Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2008 г. N 16069/07
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2007 по делу N А40-69601/06-24-525, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.09.2007 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" (истца) - Луговская М.Л.;
от Министерства финансов Российской Федерации (ответчика) - Ковпак С.В., Комягин Д.Л.
Заслушав и обсудив доклад судьи Козловой О.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовгорэлектротранс" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет федеральной казны 6 528 298 рублей расходов, не возмещенных истцу за перевозку отдельных категорий граждан в 2004 году во исполнение Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Закон о донорстве), и 1 501 508 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
До принятия судом решения по делу предприятие заявило об отказе от иска в части взыскания процентов и уменьшило размер требований до 6 421 422 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2007 принят отказ от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, производство по делу в этой части прекращено; в удовлетворении искового требования о взыскании расходов (с учетом уменьшения суммы понесенных убытков) отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.09.2007 названные судебные акты оставил без изменения.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из следующего. Предприятие документально не подтвердило размера фактически понесенных расходов по перевозке льготной категории пассажиров, поскольку согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению именно расходы перевозчика, а не стоимость (цена) льготных проездных билетов, на основании которой фактически и была рассчитана сумма иска; истцом не представлено доказательств того, что им совместно с органами социальной защиты населения составлялись акты сверки; сумма иска рассчитана исходя из предельного тарифа (стоимости) билета на перевозку пассажиров, а не из фактически понесенных расходов.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора предприятие просит отменить их, ссылаясь на нарушение судами норм права и несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на заявление Минфин России просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Предприятие в 2004 году предоставило услуги по перевозке льготных категорий граждан на основании Закона о донорстве.
В силу указания, содержащегося в абзаце седьмом статьи 11 Закона о донорстве (в редакции, действовавшей в спорный период), граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения и в сельской местности также на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородного сообщения в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2004 N 426 утверждены Правила предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов". Согласно названным Правилам данные расходы осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с уведомлением финансовых органов субъектов Российской Федерации о поступлении указанных средств.
Судами допущено неправильное толкование пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
Исходя из смысла статьи 9 Закона о донорстве (в редакции, действовавшей в спорный период) государство гарантирует донору защиту его прав и охрану здоровья, а также предоставляет ему льготы по транспортному обслуживанию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация, установив Законом о донорстве льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета.
Приняв Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (далее - Закон о бюджете), государство не отменило и не приостановило действия Закона о донорстве. Поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации могли быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
Кроме того, наличие либо отсутствие акта сверки не влияет на право транспортной организации требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме. Акт сверки подтверждает расход перечисленных организации сумм финансирования, а не фактически понесенные ею расходы. Данный акт может свидетельствовать лишь о том, что муниципальное образование в полном объеме и целевым образом распределило финансовые средства, полученные из областного бюджета, но не об отсутствии задолженности Российской Федерации перед истцом.
Методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан до настоящего времени не разработана. Поэтому представленный предприятием расчет понесенных им расходов основан на Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайно-троллейбусного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.06.2002 N 149.
В пункте 18 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении спора суду надлежит определить объем зачисления субвенций из федерального бюджета на компенсацию предприятию затрат по предоставлению льгот, предусмотренных Законом о донорстве.
Поскольку для установления этих обстоятельств необходимо участие в деле финансового органа Саратовской области, суду следует в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть вопрос об участии этого лица в деле в качестве ответчика.
При новом рассмотрении спора надлежит также проверить расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2007 по делу N А40-69601/06-24-525, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2007 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.09.2007 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Транспортное предприятие обратилось в суд с требованием о взыскании с федеральной казны расходов, не возмещенных ему за перевозку отдельных категорий граждан (во исполнение Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов").
Судебные инстанции отказали в удовлетворении требования, указав, что взыскиваемая сумма необоснованно рассчитана истцом исходя из стоимости билета на перевозку, а не из фактически понесенных им расходов, что противоречит ГК РФ.
Президиум ВАС РФ, отправляя дело на новое рассмотрение, пояснил следующее. При рассмотрении дела судами было допущено неверное применение норм ГК РФ. В силу ст. 790 ГК РФ, за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Как разъяснил Пленум ВАС РФ (в постановлении от 22.06.2006 г. N 23), организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
Исходя из смысла Закона о донорстве (в редакции, действовавшей в спорный период - 2004 г.), государство предоставляет донору льготы по транспортному обслуживанию. РФ, установив Законом о донорстве льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению данных льгот за счет федерального бюджета. Поэтому данные расходы могли быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие средства в Законе о бюджете.
Кроме того, как пояснил Президиум, наличие либо отсутствие акта сверки не влияет на право транспортной организации требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2008 г. N 16069/07
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 5
Номер дела в первой инстанции: А40-69601/06-24-525
Истец: Саратовское муниципальное унитарное производственное предприятие городского электрического транспорта "Саратовгорэлектротранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2008 Постановление Президиума ВАС РФ N 16069/07
29.05.2007 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4676/2007