Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию ОАО "ЛК Лизинг" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе ОАО "ЛК Лизинг" оспаривает конституционность следующих положений Налогового кодекса Российской Федерации: статьи 106 "Понятие налогового правонарушения", пунктов 2, 3 и 4 статьи 110 "Формы вины при совершении налогового правонарушения", пунктов 1, 2, 5 и 6 статьи 169 "Счет-фактура", пункта 1 статьи 171 "Налоговые вычеты" и пункта 1 статьи 172 "Порядок применения налоговых вычетов".
Как следует из представленных материалов, решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по городу Москве от 1 ноября 2007 года ОАО "ЛК Лизинг" отказано в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и доначислен налог на добавленную стоимость. Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2008 года, отказано в признании недействительными указанных решений налогового органа.
По мнению заявителя, в результате применения в его деле оспариваемых им законоположений выявился такой их смысл, при котором налогоплательщик лишается права применить налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, что влечет доначисление налога при отсутствии с его стороны неисполненной обязанности по уплате налога. В связи с этим ОАО "ЛК Лизинг" просит признать эти законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 6 (часть 2), 8, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35, 45, 46, 55 и 57.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ОАО "ЛК Лизинг" материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Арбитражные суды, разрешавшие дело ОАО "ЛК Лизинг", обладали достаточной дискрецией, чтобы дать оценку конкретным правоотношениям, в которые вступили стороны, а также выяснить все сопряженные с этим фактические обстоятельства.
Заявитель, ссылаясь на документы, оформленные им в связи с осуществлением деятельности по оказанию лизинговых услуг, выражает несогласие с их оценкой налоговым органом и арбитражными судами. По его мнению, арбитражные суды формально применили оспариваемые нормы, не выяснив надлежащим образом фактические обстоятельства дела, касающиеся вопроса о реальности произведенных им хозяйственных операций, корректности оформления первичных бухгалтерских документов, наличия иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налогов. Причину формального подхода в разрешении арбитражными судами его дела заявитель видит в оспариваемых нормах налогового законодательства. Между тем данные законоположения, вопреки доводам заявителя, не предполагают формального подхода при разрешении налоговых споров: арбитражные суды в случае сомнений в правильности применения налогового законодательства обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение юридически значимых обстоятельств (факт оказания услуг, наличие иных документов, подтверждающих хозяйственные операции, и др.) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2008 года N 33-О-О и от 5 марта 2009 года N 468-О-О). Следовательно, оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Проверка же законности и обоснованности решений арбитражных судов, равно как и установление и исследование обстоятельств, имеющих значение для разрешения вопроса о правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации не относится (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы ОАО "ЛК Лизинг" поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 924-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "ЛК Лизинг" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 106, 110, 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был