Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов в Курганской области
Основанием для разработки подпрограммы послужили: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р, Концепция создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1506-р, приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 875 "Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)", Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363, план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 года N 893-р, план мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1507-р, Закон Курганской области от 28 октября 2014 года N 59 "Об основах социального обслуживания граждан в Курганской области", Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р.
По состоянию на 1 января 2019 года в структуре населения Курганской области 76493 человека составляют инвалиды, в том числе дети-инвалиды - 3607 человек. Общая численность инвалидов ежегодно снижается: за 2018 год общее количество инвалидов снизилось на 2,5%. При этом наблюдается рост общего количества детей-инвалидов, в 2016 году численность детей-инвалидов увеличилась на 126 человек (3,7%), в 2017 году - на 154 человека (на 4,3%), в 2018 году - на 42 человека (1,2%).
В течение 2018 года впервые установлена инвалидность 4630 взрослым гражданам и 407 детям в возрасте до 18 лет. Повторно признаны инвалидами 7694 человека из числа взрослого населения и 994 ребенка. Общее число граждан, признанных инвалидами, снижается. По сравнению с 2017 годом темп убыли в 2018 году составляет 3,4%.
Исходным элементом проведения реабилитационных мероприятий в Курганской области является проведение медико-социальной экспертизы инвалидов и фиксация разработанных на ее основе рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации (абилитации) инвалида (ребенка-инвалида) (далее - ИПРА).
В Курганской области действует схема реабилитационного маршрута, согласно которой информация о рекомендованных инвалиду реабилитационных мероприятиях направляется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы профильным уполномоченным органам исполнительной власти региона, определенным в качестве исполнителей реабилитационных мероприятий:
по медицинской реабилитации - в Департамент здравоохранения Курганской области;
по социальной реабилитации (социально-средовой, социально-бытовой, социально-психологической, социокультурной), обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств бюджета Курганской области - в Главное управление социальной защиты населения Курганской области;
по психолого-педагогической реабилитации - в Департамент образования и науки Курганской области;
по профессиональной реабилитации - в Главное управление по труду и занятости населения Курганской области;
физкультурно-оздоровительных, занятий спортом - в Управление по физической культуре и спорту Курганской области.
Органы исполнительной власти Курганской области организуют работу по разработке перечня мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий.
С 1 января 2015 года в целях создания единого информационного пространства в деятельность организаций социального обслуживания введена информационная система "Единый социальный регистр населения Курганской области", в рамках которой осуществляется формирование базы данных об исполнении перечня реабилитационных мероприятий согласно ИПРА.
В межведомственную информационную систему внесена информация о 49218 инвалидах (64,4% от общей численности инвалидов), из них 3400 дети-инвалиды (94,3% от общей численности детей-инвалидов).
Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях всех форм собственности, расположенных на территории региона, и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов. Сформирована трехэтапная система помощи по профилям: нейрореабилитация, кардиология, травматология.
К числу проблемных вопросов осуществления комплексной реабилитации и абилитации детей в Курганской области следует отнести отсутствие реабилитационного центра (многопрофильного, включающего отделение абилитации для детей раннего возраста, в том числе детей, родившихся недоношенными и с критической массой тела; и имеющего педиатрический профиль коек, для проведения комплексной реабилитации пациентов).
В отсутствие реабилитационного центра для улучшения доступности реабилитационной помощи необходимо создание мобильных реабилитационных бригад для обслуживания детского населения в отдаленных районах области, включающих врачей различных специальностей, методистов по лечебной физической культуре.
Развитию медицинской реабилитационной помощи препятствует дефицит медицинских кадров, достигающий в отдельных медицинских организациях более 50%, что не позволяет предоставлять пациентам достаточный объем реабилитационных процедур продолжительностью не менее 120 минут в день за период госпитализации.
Проблемой остается подготовка специалистов по медицинской реабилитации. Необходима единая государственная комплексная система подготовки кадров различных специальностей, с едиными критериями в оценке реабилитационного потенциала и формировании реабилитационного прогноза (с учетом нозологии и Международной классификации функционирования) для обеспечения как качества оказываемой реабилитационной помощи на местах, так и преемственности оказания такой помощи на всех этапах реабилитации, включая медицинскую реабилитацию в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.
Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года ставит целью создание условий для предоставления детям в возрасте от 0 до 3 лет комплекса медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе.
Помощь на раннем этапе гораздо более эффективно помогает преодолеть болезнь и обеспечивает профилактику осложнений.
В возрастной структуре при установлении первичной инвалидности дети в возрасте от 0 до 4 лет составляют наибольший удельный вес.
С учетом значимости своевременного выявления инвалидизирующей патологии у детей в раннем возрасте медицинскими организациями проводится динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей, первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста, профилактические осмотры детей раннего возраста, диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории.
С 2015 года функционирует Ресурсный центр ранней помощи на базе Государственного бюджетного учреждения "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями";
На базе Государственного казенного учреждения "Курганский дом ребенка" создано отделение медицинской реабилитации и выездная служба помощи родителям, взявшим на воспитание ребенка-инвалида.
В сопровождающую деятельность "особого" ребенка раннего возраста и его семьи, включены педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, медицинский психолог, специалист по адаптивной физической культуре и эрготерапии, педагог дополнительного образования, врач психиатр детский.
На базе Государственного бюджетного учреждения "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и Государственного бюджетного учреждения "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" действуют службы раннего сопровождения. Ежегодно специалисты служб предоставляют медико-социальные реабилитационные услуги не менее 100 детям от 0 до 3-х лет с неврологическими заболеваниями и нарушениями зрения.
В этих учреждениях организована деятельность 6 палат "мать и дитя", где услуги получают дети самого раннего возраста, а таких не менее 50 семей в год.
В Государственном бюджетном учреждении "Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" внедрена модельная программа комплексного развития детей раннего возраста "Школа трехлетки". За 3 года для 400 детей проведено более 3,5 тыс. занятий. Действует родительский абонемент - семьям выдается игровое и реабилитационное оборудование для использования в домашних условиях. Включенность родителей в реабилитационный процесс составляет 80% от числа, обратившихся в учреждение.
Социозащитными организациями реализуются технологии "домашнее визитирование", "домашний помощник" с участием волонтеров, действуют мобильные службы психолого-медико-педагогического консультирования и сопровождения; востребованы группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов.
Современные методики реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста в режиме интеграции активно применяются в деятельности организаций дошкольного и школьного образования. Офтальмологическая, дыхательная, артикуляционная гимнастика, занятия на коррекционных тренажерах, лечебная физкультура, массаж, музыкотерапия, цветотерапия, пескотерапия, арт-техники - все это присутствует в реабилитационной работе.
Анализ ситуации в регионе по оказанию ранней помощи выявил ряд проблемных точек:
- отсутствует алгоритм комплексного сопровождения "особого" ребенка раннего возраста,
- нехватка специалистов по выявлению и помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии;
- актуальна проблема учета и полного охвата детей целевой группы. Так, статус "ребенок с ограниченными возможностями здоровья" не связан с используемой органами здравоохранения Международной классификации болезней (МКБ-10) и делением на группы здоровья;
- недостаточно эффективно проводится выявление детей с ограниченными возможностями здоровья на ранних этапах развития. Если ребенок не посещает дошкольную образовательную организацию, то отклонения в психическом и интеллектуальном развитии в ряде случаев выявляются лишь при начале обучения в школе (отсутствие группы кратковременного пребывания для детей с особыми образовательными потребностями в возрасте до 3 лет, "выжидательная позиция" педиатров, убеждающих родителей, что тревога по поводу отставания ребенка в развитии, в частности в развитии речи, напрасна);
- не сформирован запрос родителей на услуги педагогов коррекционного образования (логопедов, дефектологов, психологов), что обусловлено слабым интересом семьи к потребностям ребенка раннего возраста, отсутствием у семьи информации о возможности консультирования специалистами детей данной категории.
Ребенок с проблемами здоровья часто после рождения долгое время находится на лечении в стационаре. При этом такие важные вопросы, как кормление ребенка, позиционирование, правильное перемещение и другие особенности ухода за малышом, оказываются за рамками стандартных медицинских моделей реабилитации. Технология "Специалист на дому", в реализации которой принимают участие специалисты культурно-образовательных центров города Кургана и сельских поселений Курганской области, обеспечивает преодоление социальной изоляции и недостаточной сформированности родительских компетенций у семей, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями развития.
Вся информация о ходе реализации комплекса мер, актуальная база служб, работающих в системе ранней помощи, информация о технологиях и методиках, используемых в работе с детьми раннего возраста, размещается на специально созданном Интернет-ресурсе "Ранняя помощь".
Услуги по социальной реабилитации инвалидам, семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставляют 43 организации социального обслуживания населения Курганской области (далее - организации социального обслуживания):
4 дома-интерната для престарелых и инвалидов;
8 психоневрологических интернатов;
1 детский дом для умственно отсталых детей;
3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;
1 отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями на базе Государственного бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения по Юргамышскому району";
1 центр социальной помощи семье и детям;
24 комплексных центра социального обслуживания населения и центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.
Кроме того, такие услуги оказывают 6 социально-ориентированных некоммерческих организаций, включенные в реестр поставщиков социальных услуг Курганской области.
Из общей численности инвалидов на учете в организациях социального обслуживания состоит 39,7 тыс. человек. Социальным обслуживанием охвачено 9,4 тыс. граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в стационарной форме - 2,3 тыс. инвалидов (88,1% от общей численности получателей социальных услуг), в форме социального обслуживания на дому - 7,1 тыс. инвалидов (13% от общей численности обслуживаемых на дому).
В 2018 году организациями социального обслуживания предоставлено более 291,0 тыс. услуг по социальной реабилитации 16,3 тыс. инвалидам, в том числе детям-инвалидам, что соответствует уровню 2017 года.
Во всех организациях социального обслуживания проведена работа по обустройству зданий необходимыми сооружениями, позволяющими беспрепятственно передвигаться инвалидам. Входные площадки основных корпусов обустроены пандусами, нанесены контрастная маркировка на полотна прозрачных дверей, желтые полосы - на ступени лестничных маршей, установлена кнопка вызова с выводом на специалиста для оказания помощи инвалидам, испытывающим трудности в самостоятельном передвижении, установлены поручни в коридорах помещений и санитарно-гигиенических комнатах, проведены работы по расширению дверных проемов, обеспечен самостоятельный доступ в санитарно-гигиенические комнаты.
Успешной адаптации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, раскрытию их внутреннего потенциала, вовлечению в социокультурную деятельность способствуют социальные технологии, реализуемые организациями социального обслуживания: галотерапия, терапия воспоминаниями, механотерапия, интерактивный туризм, университет третьего возраста, мобильная бригада, старость без одиночества, ты не один, школа реабилитации и ухода, служба сиделок, участковый и бригадный принцип обслуживания, социальный туризм, школа безопасности, клубно-кружковая деятельность.
Обеспечено развитие системы социального сопровождения семей с детьми-инвалидами в части содействия им в организации семейного досуга.
В рамках предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится психолого-педагогическая диагностика, составляются индивидуальные маршруты по их предпрофессиональной подготовке.
Образовательная деятельность по адаптированным общеобразовательным программам осуществляется в 14 образовательных организациях. В 2018 - 2019 годах в указанных организациях получали общее образование 818 обучающихся детей-инвалидов, в том числе 141 - с нарушением слуха, 83 - с нарушением зрения, 130 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 3-е нервно-психическими заболеваниями, 391 - с интеллектуальными нарушениями, 11 - с расстройствами аутистического спектра, 59 - соматические заболевания. По результатам обследования центральной психолого-медико-педагогической комиссией 190 детей-инвалидов переведены на домашнее обучение, 12 детей-инвалидов по медицинским показаниям освобождены от обучения на 1 год.
В 411 образовательных организациях созданы необходимые условия для обучения 2005 детей с особенностями развития. Различными формами образования охвачено 2057 детей-инвалидов, проживающих на территории Курганской области.
На уровне региона формируется единая региональная служба консультативно-методической поддержки образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе по вопросам социальной адаптации.
Государственное бюджетное учреждение "Центр помощи детям" (далее - Учреждение) оказывает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
Ежегодно около 4 тысяч детей проходят обследование специалистами Учреждения. Родители получают консультацию по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мобильная служба (психолог, логопед-дефектолог, социальный педагог) выезжает в отдаленные сельские поселения с целью выявления проблем в развитии детей и оказания психолого-педагогической помощи семьям.
В сопровождение семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья включены социальные педагоги культурно-образовательных центров, действующих в отдельных населенных пунктах.
Дистанционное обучение детей-инвалидов организовано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении "Курганская областная школа дистанционного обучения". В дистанционное образование включены дети-инвалиды школьного возраста, 100 - 110 детей ежегодно.
Одно из важнейших направлений деятельности школы - социализация детей-инвалидов: организация интерактивных сообществ, то есть общение через средства интернета, участие в коллективных творческих, исследовательских, проектных работах с использованием информационных технологий.
Практическая деятельность школы по реализации дистанционного обучения подтверждает, что развитие этой формы образования позволит повысить уровень социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждениях профессионального образования создаются условия для обучения инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, численность обучающихся указанной категории в 2018-2019 учебном году составляет 244 человек. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обучаются по направлениям: здравоохранение, образование и педагогические науки, экономика и управление, информатика и вычислительная техника, техника и технологии строительства, технологии легкой промышленности, промышленная экология и биотехнологии.
В Курганской области 111 образовательных организаций дополнительного образования. В 2018 году в них занимались 339 детей-инвалидов, что составляет 19% от общего количества детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет. Из них технической направленностью охвачены 14 человек (4%), естественнонаучной - 18 (5%), туристско-краеведческой - 3 (0,9%), художественной - 148 (44,1%), социально-педагогической - 68 (20%), физкультурно-спортивной - 88 (26%).
Кроме того, реализация мероприятий осуществляется на базе 9 специальных коррекционных школ и школ-интернатов, осуществляющих обучение детей с нарушением слуха, речи, умственной отсталостью.
Сегодня существует запрос на создание условий, замещающих стационарное обслуживание, на сопровождаемое проживание лиц с инвалидностью в соседстве с людьми без инвалидности в шаговой доступности к объектам местной инфраструктуры, обеспечение их дневной занятости.
Развитие таких форм жизнеустройства взрослых людей с инвалидностью, которые позволяют им жить в условиях обычного социального окружения, является важной задачей, поскольку иначе теряется смысл всей предшествовавшей работы по развитию, образованию и социализации ребенка с инвалидностью.
С 2018 года в регионе получила свое развитие технология "Сопровождаемое проживание инвалидов" (далее - сопровождаемое проживание инвалидов), предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации и абилитации, образовательных услуг и проведения мероприятий по социальному сопровождению.
В Курганской области нарабатывается практика внедрения двух форм сопровождаемого проживания инвалидов - индивидуальное и малыми группами.
Сопровождаемое проживание инвалидов организуют 3 организации социального обслуживания (Государственное бюджетное учреждение "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", Государственное бюджетное учреждение "Галишевский психоневрологический интернат" и Государственное бюджетное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по городу Кургану").
Источниками ресурсного обеспечения сопровождаемого проживания инвалидов являются средства областного бюджета, направленные на реализацию государственного задания организации социального обслуживания, средства, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, спонсорские средства.
По состоянию на 1 января 2019 года сопровождаемое проживание получают 70 инвалидов в 2 организациях социального обслуживания.
Одной из острых задач, направленных на улучшение положения инвалидов, является трудовая занятость. По состоянию на 1 января 2019 года численность инвалидов в трудоспособном возрасте составила 21714 человек, в том числе незанятых - 17097 человек, или 78,7%. Уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста - 1,3%.
Несмотря на принятые меры, около 65% от обратившихся в 2018 году в службу занятости инвалидов не нашли работу. По состоянию на 1 января 2019 года на регистрационном учете в учреждениях службы занятости состояло 447 инвалидов, что составляет 7% от общей численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Подпрограммой предусматривается организация сопровождаемого содействия их занятости. Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимаются оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя (при необходимости).
Приобретение трудовых навыков, адаптация на рабочем месте существенно повысит конкурентоспособность инвалида на рынке труда в будущем, расширит возможности его трудоустройства и закрепления на постоянном рабочем месте.
Важным в реабилитации является организация физкультурно-оздоровительные занятия для инвалидов. По состоянию на 1 января 2019 года 11152 человек занимаются адаптивной физической культурой и спортом, что составляет 15,4% от общей численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доля детей-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения составляет 56% от общей численности детей данной категории.
14 учреждений культуры проводят мероприятия для инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов. В 2018 году проведено более 6 тыс. мероприятий для инвалидов и детей-инвалидов.
Услуги по абилитации и реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) в сфере культуры оказывает Государственное казенное учреждение "Областная специальная библиотека им. В.Г. Короленко" - учреждение культуры, осуществляющее комплексное библиотечное обслуживание людей с проблемами зрения. Число зарегистрированных пользователей библиотеки в 2018 году составило 1756 человек, количество стационарных посещений - 15918 человек.
Музеями Курганской области проводится адаптация экскурсий и лекций для детей с ограниченными возможностями здоровья. Государственное бюджетное учреждение профессионального образовательного учреждения "Курганский областной музыкальный колледж им. Д.Д. Шостаковича" принял участие в реализации волонтерского проекта "От сердца к сердцу". Также активную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья ведет Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Курганский областной колледж культуры", которым реализуется 3 социальных проекта: "Подари праздник детям", "Город мастеров", "Мастер фломастер".
Однако недостаточное оснащение современным реабилитационным оборудованием, нехватка обученных специалистов не позволяет в полной мере охватить реабилитационными мероприятиями инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
С целью создания условий для вовлечения в добровольческую деятельность молодых граждан и развития волонтерского движения через координацию волонтерских отрядов, действующих на территории Курганской области, в г. Кургане создан и функционирует городской Центр волонтеров "Инициатива" (далее - Центр).
Центр оказывает информационную, методическую и консультационную поддержку деятельности волонтерских отрядов города.
К волонтерской (добровольческой) деятельности привлекаются молодые люди от 14 до 23 лет, школьники и студенты, состоящие в добровольческих объединениях на базе общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций, а также руководители отрядов из числа педагогов образовательных организаций.
Деятельность Центра направлена на профилактическую работу по предупреждению девиантного поведения в молодежной среде, пропаганду здорового образа жизни среди молодежи, пропаганду защиты окружающей среды, формирование экологической культуры в молодежной среде, оказание нуждающимся социальной помощи, патриотическое воспитание молодежи, проведение массовых и спортивных мероприятий для молодежи, взаимодействие с государственными органами и общественными и коммерческими организациями, заинтересованными в осуществлении деятельности Центра.
Практическая значимость социального проекта заключается в поддержке единого центра молодежного волонтерского движения города Кургана, осуществляющего системную работу с волонтерскими отрядами и молодыми людьми из различных образовательных организаций и различного социального статуса, участвующими в том числе в комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
С привлечением волонтерского движения города Кургана успешно работает Центр инклюзивного творчества "Авантюрин". Это социальный проект Курганской областной молодежной общественной организации "XXI ВЕК", в рамках которого осуществляется реабилитация имеющих инвалидность детей и молодежи г. Кургана в возрасте от 6 до 30 лет средствами коллективного творчества вместе со здоровыми сверстниками.
Практики волонтерской деятельности по оказанию помощи детям-инвалидам прорабатываются и в других муниципальных образованиях Курганской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.