Решение Верховного Суда РФ от 23 марта 2009 г. N ГКПИ08-2286
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е.К.И. о признании частично недействующим пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 года N 35, установил:
в соответствии с пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 года N 35 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 2008 г., регистрационный номер 11191, опубликован в "Российской газете" 22.02.2008 г., N 39), решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и следующих документов:
свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 г. N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок";
договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета.
Е.К.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 21 названного Порядка недействующим в части, не предусматривающей принятие решения о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке на основании иных, не указанных в этом пункте документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок. В обоснование своего требования заявитель сослался на то, что приведенный в оспариваемом пункте перечень документов является закрытым, в нем не предусмотрена возможность представления других документов на земельный участок, которые в соответствии с законодательством могут устанавливать или удостоверять право гражданина на земельный участок, вследствие этого гражданам, в том числе ему созданы препятствия для надлежащего оформления земельно-правовых отношений, получения кадастрового паспорта объекта недвижимости для последующей регистрации прав на недвижимое имущество.
Министерство юстиции Российской Федерации, издавшее оспариваемый нормативный правовой акт, и Министерство экономического развития Российской Федерации, которому в настоящее время переданы функции по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, в своих возражениях на заявление указали на то, что установленный пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости перечень документов, на основании которых принимается решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке, не является закрытым и не препятствует принятию такого решения на основании иного документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу.
Выслушав объяснения представителя заявителя С.И.А., представителей Министерства юстиции Российской Федерации Г.Е.П. и Министерства экономического развития Российской Федерации К.П.А., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ред. от 22 июля 2008 г.) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статья 45 названного Федерального закона устанавливает, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости (определение ранее учтенных объектов недвижимости дано в части 1 этой статьи) с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки й в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 3); если сведения о ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, и (или) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам (часть 7); отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 данного Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости (часть 11).
Из анализа приведенных законоположений следует, что они не ограничивают перечень правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, учитываемых при внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, эти сведения могут быть внесены на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на такой объект недвижимости, если этот документ выдан уполномоченным органом (организацией) в установленном законодательством порядке и содержит сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о внесении их в реестр, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 статьи 45 указанного Федерального закона, когда отсутствие в документе необходимого объема сведений не является препятствием для проведения кадастрового учета.
Министерство юстиции Российской Федерации, реализуя имевшиеся у него на то время полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровых отношений, приказом от 20 февраля 2008 г. N 35 утвердило Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в пункте 21 которого определен перечень документов, на основании которых принимается решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке. По своему характеру этот перечень документов является исчерпывающим, лишь абзац пятый пункта 21 названного Порядка предусматривает положение, допускающее принятие указанного решения на основании документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания.
Положение абзаца пятого пункта 21 Порядка фактически исключает возможность принятия органом кадастрового учета положительного решения на основании выданных уполномоченным органом (организацией) в предусмотренном законом порядке документов, устанавливающих или подтверждающих право гражданина на объект недвижимости, если в них отсутствует указание на решение компетентного органа (организации) о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу. В частности, сведения о ранее учтенных земельных участках могут содержаться в записях в поземельных книгах, похозяйственных книгах, списках плательщиков земельного налога и других документах, не подпадающих под действие пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости.
Абзац шестой пункта 21 оспариваемого Порядка признает лишь выписку из похозяйственной книги, оформленную в соответствии с приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 г. N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок". Между тем в силу положений пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должны признаваться действительными и записи в похозяйственных книгах, форма и порядок ведения которых регламентировались ранее действовавшими нормативными правовыми актами. Сведения о записях в таких похозяйственных книгах подтверждаются архивными выписками, выдаваемыми и оформляемыми в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденными приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 января 2007 г. N 19.
Несмотря на отсутствие в Федеральном законом каких-либо ограничений, документы, в которых отсутствует указание на решение о предоставлении земельного участка, в том числе архивная выписка, оформленная в соответствии с упомянутыми Правилами от 18 января 2007 г. N 19, по смыслу оспариваемой нормы не могут служить основанием для внесения сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке. Такое же понимание пункта 21 оспариваемого Порядка допускается и на практике, что подтверждено решением управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве от 10 ноября 2008 г., которым Е.К.И., представившему в числе других документов архивную выписку о записях в похозяйственной книге, было отказано во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке (л.д. 11-13).
Следовательно, пункт 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, исходя из его содержания и смысла, придаваемого ему правоприменителями, ограничивает права граждан в сфере кадастровых отношении по сравнению с тем, как они определены Федеральным законом, лишая граждан возможности на внесение в Реестр о ранее учтенном земельном участке сведений, подтверждающих существование такого недвижимого имущества, на основании любых других документов, позволяющих определить вид права и конкретное лицо, которому земельный участок был предоставлен. При таком положении данный пункт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим.
Руководствуясь статьями 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Е.К.И. удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 года N 35, в части, не предусматривающей возможность принятия решения о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке на основании иных не указанных в этом пункте документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВС РФ пришел к выводу о незаконности нормы, закрепляющей перечень документов, при предоставлении которых сведения о ранее учтенном земельном участке вносятся в реестр объектов недвижимости.
Как пояснил ВС РФ, законодательство не ограничивает перечень правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, которые учитываются при внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости. Эти сведения могут быть внесены на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на объект недвижимости. Такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией) в установленном порядке и содержать сведения в объеме, необходимом для принятия решения о внесении их в реестр. Исключение составляют случаи, когда отсутствие в документе необходимого объема сведений не является препятствием для проведения кадастрового учета.
Между тем, исходя из содержания оспариваемой нормы и смысла, придаваемого ей на практике, перечень таких документов является закрытым. Это ограничивает права граждан в сфере кадастровых отношении по сравнению с тем, как они определены законом. Граждане лишаются возможности на внесение в реестр сведений о ранее учтенном земельном участке на основании любых других документов, позволяющих определить вид права и конкретное лицо, которому этот участок был предоставлен. В связи с этим оспариваемое положение признается недействующим.
Решение Верховного Суда РФ от 23 марта 2009 г. N ГКПИ08-2286
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2010 г., N 4 (в извлечении)