Приложение
к приказу Росавиакосмоса
от 24 июня 2003 г. N 80
Федеральные авиационные правила
"Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации (ФАП ВЛЭ ЭА-2003)"
I. Общие положения
1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383), Положением о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст.1593; 2000, N 17, ст.1875), Положением о Российском авиационно-космическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 1999 г. N 1186 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 44, ст.5316), а также стандартами и рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), принятыми для использования в практике полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.
2. Правила регламентируют организацию и порядок проведения врачебно-летной экспертизы авиационного персонала экспериментальной авиации (далее - ЭА).
3. Требования Правил распространяются на все авиационные организации экспериментальной авиации (далее - авиационные организации ЭА).
4. Врачебно-летной экспертизе подлежит авиационный персонал ЭА:
1) летчики-испытатели, штурманы-испытатели, бортовые инженеры-испытатели, бортовые механики-испытатели, бортовые радисты-испытатели, бортовые техники-испытатели, бортовые электрики-испытатели, бортовые операторы-испытатели летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации;
2) линейные пилоты (самолетов и вертолетов), штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, бортоператоры, бортпроводники летно-испытательных и авиационно-транспортных подразделений (авиапредприятий), созданных на базе авиационных организаций экспериментальной авиации - на период работы в них (далее - линейные пилоты (самолетов и вертолетов), штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, бортоператоры, бортпроводники авиационных организаций ЭА);
Решением Верховного Суда РФ от 13 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2258 подпункт 3 пункта 4 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
3) парашютисты-испытатели, парашютисты;
4) участники испытаний в полете;
5) лица, осуществляющие испытания, связанные с перегрузками длительного воздействия, ударными перегрузками, воздействием на организм газовых смесей, используемых в дыхательных аппаратах, высоких тепловых и холодовых режимов, невесомости, пребывания в замкнутом пространстве, усиленной физической нагрузки, спецснаряжения, полетов на значительных высотах и специальных пищевых рационов (далее - испытатели, работающие на наземных стендах ЭА);
6) руководители полетов;
7) авиационный персонал, поступающий в школу летчиков-испытателей им. А.В.Федотова.
5. Авиационному персоналу ЭА, признанному по результатам медицинского освидетельствования годным по состоянию здоровья к профессиональной деятельности, выдается Медицинское свидетельство соответствующего образца (приложение N 1 к настоящим Правилам).
Медицинское экспертное заключение в Медицинском свидетельстве учитывается при выдаче и продлении сертификата (свидетельства) авиационного персонала в системе гражданской (для лиц указанных в подпункте 2 пункта 4), государственной и экспериментальной авиации.
6. Авиационному персоналу ЭА, признанному негодным к профессиональной деятельности, выдается Справка врачебно-летной экспертной комиссии экспериментальной авиации установленной формы (приложение N 2 к настоящим Правилам).
7. Медицинское свидетельство является основанием для допуска авиационного персонала ЭА к профессиональной деятельности по состоянию здоровья в течение:
Решением Верховного Суда РФ от 13 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2258 подпункт 1 пункта 7 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
1) 12 месяцев со дня его выдачи - для летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, бортовых инженеров-испытателей, бортовых механиков-испытателей, бортовых радистов-испытателей, бортовых техников-испытателей, бортовых электриков-испытателей, бортовых операторов-испытателей летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации, парашютистов-испытателей, парашютистов, руководителей полетов, участников испытаний в полете, испытателей, работающих на наземных стендах ЭА, а также линейных пилотов (самолетов и вертолетов), штурманов, бортинженеров, бортмехаников и бортрадистов авиационных организаций ЭА;
2) 24 месяца со дня его выдачи - для бортоператоров и бортпроводников авиационных организаций ЭА.
Срок очередного медицинского освидетельствования может быть сокращен при наличии медицинского основания и должен быть обоснован в медицинском экспертном заключении.
Авиационный персонал ЭА без Медицинского свидетельства или по истечении срока очередного медицинского освидетельствования к выполнению профессиональных обязанностей не допускается.
В отдельных случаях (за исключением случаев направления на работу в иностранные государства) с разрешения начальника Отдела летной службы экспериментальной авиации Российского авиационно-космического агентства (далее - Отдел летной службы ЭА Росавиакосмоса) и по согласованию с председателем Центральной врачебно-летной экспертной комиссии экспериментальной авиации срок очередного медицинского освидетельствования летчикам-испытателям и штурманам-испытателям может быть продлен на один месяц врачом авиационной организации ЭА. В этом случае врач организует и проводит углубленный медицинский осмотр летчика-испытателя (штурмана-испытателя) с участием терапевта и невролога, а по медицинским показаниям - и врачей других специальностей. По результатам углубленного медицинского осмотра врач выносит заключение о допуске к летной работе сроком на один месяц.
8. Во всех случаях изменения в состоянии здоровья до истечения срока очередного медицинского освидетельствования авиационный персонал ЭА должен обратиться к медицинскому работнику авиационной организации ЭА для решения вопроса о возможности продолжения выполнения профессиональных обязанностей.
9. При врачебно-летной экспертизе (медицинском освидетельствовании) авиационного персонала ЭА врачебно-летные экспертные комиссии экспериментальной авиации руководствуются Требованиями к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к профессиональной деятельности авиационного персонала экспериментальной авиации (далее - Требования) и Пояснениями к статьям Требований к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к профессиональной деятельности авиационного персонала экспериментальной авиации (далее - Пояснения), регламентированные приложениями N 3 и N 4 к настоящим Правилам.
Годность (ограниченная годность, негодность) авиационного персонала ЭА к профессиональной деятельности определяется в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом характера заболеваний (травм), степени их тяжести, распространенности, частоты обострений, степени нарушения функций пораженных органов и систем, эффективности проведенных лечебно-оздоровительных мероприятий, вероятного прогрессирования заболевания и развития осложнений в случае продолжения профессиональной деятельности, влияния заболевания на безопасность полетов, а также специальности освидетельствуемого, его индивидуальных психофизиологических особенностей, опыта работы и данных, изложенных в служебной и медицинской характеристиках.
II. Организация и задачи врачебно-летной экспертизы
См. также Федеральные авиационные правила "Организация работы органов врачебно-летной экспертизы экспериментальной авиации", утвержденные приказом Росавиакосмоса от 15 августа 2003 г. N 164
10. Врачебно-летная экспертиза в экспериментальной авиации проводится в целях оценки состояния здоровья авиационного персонала ЭА, решения вопроса о допуске его к профессиональной деятельности, контроля за эффективностью проведенных лечебно-оздоровительных (реабилитационных) мероприятий, раннего выявления отклонений в состоянии здоровья авиационного персонала и обеспечения безопасности полетов в экспериментальной авиации.
11. Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала ЭА проводится следующими врачебно-летными экспертными комиссиями экспериментальной авиации:
1) Центральной врачебно-летной экспертной комиссией экспериментальной авиации федерального государственного унитарного предприятия "Центравиамед" (далее - ЦВЛЭК ЭА);
2) врачебно-летной экспертной комиссией федерального государственного унитарного предприятия "Центральная больница экспертизы летно-испытательного состава экспериментальной авиации" (далее - ВЛЭК ЦБЭЛИС);
3) врачебно-летной экспертной комиссией федерального государственного унитарного предприятия "Специальная поликлиника летно-исследовательского института им.М.М.Громова" (далее - ВЛЭК ЛИИ);
4) врачебно-летной экспертной комиссией федерального государственного унитарного предприятия "Центравиамед" (далее - ВЛЭК "Центравиамед");
5) выездной врачебно-летной экспертной комиссией, которая создается для медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА непосредственно в авиационной организации ЭА (далее - выездная ВЛЭК ЭА).
12. Врачебно-летные экспертные комиссии экспериментальной авиации должны быть сертифицированы в установленном порядке в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации и обязаны иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности "Экспертиза врачебно-летная".
Врачебно-летные экспертные комиссии экспериментальной авиации освидетельствуют в день не более 30 человек.
В состав врачебно-летной экспертной комиссии экспериментальной авиации в обязательном порядке должны входить: председатель (заместитель председателя комиссии), врачи-специалисты (терапевт, невролог, хирург, оториноларинголог, окулист), психолог, медицинская сестра - секретарь комиссии, медицинская сестра по ведению делопроизводства и архива. Кроме того на правах ее членов в состав комиссии могут быть включены: представитель Отдела летной службы ЭА Росавиакосмоса, руководитель и штатный врач авиационной организации ЭА.
Запрещается проведение медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА при неполном обязательном составе врачебно-летной экспертной комиссии экспериментальной авиации. Один врач-специалист эксперт не имеет право одновременно выносить медицинское экспертное заключение авиационному персоналу ЭА по двум специальностям. В исключительных случаях председатель комиссии может замещать врача-специалиста.
Порядок деятельности ВЛЭК ЦБЭЛИС, ВЛЭК ЛИИ, ВЛЭК "Центравиамед", выездной ВЛЭК ЭА (далее - ВЛЭК ЭА) и ЦВЛЭК ЭА регламентируется соответствующими федеральными авиационными правилами.
Медицинской аппаратурой и инструментарием ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) оснащаются согласно Перечню медицинской аппаратуры и инструментария, необходимых для врачебно-летной экспертизы авиационного персонала ЭА (приложение N 5 к настоящим Правилам).
См. Федеральные авиационные правила "Организация работы медицинского персонала авиационных организаций экспериментальной авиации", утвержденные приказом Росавиакосмоса от 15 августа 2003 г. N 165
13. Высшим органом врачебно-летной экспертизы в экспериментальной авиации является ЦВЛЭК ЭА.
На ЦВЛЭК ЭА возложено утверждение медицинских экспертных заключений, вынесенных ВЛЭК ЭА в отношении:
1) летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, бортовых инженеров-испытателей, бортовых механиков-испытателей, бортовых радистов-испытателей, бортовых техников-испытателей, бортовых электриков-испытателей и бортовых операторов-испытателей летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации, линейных пилотов (самолетов и вертолетов), штурманов, бортинженеров, бортмехаников и бортрадистов авиационных организаций ЭА, а также парашютистов-испытателей, руководителей полетов, признанных негодными к летной работе (парашютным прыжкам, работе руководителем полетов), или при восстановлении на летную работу (к парашютным прыжкам, работе руководителем полетов) лиц, признанных ранее негодными по состоянию здоровья;
2) летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, признанных впервые ограниченно годными к летной работе или при снятии ограничения к летной работе.
14. ЦВЛЭК ЭА имеет право выносить авиационному персоналу ЭА медицинское экспертное заключение о годности к летной работе (полетам, работе, парашютным прыжкам) по статьям Требований (приложение N 3 к настоящим Правилам), которыми предусмотрена негодность.
15. Задачи врачебно-летной экспертизы:
1) определение по состоянию здоровья и индивидуальным психофизиологическим качествам:
годности (негодности) к летной работе летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, бортовых инженеров-испытателей, бортовых механиков-испытателей, бортовых радистов-испытателей, бортовых техников-испытателей, бортовых электриков-испытателей, бортовых операторов-испытателей летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации, линейных пилотов (самолетов и вертолетов), штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов авиационных организаций ЭА, а также авиационного персонала, поступающего в школу летчиков-испытателей им.А.В.Федотова;
годности (негодности) к полетам участников испытаний в полете;
годности (негодности) к работе руководителей полетов, испытателей, работающих на наземных стендах экспериментальной авиации, а также бортоператоров и бортпроводников авиационных организаций ЭА;
Решением Верховного Суда РФ от 13 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2258 абзац пятый подпункта 1 пункта 15 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
годности (негодности) к парашютным прыжкам парашютистов-испытателей и парашютистов;
2) определение по состоянию здоровья возможности выполнения летной работы (полетов, работы, парашютных прыжков) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы (зона отчуждения, зона отселения), в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом;
3) выявление среди авиационного персонала ЭА лиц, нуждающихся в проведении лечебно-оздоровительных (реабилитационных) мероприятий;
4) накопление, обобщение и анализ результатов медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА для совершенствования врачебно-летной экспертизы в экспериментальной авиации;
5) участие в разработке нормативных правовых актов, разъяснений по вопросам организации и проведения врачебно-летной экспертизы авиационного персонала ЭА;
6) осуществление научно-исследовательской и организационно-методической работы по вопросам врачебно-летной экспертизы в экспериментальной авиации;
7) участие в изучении влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья авиационного персонала ЭА и разработке предложений, направленных на снижение неблагоприятного воздействия профессиональных факторов на состояние здоровья авиационного персонала ЭА.
III. Порядок медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА
16. Направление авиационного персонала ЭА на очередное медицинское освидетельствование осуществляет руководитель авиационной организации ЭА.
Направление на медицинское освидетельствование вновь поступающего на работу авиационного персонала ЭА, признанного ранее негодным по состоянию здоровья к профессиональной деятельности, а также лиц, первично поступающих на работу в авиационные организации ЭА, в том числе из государственной или гражданской авиации, осуществляется руководством авиационной организации ЭА с указанием специальности и должности, на которую принимается работник.
Освидетельствуемые из числа военнообязанных предъявляют во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) военный билет. За исключением руководителей полетов, бортоператоров и бортпроводников, к медицинскому освидетельствованию допускается авиационный персонал ЭА, годный к военной службе, а руководители полетов, бортоператоры и бортпроводники - годные к военной службе или годные к военной службе с незначительными ограничениями. Кроме того, освидетельствуемые обязаны представить во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) медицинские документы, характеризующие состояние его здоровья - медицинскую книжку, выписку из медицинской карты амбулаторного больного, справки из психоневрологического, наркологического и противотуберкулезного диспансеров, а при необходимости - и другие медицинские документы.
17. Авиационный персонал ЭА, подлежащий медицинскому освидетельствованию, рекомендуется в день освидетельствования освобождать от любой работы, накануне авиационному персоналу ЭА по возможности предоставлять день отдыха. Острые и обострение хронических заболеваний являются противопоказаниями к направлению на освидетельствование во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА). Авиационный персонал ЭА к очередному медицинскому освидетельствованию допускается только после проведения санации полости рта.
Перед медицинским освидетельствованием авиационный персонал ЭА во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) заполняет Заявление о медицинском освидетельствовании (приложение N 6 к настоящим Правилам).
Медицинское освидетельствование авиационного персонала ЭА проводится очно.
В случаях наличия у авиационного персонала ЭА заболевания, травмы со значительным нарушением функции пораженного органа (системы) и при достоверно установленном неблагоприятном профессиональном прогнозе ЦВЛЭК ЭА может быть проведено заочное освидетельствование по представленным медицинским документам. О всех случаях заочного медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА ЦВЛЭК ЭА сообщает в Отдел летной службы ЭА Росавиакосмоса.
18. Объем клинико-инструментального обследования авиационного персонала ЭА изложен в приложении N 7 к настоящим Правилам.
19. По достижении 30 лет летчики-испытатели, штурманы-испытатели направляются на стационарное обследование в федеральное государственное унитарное предприятие "Центральная больница экспертизы летно-испытательного состава экспериментальной авиации" (далее - ЦБЭЛИС) с последующим медицинским освидетельствованием во ВЛЭК ЦБЭЛИС.
Очередное стационарное обследование в ЦБЭЛИС с последующим медицинским освидетельствованием летчики-испытатели, штурманы-испытатели, признанные годными к летной работе без применения статей Требований (приложение N 3 к настоящим Правилам), а также по статьям, не предусматривающим индивидуальную оценку годности, проходят через три года на четвертый, а признанные годными к летной работе с применением статей Требований, предусматривающих индивидуальную оценку годности, - через два года на третий.
По достижении 50 лет линейные пилоты (самолетов и вертолетов), штурманы авиационных организаций ЭА направляются на стационарное обследование в ЦБЭЛИС с последующим медицинским освидетельствованием во ВЛЭК ЦБЭЛИС. Очередное стационарное обследование данной категории летного состава проводится через три года на четвертый.
Другие категории авиационного персонала ЭА направляются на стационарное обследование в ЦБЭЛИС с последующим медицинским освидетельствованием во ВЛЭК ЦБЭЛИС по медицинским показаниям.
20. Авиационный персонал ЭА подлежит направлению на внеочередное медицинское освидетельствование в случае выявления изменений в состоянии здоровья, дающих основания для пересмотра ранее вынесенного ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) медицинского экспертного заключения.
Внеочередное медицинское освидетельствование летчиков-испытателей и штурманов-испытателей проводится также:
в случае систематического невыполнения полетных заданий и после авиационных происшествий, связанных с состоянием здоровья;
при направлении на работу в иностранные государства с неблагоприятными климатическими условиями и на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы (зона отчуждения, зона отселения) со сроком командирования более двух месяцев (если срок очередного медицинского освидетельствования наступает в период командировки).
Решение о внеочередном медицинском освидетельствовании авиационного персонала ЭА принимает руководитель авиационной организации ЭА по представлению врача авиационной организации ЭА и предварительному согласованию с председателем ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА).
Авиационный персонал ЭА (за исключением летчиков и штурманов), поступающий в школу летчиков-испытателей им. А.В.Федотова, подлежит обязательному внеочередному медицинскому освидетельствованию во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА).
Летчики и штурманы, поступающие в школу летчиков-испытателей им. А.В.Федотова, подлежат обязательному внеочередному обследованию в условиях стационара ЦБЭЛИС с последующим медицинским освидетельствованием во ВЛЭК ЦБЭЛИС.
Медицинские экспертные заключения, вынесенные ВЛЭК ЦБЭЛИС в отношении летчиков и штурманов, поступающих в школу летчиков-испытателей им. А.В.Федотова, подлежат утверждению в ЦВЛЭК ЭА.
Авиационный персонал, поступающий на работу в авиационные организации ЭА из государственной или гражданской авиации, подлежит обязательному внеочередному освидетельствованию во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА).
21. При медицинском освидетельствовании авиационного персонала ЭА, направляемого для выполнения летной работы (полетов, работы руководителем полетов, участником испытаний в полете, бортоператором и бортпроводником - далее - работы, парашютных прыжков) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы (зона отчуждения, зона отселения), в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом, ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) руководствуется Требованиями (приложение N 3 к настоящим Правилам) и Перечнем медицинских противопоказаний (приложение N 8 к настоящим Правилам).
22. В случае несогласия авиационного персонала ЭА с медицинским экспертным заключением ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) оно может быть обжаловано в установленном порядке.
IV. Формулировки медицинских экспертных заключений
23. В медицинском экспертном заключении ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) должны
указываться статьи, графы Требований (приложение N 3 к настоящим
Правилам).
24. В отношении авиационного персонала экспериментальной авиации
ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) выносит медицинские экспертные заключения в следующих
формулировках:
1) на летчиков-испытателей:
по графам I-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
без ограничения;
по графам I-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
за исключением сверхзвуковых самолетов;
по графам I-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
за исключением сверхзвуковых самолетов с одним управлением;
по графам I-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
за исключением сверхзвуковых самолетов и самолетов, базирующихся на
кораблях*;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на всех типах бомбардировщиков;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на всех типах бомбардировщиков, за исключением сверхзвуковых;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на всех типах бомбардировщиков, за исключением сверхзвуковых с одним
управлением;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на всех типах транспортных самолетов;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на легких и сверхлегких самолетах;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на _________________________________________;
(указывается тип воздушного судна)
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на всех типах вертолетов;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на всех типах вертолетов, за исключением вертолетов, базирующихся на
кораблях;
по графам I-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - не годен к летной
работе;
2) на штурманов-испытателей:
по графам I-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
без ограничения;
по графам I-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
за исключением сверхзвуковых самолетов;
по графам I-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
за исключением сверхзвуковых самолетов и самолетов, базирующихся на
кораблях**;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на всех типах бомбардировщиков;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на всех типах бомбардировщиков, за исключением сверхзвуковых;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на всех типах транспортных самолетов;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на легких и сверхлегких самолетах;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на _______________________________________;
(указывается тип воздушного судна)
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на всех типах вертолетов;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
на всех типах вертолетов, за исключением вертолетов, базирующихся на
кораблях;
по графам I-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - не годен к летной
работе;
3) на линейных пилотов (самолетов и вертолетов), штурманов
авиационных организаций ЭА:
по графе II Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен _____________________
(линейным пилотом, штурманом)
к летной работе;
по графам II-III Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - не годен _____________
(линейным пилотом, штурманом)
к летной работе;
4) на бортовых инженеров-испытателей, бортовых
механиков-испытателей, бортовых радистов-испытателей, бортовых
техников-испытателей, бортовых электриков-испытателей, бортовых
операторов-испытателей летно-испытательных подразделений
экспериментальной авиации:
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
_________________________________________________________________________
(бортмехаником-испытателем, бортрадистом-испытателем и т.д.)
без ограничения;
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к летной работе
__________________________________ на __________________________________;
(бортмехаником-испытателем и т.д.) (указывается тип воздушного судна)
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - не годен к летной работе
________________________________________________________________________;
(бортмехаником-испытателем, бортрадистом-испытателем и т.д.)
5) на бортинженеров, бортмехаников и бортрадистов авиационных
организаций ЭА:
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен _____________________
(бортинженером и т.д.)
к летной работе;
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - не годен __________________
(бортинженером и т.д.)
к летной работе;
6) на бортоператоров и бортпроводников авиационных организаций ЭА:
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 годен к работе _____________;
(бортоператором, бортпроводником)
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 не годен к работе __________;
(бортоператором, бортпроводником)
Решением Верховного Суда РФ от 13 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2258 абзац первый подпункта 7 пункта 24 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
7) на парашютистов-испытателей, парашютистов:
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен
парашютистом-испытателем ко всем видам парашютных прыжков;
Решением Верховного Суда РФ от 13 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2258 абзац третий подпункта 7 пункта 24 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к парашютным прыжкам,
за исключением испытательных и экспериментальных прыжков;
Решением Верховного Суда РФ от 13 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2258 абзац четвертый подпункта 7 пункта 24 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - не годен к парашютным
прыжкам;
8) на участников испытаний в полете:
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 годен к полетам
________________________________________________________________________;
(указывается в качестве кого и тип воздушного судна)
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - не годен к полетам
участником испытаний в полете;
9) на испытателей, работающих на наземных стендах ЭА:
по графе I Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к работе испытателем
на всех наземных стендах без ограничений;
по графе I Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к работе испытателем
на наземных стендах, за исключением _______________________________;
(указывается вид испытаний)
по графе I Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - не годен к работе
испытателем на наземных стендах;
10) на руководителей полетов:
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - годен к работе
руководителем полетов;
по графе IV Требований ФАП ВЛЭ ЭА-2003 - не годен к работе
руководителем полетов;
11) на весь авиационный персонал ЭА, независимо от специальности:
подлежит направлению на стационарное лечение (обследование) с
последующим медицинским освидетельствованием во ________________________;
(указывается наименование ВЛЭК ЭА)
_________________________________________________________________________
нуждается в лечебно-оздоровительных (реабилитационных) мероприятиях:
________________________________________________________________________.
(указываются конкретные лечебно-оздоровительные (реабилитационные)
мероприятия)
25. Если в направлении на медицинское освидетельствование
указывается о необходимости освидетельствования авиационного персонала ЭА
для определения его годности к летной работе (полетам, работе, парашютным
прыжкам) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, на
территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие
чернобыльской катастрофы (зона отчуждения, зона отселения), в иностранных
государствах с неблагоприятным жарким климатом, то медицинское экспертное
заключение ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) дополняется следующими формулировками:
1) "На основании Перечня (приложение N 8 к ФАП ВЛЭ ЭА-2003) к
выполнению летной работы (полетов, работы, парашютных прыжков) в районе
_________________________________________ годен";
(указывается место работы)
2) "На основании пункта ___ Перечня (приложение N 8 к ФАП ВЛЭ
ЭА-2003) выполнение летной работы (полетов, работы, парашютных прыжков) в
районе __________________________ противопоказано".
(указывается место работы)
26. Медицинское экспертное заключение выносится на заседании ВЛЭК ЭА
(ЦВЛЭК ЭА) и его оформление в медицинском документе осуществляется по
следующей схеме:
дата вынесения медицинского экспертного заключения и наименование
ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА);
заключение о состоянии здоровья ("здоров" или указывается
клинический(ие) диагноз(ы), начиная с ведущего, определяющего
медицинское экспертное заключение);
медицинское экспертное заключение о годности (негодности)
авиационного персонала ЭА к профессиональной деятельности;
обоснование медицинского экспертного заключения при
освидетельствовании авиационного персонала ЭА по статьям Требований
(приложение N 3 к настоящим Правилам), предусматривающим индивидуальную
оценку годности;
лечебно-оздоровительные (реабилитационные) рекомендации.
V. Оформление врачебно-экспертной документации на освидетельствованных и порядок представления ее на утверждение в ЦВЛЭК ЭА
27. Результаты медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА заносятся в медицинскую книжку и Книгу протоколов заседаний врачебно-летной экспертной комиссии (приложение N 9 к настоящим Правилам).
Кроме того, при амбулаторном медицинском освидетельствовании авиационного персонала ЭА результаты медицинского освидетельствования записываются в Карту амбулаторного медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА, а при обследовании, освидетельствовании во ВЛЭК ЦБЭЛИС - Карту стационарного медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА, которая хранится как приложение к Книге протоколов заседаний врачебно-летной экспертной комиссии в течение 30 лет.
Окончательное медицинское экспертное заключение, вынесенное в отношении авиационного персонала ЭА, заносится в медицинскую книжку, подписывается председателем ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) и скрепляется печатью ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА).
Окончательное медицинское экспертное заключение записывается также в Медицинское свидетельство (приложение N 1 к настоящим Правилам).
Медицинское свидетельство оформляет и выдает авиационному персоналу ЭА председатель ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА). В разделе "Особые отметки" Медицинского свидетельства председатель ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) указывает срок очередного медицинского осмотра авиационного персонала ЭА, а также индивидуальные варианты нормы частоты сердечных сокращений и показатели артериального давления, которые заверяются печатью ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА).
28. На летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, бортовых инженеров-испытателей, бортовых механиков-испытателей, бортовых радистов-испытателей, бортовых техников-испытателей, бортовых электриков-испытателей и бортовых операторов-испытателей летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации, линейных пилотов (самолетов и вертолетов), штурманов, бортинженеров, бортмехаников и бортрадистов авиационных организаций ЭА, а также парашютистов-испытателей, руководителей полетов, признанных негодными к летной работе (парашютным прыжкам, работе) или при восстановлении на летную работу (к парашютным прыжкам, работе руководителем полетов) лиц, признанных ранее негодными по состоянию здоровья, а также на летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, признанных впервые ограниченно годными к летной работе или при снятии ограничения к летной работе ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) составляется Свидетельство о болезни (приложение N 10 к настоящим Правилам).
Окончательное медицинское экспертное заключение ЦВЛЭК ЭА заносит в медицинскую книжку авиационного персонала ЭА после утверждения Свидетельства о болезни.
29. Вопрос о целесообразности направления авиационного персонала ЭА на медицинское освидетельствование в целях восстановления его на летную работу (к парашютным прыжкам, работе руководителем полетов) до его направления во ВЛЭК ЭА предварительно должен быть согласован с председателем ЦВЛЭК ЭА.
30. Свидетельство о болезни составляется в 3-х экземплярах.
Срок составления ВЛЭК ЭА Свидетельства о болезни и представления его в ЦВЛЭК ЭА не должен превышать трех дней с момента вынесения медицинского экспертного заключения. Срок рассмотрения Свидетельства о болезни - не позднее пяти дней со дня его поступления в ЦВЛЭК ЭА. При необходимости авиационный персонал ЭА может быть вызван на личный осмотр и обследование в ЦВЛЭК ЭА.
31. ЦВЛЭК ЭА после утверждения Свидетельства о болезни первый экземпляр направляет руководителю авиационной организации ЭА, в которой работает освидетельствованный, второй - во ВЛЭК ЭА, которая составляла Свидетельство о болезни, где оно хранится как приложение к Книге протоколов заседаний врачебно-летной экспертной комиссии (приложение N 9 к настоящим Правилам) в течение 30 лет, третий экземпляр хранится в делах ЦВЛЭК ЭА.
В случае неутверждения Свидетельства о болезни ЦВЛЭК ЭА возвращает два экземпляра этого документа во ВЛЭК ЭА с изложением причин, по которым оно не утверждено, и конкретными предложениями по устранению недостатков. Один экземпляр Свидетельства о болезни хранится в делах ЦВЛЭК ЭА в течение 3-х лет.
VI. Медицинский контроль за состоянием здоровья авиационного персонала ЭА в межкомиссионный период
32. Медицинский контроль за состоянием здоровья авиационного персонала ЭА в межкомиссионный период осуществляют:
медицинские работники авиационной организации ЭА;
врачи-специалисты эксперты ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА).
33. Задачи медицинского контроля:
раннее выявление изменений в состоянии здоровья и работоспособности авиационного персонала ЭА и проведение необходимых лечебно-оздоровительных (реабилитационных) мероприятий;
изучение индивидуальных психофизиологических особенностей;
изучение организации труда, отдыха и питания авиационного персонала ЭА;
изучение причин ошибочных действий и их связи с состоянием здоровья, работоспособностью авиационного персонала ЭА;
контроль за состоянием здоровья, физической и индивидуально-психологической подготовкой авиационного персонала ЭА к профессиональной деятельности;
проведение предполетного и послеполетного (при необходимости) медицинского осмотра, а также углубленного, периодического и дополнительного медицинского осмотра;
контроль за своевременностью и качеством выполнения лечебно-оздоровительных (реабилитационных) рекомендаций ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА);
подготовка данных для доклада руководству авиационной организации о готовности авиационного персонала ЭА к выполнению поставленных задач.
34. Авиационному персоналу ЭА летно-испытательных подразделений через шесть месяцев после очередного медицинского освидетельствования во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА), а также после авиационного происшествия врач авиационной организации ЭА организует и проводит углубленный медицинский осмотр с участием терапевта и невролога, а по медицинским показаниям - также врачей других специальностей.
При необходимости или в соответствии с рекомендацией ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) в период углубленного медицинского осмотра могут быть проведены дополнительные клинико-инструментальные обследования.
35. Авиационному персоналу ЭА летно-испытательных подразделений, освидетельствованному по статьям Требований (приложение N 3 к настоящим Правилам), предусматривающих индивидуальную оценку, а также лицам, нуждающимся, согласно рекомендациям ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА), в систематическом врачебном наблюдении или признанным ограниченно годными к летной работе, проводится периодический медицинский осмотр в соответствующие сроки.
Линейным пилотам (самолетов и вертолетов), штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам и бортпроводникам авиационных организаций ЭА периодический медицинский осмотр проводится через шесть месяцев после очередного медицинского освидетельствования во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА). Кроме того, периодический медицинский осмотр бортоператорам и бортпроводникам до проведения очередного освидетельствования проводится каждые шесть месяцев.
Авиационному персоналу ЭА после авиационного инцидента, связанного с состоянием здоровья, после выздоровления от заболевания (травмы), отпуска наибольшей продолжительности, отстранения от полета на предполетном медицинском осмотре врачом авиационной организации ЭА проводится дополнительный медицинский осмотр.
36. Результаты углубленного (периодического, дополнительного) медицинского осмотра заносятся в медицинскую книжку авиационного персонала ЭА. При этом должны найти отражение жалобы, перенесенные заболевания в период между осмотрами и объективные данные осмотров.
37. Врачом авиационной организации ЭА по результатам углубленного (периодического, дополнительного) медицинского осмотра выносится заключение о допуске к летной работе (полетам, работе, парашютным прыжкам) или необходимости консультации (лечения, внеочередного медицинского освидетельствования), которое записывается в медицинскую книжку авиационного персонала ЭА.
Заключение по результатам углубленного медицинского осмотра о допуске к летной работе (полетам, работе, парашютным прыжкам) оформляется врачом на оборотной стороне Медицинского свидетельства (приложение N 1 к настоящим Правилам).
38. В целях своевременного и качественного медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА врач авиационной организации ЭА разрабатывает и утверждает у руководителя авиационной организации План подготовки и проведения очередного медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА.
В период подготовки к очередному медицинскому освидетельствованию на авиационный персонал ЭА медицинским работником авиационной организации ЭА составляется медицинская характеристика, а руководителем организации - служебная характеристика.
Медицинская характеристика оформляется в двух экземплярах и должна содержать следующие основные сведения:
с какого времени освидетельствуемый состоит на динамическом врачебном наблюдении;
дату, диагноз и медицинское экспертное заключение предыдущей ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА);
когда и где последний раз проходил стационарное обследование, медицинское освидетельствование;
общую характеристику состояния здоровья и работоспособности авиационного персонала ЭА в межкомиссионный период;
обращаемость за медицинской помощью и количество дней временной нетрудоспособности;
индивидуально-психологические особенности;
выполнение и эффективность проведенных лечебно-оздоровительных (реабилитационных) мероприятий, рекомендованных ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА);
результаты личного осмотра врачом авиационной организации ЭА;
диагноз;
причину направления на медицинское освидетельствование;
вывод врача авиационной организации ЭА о возможности продолжения профессиональной деятельности по состоянию здоровья.
Первый экземпляр медицинской характеристики прилагается к направлению авиационного персонала ЭА на медицинское освидетельствование во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА). Второй экземпляр медицинской характеристики прилагается к медицинской книжке авиационного персонала ЭА, которая должна хранится в кабинете медицинского работника авиационной организации ЭА в надежно закрываемом и опечатываемом шкафу.
Служебная характеристика должна содержать следующие основные сведения:
общее летное время в межкомиссионный период, тип самолета (вертолета), виды полетов, предпосылки авиационных происшествий, инцидентов;
качество выполнения летной работы и должностных обязанностей;
использование очередных отпусков, санаторно-курортное лечение;
вывод о возможности продолжения профессиональной деятельности.
39. Медицинский работник обязан информировать руководителя авиационной организации о необходимости направления авиационного персонала ЭА на очередное (внеочередное) медицинское освидетельствование.
Руководитель авиационной организации оформляет направление авиационного персонала ЭА на очередное (внеочередное) медицинское освидетельствование и обеспечивает своевременную его явку во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА).
_____________________________
* Данное ограничение распространяется также на летчиков-испытателей, выполняющих полеты с использованием аэрофинишера.
** Данное ограничение распространяется также на штурманов-испытателей, выполняющих полеты с использованием аэрофинишера.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Медицинское свидетельство |
|
Содержание Приказ Росавиакосмоса от 24 июня 2003 г. N 80 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Врачебно-летная экспертиза... |