Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.И. Коновалова установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.И. Коновалов оспаривает конституционность подпунктов 1, 2, 4 и 5 пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 8 июля 2008 года N 457-72 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга", которыми были изменены условия и порядок назначения и расчета ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) за стаж и классный чин государственным гражданским служащим Санкт-Петербурга, а именно изменены требования к стажу гражданской службы, дающему право на получение указанных ежемесячных доплат к пенсиям, введено дополнительное условие их назначения - достижение лицом, уволенным с гражданской службы, возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, а также предусмотрено, что новые условия и порядок назначения и расчета указанных доплат распространяются на лиц, которым эти доплаты были установлены до момента вступления в силу названного Закона.
Как следует из представленных материалов, подполковнику запаса В.И. Коновалову, 1954 года рождения, проходившему службу по контракту в органах безопасности СССР и России, а затем занимавшему должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга, после увольнения из органов безопасности в связи с достижением предельного возраста была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а после увольнения с гражданской службы - установлены ежемесячные доплаты к пенсии за стаж и классный чин на основании Закона Санкт-Петербурга от 1 июля 2005 года N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга".
Письмом Комитета по труду и социальной защите населения от 5 сентября 2008 года N 12.12-2057 В.И. Коновалов был поставлен в известность о том, что с 1 сентября 2008 года, т.е. с момента вступления в силу Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга", в соответствии со статьей 3 данного Закона выплата ранее назначенных доплат к пенсии за стаж и классный чин будет приостановлена до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством для установления трудовой пенсии по старости (60 лет), а затем будет решен вопрос об их перерасчете.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения нарушают его конституционные права в сфере пенсионного обеспечения, необоснованно лишают бывших государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации ранее приобретенного права на получение ежемесячных доплат к пенсии, чем ухудшают их положение, а потому противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
2.1. Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят. Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О).
Законодатель Санкт-Петербурга реализовал данное полномочие, избрав в качестве гарантии государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы данного субъекта Российской Федерации и имеющих необходимый стаж гражданской службы, ежемесячные доплаты за стаж и за классный чин к пенсиям (трудовой пенсии по старости, пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности), назначаемые указанным лицам в соответствии с законодательством (статья 14 Закона Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга").
2.2. Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе гарантированное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-О, от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О).
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчета таких доплат.
Вместе с тем при изменении правового регулирования порядка и условий предоставления ежемесячных доплат к пенсиям, назначаемым данной категории граждан, законодатель субъекта Российской Федерации должен руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, а также принимать во внимание его социально-экономическое положение и возможности бюджета.
Как следует из преамбулы Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга", он принят в целях приведения системы социальной поддержки отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга в соответствие с принципом социальной справедливости, устранения несоразмерности установленных в Санкт-Петербурге доплат к пенсиям, соблюдения баланса частных интересов граждан и публичных интересов Санкт-Петербурга с учетом возможностей бюджета Санкт-Петербурга и необходимости направления средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование мер социальной поддержки малоимущих жителей Санкт-Петербурга. Следовательно, изменение названным Законом порядка и условий назначения и расчета ежемесячных доплат к пенсиям, назначаемым государственным гражданским служащим Санкт-Петербурга, как направленное на достижение указанных в его преамбуле целей, не может расцениваться как произвольное.
2.3. Введение оспариваемыми заявителем законоположениями дополнительного условия назначения ежемесячных доплат к пенсиям (достижение лицом, уволенным с гражданской службы, возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости) призвано обеспечить соблюдение принципа социальной справедливости. Учитывая, что по достижении пенсионного возраста продолжение активной трудовой деятельности, как правило, становится затруднительным, законодатель вправе предоставить лицам, достигшим соответствующего возраста, дополнительные социальные гарантии, в том числе дополнительное обеспечение в виде ежемесячных доплат к назначенной им пенсии.
Кроме того, введение такого условия направлено на обеспечение равенства при установлении ежемесячных доплат к пенсии между лицами, получающими трудовую пенсию по старости и имеющими право на получение указанных доплат только по достижении пенсионного возраста, и лицами из числа получателей пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности либо досрочной трудовой пенсии по старости, которые до принятия Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга" имели право на получение ежемесячных доплат к назначенной им пенсии независимо от достижения установленного законом пенсионного возраста.
2.4. Поскольку финансовое обеспечение выплаты предусмотренных статьей 14 Закона Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" ежемесячных доплат к пенсиям осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, установление оспариваемыми заявителем положениями требований к стажу гражданской службы, дающему право на получение указанных доплат, исключительно в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда) обусловлено заинтересованностью Санкт-Петербурга как нанимателя гражданских служащих данного субъекта Российской Федерации в укреплении стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и повышении мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, а также направлено на соблюдение баланса публичных и частных интересов.
2.5. Распространение новых условий и порядка назначения и расчета ежемесячных доплат к пенсиям на лиц, которым соответствующие доплаты были установлены до момента вступления в силу Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга", направлено на обеспечение гражданам, относящимся к одной и той же категории (государственным гражданским служащим Санкт-Петербурга), равных прав на получение такого рода выплат. В противном случае лица, имеющие единый правовой статус, были бы поставлены в разные условия в зависимости от времени назначения ежемесячных доплат к пенсии - до или после вступления в силу названного Закона, при том что данное обстоятельство само по себе не может служить объективным критерием дифференциации правового регулирования отношений в сфере пенсионного обеспечения указанной категории граждан.
3. Из представленных заявителем материалов следует, что ему не производился перерасчет ежемесячных доплат к пенсии за стаж и за классный чин с учетом оспариваемых им положений статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга", поскольку на основании пункта 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" (в редакции названного Закона) их выплата была приостановлена с 1 сентября 2008 года до 26 июля 2014 года (до достижения заявителем 60 лет). Однако приостановление выплаты ежемесячных доплат к пенсии до достижения заявителем пенсионного возраста не может рассматриваться как лишение В.И. Коновалова права на получение названных доплат и, как следствие, не нарушает его конституционные права в сфере пенсионного обеспечения.
Кроме того, в его деле подпункты 2, 4 и 5 пункта 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга", изменяющие порядок расчета размера доплат к пенсии за стаж и за классный чин, не применялись и не могут быть применены до 26 июля 2014 года, а потому и в этой части его жалоба не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коновалова Виктора Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N 473-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коновалова Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав подпунктами 1, 2, 4 и 5 пункта 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга"
Текст Определения официально опубликован не был