министерству связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан разместить Концепцию программы на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
3. Определить Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан государственным заказчиком программы.
4. Министерству связи и массовых коммуникаций Республики, Башкортостан обеспечить разработку проекта программы и внесение его на согласование в Правительство Республики Башкортостан в срок до 1 октября 2011 года.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Мулюкова М.М.
Премьер-министр Правительства |
А.Ф. Илимбетов |
Концепция долгосрочной целевой программы
"Развитие информационного общества в Республике Башкортостан на 2012-2017 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Башкортостан
от 1 августа 2011 г. N 962-р)
1. Введение
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212 (далее - Стратегия) [5], целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Создание информационного общества рассматривается Стратегией как платформа для модернизации экономики и общественных отношений и обеспечения конституционных прав граждан. При этом информационное общество характеризуется как высоким уровнем развития информационных технологий, так и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти Российской Федерации.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р [2], определяет в качестве целей государственной политики в области развития информационных технологий создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Для достижения поставленных целей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года [3] и перечень проектов по реализации указанных направлений, в том числе проекты в области построения информационного общества, модернизации информационных процессов и качественного развития средств массовых коммуникаций.
Сформированные цели государственной политики в области развития информационных технологий определяют необходимость решения задач в области построения информационного общества и на уровне субъектов Российской Федерации, заключающиеся в формировании приоритетов регионального развития информационных технологий, создания сервисов и обеспечения готовности граждан и организаций к использованию технических возможностей информационных технологий, координации действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом специфики и достигнутого уровня готовности к информационному обществу субъектов Российской Федерации.
Без решения проблем эффективного широкомасштабного использования современных информационно-телекоммуникационных технологий, без развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры невозможно успешное решение ни одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Башкортостан. Только при широком распространении информационно-телекоммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти (далее - ОГВ) Республики Башкортостан возможно формирование электронного правительства в Республике Башкортостан. Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-телекоммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг (функций) и информации о результатах деятельности органов государственной власти [4].
Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан на 2012-2017 годы" (далее - Концепция) отражает приоритеты развития в сфере информационных технологий в республике и направлена на реализацию государственной политики в данной сфере в соответствии со стратегическими целями развития Республики Башкортостан.
Концепция разработана в соответствии c Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; Федеральным законом "О персональных данных"; Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; "Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года", утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р; "Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212; Государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р; "Концепцией региональной информатизации до 2010 года", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р; "Типовой программой развития и использования информационно-коммуникационных технологий субъекта Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 871-р; распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1506-р); постановлением Правительства Российской Федерации "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" от 08 сентября 2010 года N 697 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2011 года N 451); распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 1555-р "О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти"; Законом Республики Башкортостан "О республиканских целевых программах"; "Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 г. N 370.
Для характеристики текущего состояния информатизации Республики Башкортостан использовались индекс готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу в 2008-2009 годах, подготовленный Институтом развития информационного общества [9], и данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [12].
При подготовке Концепции был использован опыт реализации "электронного правительства" стран Европейского Союза, материалы Лиссабонского договора "О внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества".
2. Характеристика текущего состояния использования информационно-коммуникационных технологий в Республике Башкортостан и анализ социальных, финансово-экономических рисков реализации Программы
Проблема формирования и развития в Республике Башкортостан информационного общества, учитывая комплексный характер процессов информатизации, нуждается в системном анализе, предусматривающем как оценку состояния использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в Республике Башкортостан, так и характеристику основных направлений развития информатизации.
Институтом развития информационного общества по заказу Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации в ходе ежегодного мониторинга определяется индекс готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу [9]. Индекс основан на оценке трех ключевых факторов развития информационного общества (ИКТ- инфраструктуры, человеческого капитала, делового климата) и оценке использования ИКТ в регионах для развития четырех сфер деятельности (государственного управления, бизнеса, здравоохранения, культуры), а также населением и в домохозяйствах. Для построения Индекса в 2008-2009 году использовалось более 70 показателей, характеризующих социально-экономическое развитие регионов и уровень использования ИКТ.
Композитный индекс готовности Республики Башкортостан к информационному обществу, состоящий из индекс-компонентов "Факторы развития информационного общества" и "Использование ИКТ для развития", приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Значения композитного индекса готовности к информационному обществу по Республике Башкортостан
Наименование индекса/подиндекса |
Значение показателя |
Место в Российской Федерации |
Место в Приволжском федеральном округе |
Композитный индекс готовности Республики Башкортостан области к информационному обществу |
0,329 |
51 |
10 |
Индекс-компонент факторов развития информационного общества |
0,324 |
48 |
8 |
ИКТ инфраструктура |
0,318 |
48 |
6 |
Экономическая среда |
0,410 |
39 |
6 |
Человеческий капитал |
0,245 |
42 |
9 |
Индекс-компонент использования ИКТ для развития |
0,332 |
51 |
9 |
ИКТ в государственном и муниципальном управлении |
0,338 |
51 |
10 |
ИКТ в бизнесе |
0,409 |
9 |
1 |
Использование ИКТ в культуре |
0,076 |
74 |
12 |
Использование ИКТ в медицине |
0,339 |
26 |
7 |
Использование ИКТ в образовании |
0,309 |
78 |
14 |
Использование ИКТ в домохозяйствах и населением |
0,520 |
32 |
4 |
В Российской Федерации по композитному индексу готовности Республики Башкортостан к информационному обществу Республика Башкортостан занимает 51 место, а среди субъектов Приволжского федерального округа - 10 место (рис. 1.).
Рис. 1. Сводный индекс готовности к информационному обществу субъектов России за 2008-2009 годы
Рисунок не приводится
2.1. Состояние факторов развития информационного общества в Республике Башкортостан
2.1.1. Анализ состояния и тенденции развития информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Башкортостан
По состоянию на февраль 2011 г. на территории Республики Башкортостан 792-мя операторами связи используется 2102 лицензии на оказание услуг связи, в том числе на оказание телематических услуг связи - 767 лицензий, на оказание услуг по передаче данных (за исключением передачи голосовых данных) - 457 лицензий, на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи - 17 лицензий, на оказание услуг внутризоновой телефонной связи - 22 лицензии и т.д.
ОАО "Башинформсвязь", обладающее 87 процентами всей монтированной сети местной телефонной связи в Республике Башкортостан, является оператором, занимающим существенное положение в сетях связи общего пользования. Среднесписочная численность работников отрасли связи, включая сотовые компании, в Республике Башкортостан - около 22 000 человек, из них 7800 человек (35 процентов) составляет персонал ОАО "Башинформсвязь".
Общая емкость городской и сельской телефонной сети Республики Башкортостан - более 1352,97 тыс. номеров. Плотность аппаратов фиксированной связи в Республике Башкортостан составляет на 100 жителей в городской местности Республики Башкортостан - 35 телефонов, в сельской местности Республики Башкортостан - 17. Переход на цифровое оборудование на городских и сельских телефонных станциях практически завершен.
На территории Республики Башкортостан телематические услуги связи в том числе доступа к сети Интернет, оказывают 49 операторов связи. В 2010 г. монтируемая емкость для подключения абонентов к сети Интернет составила 957 000 портов, что на 18% больше, чем в 2009 г. (809 000 портов). Наиболее крупными из операторов, на долю которых приходится 85,7% пользователей Интернет, являются: ОАО "Уфанет" (550000 портов), ОАО "Башинформсвязь" (около 270 000 портов).
Большое распространение получила услуга доступа к сети Интернет по беспроводным каналам связи. Так, в настоящий момент Управлением Роскомнадзора по Республике Башкортостан зарегистрировано 919 точек доступа, работающих по технологии Wi-Fi. В 2010 году окончательно утвердился на рынке связи оператор ООО "Скартел", предоставляющий услугу мобильного Интернета (в стандарте WiMAX), таким образом, жители республики получили возможность пользоваться высокоскоростным доступом к сети Интернет, свободно перемещаясь по всей территории покрытия сети (в настоящий момент это г. Уфа). На территории г. Уфа на конец 2010 года зарегистрирована 141 базовая станция, принадлежащая ООО "Скартел".
Для удовлетворения потребностей населения в доступе к Интернету на территории Республики Башкортостан устанавливаются пункты коллективного доступа (ПКД). ОАО "Башинформсвязь" эксплуатирует 75 ПКД, а Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" - 1105 ПКД.
Продолжается интенсивное развитие сотовой связи. Вводятся новые базовые станции 2G и базовые станции нового поколения 3G, количество базовых станций в республике превысило 2900. Количество абонентов сотовой связи составляет более 6 млн., или 150 телефонов на 100 жителей.
В 2008-2009 годах ОАО "Башинформсвязь" завершено строительство республиканских волоконно-оптических линий связи до районных центров, в том числе в труднодоступных северо-восточных горных территориях. В республике создана современная высокоскоростная цифровая сеть передачи данных на базе технологии VPN MPLS, обеспечивающая передачу информации (речь, данные, видео) до каждого населенного пункта. Общая протяженность волоконно-оптических линий связи превышает 16 тыс. км.
Телефонизированы все населенные пункты республики - около 4,5 тысяч (четвертая по объему сеть Российской Федерации).
На базе сети ОАО "Башинформсвязь" построена и введена в эксплуатацию сеть видеоконференцсвязи. В режиме реального времени обеспечивается возможность проведения Интернет-трансляций республиканских видеоселекторных совещаний.
Растут темпы строительства волоконно-оптических линий связи, только в 2010 году ОАО "Башинформсвязь" построено свыше 3200 км. Наращена пропускная способность магистральной мультисервисной сети MPLS до 40G. Увеличено количество абонентов интерактивного цифрового телевидения IPTV на 24,7 тысячи пользователей.
Основной объем услуг почтовой связи на территории республики оказывает Управление федеральной почтовой связи - филиал ФГУП "Почта России". Почтовую сеть республики составляют 27 почтамтов, 28 пунктов связи и 1227 стационарных отделений почтовой связи, из них 1034 - в сельской местности. Общая численность работников филиала составляет более 11000 человек.
Динамика роста валового дохода в 2005-2008 годах и структура валового дохода отрасли связи в 2009 году представлена на рис. 2. и рис. 3.
Рис. 2. Динамика роста валового дохода отрасли связи в Республике Башкортостан 2005-2008 гг. (млн. руб.)
Рисунок не приводится
Необходимо отметить, что динамика роста валового дохода отрасли связи в 2005-2008 годах превышала темп роста валового регионального продукта Республики Башкортостан. Наибольшая доля в структуре доходов от услуг связи принадлежит подвижной связи - 70,67 процента, услуги местной связи составляют 14,21 процента, а услуги дальней связи (междугородной, международной) - 6,01 процента (рис. 3.).
Рис. 3. Структура валового дохода отрасли связи в Республике Башкортостан в 2008 году (млн. руб.)
Рисунок не приводится
За последние 3 года наблюдается тенденция постепенного увеличения доли доходов от услуг подвижной связи и увеличения доли документальной электросвязи, которая включает услуги сети передачи данных, услуги сети Интернет, услуги по предоставлению в пользование технических средств.
В структуре валового регионального продукта Республики Башкортостан доходы от услуг связи превышают 8 процентов, что соответствует среднему региональному уровню доходов от услуг связи по Российской Федерации (рис. 4).
Рис. 4. Доходы от услуг связи в структуре валового регионального продукта Российской Федерации и Республики Башкортостан в 2004-2008 гг.
Рисунок не приводится
Общее состояние информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Республики Башкортостан по сравнению с другими субъектами Российской Федерации характеризует подиндекс "ИКТ-инфраструктура" композитного индекса готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу [9], который состоит из показателей, отражающих развитие фиксированной телефонии, мобильной сотовой связи, кабельного телевидения, информационных систем и сетей передачи данных и др. По подиндексу "ИКТ-инфраструктура" Республика Башкортостан занимает 48 место среди субъектов Российской Федерации (рис. 5) и 6-ое место в Приволжском федеральном округе.
Рис. 5. Рейтинг информационно-коммуникационной инфраструктуры
Рисунок не приводится
В целом по показателям подиндекса "ИКТ-инфраструктура" Республика Башкортостан уступает среднероссийским показателям (рис. 6.) Низким остается значение показателя "доля домохозяйств, имеющих доступ к Интернету" (23,4% семей), по которому регион занимает 45-е место в Российской Федерации.
Рис. 6. Состояние информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Башкортостан
Рисунок не приводится
В то же время отдельные сегменты ИКТ-инфраструктуры в своем развитии превышают российский уровень. Так, по числу мобильных телефонов в домохозяйствах республика занимает 27 место в Российской Федерации (207,0 шт. на 100 домохозяйств), а по доле домохозяйств, имеющих компьютер, - 33 место (42,8%).
Уровень тарифов на услуги широкополосного доступа в сеть Интернет в Республике Башкортостан, в целом соответствует уровню в соседних регионах Приволжского федерального округа и в городах Москва и Краснодар (рис. 7.).
Рис. 7. Стоимость тарифов на услуги широкополосного доступа в сеть Интернет (без ограничения объема потребленного трафика) (руб./месяц)
Рисунок не приводится
Кроме того, следует подчеркнуть необходимость повышения уровня развития ИКТ-инфраструктуры в сельских поселениях, где, в частности, уровень телефонной плотности фиксированной связи по сравнению с городскими поселениями в 2 раза меньше.
Основной тенденцией развития информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Башкортостан является увеличение уровня цифровизации сетей связи, замена устаревших автоматических телефонных станций на новые современные цифровые станции, модернизация транспортной сети с использованием новых технологий, постепенный переход к сетям нового поколения. В планах операторов сотовой связи - дальнейшее развитие сетей широкополосного доступа в сеть Интернет, в том числе обеспечивающих услуги передачи голоса, данных, видео.
По оценкам экспертов рынок сотовой связи в Республике Башкортостан близок к насыщению, поскольку общее количество SIM-карт, по которым ведется учет операторами сотовой связи, уже превысило 6,9 миллиона номеров. При этом величина среднедоходной таксы на одного абонента существенно не меняется. Для увеличения доходов и сохранения величины среднедоходной таксы операторы сотовой связи планируют внедрять новые сервисы и услуги на базе интеллектуальных сетей.
К основным тенденциям развития отрасли связи в Республике Башкортостан следует отнести:
сохранение положительной динамики увеличения количества пользователей широкополосного доступа в сеть Интернет;
совершенствование сервисов обслуживания;
широкое внедрение беспроводных технологий передачи данных в сети Интернет, в том числе Wi-Fi, Wi-MAX, 3G.
2.1.2. Экономическая среда и человеческий капитал для использования информационно-коммуникационных технологий в Республике Башкортостан
В наибольшей мере развитию и использованию ИКТ в Республике Башкортостан благоприятствует комплекс социально-экономических условий жизнедеятельности населения, функционирования хозяйственных и общественных структур.
Одной из определяющих характеристик экономической среды республики, оказывающих существенное влияние на использование ИКТ, является высокий уровень экономического развития Республики Башкортостан. В 2008 г., по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), среднегодовые темпы роста индекса физического объема ВРП в 2004-2008 гг. составили 107,8% (23-е место среди субъектов Российской Федерации), а номинальный валовый региональный продукт на душу населения составил в республике 184,8 тыс. рублей (30-е место среди субъектов Российской Федерации) [12]. Республика отличается сравнительно высокой инвестиционной привлекательностью - по индексу инвестиционного потенциала Республика Башкортостан занимает - 12-е место, а инвестиционного риска - 24-е место среди субъектов Российской Федерации [10].
С другой стороны, сдерживающим фактором широкомасштабного использования ИКТ в Республике Башкортостан является ограниченная покупательская способность населения, организаций бюджетной сферы и несырьевых предприятий в отношении информационно-коммуникационных технологий. Ее рост, в частности, сдерживается довольно высокой долей продуктов питания в структуре конечного потребления домохозяйств, составлявшей в 2008 г. 36,8% (48-е место в Российской Федерации). Сравнительно невысоки и налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан на душу населения (28,7 тыс. рублей - 50-е место среди регионов Российской Федерации).
В целом по показателю подиндекса "экономическая среда" Республика Башкортостан занимает 39-е место среди субъектов Российской Федерации и 6-ое место в Приволжском федеральном округе (рис. 8.).
Рис. 8. Рейтинг регионов по значениям подиндекса "Экономическая среда"
Рисунок не приводится
Относительно благоприятным для использованию ИКТ в Республике Башкортостан является состояние человеческого капитала, под которым понимается совокупность знаний и навыков населения, используемых в трудовой деятельности и способствующих использованию ИКТ, - 42-е место среди регионов Российской Федерации. В первую очередь это касается количества выпускаемых ИКТ-специалистов в Республике Башкортостан - 34-е место (4,9 чел. на 10000 человек населения) и числа исследователей - 38 место (8,0 чел. на 10000 человек населения).
С другой стороны, сдерживающим фактором широкомасштабного использования ИКТ в Республике Башкортостан является низкая доля занятого населения, имеющего высшее образование, - 66 место (20,2 процента).
2.2. Использование информационно-коммуникационных технологий в системах образования, здравоохранения и культуры
К наиболее важным показателям, характеризующим качество жизни населения, относятся показатели использования ИКТ в системах образования, здравоохранения и культуры.
Большинство показателей использования ИКТ в образовании в Республике Башкортостан, как следует из рисунка 9, ниже среднего уровня аналогичных показателей по Российской Федерации. При этом имеется значительное отставание от регионов - лидеров в Российской Федерации. В целом по показателю подиндекса "Использование ИКТ в образовании" Республика Башкортостан занимает 78 место среди субъектов Российской Федерации.
Рис. 9. Индекс Республики Башкортостан "Использование ИКТ в образовании" в 2009-2010 годах
Рисунок не приводится
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" до 1 сентября 2008 года все школы - юридические лица подключены к сети Интернет с возможностью обеспечения скорости работы до 512 Кбит/сек. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12 августа 2010 года N 879-р утвержден график поэтапного увеличения скорости доступа 2143 общеобразовательных учреждений (включая филиалы) к сети Интернет до 1 Мбит/с, а в 2011 году еще 519 школ повысят скорость доступа к сети Интернет до 2 Мбит/с. В таблице 2 приведены данные по распределению школ Республики Башкортостан по скорости доступа к Интернет (по состоянию на 14 февраля 2011 года).
Кроме того, с 2007 года функционирует информационно-образовательный портал (www.oprb.ru). С его помощью в виртуальную сеть объединены 2033 школы и все муниципальные отделы образования. На портале зарегистрировано свыше 43 тысяч пользователей. Сформирована база знаний, в которую входят 141 200 разработок уроков, 24 200 внеурочных разработок, 23 000 методик, книг и иных публикаций, 1 700 видеоуроков. База ежедневно пополняется. На портале внедрено 38 модулей и сервисов, работает "Педагогический форум".
Таблица 2.
Распределение школ Республики Башкортостан по скорости доступа к сети Интернет
(по состоянию на 14 февраля 2011 года)
Скорость доступа в сеть Интернет |
до 128 кбит/c |
до 256 кбит/c |
до 512 кбит/c |
до 768 кбит/c |
до 1 Мбит/c |
до 2 Мбит/c |
до 4 Мбит/c |
до 6 Мбит/c |
от 6 Мбит/ и выше |
Количество (шт.) |
189 |
155 |
74 |
167 |
280 |
38 |
9 |
2 |
4 |
Доля школ (%) |
20.5 |
16.8 |
8.06 |
18.19 |
30.5 |
4.14 |
0.98 |
0.22 |
0.44 |
Показатели использования ИКТ в системе здравоохранения Республики Башкортостан превышают или соответствуют среднему уровню показателей использования ИКТ в системе здравоохранения Российской Федерации (рис. 10). При этом наблюдается отставание от регионов - лидеров в Российской Федерации. В целом по подиндексу "Использование ИКТ в медицине" Республика Башкортостан занимает 26 место среди субъектов Российской Федерации.
Рис. 10. Индекс Республики Башкортостан "Использование ИКТ в медицине"
Рисунок не приводится
Показатели использования ИКТ в сфере культуры в Республике Башкортостан, как следует из данных на рис. 11, существенно ниже среднего уровня показателей использования ИКТ в сфере культуры Российской Федерации.
Рис. 11. Индекс Республики Башкортостан "Использование ИКТ в культуре"
Рисунок не приводится
В целом по показателю подиндекса "Использование ИКТ в культуре" Республика Башкортостан занимает 74 место среди субъектов Российской Федерации.
2.3. Использование информационно-коммуникационных технологий в государственном и муниципальном управлении
В основном по всем составляющим индекса "ИКТ в государственном и муниципальном управлении", относящимся к органам государственной власти, Республика Башкортостан имеет значения, соответствующие среднероссийским показателям, и занимает 51 место среди субъектов Российской Федерации (рис. 12.).
Рис. 12. Индекс Республики Башкортостан "Использование ИКТ в государственном и муниципальном управлении" для органов государственной власти Республики Башкортостан
Рисунок не приводится
Выше среднероссийских показателей степень использования организациями Республики Башкортостан государственных услуг в электронном виде: если в среднем по Российской Федерации доля организаций, получавших формы через Интернет, составляет 57,3%, отправлявших формы, - 55,6%, то в Республике Башкортостан эти показатели составляют, соответственно, 70,1% (8 место в Российской Федерации) и 67,9% (10 место в Российской Федерации).
Однако по составляющим индекса "ИКТ в государственном и муниципальном управлении", относящимся к муниципальным органам власти, Республика Башкортостан имеет значения ниже среднероссийских показателей и значительное отставание от регионов - лидеров в Российской Федерации. (рис. 13.).
Рис. 13. Индекс Республики Башкортостан "Использование ИКТ в государственном и муниципальном управлении" для муниципальных образований Республики Башкортостан
Рисунок не приводится
В рамках проекта "Социальная карта Башкортостана" реализовано 17 приложений федерального и республиканского уровней, позволяющих перевести в электронный вид 75 государственных услуг. В настоящее время число участников проекта превысило 180 тыс. человек. Общее количество мест обслуживания социальной карты составляет более 8 тыс. единиц (информационные киоски, банкоматы, терминалы, пункты пополнения транспортного приложения, выдачи электронных карт). Создан единый операторский центр обработки телефонных звонков.
2.4. Основные проблемы формирования информационного общества в Республике Башкортостан
В результате отсутствия комплексного подхода к решению задачи формирования и развития информационного общества, как одного из необходимых условий устойчивого развития Республики Башкортостан, можно выделить следующие проблемы формирования информационного общества в Республике Башкортостан:
1. Разработка и внедрение информационных технологий, осуществляемых по заказу органов государственной власти Республики Башкортостан, в основном носят несистемный характер, в частности:
1.1. внедрение средств информационных технологий носит преимущественно локальный, ведомственный характер;
1.2. отсутствует единая сеть передачи данных Правительства Республики Башкортостан, связывающая органы исполнительной власти Республики Башкортостан, государственные учреждения Республики Башкортостан, муниципальные образования Республики Башкортостан и муниципальные учреждения, в связи с чем обмен информацией между участниками процесса оказания электронных услуг затруднен;
1.3. отсутствует единый центр обработки данных и единый телекоммуникационный центр Правительства Республики Башкортостан, что делает затруднительным консолидацию данных, усложняет процесс обмена информацией между участниками процессов оказания государственных электронных услуг;
1.4. получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти Республики Башкортостан и других организаций, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти Республики Башкортостан, а также предоставления запросов и документов на бумажном носителе, что приводит к увеличению сроков оказания услуг для населения;
1.5. отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти Республики Башкортостан требуемой информации населению, организациям, органам местного самоуправления и другим органам государственной власти.
2. Слабо координируется использование органами государственной власти Республики Башкортостан информационных технологий, недостаточно используется лучший опыт внедрения информационных технологий для повышения эффективности государственного управления, в частности:
2.1. наблюдается несовместимость программно-технических решений, невозможность обмена данными между различными созданными региональными государственными информационными системами;
2.2. существуют значительные различия между органами государственной власти Республики Башкортостан по уровню использования информационных технологий в своей деятельности;
2.3. не создана система межведомственного электронного документооборота органов государственной власти Республики Башкортостан;
2.4. не создана цифровая инфраструктура пространственных данных Республики Башкортостан;
2.5. отсутствует инфраструктура, решения и стандарты в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями;
2.6. доступ к информационным ресурсам, находящимся в государственных архивах Республики Башкортостан, и их использование затруднены как из-за удаленности многих архивов, так и вследствие недостаточно высокого уровня описания архивных материалов и их тематической разработки;
2.7. остается низким уровень компьютерной грамотности государственных служащих Республики Башкортостан.
3. Недостаточно быстрыми темпами происходит становление региональной экономики в сфере ИКТ, в частности:
3.1. остается низким уровень развития в Республике Башкортостан современного производства в сфере информационно-коммуникационных технологий;
3.2. доля ИКТ в региональном валовом продукте остается низкой;
3.3. уровень конкуренции в сфере информационных технологий в Республике Башкортостан остается низким, в том числе за счет наличия существенных административных барьеров;
3.4. не создана система непрерывного обучения в области информационных технологий.
4. Сохраняется высокий уровень различия знаний в использовании информационных технологий муниципальными образованиями Республики Башкортостан, различными слоями населения, и недостаточно развита базовая инфраструктура информационного общества, в частности:
4.1. уровень различия знаний муниципальных образований Республики Башкортостан в использовании информационных технологий является высоким;
4.2. сохраняются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей к сети Интернет в Республике Башкортостан.
5. Возрастают угрозы безопасности в информационном обществе, в том числе:
5.1. не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти Республики Башкортостан между собой, а также с населением и организациями;
5.2. отсутствуют эффективные механизмы контроля использования информации о гражданах и об организациях, содержащейся в региональных государственных информационных системах.
Несмотря на то, что в органах государственной власти Республики Башкортостан создана базовая информационно-коммуникационная инфраструктура в виде компьютерного и сетевого оборудования, уровень развития и использования прикладных информационных систем является недостаточным, не созданы инфраструктурные системы электронного правительства, в частности:
базы данных, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления, отрывочны и фрагментарны или вообще отсутствуют;
существует несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными между различными региональными государственными информационными системами;
не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти Республики Башкортостан между собой, с населением, организациями и органами местного самоуправления;
в незначительном количестве органов государственной власти Республики Башкортостан развернуты и используются системы электронного документооборота;
недостаточными темпами развиваются средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;
неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает угрозу нарушения прав граждан.
Анализ сильных и слабых сторон потенциала Республики Башкортостан с точки зрения формирования информационного общества в форме SWOT (Strength, Weakness, Opportunity, Threat) - таблицы приведен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ сильных и слабых сторон потенциала Республики Башкортостан с точки зрения возможностей формирования информационного общества в форме SWOT-анализа
S сильные стороны: 1. Возможность законодательной инициативы в формировании нормативно-правовой базы для внедрения ИКТ в различных сферах социально-экономической жизни республики 2. Возможность использования государственного регулирования в отношениях с предприятиями в сфере ИКТ. 3. Возможность создания привлекательного инвестиционного климата в республике для развития телекоммуникационных и IT-компаний |
W слабые стороны: 1. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей развитие ИКТ в Республике Башкортостан 2. Отсутствие целевой программы по развитию информатизации органов государственной власти 3. Ограниченные возможности финансирования мероприятий по информатизации и развитию информационного общества в республике за счет средств федерального и республиканского бюджетов. 4. Отставание Республики Башкортостан от лидеров - регионов Российской Федерации в области готовности к информационному обществу 5. Отсутствие современной мультисервисной сети передачи данных ОГВ Республики Башкортостан |
O возможности: 1. Инвестиционная привлекательность Республики Башкортостан для федеральных операторов связи и IT-компаний. 2. Наличие высших учебных заведений, в которых готовят IT-специалистов. 3. Наличие федеральных стратегических, концептуальных документов, целевых программ по развитию информационного общества Российской Федерации 4. Реализация федеральных пилотных проектов в области ИКТ 5. Уровень развития производственной базы в области связи и ИКТ в Республике Башкортостан |
T риски: 1. Низкая инвестиционная привлекательность для операторов связи в сельских районах Республики Башкортостан. 2. Высокие тарифы на современные услуги связи по отношению к другим регионам в Приволжском федеральном округе. 3. Недостаточное количество IT-компаний и системных интеграторов в сфере телекоммуникаций. 4. Низкая культура пользования современной компьютерной техникой у значительной части населения Республики Башкортостан. 5. Отток квалифицированных IT-специалистов в другие регионы, с более высокой оплатой труда. 6. Потеря управления предприятиями в области связи и ИКТ |
SO предложения: 1. Повышение уровня конкуренции за счет привлечения в Республику Башкортостан операторов связи и IT-компаний. 2. Привлечение в Республику Башкортостан инвестиций для развития сетей связи. 3. Развитие регионального портала оказания госуслуг 4. Создание IT-кластера в Республике Башкортостан 5. Создание IT-парка в Республике Башкортостан. |
WO предложения: 1. Привлечение средств федерального бюджета для софинансирования республиканских целевых программ по информатизации в Республике Башкортостан. 2. Привлечение внебюджетных средств для софинансирования республиканских программ по информатизации на основе развития частно-государственного партнерства. 3. Оптимизация расходов средств республиканского бюджета за счет координации планов информатизации органов исполнительной власти. 4. Развитие инфокоммуникационной инфраструктуры ОГВ Республики Башкортостан. 5. Организация предоставления государственных услуг в электронной форме с использованием ИКТ. 6. Создание системы мониторинга планирования и подготовки IT-специалистов Республики Башкортостан. |
ST предложения: 1. Сформировать нормативно-правовую базу системы управления развитием ИКТ в Республике Башкортостан. |
WT предложения: 1. Организация системы компьютерного обучения населения и профессиональной подготовки и переподготовки специалистов различных отраслей на базе существующих учреждений системы образования с использованием удаленного доступа на основе использования информационно- телекоммуникационных технологий. 2. Снижение информационного неравенства для сельских жителей Республики Башкортостан за счет снижения тарифов на услуги доступа в сеть Интернет (благодаря росту конкуренции среди провайдеров и появлению новых альтернативных технологий высокоскоростного доступа). |
2.5. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, организаций, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Минимизация воздействия указанных проблем требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти республики.
Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости региональных государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, информационно-справочной поддержки и оказания услуг населению и организациям, значительно минимизировать возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий, а также повысить результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти Республики Башкортостан.
2.6. Характеристика и прогноз рисков, связанных с выполнением Программы, развития ситуации при отсутствии введения программно-целевых методов
Альтернативой использованию программно-целевого метода для решения задач по развитию информационного общества в Республике Башкортостан является реализация отдельных мер на уровне конкретных органов государственной власти республики (ведомственный подход).
На основе ведомственного подхода возможно построение только функциональных элементов подсистемы электронного правительства, направленных на повышение эффективности функционирования отдельных органов государственной власти Республики Башкортостан.
Взаимодействие ведомственных информационных систем как между собой, так и с населением и организациями Республики Башкортостан потребует дополнительного согласования на межведомственном уровне, разработки стандартов и технологий обмена информацией, принятия нормативных правовых актов, регламентирующих данное взаимодействие.
Внедрение межведомственных информационных систем, направленных на создание информационно-аналитической, интеграционной и инфраструктурной составляющих электронного правительства без применения программно-целевых методов приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства и не позволит обеспечить необходимую интенсивность, эффективность и комплексность решения данных задач.
Ведомственный подход целесообразно применять для разработки и внедрения узкоспециализированных информационных систем, не требующих согласования с органами государственной власти Республики Башкортостан и направленных на реализацию полномочий и предоставление государственных услуг в рамках отдельного органа государственной власти республики. Как следствие - риски по внедрению подобных проектов будут минимальны. В случае наделения информационной системы межведомственным характером значительно возрастает риск низкой эффективности функционирования такой информационной системы. Это связано с необходимостью решения многих вопросов и предварительных согласований на межведомственном уровне, таких как разграничение полномочий, финансирования и администрирования отдельных подсистем и др. Для разработки и создания таких систем целесообразно и оправданно использование программно-целевых методов.
Таким образом, отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов эффективного формирования информационного общества повлечет разрозненность усилий республиканских органов исполнительной власти, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих задач в этой области, низкую эффективность использования выделяемых средств бюджета Республики Башкортостан.
Использование программно-целевого метода и принятие отдельной программы позволит значительно минимизировать возможные риски, связанные с ее реализацией, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий и созданием необходимых информационных систем.
3. Цель, задачи и индикаторы Программы
Целью Программы является обеспечение повышения качества жизни населения и устойчивого роста экономики региона за счет интенсивного использования гражданами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти Республики Башкортостан современных информационно-коммуникационных технологий.
3.1. Задачи Программы
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение качества жизни граждан в информационном обществе предусматривает:
1.1. перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
1.2. создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, а также в областях жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта;
1.3. создание и развитие электронных сервисов в области образования и науки, повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества;
1.4. оцифровка объектов культурного наследия, включая архивные фонды.
2. Улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе предусматривает:
2.1. развитие технопарков в сфере высоких технологий;
2.2. развитие телерадиовещания, современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций.
3. Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления предусматривает:
3.1. обеспечение развития законодательства в сфере информационных технологий;
3.2. повышение открытости деятельности органов государственной власти;
3.3. создание и развитие региональных государственных межведомственных информационных систем и обеспечение поддержки технологии "единого окна";
3.4. создание системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;
3.5. создание инфраструктуры пространственных данных Республики Башкортостан;
3.6. повышение эффективности внедрения информационных технологий муниципальных образований.
Выполнение задач обеспечивается путем реализации комплекса мероприятий. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач Программы.
3.2. Индикаторы Программы
В качестве основы для выбора индикаторов, по которым оценивается достижение целей Программы, использованы показатели и подиндексы индекса готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу, а также показатели развития ИКТ в Республике Башкортостан в различных сферах деятельности.
Целевые показатели и индикаторы долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан на 2012-2017 годы" приведены в таблице 5.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 5
Целевые показатели и индикаторы долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан на 2012-2017 годы"
N п/п |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значение целевого показателя (индикатора) по итогам реализации Программы |
Промежуточные значения целевых показателей (индикаторов) |
Справочно: базовое значение целевого показателя (индикатора) (на начало реализации Программы) |
|||
по итогам 2012 года |
по итогам 2013 года |
по итогам 2014 года |
По итогам 2017 года |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Доля органов государственной власти Республики Башкортостан, подключенных к единой сети передачи данных, объединяющей единый центр обработки данных и единый телекоммуникационный центр Правительства Республики Башкортостан |
процентов |
100 |
50 |
75 |
100 |
100 |
0 |
2. |
Доля органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Башкортостан, подключенных к единой сети передачи данных, объединяющей единый центр обработки данных и единый телекоммуникационный центр Правительства Республики Башкортостан |
процентов |
100 |
10 |
50 |
100 |
100 |
0 |
3. |
Доля государственных и муниципальных учреждений (здравоохранения, образования, культуры), подключенных к единой сети передачи данных, объединяющей единый центр обработки данных и единый телекоммуникационный центр Правительства Республики Башкортостан |
процентов |
50 |
0 |
10 |
30 |
50 |
0 |
4. |
Количество автоматизированных рабочих мест, подключенных к системе межведомственного электронного документооборота |
шт. |
6200 |
1000 |
2300 |
4500 |
6200 |
100 |
5. |
Доля электронного документооборота в ОГВ |
% |
100 |
15 |
20 |
35 |
100 |
0 |
6. |
Количество государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти Республики Башкортостан в электронном виде |
единиц |
70 |
32 |
54 |
70 |
70 |
0 |
7. |
Количество центров общественного доступа к получению государственных услуг в электронном виде (в том числе пунктов коллективного доступа на базе отделений федеральной почтовой связи, муниципальных библиотек и школ), а также количество инфоматов и банкоматов |
единиц |
1200 |
150 |
450 |
800 |
1200 |
10 |
8. |
Доля населения Республики Башкортостан, получающего государственные услуги посредством универсальной электронной карты |
процентов |
30 |
8 |
20 |
30 |
45 |
1 |
9. |
Доля описей дел республиканских государственных архивов в Республике Башкортостан, доступных для поиска и просмотра на портале "Электронный архив Республики Башкортостан" |
процентов |
90 |
30 |
50 |
70 |
90 |
0 |
10. |
Доля органов исполнительной власти Республики Башкортостан, подключенных к информационной системе ведения Реестра информационных систем и ресурсов |
процентов |
100 |
30 |
50 |
70 |
100 |
0 |
5. Этапы реализации Программы
Выделяются два этапа реализации Программы:
первый этап: 2012 - 2013 годы;
второй этап: 2014 - 2017 годы;
На первом этапе в течение 2012-2013 годов предполагается разработка стратегий, концепций, программ и планов мероприятий по реализации задач, обеспечивающих достижение стратегических целей, и реализация приоритетных проектов в области ИКТ.
На втором этапе в течение 2014-2017 годов предполагается осуществить полномасштабную реализацию мероприятий в рамках задач, обеспечивающих достижение стратегических целей в области ИКТ.
6. Механизм реализации Программы
6.1. Финансовые ресурсы обеспечения реализации Программы
Реализация Программы предусматривает использование средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников, в том числе средств компаний-инвесторов.
Прогнозный объем внебюджетного финансирования на развитие систем связи в Республике Башкортостан составит 5,6 млрд. рублей.
Рисунок 14. График инвестиций в капитальное строительство операторов связи в 2011-2012 годах.
Рисунок не приводится
Ответственным за привлечение средств федерального бюджета и формирование инвестпрограммы определяется Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан.
6.2. Управление Программой
Управление реализацией Программы предполагается осуществлять на основе программно-целевого метода путем создания и функционирования:
1. Государственного заказчика программных мероприятий по реализации Программы, который:
осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств по реализации мероприятий Программы;
формирует проекты ежегодных планов и предложения по приоритетным направлениям и мероприятиям, а также их заказчикам;
определяет порядок проведения конкурсов по выбору исполнителей, привлечению инвесторов, контролирует деятельность заказчиков и инвесторов по реализации подпрограмм, мероприятий и проектов в рамках Программы;
обеспечивает деятельность Экспертного совета, являющегося совещательным органом;
осуществляет координацию деятельности заказчиков и других участников реализации Программы по выполнению подпрограмм, программных мероприятий и проектов.
2. Межведомственной комиссии Республики Башкортостан по развитию ИКТ, которая:
организует взаимодействие ведомств, участвующих в разработке и реализации целевых программ в рамках настоящей Программы;
согласовывает планы мероприятий по реализации Программы, разрабатываемые государственным заказчиком;
3. Экспертного совета, обеспечивающего экспертизу и предоставление рекомендаций по техническим, технологическим, программным решениям, принимаемым в целях выполнения мероприятий Программы.
В рамках выполнения Программы формируется также информационный ресурс в сети Интернет, на котором публикуются сведения о ходе реализации (о стадии и промежуточных результатах) проектов и мероприятий Программы, а также годовой отчет.
7. Механизм оценки социально-экономической эффективности реализации мероприятий Программы
Эффективность выполнения Программы оценивается как степень достижения запланированных результатов (сопоставление плановых и фактических значений показателей Программы) при условии соблюдения обоснованного объема расходов.
Периодичность оценки эффективности выполнения Программы определяется периодичностью сбора информации при проведении мониторинга целевых индикаторов и показателей Программы.
Оценка эффективности выполнения Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки среднесрочных графиков выполнения мероприятий Программы и плана ее реализации.
Информация о ходе и промежуточных результатах выполнения Программы носит обобщенный характер, но является результатом расчета, а не отражением итогового состояния (не достоверна вследствие наличия временных лагов, накопленного действия предыдущих решений, влияния действий других субъектов), то есть основывается на массиве первичных данных, что позволяет проводить анализ в случае получения неудовлетворительных оценок.
При проведении оценки эффективности выполнения Программы раздельно анализируется информация о достижении значений целевых индикаторов (последующий контроль) и показателей подпрограмм и мероприятий (текущий контроль).
Расчет значения интегрального показателя проводится в следующей последовательности:
определение коэффициентов значимости каждого мероприятия с точки зрения решения задач подпрограммы Программы. Значимость каждого мероприятия определяется экспертным путем. Коэффициент значимости мероприятия (З) выражается числом в интервале (0;1]. Сумма коэффициентов значимости мероприятий равна единице;
расчет степени достижения запланированных на оцениваемый период значений показателей выполнения мероприятий. Степень достижения запланированного на оцениваемый период значения целевого индикатора (Д) рассчитывается как соотношение фактического и планового значений отдельно для каждого целевого индикатора. Если фактическое значение индикатора больше планового, степень достижения принимается равной единице;
расчет средней степени выполнения мероприятий.
Средняя степень выполнения мероприятий (СД) определяется как сумма взвешенных по значимости степеней достижения соответствующих показателей по следующей формуле:
Формула не приводится
где:
N - количество показателей;
i - номер показателя.
Для целевых индикаторов и показателей Программы, не включенных в федеральное государственное статистическое наблюдение, формирование паспортов показателей Программы обеспечивается ответственным исполнителем. В паспорте показателя Программы отражаются наименование показателя, единица его измерения, алгоритм формирования значения, периодичность мониторинга, наименование и порядок сбора базовых показателей.
8. Приложение N 1
Мероприятия долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан на 2012-2017 годы"
Код задачи |
Задача Программы |
Код мероприятия |
Мероприятие Программы |
Исполнитель |
З-1 |
Повышение качества жизни граждан в информационном обществе |
|||
T-01 |
перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид |
М-1 |
развитие регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-2 |
обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-3 |
мониторинг перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Республике Башкортостан и оценка деятельности органов государственной власти по переводу услуг |
Минэкономразвития РБ |
|
|
М-4 |
формирование и развитие инфраструктуры универсальной электронной карты |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-5 |
обеспечение доступности сервисов электронного правительства на основе развития центров общественного доступа, в т.ч. на базе ФГУП "Почта России" |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-6 |
создание многофункциональных центров для предоставления государственных и муниципальных услуг |
Минкомсвязь РБ, МО |
|
|
М-7 |
обеспечение развития информационных систем в сфере государственных закупок и торгов |
Госкомзаказ РБ |
T-02 |
создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, а также в областях жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта; |
М-8 |
Мероприятия по информатизации системы здравоохранения Республики Башкортостан, проводимые в соответствии с программой "Модернизация системы здравоохранения на 2012-2013 годы": информатизация деятельности медицинских учреждений, в том числе с целью ведения электронной медицинской карты; оснащение медицинских учреждений оборудованием; организация локальных вычислительных сетей и каналов связи, внедрение медицинских информационных систем, автоматизирующих ведение листов ожидания и запись на прием к медицинскому работнику, учет и анализ деятельности медицинских учреждений, оформление медицинской документации в электронном виде; ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Республики Башкортостан |
Минздрав РБ |
|
|
М-9 |
Оснащение станций "скорой помощи" современными информационными системами обработки вызовов и диспетчеризации, в том числе с использованием системы ГЛОНАСС |
Минздрав РБ |
T-03 |
создание и развитие электронных сервисов в области образования и науки |
М-10 |
развитие Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов в целях использования современных информационных технологий и дистанционных образовательных технологий для социальной адаптации и развития творческих способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Минобразование РБ |
|
|
М-11 |
дальнейшее развитие информационно-образовательного портала Республики Башкортостан, в том числе для организации дистанционного обучения и централизованного ведения сайтов школ |
Минобразование РБ |
|
|
М-12 |
развитие Центра информатизации образования Института развития образования Республики Башкортостан и районных (городских) центров педагогической информации, как муниципальных центров справочно-методической и технической поддержки общеобразовательных учреждений по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе |
Минобразование РБ |
|
|
М-13 |
Оснащение учреждений образования средствами информатизации, доведение скорости доступа в сеть Интернет для всех учреждений образования до 10 Мбит/сек. |
Минобразование РБ |
T-04 |
оцифровка объектов культурного наследия, включая архивные фонды |
М-14 |
разработка обучающего цифрового мультимедийного и интерактивного контента в сфере культуры Республики Башкортостан |
Минкультуры РБ |
|
|
М-15 |
создание электронного портала с унифицированным каталогом на базе оцифрованных фондов государственных и муниципальных публичных библиотек |
Минкультуры РБ |
|
|
М-16 |
создание электронного образа Красной книги Республики Башкортостан и публикация ее в сети Интернет |
Минприроды РБ |
|
|
М-17 |
создание базы данных об объектах культурного наследия, памятников истории и культуры Республики Башкортостан |
Минкультуры РБ |
|
|
М-18 |
создание электронного портала в сети Интернет "Культурное достояние РБ", оснащение учреждений культуры средствами вычислительной техники, обеспечение доступа в сеть Интернет для всех библиотек и музеев |
Минкультуры РБ |
|
|
М-19 |
создание системы "Электронный архив", перевод документов Архивного фонда РБ, а также аудио-, видео произведений в электронный вид |
Управление по делам архивов РБ |
З-2 |
Улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе |
|||
T-05 |
развитие технопарков и кластеров в сфере высоких технологий |
М-20 |
создание IT-парка в сфере ИКТ |
Минкомсвязь РБ, Минпром РБ, ОАО "Корпорация развития РБ" |
|
|
М-21 |
создание производственного кластера в сфере информационных технологий |
Минкомсвязь РБ, Минпром РБ, ОАО "Корпорация развития РБ" |
T-06 |
развитие телерадиовещания, современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций |
М-22 |
развитие телерадиовещания в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-23 |
формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций, включая обеспечение широкополосного доступа к сети Интернет |
Минкомсвязь РБ, операторы связи |
|
|
М-24 |
поддержка развития электронных средств массовой коммуникации |
Минкомсвязь РБ |
З-3 |
Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления |
|||
T-07 |
обеспечение развития законодательства в сфере информационных технологий |
М-25 |
разработка и принятие закона РБ об информационных ресурсах и системах |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-26 |
разработка и принятие Положения об паспорте информатизации ОГВ РБ |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-27 |
разработка и принятие постановления о координации мероприятий в области ИКТ |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-28 |
разработка и принятие положения о реестре информационных ресурсов и системах |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-29 |
разработка и принятие положения о системе межведомственного электронного документооборота и системе межведомственного взаимодействия органов государственной власти РБ |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-30 |
разработка и принятие концепций о системе электронного документооборота и геоинформационной системы органов государственной власти РБ |
Минкомсвязь РБ |
T-08 |
повышение открытости деятельности органов государственной власти |
М-31 |
создание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти, создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-32 |
оптимизация разработки и обеспечения функционирования официальных сайтов органов исполнительной власти РБ |
Минкомсвязь РБ |
T-09 |
создание и развитие региональных государственных межведомственных информационных систем |
М-33 |
создание "Центра обработки данных ОГВ РБ" |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-34 |
создание Государственной мультисервисной телекоммуникационной сети ОГВ РБ |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-35 |
создание системы межведомственного электронного документооборота ОГВ РБ Республики Башкортостан |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-36 |
развитие портала ОГВ РБ |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-37 |
создание региональной автоматизированной системы мониторинга транспортных средств |
Минкомсвязь РБ Госкомтранс РБ |
|
|
М-38 |
создание информационной системы "Реестр информационных ресурсов и систем Республики Башкортостан" |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-39 |
создание информационной системы "Паспорт информатизации органа государственной власти (государственного учреждения) Республики Башкортостан" |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-40 |
создание информационной системы "План информатизации органа исполнительной власти Республики Башкортостан" |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-41 |
развитие государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Республики Башкортостан |
КСП РБ |
|
|
М-42 |
развитие регионального сегмента государственной автоматизированной системы "Управление" |
Минэкономразвития РБ |
|
|
М-43 |
создание ситуационного центра Президента РБ |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-44 |
создание системы-112 оповещения и вызова экстренных служб, в том числе на базе системы ГЛОНАСС в Республике Башкортостан |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-45 |
развитие информационно-аналитической системы "Безопасный город" (по согласованию) |
МВД по РБ |
|
|
М-46 |
проведение мониторинга реализации Программы и экспертизы полученных результатов |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-47 |
реализация мероприятий по координации расходования бюджетных средств органов государственной власти на использование информационных технологий |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-48 |
создание системы удаленного интерактивного обучения госслужащих РБ в области информационно-коммуникационных технологий |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-49 |
создание единой системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Республики Башкортостан |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-50 |
использование информационных технологий на базе свободного программного обеспечения в ОГВ РБ |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-51 |
совершенствование бюджетных финансовых технологий в Республике Башкортостан |
Минфин РБ |
T-10 |
создание инфраструктуры пространственных данных Республики Башкортостан; |
М-52 |
актуализация цифровой инфраструктуры пространственных данных Республики Башкортостан |
Минземимущество РБ Минкомсвязь РБ |
|
|
М-53 |
создание ГИС Республики Башкортостан |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-54 |
создание Гео-портала Республики Башкортостан |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-55 |
создание региональной системы высокоточного спутникового позиционирования |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-56 |
создание Республиканского центра предоставления космических услуг |
Минкомсвязь РБ |
T-11 |
повышение эффективности внедрения информационных технологий муниципальных образований |
М-57 |
разработка и принятие целевых программ "Электронный муниципалитет" в МО РБ (по согласованию) |
муниципальные образования РБ |
|
|
М-58 |
обеспечение преодоления высокого уровня различия в использовании информационных технологий между МО РБ |
Минкомсвязь РБ |
T-12 |
создание справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах; |
М-59 |
методическое и организационное обеспечение создания единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах |
Минкомсвязь РБ |
|
|
М-60 |
создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах |
Минкомсвязь РБ |
9. Перечень нормативных актов и документов, использованных при подготовке концепции Программы
1. Концепция региональной информатизации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. N 1024-р).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).
3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р).
4. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р)
5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р "О Государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)".
7. Стратегический план действий "i2010 A European Information Society for growth and employment" ("Электронная Европа 2010").
8. Доклад "Future of the Internet III: How the Experts see it" (Jann Quitney Anderson, Director, Imagining the Internet, Elon University and Lee Rainie, Director, PewInternet & American Life Project).
9. Индекс готовности регионов России к информационному обществу. 2008-2009:/Институт развития информационного общества - М., 2010. - 301 с.
10. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2009-2010 гг.: новый потенциал. - Рейтинговое агентство "Эксперт РА" http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2010/.
11. Global Information Technology Report 2009-2010. World Economic Forum 2010 г.
12. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан http://www.bashstat.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Необходимость решения задач в области построения информационного общества на уровне субъектов Российской Федерации, заключающихся в формировании приоритетов регионального развития информационных технологий, создания сервисов, обеспечения готовности граждан и организаций к использованию технических возможностей информационных технологий, координации действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации заставила разработать Концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан на 2012-2017 годы", которая отражает приоритеты развития в сфере информационных технологий в республике, направлена на реализацию государственной политики в данной сфере.
Прогнозный объем внебюджетного финансирования составит 5,6 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 1 августа 2011 г. N 962-р
Текст распоряжения размещен на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан в Internet (http://www.pravitelstvorb.ru)