Решение Верховного Суда РФ от 8 июля 2008 г. N ГКПИ08-847
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-490 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.Е.И., И.И.И. о признании недействующим абзаца 3 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", установил:
Правительством Российской Федерации 29 марта 2002 г. принято постановление N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" (далее - Постановление). Постановление опубликовано в изданиях "Российская газета, N 60, 04.04.2002 г., "Собрание законодательства РФ", 08.04.2002 г., N 14.
В соответствии с пунктом 2 данного Постановления выплата повышенных тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности), надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет гражданам, занятым на работах с химическим оружием, производится:
для организаций, воинских частей и органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, финансируемых за счет средств федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральным органам исполнительной власти на денежное содержание;
для коммерческих организаций, включая государственные унитарные предприятия, - за счет собственных средств. При этом данные организации определяют размер повышения указанных ставок, окладов, надбавок и вознаграждения в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах с учетом пункта 1 настоящего Постановления.
П.Е.И., И.И.И. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Постановления в части, устанавливающей, что выплата повышенных тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности), надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет гражданам, занятым на работах с химическим оружием, производится для коммерческих организаций, включая государственные унитарные предприятия, - за счет собственных средств, т.е. абзаца 3 пункта 2 Постановления.
Заявители полагают, что оспариваемое положение противоречит статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-Ф3 "О социальной защите граждан, занятых на работе с химическим оружием", устанавливающей, что финансовое обеспечение мероприятий по социальной поддержке граждан, занятых на работах установленных статьей 1 данного Закона, является расходным обязательством Российской Федерации, и нарушает их право на повышенную оплату труда, надбавку к месячному заработку, ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
В судебном заседании заявители уточнили заявленные требования и просили признать недействующим абзац 3 пункта 2 Постановления.
Представитель Правительства Российской Федерации Н.А.Н. заявленные требования не признала, указывая на то, что оспариваемое Постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах компетенции и не противоречит статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-Ф3.
Выслушав доводы заявителей и представителя заинтересованного лица, проверив оспариваемую норму на предмет ее соответствия Федеральному закону, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральным законом "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ (далее - Закон) установлены правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту).
Согласно статье 4 данного Закона гражданам, занятым на работах с химическим оружием гарантируется повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и условиями соответствующих трудовых договоров.
Финансовое обеспечение мероприятий по социальной поддержке граждан, занятых на работах установленных статьей 1 Закона, является расходным обязательством Российской Федерации. Порядок финансирования таких расходов, а также размер и порядок обеспечения лекарственными средствами, амбулаторным и стационарным медицинским обслуживанием, санаторно-курортным лечением, служебным жилым помещением граждан, занятых на работах с химическим оружием, и иные меры социальной поддержки граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием, устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 3).
Во исполнение названных положений Закона принято оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", которым в пункте 2 установлено, что указанные выплаты производятся для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральным органам исполнительной власти на денежное содержание, для коммерческих организаций, включая государственные унитарные предприятия, - за счет собственных средств.
Довод заявителей о противоречии абзаца 3 пункта 2 статье 3 Закона суд считает необоснованным.
В соответствии с Паспортом федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 (с изменениями от 29 декабря 2007 г.), финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется путем включения ее мероприятий в государственный оборонный заказ.
Государственный заказчик Программы с учетом средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников финансирования, и предварительных результатов ее выполнения, уточняет мероприятия Программы, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования. Конкретные исполнители программных мероприятий определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выполнение мероприятий Программы организациями осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком Программы и исполнителями (раздел 5).
Как пояснил в суде представитель Правительства РФ, в целях сохранения здоровья граждан, занятых на работах с химическим оружием при реализации Программы, в рамках выделяемых из федерального бюджета денежных средств, государственным заказчиком в структуру цены государственных контрактов закладывалась заработная плата работников, которые участвовали в выполнении работ, связанных с уничтожением химического оружия, включая надбавки, предусмотренные законодательством, за работу с химическим оружием.
Кроме того, в структуру цены государственных контрактов закладывалась чистая прибыль любой коммерческой организации, привлеченной для выполнения работ, в размере от 5 до 15% контрактной цены. Данные средства, поступившие в адрес организации из федерального бюджета, являются собственными средствами данной организации, которая по своему усмотрению может направить их на повышение размера ставок, окладов, надбавок и вознаграждения за работу с химическим оружием.
Объяснения представителя заинтересованного лица подтверждаются: государственным контрактом на выполнение работ по государственному оборонному заказу N 7кс-4 от 27 мая 2003 г., актами приемки выполнения работ (л.д. 58-97).
Таким образом, выплаты, предусмотренные пунктом 1 Постановления, производятся коммерческими организациями за счет собственных средств, полученных за выполнение государственных контрактов, т.е. из федерального бюджета, что соответствует статье 3 Закона и прав и законных интересов заявителей не нарушает.
Кроме того, из материалов дела видно, что в настоящее время объекты по производству химического оружия ОАВО "Химпром" г. Волгоград конверсированы, с июля 2005 г. персонал этого предприятия не занят на работах, связанных с химическим оружием, что подтвердили заявители.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление П.Е.И., И.И.И. о признании недействующим абзаца 3 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 8 июля 2008 г. N ГКПИ08-847
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-490 настоящее решение оставлено без изменения