Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2008 г. N КАС08-548
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.Ю.К. об оспаривании пункта 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 года N 727/831/165н, по кассационной жалобе А.Ю.К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации А.А.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:
командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;
справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;
трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;
табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;
справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);
задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;
военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);
выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;
выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986-1990 годах.
А.Ю.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, об оспаривании абзаца 2 пункта 6 Порядка не соответствующим пункту 3 части первой статьи 13 и части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части, касающейся военнослужащих.
В подтверждение требований указал, что оспариваемое предписание Порядка, относящее к документам, подтверждающим участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения, нарушает его право на замену удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Это нарушение проявляется в том, что в командировочных удостоверениях военнослужащих, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, ставились отметки о пребывании в определенных войсковых частях, а не в населенных пунктах, в результате чего он не может получить удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС нового образца.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе А.Ю.К., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд первой инстанции, на основании надлежащего анализа содержания оспариваемого заявителем пункта 6 Порядка, пришел к правильному выводу, о том, что нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, издан в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поэтому, как правильно указал суд в решении, указанные федеральные органы исполнительной власти, действуя в пределах предоставленных полномочий, вправе были утвердить оспариваемый заявителем Порядок и закрепить в нем перечень документов, на основании которых оформляются и выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены статьей 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
Согласно пункту 3 части первой статьи 13 названного Закона к гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется дей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2008 г. N КАС08-548
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)