Решение Верховного Суда РФ от 17 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1161
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЖСК "Октябрь-2" о признании частично недействующим пункта 12.1 постановления Госгортехнадзора России от 16.05.2003 г. N 31 "Об утверждении правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов", установил:
постановлением Госгортехнадзора России от 16 мая 2003 г. N 31 утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (далее по тексту Правила). Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 27.05.2003 г. N 4597 и официально опубликовано в газете "Российская газета" (специальный выпуск), N 120/1, 21.06.2003 г.
ЖСК "Октябрь-2" обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим пункта 12.1 Правил, в части, раскрывающей содержание понятие эксплуатирующей организации, ссылаясь на то, что оспариваемое положение в указанной части противоречит ст. 36 ЖК РФ, ч.ч. 1, 4 ст. 110 ЖК РФ, п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 116, ст. 294, п. 1 ст. 296 ГК РФ.
По мнению заявителя, п. 12.1 Правил, в части, относящей к эксплуатирующей организации объединение собственников жилья, которым принадлежат здания, в которых расположены лифты, и обязывающей такое объединение обеспечивать содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию, не соответствует ч.ч. 1, 4 ст. 110 ЖК РФ, п. 3 ст. 50 ГК РФ, закрепляющим право на осуществление различных видов деятельности, в том числе по эксплуатации опасных производственных объектов, соответствующих целям создания ЖСК.
Оспариваемые положения пункта 12.1 Правил в противоречие преамбуле, п. 1 ст. 6 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", иначе определяют, а фактически изменяют круг субъектов, на которые распространяется законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности, в части, касающейся требований промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных производственных объектов как лифт.
Включение в п. 12.1 Правил понятия эксплуатирующей организации, отсутствующего в данном Федеральном законе, а также расширение субъектов, на которые распространяется законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности, Госгортехнадзор России превысил свои полномочия.
Полагает также, что оспариваемым нормативным правовым актом на ЖСК незаконно возлагаются дополнительные обязанности, которые влекут не предусмотренные жилищным законодательством дополнительные расходы и повышенную имущественную ответственность объединения в части эксплуатации лифтов.
В судебном заседании представители заявителя М.С.А., Г., Б. уточнили заявленное требование и просили признать пункт 12.1 Правил недействующим в части слов "владелец лифта" и соответствующей сноски к нему. Нарушение своих прав обосновали тем, что на основании оспариваемого акта органы надзора требуют от ЖСК как от владельца лифта выполнения всех перечисленных требований, а также страхование лифтов и регистрацию их на свое имя в государственном реестре опасных производственных объектов.
Представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ш., П., К.В.Я., З. с данным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, ссылаясь на то, что пункт 12.1 Правил действующему законодательству РФ не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Представитель Министерства юстиции РФ М.В.И. признал заявленные требования обоснованными.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей заинтересованного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представителя Минюста России, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ К.В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемые заявителем Правила устанавливают требования к устройству и установке электрических лифтов, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, техническому диагностированию лифтов и диспетчерскому контролю за работой лифтов (пункт 1.1).
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон N 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Федеральный закон).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.
На период издания оспариваемого нормативно-правового акта, специальным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 779, являлся Федеральный горный и промышленный надзор России.
Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.2001 г. N 841 установлено, что Госгортехнадзор России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции в области использования и охраны недр (п. 1), разрабатывает и утверждает нормативные правовые, нормативно-технические и методические документы в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции (пп. 10 п. 5).
В настоящее время, согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1540 "О применении технических устройств на опасных производственных объектах" на Госгортехнадзор России возложены координация и контроль за деятельностью по применению технических устройств на опасных производственных объектах.
Кроме того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а лифт и лифтовые шахты статьей 36 ЖК РФ отнесены к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, оспариваемые Правила Госгортехнадзор России утвердил в соответствии с предоставленными ему, как специальному органу в области промышленной безопасности, полномочиями и в их пределах.
Доводы заявителя о том, что Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов необоснованно расширяется круг субъектов, на которые распространяется законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности, в части, касающейся требований промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных производственных объектов как лифт, не могут быть признаны обоснованными.
Положения Федерального закона, как указано в преамбуле, распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов дано в статье 1 Федерального закона как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
К категории опасных производственных объектов данным Федеральным законом отнесены объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (ст. 2, приложение N 1 пункт 3).
Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 7 Закона).
Приказом Госгортехнадзора России от 27 августа 2001 г. N 115 "О перечне технических устройств применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации" лифт отнесен к техническому устройству, применяемому на опасном производственном объекте.
Из приведенных норм следует, что к категории опасных производственных объектов относятся все объекты, на которых установлены лифты, в т.ч. многоквартирные жилые дома.
В соответствии с оспариваемым заявителем пунктом 12.1 Правил эксплуатирующая организация (Владелец лифта *(7)) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
*(7) Владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации.
Доводы заявителя о том, что ЖСК не может быть отнесен к эксплуатирующей организации, поскольку ни владельцем, ни собственником лифта не является, суд считает необоснованными.
Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме и соблюдать правила содержания общего имущества установлена статьей 30 ЖК РФ. Лифты и лифтовые шахты в многоквартирном доме в силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ принадлежа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1161
Текст решения официально опубликован не был