Решение Верховного Суда РФ от 30 марта 2010 г. N ВКГПИ10-6
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N КАС10-296 настоящее решение оставлено без изменения
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.В.В. о признании недействующим п. 1 приказа Директора ФСБ РФ от 1 июня 2001 г. N 302 "Об исполнении Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 229-ФЗ", установила:
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим п. 1 приказа Директора ФСБ РФ от 1 июня 2001 г. N 302 "Об исполнении Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 229-ФЗ" (далее - приказ).
По его мнению, положения п. 1 приказа противоречат требованиям п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку позволяют финансовым органам ФСБ РФ устанавливать такой районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащих ФСБ РФ, который по своему размеру меньше коэффициента, установленного к заработной плате гражданского персонала ФСБ РФ, то есть граждан, работающих и проживающих в тех же районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что и военнослужащие.
Г. утверждает, что применение оспариваемых положений приказа нарушает установленный п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" принцип единой системы материального обеспечения военнослужащих потому, что в Министерстве обороны Российской Федерации к денежному довольствию военнослужащих и к заработной плате гражданского персонала установлен единый коэффициент, который по размеру выше, чем установленный для военнослужащих ФСБ РФ, проходящих военную службу в том же льготном районе. Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемая норма не соответствует требованиям, предъявляемым к приказу Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, о недопустимости употребления в нём формулировок, допускающих различные толкования.
В судебном заседании заявитель Г.В.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемый приказ противоречит требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих", в связи с чем просил суд обязать Федеральную службу безопасности Российской Федерации изменить содержание пункта 1 приказа таким образом, чтобы исключить двойное толкование о порядке применения районного коэффициента к денежному довольствию военнослужащих ФСБ РФ.
Представители Федеральной службы безопасности Российской Федерации К.Н.В. и П.В.В. требования заявителя не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству, в том числе п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Утверждая о том, что в настоящее время в сфере правового регулирования установления районных коэффициентов продолжают действовать нормативные правовые акты СССР, К.Н.В. и П.В.В., ссылаются на постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28, согласно которому к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений лёгкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, для которых эти коэффициенты не были установлены, в Приморском крае установлен районный коэффициент в размере 1,2. Указанное постановление издано во исполнение постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1032.
По мнению представителей Федеральной службы безопасности Российской Федерации, установление в Приморском крае к заработной плате гражданского персонала ФСБ РФ районного коэффициента в размере 1,3 обусловлено правом, предоставленным указанному органу исполнительной власти постановлением Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 г. N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала".
Согласно указанному постановлению Федеральная служба безопасности Российской Федерации вправе применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
Аналогичное право предоставлено и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера".
Решением исполнительного комитета Приморского краевого совета народных депутатов от 13 сентября 1991 г. N 263 предоставлено право предприятиям и организациям по согласованию с соответствующими профсоюзными организациями вводить минимальный размер районного коэффициента 1,3 к заработной плате рабочих и служащих. Поскольку денежное довольствие военнослужащих финансируется за счёт средств федерального бюджета, то, считают представители, правовые основания для применения к нему районного коэффициента в размере 1,3 отсутствуют.
Кроме того, П.В.В. ссылается на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2002 г., которым законность части оспариваемого приказа уже проверялась.
Не противоречат, по его мнению, положения приказа и Уставу внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, поскольку какой-либо неясности, позволяющей различно толковать оспариваемые нормы, они не содержали.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации А.Л.М. также возражала против удовлетворения заявления Г.В.В., указав, что приказ издан в соответствии с полномочиями Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации и не нарушает права заявителя.
Выслушав выступления заявителя Г.В.В., объяснения представителей заинтересованного лица - Федеральной службы безопасности Российской Федерации К.Н.В. и П.В.В., а также представителя Министерства юстиции Российской Федерации А.Л.М., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора полковника юстиции П.Р.Х., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, Военная коллегия находит заявление Г.В.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации издал соответствующий приказ от 1 июня 2001 г. N 302.
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июля 2001 г. (регистрационный N 2801) и опубликован в "Российской газете" от 25 июля 2001 г. N 140, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 августа 2001 г. N 32.
Таким образом, оспариваемый приказ издан правомочным на это должностным лицом - Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
С 1 января 2000 г. Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" введены положения, согласно которым к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях (п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" действующей редакции).
Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10). Аналогичное положение закреплено и в ст. 316 Трудового кодекса.
Учитывая, что денежное довольствие военнослужащим выплачивается за счёт средств федерального бюджета, то и коэффициенты, применяемые к этому довольствию, должны быть установлены на федеральном уровне.
В настоящее время по данному вопросу действует ряд нормативных правовых актов, принятых как Правительством Российской Федерации, так и Советом Министров СССР, в том числе Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС.
Необходимо отметить, что отличительной чертой нормативных правовых актов, принятых в СССР, является установление различного по своему размеру районного коэффициента для одной местности в зависимости от специальностей, профессий и отраслей экономики. В то же время постановления Правительства Российской Федерации такой дифференциации не содержат, а единственным критерием, определяющим размер районного коэффициента, является географическое местоположение соответствующего района.
Так, постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 марта 1960 г. N 453/9 и 470/9, соответственно, для работников строительных и ремонтно-строительных организаций, а также для работников предприятий, организаций и флота рыбной промышленности в Приморском крае установлен районный коэффициент в размере 1,3. Вместе с тем к заработной плате работников железнодорожного транспорта на территории всего Приморского края, а также работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания на территориях Ольгинского, Тернейского, Кавалеровского и Тетюхинского районов применяется районный коэффициент 1,2 (постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 ноября 1960 г. N 1251/28, Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18, соответственно). Кроме того, для районов, где данный коэффициент не был установлен, постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений лёгкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки и культуры установлен коэффициент 1,2.
Таким образом, в одном и том же льготном районе к заработной плате граждан, работающих и проживающих на его территории, нормативными правовыми актами СССР установлены различные коэффициенты (1,3 и 1,2).
Вместе с тем, реализуя право, предоставленное постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", исполнительный комитет Приморскою краевого совета народных депутатов решением от 13 сентября 1991 I.# N 263 ввёл к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента 1,3.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 г. N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" некоторым федеральным органам исполнительной власти, в том числе тем, в которых законом предусмотрена военная служба, предоставлено право применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
Как пояснила в судебном заседании представитель Федеральной службы безопасности Российской Федерации К.Н.В., данное ведомство, используя предоставленное ему указанным постановлением право, установило в Приморском крае к заработной плате своего гражданского персонала районный коэффициент в размере 1,3. Основанием для этого послужило решение исполнительного комитета Приморского краевого совета народных депутатов от 13 сентября 1991 г. N 263. При этом подчёркнуто, что и денежное довольствие военнослужащих, и заработная плата гражданского персонала обеспечиваются за счёт средств федерального бюджета.
Следовательно, на территории Приморского края к заработной плате как граждан, получающих её из федерального бюджета (в частности гражданский персонал ФСБ РФ), так и тех, чьё финансирование осуществляется из иных источников, установлен районный коэффициент в размере 1,3.
Между тем п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что к денежному довольствию военнослужащих применяются такие районные коэффициенты, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых.
Таким образом, анализ норм действующего законодательства, в частности Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", позволяет суду сделать вывод о том, что установление размера районного коэффициента и порядок его применения для расчёта денежного довольствия военнослужащих является исключительной прерогативой Правительства Российской Федерации и к компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в том числе и Федеральной службы безопасности Российской Федерации не относится.
При таких обстоятельствах довод Г. о возможности неоднозначного толкования норм, содержащихся в п. 1 приказа и якобы позволяющих финансовым органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации устанавливать размер районного коэффициента к денежному довольствию военнослужащих, отличающийся от применяемого к заработной плате граждан, следует признать ошибочным. По своему содержанию оспариваемая часть приказа не допускает придаваемое ему толкование.
Кроме того, из абз. 1 п. 1 приказа усматривается, что его содержание полностью соответствует норме, закреплённой в п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Воспроизведение же в приказе положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Что касается абз. 2 п. 1 приказа, то его законность проверена Верховным Судом Российской Федерации, о чём изложено во вступившем в законную силу решении от 4 февраля 2002 г. N ВКПИ02-10.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку суд пришёл к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления, то понесённые заявителем судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
в удовлетворении заявления Г.В.В. о признании недействующим п. 1 приказа Директора ФСБ РФ от 1 июня 2001 г. N 302 "Об исполнении Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 229-ФЗ" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 30 марта 2010 г. N ВКГПИ10-6
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N КАС10-296 настоящее решение оставлено без изменения