Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 22 октября 2014 г. N 593-П настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 3 октября 2013 г. N 526-П
Государственная программа Саратовской области
"Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики" на 2014-2020 годы
27, 28 января, 25 февраля, 22 апреля, 27 мая, 11 июля, 1 сентября, 22 октября, 12 ноября, 22 декабря 2014 г., 31 марта, 30 апреля, 5 мая, 9 июня, 8 июля 2015 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 8 июля 2015 г. N 344-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы |
государственная программа Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики" на 2014-2020 годы (далее - государственная программа) |
|
Ответственный исполнитель государственной программы |
министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
|
Соисполнители государственной программы |
отсутствуют |
|
Участники государственной программы |
министерство социального развития области, комитет капитального строительства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), учреждения (предприятия), подведомственные министерству молодежной политики, спорта и туризма области (по согласованию), физкультурно-спортивные организации (по согласованию), организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, в сфере туризма (по согласованию) |
|
Подпрограммы государственной программы |
подпрограмма 1 "Физическая культура и спорт"; подпрограмма 2 "Туризм"; подпрограмма 3 "Молодежная политика" |
|
Программно-целевые инструменты государственной программы |
отсутствуют |
|
Цели государственной программы |
создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом; развитие туризма для приобщения граждан к региональному культурному и природному наследию; создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах Саратовской области |
|
Задачи государственной программы |
увеличение численности населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом; повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; обеспечение успешного выступления саратовских спортсменов на международных и российских спортивных соревнованиях, совершенствование системы подготовки спортивного резерва; формирование положительного туристического имиджа Саратовской области внутри региона и за его пределами; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма; социализация молодежи; подготовка молодежи к участию в общественной деятельности и государственном управлении |
|
Целевые показатели государственной программы |
в сфере физической культуры и спорта: доля населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, от общей численности населения с 25,8 процента в 2013 году до 30,4 процента в 2020 году; доля детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности области, от общего числа детей в возрасте 6-15 лет с 21 процента в 2013 году до 22,4 процента в 2020 году; в сфере туризма: объем платных туристских услуг, оказанных населению, с 1453,8 млн рублей в 2013 году до 2028,0 млн рублей в 2020 году; в сфере молодежной политики: доля молодых людей, вовлеченных в мероприятия, реализуемые по различным направлениям работы с молодежью на территории области, от общего количества молодежи области с 60,5 процента в 2013 году до 68,5 процента в 2020 году; доля муниципальных районов области, в которых действуют учреждения по работе с молодежью, с 38 процентов в 2013 году до 54,8 процента в 2020 году |
|
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2014-2020 годы |
|
Объемы финансового обеспечения государственной программы |
общий объем финансового обеспечения государственной программы на 2014-2020 годы составит 6714938,7 тыс. рублей, из них: 2014 год - 567349,9 тыс. рублей; 2015 год - 1060921,7 тыс. рублей; 2016 год - 654858,3 тыс. рублей; 2017 год - 712580,6 тыс. рублей; 2018 год - 1161431,9 тыс. рублей; 2019 год - 1222613,7 тыс. рублей; 2020 год - 1335182,6 тыс. рублей; в том числе: областной бюджет - 5953720,6 тыс. рублей, из них: 2014 год - 448892,0 тыс. рублей; 2015 год - 874045,4 тыс. рублей; 2016 год - 584653,3 тыс. рублей; 2017 год - 631087,8 тыс. рублей; 2018 год - 1079433,5 тыс. рублей; 2019 год - 1130728,0 тыс. рублей; 2020 год - 1207496,6 тыс. рублей; федеральный бюджет (прогнозно) - 675173,9 тыс. рублей, из них: 2014 год - 101229,4 тыс. рублей; 2015 год - 173624,3 тыс. рублей; 2016 год - 61000,0 тыс. рублей; 2017 год - 71253,0 тыс. рублей; 2018 год - 71308,1 тыс. рублей; 2019 год - 80724,9 тыс. рублей; 2020 год - 116034,2 тыс. рублей; местные бюджеты (прогнозно) - 10990,6 тыс. рублей, из них: 2014 год - 4634,2 тыс. рублей; 2015 год - 1755,0 тыс. рублей; 2016 год - 350,0 тыс. рублей; 2017 год - 995,2 тыс. рублей; 2018 год - 1039,0 тыс. рублей; 2019 год - 1084,8 тыс. рублей; 2020 год - 1132,4 тыс. рублей; внебюджетные источники (прогнозно) - 72437,6 тыс. рублей, из них: 2014 год - 12594,3 тыс. рублей; 2015 год - 11497,0 тыс. рублей; 2016 год - 8855,0 тыс. рублей; 2017 год - 9244,6 тыс. рублей; 2018 год - 9651,3 тыс. рублей; 2019 год - 10076,0 тыс. рублей; 2020 год - 10519,4 тыс. рублей; в том числе по подпрограммам: подпрограмма 1 "Физическая культура и спорт" - 6494500,0 тыс. рублей; подпрограмма 2 "Туризм" - 80028,2 тыс. рублей; подпрограмма 3 "Молодежная политика" - 140410,5 тыс. рублей |
|
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
увеличение количества проведенных физкультурно-массовых мероприятий на территории области до 138 физкультурно-спортивных мероприятий с охватом более 812,9 тыс. человек; увеличение количества занимающихся в спортивных школах области до 50600 человек; проведение не менее 12 мероприятий туристской направленности: пресс-туры, выставки и ярмарки, семинары, конференции, форумы, круглые столы, совещания, заседания и др.; разработка и апробация не менее 40 региональных туристических маршрутов; подготовка не менее 1 заявки на включение региона в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы; увеличение количества молодых людей, задействованных в мероприятиях, проектах, программах, реализуемых по различным направлениям работы с молодежью на территории области, до 397656 человек; увеличение муниципальных районов области, в которых действуют учреждения по работе с молодежью, до 54,8 процентов (23 района) |
1. Характеристика сферы реализации государственной программы
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными 31 января 2013 года, одним из главных направлений в сфере физической культуры и спорта является создание условий для систематических активных занятий физической культурой и спортом, а также повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, от 30 ноября 2010 года, 12 декабря 2012 года отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к формированию условий для здорового образа жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, обеспечивать доступ к развитой спортивной инфраструктуре. В связи с этим развитие физической культуры и спорта, молодежной политики и внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из инструментов оздоровления нации.
Цели государственной политики Саратовской области в сфере физической культуры и спорта, туризма и молодежной политики определены Программой социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, утвержденной Законом Саратовской области от 3 июля 2012 года N 110-ЗСО, а также Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 18 июля 2012 года N 420-П.
Данными документами предусматривается создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, качественно новой материально-технической базы, повышения конкурентоспособности регионального туристского рынка, удовлетворяющего потребности жителей Саратовской области, Российской Федерации и иностранных граждан в качественных туристских услугах, создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую, общественную и культурную жизнь общества.
Ситуация в отрасли в период с 2001 года.
Начиная с 2001 года реализовались 4 долгосрочные областные целевые программы в области физической культуры и спорта, 3 долгосрочные целевые программы в сфере туризма, 2 долгосрочные целевые программы в области развития сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, 4 областные целевые программы и 1 ведомственная целевая программа в сфере молодежной политики.
Физическая культура и спорт.
В период с 2001 года министерством молодежной политики, спорта и туризма области (далее - министерство) проведена работа по созданию благоприятных условий для подготовки спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации и развития спорта в целом.
В целях выявления лучших учреждений спортивной направленности и их поощрения ежегодно проводился областной смотр-конкурс на лучшую постановку работы среди спортивных школ.
Для популяризации занятий физической культурой и спортом министерством разработана и реализуется система материального стимулирования спортсменов разного возраста и их тренеров.
С 2001 года число профессиональных команд, получающих субсидию из областного бюджета, увеличено с 5 до 10 в 2014 году, что свидетельствует о подъеме в развитии командных игровых видов спорта в регионе.
В целях развития видов спорта и привлечения большего числа детей к занятиям спортом министерством совместно с аккредитованными региональными федерациями по видам спорта ведется работа по популяризации спорта среди населения области. По состоянию на 1 января 2014 года в регионе развивается 75 видов спорта. Система спортивных школ области включает в себя 58 образовательных учреждений спортивной направленности (43 ДЮСШ и 15 СДЮСШОР), в которых занимается 42962 человек.
Организация физкультурно-массовой и спортивной работы проводится в соответствии с ежегодным календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий министерства.
В последние годы в сфере физической культуры и спорта Саратовской области, да и России в целом, возник комплекс проблем:
ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Наиболее ярко об этом свидетельствует призывная кампания. С каждым годом все большее количество призывников не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки;
отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны, недостаточное количество профессиональных тренерских кадров. И это все сказывается на конкурентоспособности саратовского спорта, что приводит к миграции воспитанников спортивных школ;
недостаточная активность привлечения населения области к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие между целями развития массового спорта и спорта высших достижений в стране и области, с одной стороны, и моральным и физическим износом материальной базы, инфраструктуры физической культуры и спорта, спортивного оборудования и инвентаря, с другой стороны;
слабая пропаганда в средствах массовой информации занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни населения области;
отсутствие спортивных сооружений, удаленность от имеющихся в районных центрах спортивных объектов, низкий уровень заработной платы работоспособного взрослого населения и других. Так, в настоящее время 75 процентов граждан области, в том числе более 80 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.
Для решения указанных проблем необходимо:
совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;
разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп;
создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
создание системы спартакиад среди различных групп населения как основы комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий;
проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги.
Туризм.
Как сфера деятельности туризм играет важную роль в решении социальных проблем, создавая условия для формирования здорового образа жизни и отдыха граждан, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
К имеющимся проблемам отрасли можно отнести следующие:
высокая стоимость оказываемых услуг: средняя стоимость проживания в региональных средствах размещения составляла 1750 руб./чел. в сутки (2013 год);
малое количество коллективных средств размещения как в областном центре, так и в районах области. В 2013 году среднее количество средств размещения в районах области составляло 2 ед., в Саратове действовали 73 гостиницы;
невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, наличие административных барьеров;
сезонность: до 80 процентов доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по октябрь, в остальное время принимающий туристический бизнес убыточен;
неблагоприятный туристский имидж области как внутри региона, так и за его пределами;
недостаточная информированность населения об имеющихся туристских ресурсах региона;
неразвитость транспортной инфраструктуры области, что в некоторых случаях приводит к отсутствию возможности посещения объектов туристского показа;
неразвитость таких видов туризма, как сельский, событийный, лечебно-оздоровительный, экологический, для которых в регионе имеется достаточно ресурсов для активного привлечения туристов.
Для решения указанных проблем региональной туристической отрасли необходимо:
увеличить количество повторных посещений, формировать лояльность к туристскому продукту региона;
увеличить продолжительность нахождения гостей в коллективных средствах размещения: значительное количество путешественников предпочитает "туры выходного дня" в качестве основной формы отдыха в регионе; значительное количество гостей не останавливается в регионе, а посещает его в рамках коротких экскурсионных программ (например, во время круизов по Волге);
более равномерно "географически" распределить туристские потоки, так как наибольшее число гостей региона принимает областной центр, несмотря на туристский потенциал районов области;
нивелировать фактор сезонности туристского потока в регион.
Значительную роль для информирования населения об имеющихся туристских ресурсах играет создание единого информационного поля, объединяющего информацию обо всех ресурсах отрасли от всех заинтересованных в развитии туризма субъектов.
Молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:
выделение приоритетных направлений;
учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
информационная открытость;
независимость оценки результатов.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.
Ключевыми приоритетами государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу на территории области являются:
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
развитие научного и творческого, инновационного потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития Саратовской области;
подготовка молодежи к участию в общественной деятельности и государственном управлении;
развитие инфраструктуры по работе с молодежью.
В качестве ключевых проблем отрасли рассматриваются:
несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям инновационного развития страны;
отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества;
социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность;
несоответствие кадрового состава и материально-технической базы организаций, работающих с молодежью, современным технологиям работы и социальным ожиданиям молодых людей.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.
Для решения поставленных перед отраслью проблем разработана государственная программа Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики" на 2014-2020 годы.
Реализация государственной программы позволит:
привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство населения области, что в конечном счете положительно скажется на улучшении качества жизни граждан;
увеличить количество занимающихся в спортивных школах области;
существенно повысить конкурентоспособность саратовского спорта на российской и международной спортивных аренах, что позволит спортсменам стабильно побеждать на крупнейших спортивных соревнованиях, в том числе успешно выступать на Олимпийских играх. Эти успехи будут достигнуты за счет создания эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва;
повысить количество проведенных мероприятий туристской направленности: пресс-туры, выставки и ярмарки, семинары, конференции, форумы, круглые столы, совещания, заседания и др.;
разработать и апробировать не менее 40 региональных туристических маршрутов;
войти в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы;
обеспечить эффективную социализацию молодежи посредством вовлечения в социальную практику и информирования о потенциальных возможностях развития;
сформировать систему продвижения и поддержки инициативной и талантливой молодежи;
обеспечить совершенствование инфраструктуры учреждений по работе с молодежью;
обеспечить подготовку молодежи к участию в общественной деятельности и государственном управлении.
2. Цели и задачи государственной программы
Цели государственной программы:
создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом;
развитие туризма для приобщения граждан к региональному культурному и природному наследию;
создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах Саратовской области.
Задачи государственной программы:
увеличение численности населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни;
обеспечение успешного выступления саратовских спортсменов на международных и российских спортивных соревнованиях, совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
формирование положительного туристического имиджа Саратовской области внутри региона и за его пределами;
создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма;
социализация молодежи;
подготовка молодежи к участию в общественной деятельности и государственном управлении.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 марта 2015 г. N 144-П в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3. Целевые показатели государственной программы
Реализация государственной программы позволит достигнуть следующих целевых показателей:
В сфере физической культуры и спорта:
доля населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, от общей численности населения с 25,8 процента в 2013 году до 30,4 процента в 2020 году;
доля детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности области, от общего числа детей в возрасте 6-15 лет с 21,0 процента в 2013 году до 22,4 процента в 2020 году;
в сфере туризма:
объем платных туристских услуг, оказанных населению, с 1453,8 млн рублей в 2013 году до 2028,0 млн рублей в 2020 году;
в сфере молодежной политики:
доля молодых людей, вовлеченных в мероприятия, реализуемые по различным направлениям работы с молодежью на территории области, от общего количества молодежи области с 60,5 процента в 2013 году до 68,5 процента в 2020 году;
доля муниципальных районов области, в которых действуют учреждения по работе с молодежью, с 38 процентов в 2013 году до 54,8 процента в 2020 году.
Сведения о целевых показателях приведены в приложении N 1 к государственной программе.
4. Прогноз конечных результатов государственной программы, сроки и этапы реализации государственной программы
В результате реализации государственной программы планируется достижение следующих конечных результатов государственной программы:
увеличение количества проведенных физкультурно-массовых мероприятий на территории области до 138 физкультурно-спортивных мероприятий с охватом более 812,9 тыс. человек;
увеличение количества занимающихся в спортивных школах области до 50600 человек;
проведение не менее 12 мероприятий туристской направленности: пресс-туры, выставки и ярмарки, семинары, конференции, форумы, круглые столы, совещания, заседания и др.;
разработка и апробация не менее 40 региональных туристических маршрутов;
подготовка не менее 1 заявки на включение региона в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы;
увеличение количества молодых людей, задействованных в мероприятиях, проектах, программах, реализуемых по различным направлениям работы с молодежью на территории области до 397656 человек;
увеличение муниципальных районов области, в которых действуют учреждения по работе с молодежью до 54,8 процентов (23 района).
Государственная программа реализуется в один этап с 2014 по 2020 годы.
5. Обобщенная характеристика мер правового регулирования
Для достижения целей государственной программы предусматриваются следующие меры правового регулирования.
В сфере физической культуры и спорта:
совершенствование нормативно-правового регулирования в части регламентации вопросов материального стимулирования спортсменов и их тренеров за успешные выступления на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, чемпионатах мира и Европы по олимпийским и паралимпийским, сурдлимпийским видам спорта и иных спортивных соревнованиях, предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам, предоставляющим услуги по развитию на территории области отдельных видов спорта, регламентации порядка подготовки и проведения физкультурных и спортивных мероприятий на территории области.
В сфере туризма:
принятие нормативных правовых актов области, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата, единого туристического информационного пространства области.
В сфере молодежной политики:
нормативное закрепление порядка проведения областных мероприятий, посвященных знаменательным датам, а также установление материального стимулирования молодых людей в возрасте до 30 лет, имеющих апробированные в результате практической деятельности предложения по преобразованиям, направленным на улучшение социально-экономического положения Саратовской области.
Сведения о мерах правового регулирования представлены в приложении N 2 к государственной программе.
6. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
Меры государственного регулирования государственной программой не предусмотрены.
7. Обобщенная характеристика подпрограмм государственной программы
Государственная программа реализуется в рамках трех подпрограмм, которые обеспечивают достижение целей и решение задач государственной программы.
Реализация подпрограммы 1 "Физическая культура и спорт" обеспечивает достижение цели по созданию условий для развития массового и профессионального спорта, подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, а также решение задачи по созданию условий, обеспечивающих возможности населения систематически заниматься физической культурой спортом и вести здоровый образ жизни.
Реализация подпрограммы 2 "Туризм" обеспечивает достижение цели по развитию внутреннего туризма в Саратовской области посредством создания на ее территории муниципальных туристских кластеров, а также решение задач по созданию благоприятных условий для привлечения инвесторов к реализации проектов, направленных на улучшение туристской инфраструктуры области, развитию предпринимательства и внедрения механизма государственно-частного партнерства в сфере туризма в рамках формирования муниципальных туристских кластеров, продвижению регионального туристического продукта на российском и международном рынках в рамках формирования единого туристического информационного пространства региона.
Реализация подпрограммы 3 "Молодежная политика" обеспечивает достижение цели по созданию условий для развития потенциала молодежи области, а также решение задач по привлечению молодежи к участию в социально полезной деятельности, выработке эффективных форм взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по реализации региональной молодежной политики, созданию условий для развития творческого и научного потенциала молодежи, подготовке молодежи к участию в общественной жизни страны, государственной деятельности и управлении, профессиональной ориентации молодежи, информационному развитию системы работы с молодежью в области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 8 июля 2015 г. N 344-П в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
8. Финансовое обеспечение реализации государственной программы
Общий объем финансового обеспечения государственной программы на 2014-2020 годы составит - 6714938,7 тыс. рублей, из них:
2014 год - 567349,9 тыс. рублей;
2015 год - 1060921,7 тыс. рублей;
2016 год - 654858,3 тыс. рублей;
2017 год - 712580,6 тыс. рублей;
2018 год - 1161431,9 тыс. рублей;
2019 год - 1222613,7 тыс. рублей;
2020 год - 1335182,6 тыс. рублей;
в том числе:
областной бюджет - 5953720,6 тыс. рублей, из них:
2014 год - 448892,0 тыс. рублей;
2015 год - 874045,4 тыс. рублей;
2016 год - 584653,3 тыс. рублей;
2017 год - 631087,8 тыс. рублей;
2018 год - 1079433,5 тыс. рублей;
2019 год - 1130728,0 тыс. рублей;
2020 год - 1207496,6 тыс. рублей;
федеральный бюджет (прогнозно) - 675173,9 тыс. рублей, из них:
2014 год - 101229,4 тыс. рублей;
2015 год - 173624,3 тыс. рублей;
2016 год - 61000,0 тыс. рублей;
2017 год - 71253,0 тыс. рублей;
2018 год - 71308,1 тыс. рублей;
2019 год - 80724,9 тыс. рублей;
2020 год - 116034,2 тыс. рублей;
местные бюджеты (прогнозно) - 10990,6 тыс. рублей, из них:
2014 год - 4634,2 тыс. рублей;
2015 год - 1755,0 тыс. рублей;
2016 год - 350,0 тыс. рублей;
2017 год - 995,2 тыс. рублей;
2018 год - 1039,0 тыс. рублей;
2019 год - 1084,8 тыс. рублей;
2020 год - 1132,4 тыс. рублей;
внебюджетные источники (прогнозно) - 72437,6 тыс. рублей, из них:
2014 год - 12594,3 тыс. рублей;
2015 год - 11497,0 тыс. рублей;
2016 год - 8855,0 тыс. рублей;
2017 год - 9244,6 тыс. рублей;
2018 год - 9651,3 тыс. рублей;
2019 год - 10076,0 тыс. рублей;
2020 год - 10519,4 тыс. рублей,
в том числе по подпрограммам:
подпрограмма 1 "Физическая культура и спорт" - 6494500,0 тыс. рублей;
подпрограмма 2 "Туризм" - 80028,2 тыс. рублей;
подпрограмма 3 "Молодежная политика" - 140410,5 тыс. рублей.
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения приведены в приложении N 4 к государственной программе.
9. Анализ рисков реализации государственной программы и меры управления рисками
При реализации настоящей государственной программы и для достижения поставленных целей необходимо учитывать возможные финансовые, экономические риски.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы являются минимизация рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей государственной программы.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств областного бюджета, секвестированием бюджетных расходов на установленные сферы деятельности. Реализация финансовых рисков может повлечь срыв программных мероприятий, что существенным образом отразится на конечных результатах государственной программы.
Реализация мероприятий государственной программы может осложняться имеющимися рисками, которые будут препятствовать достижению запланированных результатов.
К числу частично управляемых рисков относится дефицит высококвалифицированных кадров в районах области, в связи с чем возможны сложности с применением передовых технологий.
Основными неуправляемыми рисками являются растущая экономическая нестабильность и неопределенность, возможное возникновение бюджетного дефицита и недостаточное вследствие этого финансирование из средств областного и федерального бюджетов. Кроме того, экономическая и финансовая ситуация в значительной мере влияет на инвестиционный климат в регионе.
Меры управления рисками реализации государственной программы основываются на следующем анализе.
Наибольшее отрицательное влияние на реализацию государственной программы может оказать реализация финансовых рисков. В рамках государственной программы отсутствует возможность управления этими рисками. Возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.
Минимизация финансовых рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий государственной программы;
разработки дополнительных мер государственной поддержки сферы физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики;
своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей государственной программы.
Минимизация рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий государственной программы, а также на основе обеспечения эффективной координации деятельности соисполнителей и иных организаций, участвующих в реализации программных мероприятий.
10. Характеристика подпрограмм государственной программы
Подпрограмма 1 "Физическая культура и спорт"
Постановлением Правительства Саратовской области от 8 июля 2015 г. N 344-П в паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития, а также обоснование включения в государственную программу
В рамках подпрограммы особое внимание уделяется подготовке спортивного резерва. Наличие данного программного мероприятия в подпрограмме позволит привлечь средства федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта". В данном направлении предусмотрено приобретение спортивного инвентаря и оборудования для развития базовых видов спорта, а также реализация мер, направленных на сохранение спортивного резерва.
Для формирования здорового образа жизни у населения области и привлечения людей к систематическим занятиям физической культурой и спортом будет продолжено активное проведение физкультурно-массовых мероприятий, в том числе в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан.
В 2012 году от Саратовской области в XXX Олимпийских играх в Лондоне приняли участие 4 спортсмена: Сергей Моня, Виктор Хряпа (баскетбол), Илья Захаров (прыжки в воду) и Наталия Лобова (гребля на байдарках и каноэ). По итогам выступления на XXX Олимпийских играх Илья Захаров завоевал золотую и серебряную медали, Сергей Моня и Виктор Хряпа стали бронзовыми призерами, Наталья Лобова стала шестой в финальном заезде.
На XIV Паралимпийских играх 2012 года в Лондоне Россию представляли 7 спортсменов по 4 спортивным дисциплинам (настольный теннис, плавание, пулевая стрельба, легкая атлетика). Ими завоевано 12 медалей: 2 золотых, 5 серебряных, 5 бронзовых.
В 2013 году 8 саратовских спортсменов приняли участие в XXII Сурдлимпийских играх, проходящих в г. Софии (Болгария), по 4 спортивным дисциплинам: плавание, пулевая стрельба, каратэ, легкая атлетика, завоевав 16 медалей, из них: 8 золотых, 3 серебряных и 5 бронзовых.
На XXVII Всемирной летней Универсиаде в г. Казани сборная Саратовской области завоевала 10 медалей, из них 5 золотых и 5 серебряных медалей. Наш регион представляли 10 спортсменов по 8 видам спорта (бадминтон, баскетбол, прыжки в воду, плавание, шахматы, бокс, гребля на байдарках и каноэ, академическая гребля).
На 1 января 2014 года в списки кандидатов в сборные команды России включено 205 человек.
В 2013 году на территории области было проведено 5 всероссийских и 148 областных физкультурно-массовых мероприятий с общим охватом более 665 тысяч человек. Большинство областных мероприятий проведено многоэтапным методом: от соревнований в муниципальных районах до областных финальных соревнований.
В 2013 году наиболее массовыми стали следующие мероприятия:
финальные соревнования по лыжным гонкам на призы Губернатора области в рамках Всероссийских соревнований "Лыжня России-2013";
XII областной турнир по футболу среди дворовых команд на Кубок Губернатора Саратовской области;
соревнования легкоатлетического кросса "Олимпийский день бега" на призы Губернатора области.
Саратовские спортсмены в 2013 году принимали участие во всероссийских физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий Минспорта России:
соревнования по футболу среди команд общеобразовательных учреждений "Кожаный мяч";
соревнования юных хоккеистов клуба "Золотая шайба";
областные спортивно-оздоровительные соревнования учащейся молодежи "Президентские состязания";
Спартакиада молодежи допризывного возраста.
Для участия во всероссийских мероприятиях спортсмены области проходят отбор через областные соревнования.
Среди основных задач подпрограммы - повышение профессиональной квалификации кадрового состава тренеров, а также обеспечение успешного выступления саратовских спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях.
Министерством совместно с областными федерациями по видам спорта проведены спортивные мероприятия:
в 2013 году - 29 всероссийских и 131 областных соревнований, в которых приняло участие около 18500 спортсменов;
за I полугодие 2014 года - 22 всероссийских и 74 областных соревнований, в которых приняло участие около 13000 спортсменов.
Спортсмены области ежегодно принимают участие в спортивных соревнованиях различного уровня и показывают стабильно высокие спортивные результаты:
в 2013 году около 6500 человек приняло участие в 468 всероссийских и международных соревнованиях, на которых саратовские спортсмены завоевали 1658 медалей, в том числе 573 золотых, 532 серебряных и 553 бронзовых;
за I полугодие 2014 года более 3500 человек приняло участие в 260 всероссийских и международных соревнованиях, на которых саратовские спортсмены завоевали 765 медалей, в том числе 263 золотых, 251 серебряных и 251 бронзовых.
По состоянию на 1 января 2014 года 23709 спортсменов региона имеет спортивные разряды и почетные звания, в том числе: ЗМС - 3, МСМК - 15, МС - 115, КМС - 958, I спортивный разряд - 1515, массовые разряды - 21103.
Для достижения поставленных задач в развитии физической культуры и спорта в регионе требуется программный подход. Данный метод позволит реализовать конкретные проекты и решить указанные проблемы при максимально эффективном управлении государственными финансами.
В рамках реализации подпрограммы планируется решить ряд проблем, существующих на сегодняшний день в отрасли физической культуры и спорта.
Также перед отраслью стоит задача по обеспечению успешного выступления саратовских спортсменов на российских и международных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва, создание современной спортивной инфраструктуры путем строительства новых спортивных сооружений.
В 2013 году в 3253 организациях спортивной направленности занималось 631057 человек, из них женщин - 248902 человека, в сельской местности - 109087 человек. Самыми массовыми видами спорта являются баскетбол (28281 человек), волейбол (43755 человек), легкая атлетика (24288 человек), лыжные гонки (19930 человек), настольный теннис (14413 человек), плавание (26453 человека), футбол (47739 человек).
Для успешного выступления саратовских спортсменов на российских и международных соревнованиях и совершенствования системы подготовки спортивного резерва необходимо:
совершенствовать систему отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава;
развитие учреждений спортивной подготовки;
стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
совершенствование системы проведения соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений.
Реализация подпрограммы в рамках государственной программы позволит выполнить цели, задачи, а также достичь ожидаемых результатов государственной программы в целом.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 апреля 2015 г. N 208-П в раздел 2 настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков реализации подпрограммы в случае их определения ответственным исполнителем
Подпрограмма включает комплексную систему мер по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года и Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года.
Основной целью подпрограммы является создание условий для развития массового и профессионального спорта, подготовка спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации.
Задачи подпрограммы:
развитие базовых видов спорта, подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса;
содействие в подготовке специалистов физкультуры и спорта высшей квалификации;
обеспечение успешного выступления саратовских спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях.
Целевые показатели подпрограммы:
доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов с 70,2 процента в 2013 году до 73,8 процента в 2020 году;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения с 4,6 процента в 2013 году до 6 процентов в 2020 году;
количество саратовских спортсменов - членов сборных команд страны с 225 человек в 2013 году до 245 человек в 2020 году;
количество квалифицированных тренеров физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения, с 1691 человека в 2013 году до 1730 человек в 2020 году;
уровень технической готовности объекта капитального строительства "Дворец водных видов спорта г. Саратов" за отчетный период до 82 процентов;
уровень технической готовности объекта капитального строительства "Многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс в р.п. Татищево" за отчетный период до 100 процентов;
доля лиц, занимающихся футболом в профессиональных спортивных школах, в общей численности учащихся, занимающихся физической культурой и спортом в регионе, до 14,5 процента в 2020 году;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения с 13,9 процента в 2013 году до 16,0 процента в 2020 году;
доля занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве занимающихся, зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства в организациях, осуществляющих спортивную подготовку по базовым видам спорта, с 39,4 процента в 2014 году до 42 процентов в 2020 году;
доля граждан, выполнивших нормативы комплекса ГТО, в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов комплекса ГТО, с 28 процентов в 2014 году до 40 процентов в 2020 году.
Ожидаемыми конечными результатами подпрограммы являются:
ежегодное проведение 138 физкультурно-массовых и спортивных мероприятий с охватом более 812,9 тыс. человек;
ежегодное проведение 9 физкультурно-массовых и спортивных мероприятий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья с охватом более 800 человек;
участие саратовских спортсменов не менее чем в 400 всероссийских и международных спортивных мероприятиях ежегодно;
проведение не менее 8 мероприятий по повышению квалификации тренерско-преподавательского состава и специалистов в области физической культуры и спорта;
достижение уровня технической готовности объекта капитального строительства "Дворец водных видов спорта г. Саратов" за отчетный период до 82 процентов;
достижение уровня технической готовности объекта капитального строительства "Многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс в р.п. Татищево" за отчетный период до 100 процентов;
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения до 16,0 процента в 2020 году;
ввод в эксплуатацию в 2015 году Лыжного стадиона на 5-й Дачной в Ленинском районе г. Саратова. I этап строительства пропускной способностью 30 человек в смену;
увеличение количества занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве занимающихся, зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства в организациях, осуществляющих спортивную подготовку по базовым видам спорта, со 102 спортсменов в 2014 году до 120 спортсменов в 2020 году;
увеличение количества граждан, выполнивших нормативы комплекса ГТО, в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов комплекса ГТО, с 5 тысяч в 2014 году до 20 тысяч в 2020 году.
Подпрограмма реализуется в один этап с 2014 по 2020 годы.
Сведения о целевых показателях подпрограммы приведены в приложении N 1 к государственной программе.
3. Характеристика мер государственного регулирования (меры налогового, тарифного регулирования, а также иные меры государственного регулирования, с обоснованием необходимости и оценкой результативности их применения (в том числе финансовой)
Меры государственного регулирования подпрограммой не предусмотрены.
4. Характеристика мер правового регулирования
Мерами правового регулирования подпрограммы являются:
совершенствование нормативного правового регулирования в части подготовки постановлений, распоряжений Правительства области, регулирующих вопросы материального стимулирования спортсменов и их тренеров за успешные выступления на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, чемпионатах мира и Европы по олимпийским и паралимпийским, сурдлимпийским видам спорта и иных спортивных соревнованиях, распоряжений Правительства области о проведении физкультурных и спортивных мероприятий на территории области, постановлений Правительства области о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам, предоставляющим услуги по развитию на территории области отдельных видов спорта, о предоставлении грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта.
Сведения о мерах правового регулирования подпрограммы приведены в приложении N 2 к государственной программе.
5. Сводные показатели прогнозного объема выполнения областными государственными учреждениями и (или) иными некоммерческими организациями государственных заданий на оказание физическим и (или) юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ)
Сводные показатели прогнозного объема выполнения областными государственными учреждениями и (или) иными некоммерческими организациями государственных заданий на оказание физическим и (или) юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ) приведены в приложении N 6 к государственной программе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 8 июля 2015 г. N 344-П в раздел 6 настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Реализация основных мероприятий подпрограммы позволит сформировать у граждан мотивацию к ведению здорового образа жизни, повысить конкурентоспособность саратовских спортсменов.
В рамках подпрограммы предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
основное мероприятие 1.1 "Учебно-методическое и информационное обеспечение" (подготовка и издание сборников информационных материалов, учебно-методических пособий, справочников, буклетов, научно-популярной литературы по вопросам пропаганды развития молодежной политики, спорта и туризма области; проведение брифингов, пресс-конференций, круглых столов для представителей средств массовой информации по вопросам деятельности органа исполнительной власти области в сфере молодежной политики, спорта и туризма; пропаганда здорового образа жизни среди населения области в средствах массовой информации области; изготовление, прокат, размещение социальной рекламы, направленной на привлечение населения области к занятиям физической культурой и спортом, на телевидении, радио, светодиодных экранах на территории области);
основное мероприятие 1.2 "Организация и проведение физкультурных и спортивно-массовых мероприятий" (проведение финальных соревнований по лыжным гонкам на призы Губернатора области в рамках Всероссийских соревнований "Лыжня России"; областного турнира по футболу среди дворовых команд на Кубок Губернатора Саратовской области; проведение соревнования легкоатлетического кросса "Олимпийский день бега" на призы Губернатора области; соревнований по футболу среди команд общеобразовательных учреждений "Кожаный мяч"; соревнований юных хоккеистов клуба "Золотая шайба"; областных спортивно-оздоровительных соревнований учащейся молодежи "Президентские состязания"; Спартакиады молодежи допризывного возраста; зимних и летних фестивалей Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) среди обучающихся в образовательных организациях области и других категорий населения);
основное мероприятие 1.3 "Олимпийская, паралимпийская, сурдлимпийская подготовка" (организация участия спортсменов региона, ведущих подготовку к Олимпийским, Паралимпийским и Сурдлимпийским играм, в тренировочных сборах и соревнованиях различного уровня. Приобретение спортивного инвентаря и оборудования. Осуществление мероприятий по поддержке областных государственных учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в области);
основное мероприятие 1.4 "Предоставление в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год, субсидий на компенсацию затрат юридическим лицам, предоставляющим услуги по развитию на территории области отдельных видов спорта" (предоставление субсидий из областного бюджета);
основное мероприятие 1.5 "Организация и проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" (проведение комплексных соревнований по летним видам спорта (ПОДА, спорт глухих, ЛИН, СО) "Республика спорт"; соревнования по пауэрлифтингу и армспорту "Сильные люди", соревнования по баскетболу "Оранжевый мяч" по программам Специальной Олимпиады; физкультурно-массовые мероприятия среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями "Новогодние старты");
основное мероприятие 1.6 "Подготовка спортивного резерва" (обеспечение участия спортсменов - членов сборных команд области по видам спорта в тренировочных сборах, соревнованиях различного уровня и проведение на территории области региональных, всероссийских и международных соревнований);
основное мероприятие 1.7 "Материальное стимулирование спортсменов и их тренеров" (материальное поощрение талантливых спортсменов области и их тренеров путем назначения единовременных выплат и годовых стипендий);
основное мероприятие 1.8 "Организация и проведение смотров-конкурсов" (на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства среди муниципальных образований области и спортивных организаций различных организационно-правовых форм по трем номинациям; на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди высших учебных заведений области с награждением победителей и призеров в соответствии с условиями смотра-конкурса; на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди оздоровительных лагерей высших учебных заведений области с награждением победителей и призеров в соответствии с условиями смотра-конкурса);
основное мероприятие 1.9 "Предоставление субсидии из областного бюджета государственным унитарным предприятиям, подведомственным министерству молодежной политики, спорта и туризма области, на компенсацию части затрат по предоставлению физкультурно-спортивных услуг в части содержания государственного имущества области и развития материально-технической базы" (финансирование подведомственных министерству государственных унитарных предприятий в части оплаты коммунальных расходов по содержанию государственного имущества, оплаты капитального и текущего ремонта, оплаты труда работников, налогов, объектом которых является государственное имущество, и т.д.);
основное мероприятие 1.10 "Предоставление субсидии общественным организациям для обеспечения направления делегации Саратовской области в качестве болельщиков на XXII зимние Олимпийские игры 2014 года (г. Сочи, Россия)" (оплата расходов делегации в составе не более 50 человек на проезд, приобретение билетов на спортивные соревнования, проживание, питание);
основное мероприятие 1.11 "г. Саратов. Дворец водных видов спорта";
основное мероприятие 1.12 "Строительство многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса в р.п. Татищево";
основное мероприятие 1.13 "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в р.п. Турки".
основное мероприятие 1.14 "Предоставление субсидии бюджетам муниципальных районов области на приобретение искусственного покрытия для футбольных полей профильных спортивных школ, включая его доставку и сертификацию полей".
Цели и условия предоставления субсидии бюджетам муниципальных районов области из областного бюджета, критерии отбора муниципальных районов области для предоставления субсидии и методика распределения между муниципальными районами области субсидии на приобретение искусственного покрытия для футбольных полей профильных спортивных школ, включая его доставку и сертификацию полей, приведены в приложении N 5 к государственной программе;
основное мероприятие 1.15 "Предоставление грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин)" (предоставление грантов в форме субсидий из областного бюджета).
основное мероприятие 1.16 "Предоставление субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на приобретение для ледовых площадок спортивных объектов, расположенных в г. Саратове, оборудования для холодоснабжения, включая монтажные и пусконаладочные работы";
основное мероприятие 1.17 "Лыжный стадион на 5-й Дачной в Ленинском районе г. Саратова. I этап строительства";
основное мероприятие 1.18 "Приобретение искусственного покрытия для футбольных полей профильных спортивных школ, включая его доставку и сертификацию полей".
основное мероприятие 1.19 "Приобретение оборудования, инвентаря и экипировки, компьютерной техники и оргтехники, транспортных средств для оснащения учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту Саратовской области".
Сведения об основных мероприятиях подпрограммы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 5 мая 2015 г. N 214-П в раздел 7 настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
7. Информация об участии в реализации подпрограммы органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов Российской Федерации
В рамках подпрограммы принимают участие:
юридические лица (организации), предоставляющие услуги по развитию на территории области отдельных видов спорта, путем получения в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете, субсидий на компенсацию своих затрат;
некоммерческие организации (в том числе государственные учреждения), не являющиеся казенными учреждениями, развивающие на территории области отдельные виды спорта, путем получения грантов, предусмотренных законом области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на развитие на территории области отдельных видов спорта;
общественные организации области, цели деятельности которых направлены на развитие и защиту на территории области олимпийского движения в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета, путем получения субсидии в объеме бюджетных ассигнований и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке министерству для обеспечения направления делегации Саратовской области в качестве болельщиков на XXII зимние Олимпийские игры 2014 года (г. Сочи, Россия);
муниципальные районы области путем получения субсидии на приобретение искусственного покрытия для футбольных полей профильных спортивных школ, включая его доставку и сертификацию полей.
Постановлением Правительства Саратовской области от 8 июля 2015 г. N 344-П в раздел 8 настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
8. Объем финансового обеспечения, необходимый для реализации подпрограммы
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы - 6494500,0 тыс. рублей, из них:
2014 год - 552369,3 тыс. рублей;
2015 год - 1029942,7 тыс. рублей;
2016 год - 623280,5 тыс. рублей;
2017 год - 679205,8 тыс. рублей;
2018 год - 1126483,8 тыс. рублей;
2019 год - 1186127,4 тыс. рублей;
2020 год - 1297090,5 тыс. рублей;
в том числе:
областной бюджет - 5809496,1 тыс. рублей, из них:
2014 год - 446832,9 тыс. рублей;
2015 год - 853411,4 тыс. рублей;
2016 год - 562280,5 тыс. рублей;
2017 год - 607952,8 тыс. рублей;
2018 год - 1055175,7 тыс. рублей;
2019 год - 1105402,5 тыс. рублей;
2020 год - 1181056,3 тыс. рублей;
федеральный бюджет (прогнозно) - 675173,9 тыс. рублей, из них:
2014 год - 101229,4 тыс. рублей;
2015 год - 173624,3 тыс. рублей;
2016 год - 61000,0 тыс. рублей;
2017 год - 71253,0 тыс. рублей;
2018 год - 71308,1 тыс. рублей;
2019 год - 80724,9 тыс. рублей;
2020 год - 116034,2 тыс. рублей;
местный бюджет (прогнозно) - 2907,0 тыс. рублей, из них:
2014 год - 2807,0 тыс. рублей;
2015 год - 100,0 тыс. рублей.
внебюджетные источники (прогнозно) - 4307,0 тыс. рублей, из них:
2014 год - 1500,0 тыс. рублей;
2015 год - 2807,0 тыс. рублей.
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения подпрограммы приведены в приложении N 4 к государственной программе.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы может осложняться имеющимися рисками, которые будут препятствовать достижению запланированных результатов.
Существенными рисками подпрограммы являются финансовые риски. Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств областного бюджета, секвестированием бюджетных расходов в сфере физической культуры и спорта. Это может повлечь срыв программных мероприятий, что существенно сократит число лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
К числу частично управляемых рисков относится дефицит высококвалифицированных кадров в районах области, в связи с чем возможны сложности с реализацией подпрограммы.
Минимизация финансовых рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий подпрограммы;
разработки дополнительных мер государственной поддержки сферы физической культуры и спорта;
своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей подпрограммы.
Подпрограмма 2 "Туризм"
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития, а также обоснование включения в государственную программу
Саратовская область имеет все необходимые ресурсы для развития таких видов туризма, как рекреационный, культурно-познавательный, событийный, образовательный, деловой, лечебно-оздоровительный, паломнический, экологический, сельский, спортивный, водный, круизный.
В регионе значительное количество "точек роста" - перспективных объектов культуры и природы туристического и экскурсионного показа, событийных мероприятий традиционного и инновационного характера, которые являются важными предпосылками для посещения области российскими и зарубежными туристами. Одним из таких уникальных объектов является место приземления Ю.А.Гагарина, единственный в мире исторический памятник - место приземления первого космонавта планеты.
Туристская отрасль региона с 2002 года начала развиваться программно-целевым методом. За период 2002-2013 годов в сфере туризма были проведены 24 пресс-тура для представителей федеральных и региональных средств массовой информации, туристического бизнеса, общественных организаций туристской направленности. Общее количество участников - 950 человек. Создано более 50 новых туристических маршрутов: "Саратов. Космос. Гагарин", "Хвалынск - жемчужина Поволжья", "В гости к страусам", "Саратовский Арбат" и т.д. Указанные маршруты реализуются туристическими компаниями области.
Значительное внимание уделялось развитию туризма не только в областном центре, но и в муниципальных районах. За 10 лет Хвалынск стал полноценным туристским центром. На территории Хвалынского района сложился и действует туристско-рекреационный кластер муниципального уровня. Ежегодно данный кластер посещают порядка 225 тыс. человек.
Немаловажную роль в развитии региональной туристской отрасли играют высшие учебные заведения. Выполнение программных мероприятий позволило использовать научно-образовательный потенциал. Три высших учебных заведения (СГУ имени Н.Г.Чернышевского, СГТУ имени Гагарина Ю.А., ССЭИ РЭУ имени Г.В.Плеханова), а также колледж информационных технологий и управления СГТУ имени Гагарина Ю.А., бизнес-колледж гуманитарных и технических наук института бизнеса и делового администрирования готовят кадры для сферы туризма. Ежегодно на рынок труда выходят около 300 специалистов отрасли. В рамках курсовых и дипломных работ студентами разрабатываются туристические маршруты, необходимые для туристических компаний и муниципальных районов.
Силами студентов и вузовского научного сообщества разработано 62 туристических маршрута, из них 15 туристических маршрутов внедрены в деятельность региональных туристических компаний.
Представители Саратовской области ежегодно принимали участие в международных туристских выставках, форумах и конференциях: "Интурмаркет", "Отдых/Leisure", "Открой Приволжье" и др. Более 1,5 млн человек узнали о туристском потенциале региона посредством посещения выставочных стендов региона, а также распространения информационных материалов. Отдельным аспектом в информировании потенциальных туристов об имеющихся в регионе туристских ресурсах является созданный в 2012 году туристический портал www.tourism.saratov.gov.ru с еженедельной посещаемостью более 1000 человек.
Выработан эффективный механизм взаимодействия с муниципалитетами, создана система проведения очно-заочных семинаров в сфере туризма для руководителей и специалистов муниципальных органов управления. Ресурсной базой для развития муниципальных туристских кластеров обладают Аткарский, Вольский, Красноармейский, Лысогорский, Марксовский, Балаковский, Балашовский, Хвалынский, Ровенский, Базарно-Карабулакский, Энгельсский, Пугачевский, Ивантеевский районы, а также областной центр - Саратов.
Сфера туризма Саратовской области включает в себя международное направление (въездной и выездной) и внутреннее (путешествия жителей в пределах региона).
Обладая значительным потенциалом и ресурсами, регион уступает другим субъектам Российской Федерации, в том числе регионам Приволжского федерального округа как по количеству объектов туристской индустрии, так и по численности граждан Российской Федерации и иностранных граждан, посещающих Саратовскую область.
Основные показатели деятельности туристских фирм субъектов Приволжского федерального округа в 2008-2011 годах (по данным Саратовстата)
|
Число туристских фирм (на конец года), единиц |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Республика Татарстан |
279 |
256 |
296 |
345 |
Республика Башкортостан |
206 |
212 |
273 |
315 |
Нижегородская область |
125 |
131 |
184 |
258 |
Пермский край |
87 |
95 |
158 |
234 |
Самарская область |
145 |
172 |
242 |
181 |
Саратовская область |
102 |
128 |
123 |
142 |
Удмуртская Республика |
46 |
69 |
112 |
133 |
Оренбургская область |
75 |
78 |
101 |
124 |
Кировская область |
57 |
72 |
66 |
112 |
Пензенская область |
58 |
59 |
85 |
93 |
Ульяновская область |
54 |
47 |
85 |
88 |
Чувашская Республика |
59 |
63 |
71 |
81 |
Республика Марий Эл |
26 |
27 |
31 |
39 |
Республика Мордовия |
12 |
14 |
18 |
22 |
Туристская отрасль области находится в стадии развития и становления новых форм: появляются новые коллективные средства размещения, применяются новые формы и методы работы, а также модернизируются уже работающие объекты индустрии.
Деятельность коллективных средств размещения Саратовской области в 2011-2012 годах (по данным Саратовстата)
Показатель |
2011 год |
2012 год |
Число коллективных средств размещения (ед.), в том числе: |
175 |
186 |
гостиницы и аналогичные средства размещения (ед.) |
99 |
100 |
санаторно-курортные организации (ед.) |
22 |
22 |
базы и дома отдыха (ед.) |
54 |
64 |
Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения (тыс. человек) |
291 |
359,3 |
Доходы от предоставленных услуг коллективными средствами размещения (млн рублей) |
1331 |
1429,09 |
Так, за 15 лет активного развития сферы туризма в области появились новые объекты туризма: гостиничные сети "Богемия" (Саратов), "Астория" (Саратов); открылись гостиницы VIP-класса: "Жемчужина" (Саратов), "Оазис" (Саратов); построены новые турбазы, привлекающие туристов из других регионов: "Ассамблея" (Энгельсский район), "Усадьба Волжино" (Энгельсский район); полностью реконструированы гостиницы "Волга" (Энгельс), "Цемент" (Вольск). Действующие предприятия туриндустрии входят в федеральные системы бронирования "Тревеллайн", "Академсервис", применяются новые высокотехнологичные разработки в сфере продвижения продукта: 3D-презентации, виртуальные туры.
Имеется ярко выраженная тенденция к увеличению количества коллективных средств размещения. За 10 лет их количество увеличилось с 135 (2003 год) до 170 единиц (2013 год).
Более существенные изменения произошли в сфере розничной продажи туров. Так, в 2006 году в регионе действовали 80 туристических компаний, из которых 8 - туроператоры. В 2013 году в Саратовской области зафиксирована деятельность 279 туристических компаний. Внутренним туризмом занимаются порядка 20 компаний. Самыми крупными из них обслуживается около 70 процентов путешествующих по региону.
Указанная ситуация вызвана в значительной мере тем, что областной центр на протяжении длительного периода был закрыт для посещения туристами в связи с высокой значимостью оборонных предприятий. Количество коллективных средств размещения, а также имеющаяся инфраструктура в целом обеспечивала прием ограниченного числа посетителей, что в настоящее время не соответствует потребностям развития отрасли и имеющимся региональным туристским ресурсам.
Несмотря на имеющиеся ограничения, очевидна тенденция к увеличению путешествующих по региону как жителей области, так и гостей из других регионов. Подобная ситуация характерна для большинства субъектов Российской Федерации, что позволяет говорить о растущем интересе к внутреннему туризму.
В Саратовской области, как и в России в целом, отмечается интерес инвесторов к строительству объектов туристской индустрии. Однако отмечается региональная специфика: строятся, как правило, небольшие туристские объекты - гостевые дома, мини-отели, кемпинги, базы отдыха.
Примерами подобных объектов могут служить гостиницы "Венеция", "Панда", эко-отель "Panda Village", в г. Энгельсе - отель "Relax", в Воскресенском районе - мини-отель "Крылатый".
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются формирование благоприятной среды для развития муниципальных туристских ресурсов, а также повышение информированности населения о туризме в регионе.
Однако, несмотря на наличие ресурсной базы для развития региональной туристской отрасли, остается ряд проблем:
низкий уровень развития туристской инфраструктуры;
отсутствие крупных инвесторов, готовых реализовать проекты туристического профиля на территории региона;
нехватка кадровых ресурсов для развития туризма в муниципальных районах;
недостаток информации о региональных туристских ресурсах и турпродуктах у местного населения и потенциальных туристов.
Преодоление указанных отраслевых ограничений возможно в рамках реализации подпрограммы "Туризм".
В рамках подпрограммы планируется провести анализ имеющихся в муниципальных районах ресурсов. В данном случае проведение анализа будет производиться на протяжении действия государственной программы, что вызвано необходимостью актуализации получаемой информации, совершенствованием форм и методов проводимого анализа.
После определения районов, имеющих наибольшие предпосылки для создания муниципальных туристских кластеров, исходя из обеспеченности туристских ресурсов и наличия туристской инфраструктуры (возможно, в начальной стадии становления), анализируется заинтересованность органов исполнительной власти региона и муниципальной власти района в совместном развитии туризма. В случае наличия проектов, а также желания развивать туризм совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области определяется круг инвесторов для презентации имеющихся проектов. Далее готовится документация для включения регионального проекта в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы.
Реализация подпрограммы в рамках государственной программы позволит выполнить
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.