Решение Верховного Суда РФ от 8 июля 2008 г. N ГКПИ08-847
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-490 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.Е.И., И.И.И. о признании недействующим абзаца 3 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", установил:
Правительством Российской Федерации 29 марта 2002 г. принято постановление N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" (далее - Постановление). Постановление опубликовано в изданиях "Российская газета, N 60, 04.04.2002 г., "Собрание законодательства РФ", 08.04.2002 г., N 14.
В соответствии с пунктом 2 данного Постановления выплата повышенных тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности), надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет гражданам, занятым на работах с химическим оружием, производится:
для организаций, воинских частей и органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, финансируемых за счет средств федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральным органам исполнительной власти на денежное содержание;
для коммерческих организаций, включая государственные унитарные предприятия, - за счет собственных средств. При этом данные организации определяют размер повышения указанных ставок, окладов, надбавок и вознаграждения в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах с учетом пункта 1 настоящего Постановления.
П.Е.И., И.И.И. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Постановления в части, устанавливающей, что выплата повышенных тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности), надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет гражданам, занятым на работах с химическим оружием, производится для коммерческих организаций, включая государственные унитарные предприятия, - за счет собственных средств, т.е. абзаца 3 пункта 2 Постановления.
Заявители полагают, что оспариваемое положение противоречит статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-Ф3 "О социальной защите граждан, занятых на работе с химическим оружием", устанавливающей, что финансовое обеспечение мероприятий по социальной поддержке граждан, занятых на работах установленных статьей 1 данного Закона, является расходным обязательством Российской Федерации, и нарушает их право на повышенную оплату труда, надбавку к месячному заработку, ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
В судебном заседании заявители уточнили заявленные требования и просили признать недействующим абзац 3 пункта 2 Постановления.
Представитель Правительства Российской Федерации Н.А.Н. заявленные требования не признала, указывая на то, что оспариваемое Постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах компетенции и не противоречит статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-Ф3.
Выслушав доводы заявителей и представителя заинтересованного лица, проверив оспариваемую норму на предмет ее соответствия Федеральному закону, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральным законом "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ (далее - Закон) установлены правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту).
Согласно статье 4 данного Закона гражданам, занятым на работах с химическим оружием гарантируется повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и условиями соответствующих трудовых договоров.
Финансовое обеспечение мероприятий по социальной поддержке граждан, занятых на работах установленных статьей 1 Закона, является расходным обязательством Российской Федерации. Порядок финансирования таких расходов, а также размер и порядок обеспечения лекарственными средствами, амбулаторным и стационарным медицинским обслуживанием, санаторно-курортным лечением, служебным жилым помещением граждан, занятых на работах с химическим оружием, и иные меры социальной поддержки граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием, устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 3).
Во исполнение названных положений Закона принято оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", которым в пункте 2 установлено, что указанные выплаты производятся для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральным органам исполнительной власти на денежное содержание, для коммерческих организаций, включая государственные унитарные предприятия, - за счет собственных средств.
Довод заявителей о противоречии абзаца 3 пункта 2 статье 3 Закона суд считает необоснованным.
В соответствии с Паспортом федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 (с изменениями от 29 декабря 2007 г.), финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется путем включения ее мероприятий в государственный оборонный заказ.
Государственный заказчик Программы с учетом средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников финансирования, и предварительных результатов ее выполнения, уточняет мероприятия Программы, промеж
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 8 июля 2008 г. N ГКПИ08-847
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-490 настоящее решение оставлено без изменения