См. Постановление Правительства Воронежской области от 22 сентября 2010 г. N 788 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Повышение энергетической эффективности экономики Воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011-2015 годы"
В целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" и в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации":
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Повышение энергетической эффективности экономики Воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011-2015 годы".
2. Определить управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области государственным заказчиком - координатором долгосрочной областной целевой программы "Повышение энергетической эффективности экономики Воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011-2015 годы" (далее - программа), назначить государственными заказчиками:
- департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области;
- департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области;
- департамент здравоохранения Воронежской области;
- департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области;
- департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области;
- департамент аграрной политики Воронежской области;
- управление культуры Воронежской области;
- управление физической культуры, спорта и туризма Воронежской области.
3. Государственному заказчику - координатору программы в срок до 01 августа 2010 года внести проект программы для рассмотрения на заседании правительства Воронежской области.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя правительства Воронежской области Ганова А.Н.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Концепция
долгосрочной областной целевой программы "Повышение энергетической эффективности экономики Воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011 - 2015 годы"
(утв. распоряжением Правительства Воронежской области
от 13 июля 2010 г. N 439-р)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной
областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области
Перевод экономики Воронежской области на энергосберегающий путь развития является на сегодняшний день задачей исключительной важности. Это объясняется в основном значительно более высокой (в 3 - 4 раза) по сравнению с развитыми странами энергоемкостью промышленного и сельскохозяйственного производства, нерачительными затратами энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве, приводящими к нерациональному использованию природных запасов страны, излишним затратам общественного труда. Кроме того, перевод экономики на энергосберегающий путь развития позволит со значительно меньшими (в 2 - 3 раза) затратами, чем при одностороннем наращивании генерирующих энергетических мощностей, повысить такой важный показатель развития Воронежской области, как энерговооруженность промышленного и сельскохозяйственного производства, а также населения.
На уровне Российской Федерации прилагаются значительные усилия для повышения энергетической эффективности экономики. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, согласно которой стратегической целью государственной энергетической политики в сфере обеспечения энергетической безопасности является последовательное улучшение ее следующих главных характеристик:
- способность топливно-энергетического комплекса надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости;
- способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на собственное энергообеспечение;
- устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам надежному топливо- и энергообеспечению, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.
В рамках рекомендаций Энергетической стратегии России на период до 2030 года принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В указанном Федеральном законе определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также устанавливаются требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ" установлены конкретные мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и сроки их исполнения.
Перечень основных мероприятий, ответственные исполнители и сроки реализации, предусмотренные Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ", приведен в таблице 1.
Таблица N 1
Перечень
основных мероприятий, ответственные исполнители и сроки реализации
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
Организация и финансирование работ по оснащению жилых домов в жилищном фонде субъектов Российской Федерации и муниципальном жилищном фонде приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, в том числе многоквартирных домов коллективными общедомовыми приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии (включая проведение разъяснительной работы с гражданами, проживающими в таких жилых домах и квартирах, по переходу на расчет по показаниям приборов учета) |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления |
Поэтапно, не позднее 1 января 2012 года |
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической и тепловой энергии, природного газа и воды в частном жилищном фонде |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с участием организаций, осуществляющих подачу потребителям соответствующего энергоресурса |
2010 - 2011 годы |
Обеспечение завершения оснащения зданий, строений и сооружений, используемых для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, находящихся в государственной и муниципальной собственности, приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию |
Органы государственной власти и органы местного самоуправления с участием организаций, осуществляющих подачу потребителям соответствующего энергоресурса |
До 1 января 2011 года |
Оснащение приборами учета энергетических ресурсов зданий, строений, сооружений и иных объектов юридических лиц |
Собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов с участием организаций, осуществляющих подачу потребителям соответствующего энергоресурса |
До 1 января 2011 года |
Разработка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления |
До 1 августа 2010 года |
Обеспечение разработки программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в организациях с государственным (муниципальным) участием и организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления |
До 15 мая 2010 года |
Проведение обязательного энергетического обследования и составление энергетического паспорта для следующих лиц: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; 2) организации с участием государства или муниципального образования; 3) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления |
31 декабря 2012 года |
Создание региональных обучающих центров энергетической эффективности |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления |
2010 год |
Результаты выполнения указанного перечня мероприятий формируют начальные условия для реализации долгосрочной областной программы "Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение энергетических издержек в бюджетной сфере в Воронежской области на 2011 - 2015 годы".
Концепция долгосрочной областной целевой программы "Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение энергетических издержек в бюджетной сфере в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее по тексту - Концепция) направлена на постановку проблем и выработку механизмов их решения в сфере повышения энергетической эффективности производства и потребления топливно-энергетических ресурсов в масштабах Воронежской области.
1.1. Результаты обработки статистических данных о состоянии
энергоэффективности экономики Воронежской области
Анализ статистической информации показывает, что Воронежская область относится к числу субъектов Российской Федерации, которые не являются энергодефицитными.
Глубокий и подробный анализ энергоэффективности экономики Воронежской области должен быть проведен на стадии разработки программы "Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение энергетических издержек в бюджетной сфере в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа). При разработке концепции энергосбережения достаточно оценить потребление топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) на производство валового регионального продукта (далее - ВРП) по укрупненным показателям и определить тенденции его изменения во времени.
По имеющимся отчетным данным, приведенным в воронежских статистических ежегодниках за 2002 - 2008 годы, представленных в таблице 2, были проведены расчеты удельных показателей. Результаты расчетов приведены в графическом виде на рисунке 1 (не приводится), где по оси абсцисс отложен календарный год, а по оси ординат - удельный показатель потребления ТЭР, рассчитываемый как отношение объема потребляемых ТЭР (в тоннах условного топлива (далее - т.у.т.) в ВРП, размерность показателя - т.у.т./млн. рублей.
Таблица N 2
Удельные показатели потребления ТЭР в Воронежской области
в 2001 - 2008 годах
N п/п |
Календарный год |
Валовой региональный продукт (ВРП) *, млн. рублей |
Объем потребления ТЭР **, т.у.т. |
Удельный показатель потребления ТЭР, т.у.т./млн. рублей |
1 |
2001 |
64124,5 |
7918826 |
123,5 |
2 |
2002 |
65022,2 |
8000525 |
123,0 |
3 |
2003 |
71719,5 |
7695037 |
107,3 |
4 |
2004 |
72867,0 |
7591884 |
104,2 |
5 |
2005 |
77457,7 |
7461978 |
96,3 |
6 |
2006 |
79525,9 **** |
7495166 |
94,3 |
7 |
2007 |
81594,2 *** |
7528355 |
92,3 |
8 |
2008 |
84613,2 *** |
7845631 |
92,7 |
--------------------------------
* ВРП в ценах 2001 года с индексированием по годам.
** Объем потребления по топливно-энергетическим балансам.
*** Данные за 2007-й и 2008 годы взяты по индексу промышленного производства.
**** Статистические данные за 2006 год отсутствуют, табличные значения получены методом интерполяции.
Рисунок 1. Изменение удельного показателя
потребления ТЭР в 2001 - 2008 годах
Рисунок не приводится.
Из рисунка 1 видно, что с 2001-го по 2008 год удельный показатель потребления ТЭР на производство ВРП снизился на 25%. При этом ВРП за этот же период увеличился в 1,3 раза (в ценах 2001 года с индексированием).
Приведенный результат следует рассматривать как оценку. Для понимания его сути необходим более глубокий анализ изменений, произошедших в экономике Воронежской области за рассматриваемый период времени.
Проблема эффективного использования ТЭР, на решение которой направлены как разработка Концепции, так и Программа, а в дальнейшем и реализация Программы, полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области, к которым, в первую очередь, относятся:
- снижение энергоемкости ВРП и, как следствие, снижение удельных затрат на единицу выпуска продукции и повышение конкурентоспособности продукции на рынках;
- обеспечение безопасности, здоровья и социально-бытовых условий жизни населения, защиты среды обитания и жизнедеятельности населения при добыче, производстве, переработке, преобразовании, транспортировке и использовании топливно-энергетических ресурсов;
- удовлетворение обоснованных потребностей населения в топливе и энергии;
- повышение производительности общественного труда за счет увеличения энерговооруженности производства в промышленности и сельском хозяйстве при снижении как общего, так и удельного потребления топливно-энергетических ресурсов;
- снижение доли физического труда в промышленности и сельском хозяйстве;
- обеспечение энергетической безопасности Воронежской области.
Концепция, разрабатываемая на основании Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", постановления правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации", а также на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ", с учетом накопленного опыта реализации действовавших ранее областных целевых программ в области энергосбережения, определяет фундаментальные подходы к энергосберегающей политике в Воронежской области, а также основные направления развития энергосбережения в области, основные цели, задачи, сроки их реализации, индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы по годам.
Программу необходимо разрабатывать в соответствии с вышеупомянутыми нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области. Ее реализация будет осуществляться на основе выполнения отдельных подпрограмм, взаимоувязанных по целям, задачам и срокам исполнения.
В 2011 году основные усилия будут сосредоточены на вопросах, связанных с первоочередными мероприятиями, определенными Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", с одновременным формированием структуры эффективного управления энергосбережением в масштабах районов и области в целом, сочетанием рыночных механизмов и механизмов государственного управления в реализации энергосберегающей политики, организацией механизма контроля над выполнением Программы, кадровой подготовкой специалистов.
При реализации отдельных подпрограмм в 2011 - 2015 годах будут достигнуты конкретные результаты в повышении эффективности использования всех видов энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии за счет:
- проведения обязательных энергетических обследований;
- проведения программных мероприятий по внедрению энергосервисных услуг;
- сокращения удельных показателей потребляемой электрической и тепловой присоединенной мощности, а также потребляемой нагрузки водо- и газоснабжения;
- развития рынка энергосервисных услуг;
- вовлечения в процесс энергосбережения всей инфраструктуры районов и области в целом за счет активизации пропаганды и формирования реального механизма стимулирования энергосбережения;
- подготовки специалистов в области энергосбережения;
- пропаганды мероприятий в области энергосбережения и энергоэффективности.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
В 2000 году Министерством энергетики Российской Федерации была принята Методика формирования региональных энергетических программ. Согласно указанной методике региональная энергетическая программа представляет собой совокупность взаимоувязанных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на решение задач обеспечения эффективного функционирования и развития топливно-энергетического комплекса регионов.
В связи с тем, что методика рассматривает энергосбережение как составную часть энергетической политики, представляется целесообразным воспользоваться рекомендациями, данными в этом документе, и при разработке Программы. Эту же цель преследует и Концепция. Кроме того, следует учесть требования к Программе, которые разработаны Правительством Российской Федерации.
Проблема повышения эффективности использования ТЭР в масштабах Воронежской области решается лишь при условии применения системного подхода. Это обусловлено тем, что в решении проблемы обязательно участие как производителей, так и потребителей топливно-энергетических ресурсов. Так, например, улучшение характеристик электропотребляющего оборудования и связанное с этим повышение эффективности использования электроэнергии приведет к снижению ее выработки на электростанциях. При определенных условиях это приведет к снижению эффективности производства электроэнергии (к увеличению удельных расходов топлива на производство электроэнергии) и к увеличению общей потребности в топливно-энергетических ресурсах в масштабах региона. Это определяет необходимость решения проблемы оптимального расходования ТЭР для всего топливно-энергетического комплекса области во взаимосвязанной цепочке "производство - транспорт - потребление" в целом. При решении проблемы повышения эффективности использования ТЭР, необходимо учитывать динамику развития промышленности и сельского хозяйства, планы развития социальных преобразований в области, определить источники финансирования реализации Программы, формировать оптимальные тарифы на топливно-энергетические ресурсы, координировать усилия в научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках в области энергосбережения, к выполнению которых следует привлекать на договорной основе специализирующиеся в вопросах энергосбережения научно-исследовательские институты и проектные организации, а также научные коллективы вузов. Особую роль в контроле выполнения Программы играет создание областной системы мониторинга реализации программных мероприятий и Программы в целом и связанная с ней организация учета расходования топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях промышленности и в быту. При организации внедрения энергосберегающего оборудования следует привлечь к его разработке и изготовлению в первую очередь промышленные предприятия области, что позволит оптимизировать затраты на производство оборудования, обеспечить дополнительные рабочие места для населения.
Все это требует безусловной координации действий множества рыночных и государственных структур под общим управлением государства, что возможно лишь при применении программно-целевого метода.
Кроме того, применение системного подхода позволяет методологически правильно оценивать затраты ТЭР на производство продукции, рассматривая весь ее жизненный цикл, т.е. производство, эксплуатацию и последующую утилизацию.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Без использования программно-целевого метода из-за отсутствия четко определенных практических механизмов проведения энергосберегающей политики и неопределенности полномочий исполнительных органов власти в части обеспечения контроля над осуществлением энергосберегающих проектов и мероприятий невозможно осуществлять скоординированные в масштабах области целенаправленные действия, организовать оптимальное расходование материальных и трудовых ресурсов, направленных на решение проблемы повышения энергетической эффективности региональной экономики, и сократить энергетические издержки в бюджетной сфере. Отсутствие программно-целевого метода вызовет серьезные трудности и при создании системы мониторинга Программы, что в конечном итоге предопределит не менее серьезные трудности в развитии процесса повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере. Это не позволит реализовать в полном объеме имеющиеся возможности, добиться достижения максимально возможных показателей в реализации процесса повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере, приведет к нерациональному расходованию материальных ресурсов, снижению возможных темпов социально-экономического развития Воронежской области. Поэтому применение инерционного метода развития не позволит достичь снижения удельной энергоемкости ВРП к 2015 году в 1,42 раза.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
В качестве альтернативных рассматриваются два варианта развития процесса повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере: инерционный и базовый.
При инерционном варианте средства в повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение энергетических издержек в бюджетной сфере практически не вкладываются, имеющийся потенциал энергосбережения не реализуется, в результате не снижается удельная энергоемкость ВРП. Кроме того, при этом варианте экономика ориентирована на энергоемкий путь развития, что приведет к увеличению потребления первичных топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, к значительному росту новых энергетических мощностей и ухудшению экологической ситуации в Воронежской области. Инерционный вариант противоречит целям Энергетической стратегии России на период до 2030 года, положениям Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", которые предполагают перевод экономики страны на энергоэффективное развитие.
Система мониторинга базового варианта предполагает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в энергопотреблении и выполнением Программы.
Развитие процесса повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере в Воронежской области предлагается вести одновременно в двух основных направлениях. Первое - проведение энергосберегающих мероприятий (организационных, экономических и технических) для уже существующего энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования. Второе - использование исключительно энергоэффективных технологий на базе последних достижений науки и техники при внедрении нового энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном комплексе.
В первом направлении основной потенциал повышения эффективности работы уже существующего энергопотребляющего оборудования заключен в последовательной замене энергорасточительных технологий, внедрении различного рода энергосберегающих мероприятий (организационных, экономических и технических), разработанных на базе существующего опыта различных субъектов Российской Федерации и зарубежного опыта, а также на базе последних достижений науки и техники. Большое значение в этом случае имеет повсеместная организация учета энергетических ресурсов, проведение энергетических обследований и энергетических аудитов, организация научных исследований, направленных на принятие оптимальных решений при разработке организационных, экономических и технических энергосберегающих мероприятий с учетом специфики состояния и планов развития промышленного и сельскохозяйственного производства Воронежской области, специфики состояния и планов развития жилищно-коммунального комплекса, социальных программ.
Во втором направлении необходима организация экспертизы и государственного контроля реализации проектов внедрения оборудования в промышленности, сельскохозяйственном производстве, в ЖКК на предмет соответствия энергетических характеристик оборудования и схемных решений требованиям Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Указанные направления развития не противоречат друг другу. При реализации энергосберегающей политики необходимо уделять внимание в равной степени как одному, так и другому направлению.
4.1. Риски, возникающие при различных вариантах
решения проблемы
Реализация различных вариантов решения проблемы в значительной степени зависит от правильной оценки и определения оптимальных путей преодоления негативных последствий возникающих при этом рисков (проблем и диспропорций в развитии). Инерционный вариант неприемлем в силу его противоречий целям Энергетической стратегии России на период до 2030 года, положениям Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", хотя риски инерционного варианта могут так же, но с меньшей вероятностью и не с такой остротой, возникать и при базовом варианте.
Риски инерционного варианта:
1. Риск низкой эффективности государственного управления.
2. Риск, связанный с отсутствием условий и стимулов для развития человеческого капитала.
3. Риск низкого уровня конкуренции и высокой доли нерыночного сектора.
4. Риск неравномерного осуществления реформ на субфедеральном уровне.
5. Риск, связанный с технологическим отставанием.
6. Риск, связанный со снижением производительности труда.
7. Риск роста стоимости основных видов сырья для производства.
8. Риск дисбалансов рынка труда.
9. Риск несоответствия системы профобразования запросам рынка труда.
10. Риск растущего дефицита кадров.
Риски базового варианта:
1. Риск низкого качества программно-целевого планирования и его увязки с тактическими задачами и показателями экономического и социального развития Воронежской области.
2. Риск низкого качества разработки организационных, экономических и технических мероприятий Программы.
3. Риск отставания нормативно-правового регулирования выполнения Программы на территории области от необходимых показателей.
4. Риск низкого качества мониторинга Программы.
5. Риск неоптимального управления бюджетными средствами.
6. Риск недостаточного финансирования из внебюджетных источников (собственные средства предприятий, внешние инвестиции, внебюджетные фонды).
7. Риск нехватки собственных бюджетных средств области и ее муниципальных образований для реализации проектов, предусмотренных Программой, финансирование которых предполагается осуществлять за счет бюджета области.
8. Риск угрозы растущего дефицита квалифицированных кадров.
9. Риск отставания развития человеческого капитала от потребного капитала.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Реализация Программы рассчитана на срок 5 лет. Текущий контроль реализации Программы будет осуществляться управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
Решение проблемы энергосбережения в Воронежской области разделено на несколько этапов.
Этап выполнения комплекса первоочередных мероприятий: 2011 - 2012 годы.
Основные задачи, которые будут решены на этом этапе:
- разработка комплекса мер правового, организационно-методического характера, направленных на обеспечение условий по регулированию энергоаудиторской деятельности, проведения энергетических обследований, паспортизации объектов, заключения энергосервисных контрактов на объектах бюджетной сферы;
- проведение обязательного энергетического обследования и составление энергетического паспорта для следующих лиц:
а) органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
б) организаций с участием государства или муниципального образования;
в) организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета Воронежской области, местных бюджетов;
- разработка нормативной правовой базы;
- реализация технических мероприятий, направленных на повышение эффективности генерации электрической и тепловой энергии;
- проведение подготовительных работ для создания системы мониторинга реализации Программы;
- создание системы мониторинга реализации Программы;
- разработка и реализация системы мероприятий, в том числе организация пропаганды, направленных на создание атмосферы нетерпимости к нерациональному расходованию ТЭР;
- создание региональных обучающих центров энергетической эффективности по подготовке специалистов в области энергосбережения и энергоэффективности.
Завершающий этап реализации программных мероприятий (2013 - 2015 годы) включает в себя:
- осуществление непрерывного контроля со стороны уполномоченных государственных органов за ходом выполнения программных мероприятий и Программы в целом;
- разработка нормативной правовой базы, способствующей решению задач повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере, в том числе создание и внедрение системы контрольных и стимулирующих факторов, способствующих активному участию производителей и потребителей ТЭР в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в ЖКХ и бюджетной сфере, а также и населения в реализации Программы, и создание на этой основе сбалансированной правовой базы энерго- и ресурсосбережения;
- разработка научных основ, технических решений и проектной документации для реализации энергосберегающих проектов;
- реализация технических мероприятий, направленных на повышение эффективности генерации электрической и тепловой энергии;
- реализация технических мероприятий, направленных на повышение эффективности передачи электрической и тепловой энергии;
- реализация технических мероприятий, направленных на повышение эффективности потребления электрической и тепловой энергии в промышленности, сельском хозяйстве, ЖКХ и бюджетной сфере;
- развитие объектов малой энергетики и установок на базе возобновляемых источников энергии;
- анализ и корректировка действий, способствующих совершенствованию выполнения программных мероприятий, с учетом изменения внешних и внутренних условий хозяйствования, изменений федеральной политики в области энергосбережения;
- освещение в средствах массовой информации хода выполнения Программы, достигнутых успехов и выявленных недостатков;
- анализ и подведение итогов выполнения Программы.
6. Предложения по целям и задачам долгосрочной областной целевой
программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации долгосрочной областной целевой программы по годам
6.1. Цели Программы
Основные цели Программы:
- повышение энергетической и экономической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Воронежской области и создание на этой основе условий для надежного обеспечения населения и экономики области энергоносителями в условиях прогнозируемого роста валового регионального продукта (ВРП) путем перевода экономики области на энергосберегающий путь развития;
- обеспечение запланированного темпа социально-экономического развития Воронежской области при уменьшении удельного потребления ТЭР;
- уменьшение негативного воздействия энергетического хозяйства Воронежской области на окружающую среду.
6.2. Задачи Программы
Основные задачи Программы:
1) организация проведения обязательных энергетических обследований и оформление энергетических паспортов;
2) разработка рекомендаций по оптимизации структуры топливно-энергетического баланса области и муниципальных образований с целью минимизации стоимости потребляемых ТЭР и создания конкурентных преимуществ региональным производителям;
3) сокращение затрат топливно-энергетических ресурсов на единицу ВРП за счет:
- модернизации с целью повышения эффективности использования ТЭР при использовании существующих промышленных технологий и внедрения новых технологий с максимально возможными показателями энергетической эффективности;
- оптимизации систем электро- и теплоснабжения области;
- оптимизации использования в Воронежской области моторного топлива и воды;
- повышения энергетической эффективности генерации электрической и тепловой энергии;
- уменьшения потерь при транспортировке (передаче) электрической и тепловой энергии;
- сокращения потребления энергоресурсов на собственные нужды при производстве электрической и тепловой энергии;
- выравнивания графиков потребления электрической мощности;
- снижения объема потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов до уровня, позволяющего безусловно обеспечить запланированный темп социально-экономического развития Воронежской области;
- создания и развития рынка присоединенной мощности и нагрузки;
- оптимизации расходов бюджетных средств Воронежской области на оплату ТЭР в бюджетной сфере, в том числе сокращение расхода бюджетных средств на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию для населения;
- вовлечения в топливно-энергетический баланс объектов малой энергетики и установок на базе возобновляемых источников энергии;
- оптимизации тарифов на ТЭР, внедрение новых механизмов тарифного стимулирования энергосбережения;
- сокращения выбросов продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в т.ч. выбросов вредных веществ;
- определения экономических и правовых механизмов для перераспределения высвобожденных в результате энергосбережения электрических и тепловых мощностей, потребляемых нагрузок водо- и газоснабжения;
- создания и внедрения системы контрольных и стимулирующих факторов, способствующих активному участию производителей и потребителей ТЭР в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в ЖКХ и бюджетной сфере, а также и населения в реализации Программы;
- внедрения системы энергосервисных контрактов и создания условий, при которых повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение энергетических издержек в бюджетной сфере является выгодным бизнесом, инвестирование финансовых средств в который приносит прибыль;
- разработки комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения, и создания на их основе сбалансированной правовой базы энерго- и ресурсосбережения;
- подготовки специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности.
6.3. Задачи по формированию стимулирующих факторов повышения
энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере в рамках Программы
Стимулирующие факторы повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере могут быть разделены на две группы: организационные (фискальные и поощрительные) и экономические.
Организационные факторы:
1. Фискальные - принятие законодательных и подзаконных актов, устанавливающих нормы энергоэффективности выпускаемой предприятиями продукции, внедрение системы обязательного учета потребления ТЭР, развитие системы проведения обязательных энергетических обследований и аудитов с обязательной энергетической паспортизацией генерирующих, транспортирующих и потребляющих ТЭР предприятий, жесткое нормирование потребления ТЭР на единицу выпускаемой продукции и т.п.
2. Поощрительные - это набор организационных мер, в том числе на законодательном уровне, позволяющих создать соответствующие экономические условия для заинтересованности всех субъектов процесса повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере.
Экономические факторы:
- механизмы на основе экономии энергоресурсов, непосредственно потребляемых энергоустановками потребителей; механизмы тарифного стимулирования; экономический механизм на основе оборота высвобождаемой присоединенной мощности и потребляемой нагрузки и т.п. Неотъемлемой мерой является внедрение системы энергосервисных контрактов, позволяющей сократить энергетические издержки в бюджетной сфере и привлечь частные инвестиции в область энергосбережения.
Учитывая опыт реализации энергосберегающей политики повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере в развитых странах, при разработке экономических факторов создаются такие условия, при которых повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение энергетических издержек в бюджетной сфере является выгодным бизнесом, инвестирование финансовых средств в который приносит прибыль.
При разработке стимулирующих факторов также учитываются различия в условиях их применения на предприятиях, являющихся элементами рыночной экономики, бюджетной сфере, в быту.
Наибольшие трудности в решении задач, направленных на формирование стимулирующих факторов повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере в рамках Программы, связаны с разработкой и реализацией экономических факторов.
6.4. Целевые индикаторы Программы
Ход реализации мероприятий по годам оценивается целевыми индикаторами и показателями.
1) Основные целевые показатели Программы:
Инвестиции в энергосберегающие проекты:
- бюджетные;
- внебюджетные.
Потребление энергоресурсов и топлива:
- годовой объем потребления энергоресурсов и топлива;
- удельное потребление энергоресурсов и топлива на единицу ВРП;
- удельное потребление энергоресурсов и топлива на душу населения.
Потери при энергоснабжении:
- общие потери в электросетях, в том числе потери в электросетях от реактивной мощности;
- потери в тепловых сетях;
- потери в водопроводных сетях.
Количество предприятий, прошедших энергетические обследования и аудиты.
- бюджетных;
- внебюджетных.
Показатели экологической эффективности энергосбережения - сокращение выбросов:
- в воздушный бассейн;
- в водный бассейн.
2) Индикаторы Программы:
Потребление электроэнергии:
- годовой объем потребления электроэнергии;
- удельное потребление электроэнергии на единицу ВРП;
- удельное потребление электроэнергии на душу населения.
Потребление тепловой энергии:
- годовой объем потребления тепловой энергии;
- удельное потребление тепловой энергии на единицу ВРП;
- удельное потребление тепловой энергии на душу населения.
Потребление топлива:
- годовой объем потребления топлива;
- удельное потребление топлива на единицу ВРП.
Удельные показатели потребления топлива даются в разрезе видов топлива:
- природный газ;
- уголь;
- мазут;
- биотопливо.
Потребление воды:
- годовой объем потребления воды;
- удельное потребление воды на единицу ВРП;
- удельное потребление воды на душу населения.
Удельный расход топлива на производство:
- электроэнергии;
- тепловой энергии.
Целевые показатели и индикаторы Программы должны соответствовать Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
На этапе разработки Программы целевые показатели и индикаторы будут уточняться с учетом разрабатываемой соответствующей государственной программы на федеральном уровне, а также с учетом показателей эффективности в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 N 322 "О мерах по реализации Указа Президента РФ N 825 от 28.06.2007 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ".
7. Предложения по объемам и источникам финансирования долгосрочной
областной целевой программы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках долгосрочной областной целевой программы, сроки реализации и объемы их финансирования
7.1. Бюджетное финансирование
Бюджетное финансирование из областного бюджета будет направлено на развитие правовой основы повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращение энергетических издержек в бюджетной сфере, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области энергосбережения, энергетическую паспортизацию и энергетические обследования объектов областной бюджетной сферы и жилищного фонда, находящегося в ведении областных властей, мониторинг реализации программных мероприятий, реализацию мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение энергетических издержек в бюджетной и в социальной сферах.
Из областного бюджета будет открыто финансирование на оценку потенциала энергосбережения, анализ энергопотребления в Воронежской области.
В Программе будут разработаны мероприятия, направленные на организацию бюджетного финансирования энергосберегающих проектов. Так как реализация мероприятий Программы предусматривает выделение средств бюджетным учреждениям, то главным распорядителем средств областного бюджета является исполнительный орган государственной власти области, которому подведомственно данное бюджетное учреждение (получатель средств).
Объемы средств на очередной финансовый год будут согласовываться с департаментом финансово-бюджетной политики области и определяться в соответствии с общими параметрами бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В случае разработки федеральной целевой программы будет подана заявка на финансирование мероприятий в ее рамках. Также после завершения формирования федеральной политики в данной сфере возможно получение отдельных целевых субсидий из федерального бюджета на реализацию необходимых мероприятий по повышению энергоэффективности экономики и сокращению энергетических издержек в бюджетной сфере.
7.2. Внебюджетное финансирование
Финансирование Программы предлагается осуществить за счет средств федерального, областного, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников (таблица N 4).
Объемы финансирования мероприятий Программы будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке, исходя из возможностей бюджетов разных уровней, внебюджетных источников и фактических затрат.
Основным источником средств для реализации Программы являются внебюджетные средства. Источники и механизмы формирования внебюджетных средств будут определены в процессе разработки Программы.
На стадии разработки Программы необходимо определить и закрепить конкретные схемы внебюджетного финансирования, разработать систему стимулирования внебюджетных инвесторов к вложению средств в энергосберегающие проекты.
7.3. Предполагаемый перечень мероприятий, которые
необходимо осуществлять в рамках Программы
В качестве мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках Программы, определены следующие:
- проведение энергетических обследований и аудитов, разработка энергетических паспортов предприятий;
- разработка нормативно-правовой базы, способствующей решению задач повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере, в том числе создание и внедрение системы контрольных и стимулирующих факторов, способствующих активному участию производителей и потребителей ТЭР в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в ЖКХ и в бюджетной сфере, а также населения в реализации Программы, и создание на этой основе сбалансированной правовой базы энерго- и ресурсосбережения;
- разработка научных основ, технических решений и проектной документации для реализации энергосберегающих проектов;
- реализация технических мероприятий, направленных на повышение эффективности потребления энергетических ресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, ЖКХ и бюджетной сфере;
- создание системы мониторинга реализации Программы;
- развитие объектов малой энергетики и установок на базе возобновляемых источников энергии;
- разработка и реализация системы мероприятий, в том числе организация пропаганды, направленных на создание атмосферы нетерпимости к нерациональному расходованию ТЭР.
7.4. Сроки реализации мероприятий и объемы их финансирования
Сроки реализации и объемы финансирования предполагаемых мероприятий представлены в таблице N 3.
Таблица N 3
тыс. рублей
N п/п |
Направления расходования по годам |
Всего средств |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местные бюджеты |
Внебюджетные средства |
1. |
Проведение энергетических обследований и аудитов, разработка энергетических паспортов |
320000 |
|
255000 |
65000 |
|
|
2011 год |
60000 |
|
50000 |
10000 |
|
|
2012 год |
260000 |
|
205000 |
55000 |
|
|
2013 год |
|
|
|
|
|
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
2015 год |
|
|
|
|
|
2. |
Разработка нормативно- правовой базы, способствующей решению задач повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере, в том числе создание и внедрение системы контрольных и стимулирующих факторов, способствующих активному участию производителей и потребителей ТЭР в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в ЖКХ и бюджетной сфере, а также населения в реализации Программы, и создание на этой основе сбалансированной правовой базы энерго- и ресурсосбережения |
- |
|
|
|
|
|
2011 год |
|
|
|
|
|
|
2012 год |
|
|
|
|
|
|
2013 год |
|
|
|
|
|
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
2015 год |
|
|
|
|
|
3. |
Разработка научных основ, технических решений и проектной документации для реализации энергосберегающих проектов |
1555000 |
970000 |
440000 |
135000 |
10000 |
|
2011 год |
100000 |
80000 |
|
20000 |
|
|
2012 год |
195000 |
100000 |
65000 |
20000 |
10000 |
|
2013 год |
615000 |
390000 |
185000 |
40000 |
|
|
2014 год |
645000 |
400000 |
190000 |
55000 |
|
|
2015 год |
|
|
|
|
|
4. |
Реализация технических мероприятий, направленных на повышение эффективности потребления энергетических ресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, ЖКХ и бюджетной сфере |
1750000 |
|
|
|
1750000 |
|
2011 год |
250000 |
|
|
|
250000 |
|
2012 год |
300000 |
|
|
|
300000 |
|
2013 год |
350000 |
|
|
|
350000 |
|
2014 год |
400000 |
|
|
|
400000 |
|
2015 год |
450000 |
|
|
|
450000 |
5. |
Создание единой областной системы диспетчеризации потребления топливно- энергетических ресурсов |
25000 |
|
7000 |
|
18000 |
|
2011 год |
5000 |
|
|
|
5000 |
|
2012 год |
12000 |
|
4000 |
|
8000 |
|
2013 год |
8000 |
|
3000 |
|
5000 |
|
2014 год |
|
|
|
|
|
|
2015 год |
|
|
|
|
|
6. |
Развитие объектов малой энергетики и установок на базе возобновляемых источников энергии |
245000 |
210000 |
|
35000 |
|
|
2011 год |
|
|
|
|
|
|
2012 год |
|
|
|
|
|
|
2013 год |
45000 |
40000 |
|
5000 |
|
|
2014 год |
85000 |
75000 |
|
10000 |
|
|
2015 год |
115000 |
95000 |
|
20000 |
|
7. |
Разработка и реализация системы мероприятий, в том числе организация пропаганды, направленных на создание атмосферы нетерпимости к нерациональному расходованию ТЭР |
25000 |
|
25000 |
|
|
|
2011 год |
5000 |
|
5000 |
|
|
|
2012 год |
5000 |
|
5000 |
|
|
|
2013 год |
5000 |
|
5000 |
|
|
|
2014 год |
5000 |
|
5000 |
|
|
|
2015 год |
5000 |
|
5000 |
|
|
8. |
Итого |
3920000 |
1180000 |
727000 |
235000 |
1778000 |
Механизм финансирования мероприятий за счет средств федерального и местного бюджетов, а также процедура согласования лиц и органов, предлагаемых к участию в финансировании, определяются Программой.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
Расчет предварительной оценки ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы проводится, исходя из плановых заданий, приведенных в Энергетической стратегии России до 2030 года. В частности, в Энергетической стратегии России на период до 2030 года приводятся прогнозные топливно-энергетические балансы России на период до 2030 года, которые предусматривают следующее: при росте ВВП страны к 2030 году по сравнению с 2005 годом в 4,4 - 4,7 раза и снижении удельной энергоемкости за этот период в 2,5 - 3,0 раза внутренний спрос на ТЭР в России увеличится в 1,3 - 1,7 раза.
При проведении дальнейших расчетов за базовый принят 2005 год. Однако в связи с тем, что в предлагаемой Концепции при определении динамики удельных показателей энергопотребления в качестве базового принят 2001 год, валовой региональный продукт 2005 года принимался с индексированием, приведенным к ценам 2001 года. Объем потребления топливно-энергетических ресурсов рассчитывался по топливно-энергетическим балансам.
В 2005 году основные экономические показатели Воронежской области были следующими:
валовой региональный продукт (в ценах 2001 года) - 77457,7 млн. рублей;
объем потребления топливно-энергетических ресурсов - 7461978 т.у.т.;
удельный показатель потребления ТЭР - 96,3 т.у.т./млн. рублей.
При базовом варианте развития процесса повышения энергетической эффективности региональной экономики следует ожидать, что в соответствии с ЭС-2030 существенным образом сократится удельная энерго- и электроемкость ВВП (в 2,7 и 1,9 раза к уровню 2005 года). При линейной зависимости прироста ВРП от времени в период с 2005-го по 2030 год в 2020 году удельная электроемкость ВРП должна сократиться в 1,56 раза.
Таким образом, при реализации Программы удельная энерго- и электроемкость ВВП с учетом изменения удельной энергоемкости ВРП при линейной зависимости прироста ВРП от времени за период 2005 - 2015 годов сократится в 1,42 раза.
9. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти
области, ответственных за формирование и реализацию долгосрочной областной целевой программы
Ответственность за разработку Программы и дальнейшее ее исполнение, координацию деятельности исполнительных органов государственной власти по разработке и реализации Программы предлагается возложить на управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
Так как Программа носит не только межотраслевой характер, но в ее рамках решается комплекс правовых, организационных, финансово-экономических вопросов, а также проблемы социально-пропагандистского характера, то для разработки и последующей реализации Программы необходимо привлечь представителей отраслевых исполнительных органов государственной власти Воронежской области и муниципальных образований Воронежской области. В разработке и реализации Программы будут задействованы следующие исполнительные органы государственной власти и структурные подразделения правительства Воронежской области:
- управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области
- департамент экономического развития Воронежской области;
- департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области
- департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области;
- департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области;
- департамент аграрной политики Воронежской области;
- департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области;
- управление по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области;
- департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области;
- управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области;
- управление по экологии и природопользованию Воронежской области;
- департамент здравоохранения области Воронежской области;
- управление физической культуры и спорта Воронежской области;
- государственная жилищная инспекция Воронежской области Воронежской области;
- инспекция государственного строительного надзора Воронежской области.
10. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам долгосрочной областной целевой программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области. Государственными заказчиками Программы являются департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области, управление культуры Воронежской области, департамент здравоохранения Воронежской области, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, управление физической культуры и спорта Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент архитектуры и строительной политики области, департамент аграрной политики области.
11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам
и этапам реализации долгосрочной областной целевой программы
Объемы финансирования, источники и статьи расходов долгосрочной областной целевой программы приведены в таблице N 4.
Таблица N 4
Источники и направления расходов |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
|||||
всего |
в том числе по годам реализации |
|||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
1. Финансирование Программы *, всего |
3920000 |
420000 |
772000 |
1023000 |
1135000 |
570000 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
1180000 |
80000 |
100000 |
430000 |
475000 |
95000 |
областной бюджет |
727000 |
55000 |
279000 |
193000 |
195000 |
5000 |
местный бюджет |
235000 |
30000 |
75000 |
45000 |
65000 |
20000 |
внебюджетные источники |
1778000 |
255000 |
318000 |
355000 |
400000 |
450000 |
1.1. Капитальные вложения, всего |
1750000 |
250000 |
300000 |
350000 |
400000 |
450000 |
в том числе: |
|
- |
- |
- |
- |
- |
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
местный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
внебюджетные источники |
1750000 |
250000 |
300000 |
350000 |
400000 |
450000 |
1.1.1. Капитальные вложения (объекты капитального строительства), всего |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
1.1.2. Капитальные вложения (за исключением объектов капитального строительства), всего |
1750000 |
250000 |
300000 |
350000 |
400000 |
450000 |
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
местный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
внебюджетные источники |
1750000 |
250000 |
300000 |
350000 |
400000 |
450000 |
1.2. НИОКР, всего |
2145000 |
170000 |
467000 |
668000 |
735000 |
120000 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
1180000 |
80000 |
100000 |
430000 |
475000 |
95000 |
областной бюджет |
727000 |
50000 |
274000 |
188000 |
190000 |
- |
местный бюджет |
235000 |
30000 |
75000 |
45000 |
65000 |
20000 |
внебюджетные источники |
28000 |
5000 |
18000 |
5000 |
- |
- |
1.3. Прочие нужды, всего |
25000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
|
|
|
|
областной бюджет |
25000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
местный бюджет |
- |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
- |
|
|
|
|
|
12. Предложения по механизмам формирования мероприятий
долгосрочной областной целевой программы
Механизм формирования мероприятий Программы содержит следующие этапы:
1. Определение государственным заказчиком приоритетных направлений Программы в масштабах области.
2. Разработка заданий на подготовку предложений по включению в Программу для соответствующих исполнительных органов государственной власти Воронежской области.
3. Подготовка предложений для включения в Программу исполнительных органов государственной власти Воронежской области с обязательным представлением ими выполненного в соответствии с существующими требованиями бизнес-плана внедрения мероприятия.
4. Отбор государственным заказчиком мероприятий из представленных предложений для включения в Программу с учетом возможностей их финансирования в рамках Программы.
5. Подготовка проекта Программы.
13. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией долгосрочной областной целевой программы
13.1. Формы управления Программой
Управление Программой осуществляется через координацию действий всех ее участников.
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области:
- осуществляет общее руководство и контролирует разработку и последующую реализацию Программы энергосбережения;
- разрабатывает задания для подготовки исполнительными органами государственной власти Воронежской области предложений для формирования мероприятий подпрограмм, соответствующих их компетенции или направлению деятельности.
В задачи управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области входит:
- координация действий всех участников разработки Программы, в том числе при разработке подпрограмм;
- подготовка методологической базы для разработки Программы и входящих в ее состав подпрограмм;
- подготовка предложений по разработчикам подпрограмм;
- разработка отдельных подпрограмм;
- формирование окончательного проекта Программы;
- создание информационно-аналитической системы для организации мониторинга выполнения Программы;
- систематический анализ хода выполнения Программы;
- организация разработки научных основ, технических решений и проектной документации для реализации энергосберегающих проектов;
- организация проведения энергетических обследований и энергетических аудитов в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в ЖКХ с обязательной разработкой энергетических паспортов предприятий и объектов;
- организация обучения персонала на всех уровнях производственной иерархии основам энергосбережения;
- анализ предложений и отбор энергосберегающих проектов для бюджетного и внебюджетного финансирования с ранжированием проектов в соответствии с приоритетами, определенными Программой;
- подготовка предложений, направленных на формирование инвестиционной политики (инвестиционного поля) в соответствии с задачами Программы.
13.2. Методы управления Программой
Методы управления Программой должны базироваться на системном подходе, последних достижениях науки и техники и основываться на:
- нормативно-правовой базе, касающейся процедуры мониторинга как Программы в целом, так и отдельных подпрограмм и разделов, порядка взаимодействия соисполнителей Программы;
- организационных формах, в которые должны входить такие мероприятия, как профессиональная подготовка и аттестация специалистов, отвечающих за реализацию подпрограмм и разделов, организация работы штаба энергосбережения для принятия оперативных решений в процессе реализации Программы;
- техническом регулировании, связанном с внесением изменений и дополнений в параметры и показатели Программы, если эти изменения и показатели вызваны объективными причинами;
- информационной поддержке в виде регулярного размещения информации о ходе реализации Программы в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области определено государственным заказчиком - координатором целевой программы.
Реализация Программы рассчитана на срок 5 лет. Текущий контроль реализации Программы будет осуществляться управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
Распоряжение Правительства Воронежской области от 13 июля 2010 г. N 439-р "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Повышение энергетической эффективности экономики Воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011-2015 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был